Жизненные планы в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

цель данного исследования – изучение особенностей жизненных планов в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучение общего понятия жизненные планы.
2. Выявление возрастных особенностей юношеского периода.
3. Анализ становления жизненных планов в юношеском возрасте.
4. Экспериментальное исследование взаимосвязи жизненных планов в юношеском возрасте

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………………..
1.1 Жизненные планы как совокупности жизненных ценностей и смыслов……………………………………………………………………….
1.2 Развитие личности в юношеском возрасте………………………
1.3 Особенности формирования жизненных планов в юношеском возрасте……………………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ СОВРЕМЕННОГО ЮНОШЕСТВА…………..
2.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария………………………………………………………………
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Куровая работа-Жизненные планы в юношеском возрасте.docx

— 86.65 Кб (Скачать файл)

2) духовно-гуманитарные ЦО  – делятся на индивидуально  направленные или этические и  коллективно направленные или  политические ценностные ориентации.

3) рационально-ценностные  ориентации основаны на рациональном  определении и ограничении ценностных  объектов в качестве смыслов.  Если материально-экономические  и гуманитарно-духовные ориентации  устанавливаются субъектом или  даются ему на основе социально-общественного  опыта как детерминированной  извне сферы объективных и  общественнозначимых символов, то рационально-ценностные ориентации конституируются субъектом изнутри, в качестве имманентных понятий и предметов в качестве продуктов спонтанной деятельности воображения и мышления, правда, немыслимой без своего выражения вовне. Делятся на субъективно-рациональные и объективно-рациональные ориентации [7, с.104].

В целостной структуре  функционирования ценностных ориентаций складываются: зона совпадения эмоционально переживаемых и практически реализуемых  ценностных установок и зона их расхождения.

Таким образом, можно сказать, что жизненные установки представляют собой динамическую проекцию смысложизненных концепций личности на конкретные условия ее повседневной жизни. Жизненная концепция начинает складываться к подростковому возрасту, может изменяться и трансформироваться на протяжении жизни человека, но на определенном этапе онтогенеза является достаточно устойчивой». Таким образом, можно сказать, что смысложизненная концепция – это стержневая направленность личности, ее смысл жизни. Она содержит в себе те жизненные смысловые универсалии, те ценности, которые и составляют основу личности.

1.2 Развитие личности в юношеском возрасте

 

Ранняя  юность  -  время  реального перехода  к настоящей  взрослости.  На этот возрастной период приходится ряд  новообразований  в структуре личности – в нравственной  сфере,  мировоззренческой,  существенно  изменяются особенности  общения  со взрослыми и сверстниками [17, с.40].

Самоопределение, как  профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем.

В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план — решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Самоопределение связано с новым восприятием времени — соотнесением прошлого и будущего, восприятием настоящего с точки зрения будущего. В детстве время осознанно не воспринималось и не переживалось, теперь осознается временная перспектива: «Я» охватывает принадлежащее ему прошлое, настоящее и будущее.

В ходе исследования, проведенного Т.В.Снегиревой, выявлены несколько  типов временной структуры «Я», выражающиеся в соотношении между прошлым, настоящим и будущим «Я» [19, с.151].

В раннем юношеском возрасте наиболее часто встречается вариант, при котором критичность к прошедшему детству сопровождается умеренно высокой самооценкой и нацеленностью жизненных перспектив на будущее. «Я-прошлое» представляется  чуждым, и отношение к нему неизменно критическое. «Наличное Я» в большей степени тяготеет к будущему  и выступает как новая ступень в личностном самоопределении.  Вероятно, такой вариант в большей степени соответствует юношеской возрастной норме - сочетание критического отношения к себе в прошлом и устремленность в будущее.

Значительно у меньшего числа  старшеклассников все три «Я»  преемственно связаны друг с другом и в равной степени соответствуют идеальному «Я». Это — субъективное гармоническое представление человека о себе.

Построение жизненных  планов требуют уверенности в  себе, в своих силах и возможностях.  Юношеский возраст связан с изменением самооценки  личности. Стабилизация  личности  начинается с формирования «Я-концепции» на границе подросткового и старшего школьного возрастов. Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше.

Происходят изменения  и в эмоциональной  сфере.  Интенсивно развивается саморегуляция, контроль за своим поведением  и эмоциями. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, снижается тревожность, повышаются их контактность и общительность.  Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15. Все это говорит о том, что кризис подросткового возраста или  миновал, или идет на убыль [11, с.213].

Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека, определенная возрастная интровертированность. Но это не есть думы и размышления только о себе. Это, как правило, мысли обо всем: о людях, о мире, о философских, бытовых и других проблемах. Все они личностно затрагивают старших школьников.

Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек. Они знают, как себя вести в тех или иных ситуациях, их ролевое поведение является достаточно гибким. Наряду с этим иногда наблюдается своеобразная инфантильно-ролевая ригидность  в ситуациях общения с разными людьми.

Период ранней юности характеризуется  большими противоречиями, внутренней несогласованностью и изменчивостью многих  социальных  установок. К концу юношеского возраста завершается формирование сложной системы социальных установок, причем оно касается всех компонентов установок: когнитивного, эмоционального и поведенческого.

Межличностное общение в  юности занимает еще больше времени, чем в подростничестве, причем большая  часть времени  приходится на общение  со сверстниками.

Психологи определили, что  взаимоотношения со сверстниками в  этом возрасте связаны с будущим  психологическим благополучием  человека. Среди подростков и молодых  людей, которые в школьные годы были в разладе со своими сверстниками, наблюдается более высокий процент  людей с тяжелым характером, жизненными проблемами и даже правонарушителей. Разлад взаимоотношений со сверстниками  нередко приводит к различным  формам эмоциональной и социальной изоляции. 

В этот период времени обычно меняются отношения юношей и девушек  со взрослыми.  В  ранней юности по сравнению с отрочеством снижается острота межличностных конфликтов и в меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Отношения становятся более ровными, менее конфликтными, чем были в подростковом возрасте

Старшеклассники начинают больше прислушиваться к советам родителей  и учителей, с большим доверием  относятся к  ним.

С профессиональным самоопределением связано изменение учебной мотивации. В старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.

Старшеклассники, ведущей  деятельностью которых является учебно-профессиональная деятельность, начинают рассматривать учебу как  необходимую базу, предпосылку будущей  профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость (если они решили продолжить образование). Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчеркнуто пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков.

От старшего подростка  общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии [4, с.146].

Далеко не все старшие  подростки к концу 9 класса могут  выбрать профессию и связанный с нею дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены и боятся любого выбора. Поэтому они склонны продолжить обучение в школе. На это решение влияет и усиливающаяся привязанность к своей школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками, привычные отношения с учителями. Часть девятиклассников, неудовлетворенных своей невысокой успеваемостью и положением в классе, напротив, стремится скорее окончить школу. Но им тоже не вполне ясно, что их ждет впереди, и это неопределенное будущее вызывает у них опасения.

Большинство старших школьников к окончанию школы самоопределяются в будущей профессии. Ранний или поздний выбор профессии, как правило, не сказывается на профессиональных успехах; они могут быть значительными или незначительными независимо от того, насколько рано или поздно происходит окончательное профессиональное самоопределение.                             

На что ориентируются  старшеклассники при выборе профессии? В 80-е годы для них наиболее значимыми были три фактора:  престижность профессии (ее социальная ценность), качества личности, присущие представителям этой профессии, и принципы, нормы отношений, характерные для данного профессионального круга. Сейчас, видимо, одним из наиболее важных факторов становится материальный — возможность много зарабатывать в будущем.

На период ранней  юности  приходится  становление  нравственного  самосознания.   Этот же период характеризуется переходом на новый уровень морали – конвенциональный (по  Колбергу).

Если для  детей младшего  школьного  возраста  источником постановки и решения нравственных проблем являются  взрослые –  учителя и родители,  если подростки,  кроме того,  ищут их решения у  сверстников,  то старшеклассник  больше ориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основе приобретенных знаний и своего  жизненного опыта.

Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения.

Следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношеских позиций. Взрослый человек будет возвращаться к этим «вечным» вопросам, отказываясь от своих прежних решений или упрочиваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне.

Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим  фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника  строить жизненные планы, осмысливать  построение жизненной перспективы [14, с.73].

Жизненный план —широкое понятие, которое охватывает всю сферу  личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т. д.) [13, с.116]. У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного.

О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится  оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Л. С. Выготский  рассматривал жизненные планы как  показатель овладения личностью  своим внутренним миром и как  систему приспособления к действительности, связывая с ними ≪целевую≫ регуляцию принципиально нового типа [4, с.148]. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее —центральное психологическое новообразование юношеского возраста.

Основой для планирования субъектом собственного будущего является существующая в обществе модель ≪типичного жизненного пути≫ члена данного общества. Эта модель закреплена в культуре, системе ценностей общества, в ее основу положен принцип своевременности: в какое время субъект должен уложиться, чтобы социально «успеть», в нужное время сделать следующий шаг.

Эти ориентиры не всегда известны современным старшеклассникам, кроме того, сами эти ориентиры  в последние десятилетия подверглись  существенному пересмотру. Подрастающее поколение зачастую предоставлено  само себе, вынуждено самостоятельно разрабатывать жизненные цели и  находить способы их выполнения.

В юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых  выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как  система обобщенных представлений  о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться  им в деятельности. Формируется осознанное ≪обобщенное, итоговое отношение к жизни≫ (С.Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни.

В юности создаются благоприятные  условия для становления интегративного психического образования, смысла жизни. Прибывающие жизненные силы, открывающиеся  возможности настраивают подростков, особенно юношей, на поиск перспективы  и жизненного смысла. Появляется заинтересованное, взволнованное отношение к личному  смыслу жизни.

Активно развивается в  юности сфера чувств. Направленность на будущее, ощущение расцвета физических и интеллектуальных возможностей, открывающихся  горизонтов создают у юношей и  девушек оптимистическое самочувствие, повышенный жизненный тонус. Общее  эмоциональное самочувствие становится более ровным, чем у подростков. Резкие аффективные вспышки, как  правило, уходят в прошлое; но в некоторых  ситуациях, например, когда взгляды  молодого человека, его максималистские  суждения расходятся со взглядами собеседника, могут возникать резкие выпады и  неожиданные реакции.

Информация о работе Жизненные планы в юношеском возрасте