Жизненные планы в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

цель данного исследования – изучение особенностей жизненных планов в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучение общего понятия жизненные планы.
2. Выявление возрастных особенностей юношеского периода.
3. Анализ становления жизненных планов в юношеском возрасте.
4. Экспериментальное исследование взаимосвязи жизненных планов в юношеском возрасте

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………………..
1.1 Жизненные планы как совокупности жизненных ценностей и смыслов……………………………………………………………………….
1.2 Развитие личности в юношеском возрасте………………………
1.3 Особенности формирования жизненных планов в юношеском возрасте……………………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ СОВРЕМЕННОГО ЮНОШЕСТВА…………..
2.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария………………………………………………………………
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Куровая работа-Жизненные планы в юношеском возрасте.docx

— 86.65 Кб (Скачать файл)

Эмоциональная восприимчивость  часто сочетается с категоричностью  и прямолинейностью юношеских оценок окружающего, с демонстративным  отрицанием нравственных аксиом, вплоть до морального скепсиса. Важно осознавать, что это отражение собственного интеллектуального и морального поиска, стремление критически переосмыслить ≪азбучные истины≫ и при-нять их уже не как навязанные извне, а как выстраданные и содержательные.

 

 

 

1.3 Особенности формирования жизненных планов в юношеском возрасте

 

Переход из одной возрастной категории в другую обычно связан со сложными личностными переменами, сдвигами в структуре сознания, пересмотром  смысложизненных целей, коррекцией жизненных планов. Вопросы периодизации формирования смысловой сферы личности и становления ее смысложизненной концепции достаточно широко изучаются в современной науке (Дубровина И.В., Леонтьев Д.А., Мухина В.С., Слободчиков В.И., и др.).

Таким образом, смысловая  сфера в юношеском возрасте характеризуется процессами формирования мировоззрения и активной воли, собственных смыслов и личных ценностей, становлением системы смысловой регуляции, характерной для зрелой автономной личности. Это означает, что к 18-19 годам личность выходит на уровень смысловой саморегуляции, основу которой составляет возможность охвата мира в целом в представлении человека; у нее появляется свое собственное, независимое мнение, стремление самостоятельно принимать жизненно-важные решения и нести ответственность за их осуществление; в ее сознании выкристаллизовываются и иерархизируются смыслонесущие ценности [4, с.52].

Большинство исследователей говорят о том, что смысложизненная концепция не является чем-то навсегда застывшим, а изменяется в течение жизни. «Ее (личности) смысловое поле отнюдь не остается неизменным на протяжении ее жизни, а постоянно трансформируется тем или иным образом. Можно даже говорить об определенной мифологической динамике личности: об интенсивности развития ее смысловых ориентиров». И как наиболее интенсивный, сензитивный и значимый период для формирования глубинных личностных образований, в том числе и смысложизненной концепции, особенно выделяют подростковый и юношеский возраст. «В процессе психического развития происходит иерархизация мотивов, возникает рефлексия, складывается обобщенное отношение к жизни, расширяется ценностно-смысловое пространство личности, выстраивается единая жизненная линия и выявляются противоречия между нею и жизненными обстоятельствами, создается направленность на цели, связанные с отдаленным будущим». «Смысложизненная концепция в подростковом и юношеском возрасте переходит на новый этап своего развития и принимает более определенные и содержательно-направленные формы». «Вместе с тем, на данном возрастном этапе эти образования носят довольно гибкий и подвижный характер». «Именно в этот период наблюдается большая связь между типичной моделью поведения и смысложизненной концепцией личности» [12, с.84].

Смысловая сфера в юношеском возрасте – это сфера личностных смыслов, запускающая психологические механизмы  саморазвития  личности,  лежащие  в  основе формирования и реализации индивидуального дарования. Каждый человек, как индивидуальность имеет свою неповторимую личностно-смысловую сферу, которая как «призма», отсеивая, преломляет поступающие из реальности сигналы, и как хрусталик глаза под воздействием светового пучка то расширяется, то сужается. Таким преломляющим эффектом личностно-смысловой сферы обладают установки и направленность личности, а эффект расширения-сужения взаимодействия личности с объективной действительностью обеспечивают смыслообразующие мотивы и эмоциональное отношение индивида.

И именно образовательная  деятельность оказывает огромное влияние  на становление и развитие смысложизненной концепции личности, так как, с одной стороны, учебные заведения (школа, лицей, колледж, ВУЗ) являются одними из основных институтов социализации личности, общение с педагогами, сверстниками наполняет определенным смыслом жизнедеятельность обучающихся; с другой стороны, получаемые знания способствуют развитию и становлению личности, формированию субъективного мировоззрения [12, с.87].

Кроме того, образовательная  деятельность является уникальной с  той точки зрения, что в процессе ее осуществления возможно направленное смыслообразование. Следовательно, через образовательную деятельность можно влиять на формирование личности, ее образа мира, ее ценностей и мировоззрений, т.е. на формирование ее смысложизенной ориентаций.

Учитывая, что картина  мира личности представляет собой сложную, многоуровневую субъективную модель жизненного мира как совокупности значимых для личности объектов и явлений; базисными образующими картины мира личности являются инвариантные смысловые образования как устойчивые системы личностных смыслов, содержательные модификации которых обусловлены особенностями индивидуального опыта личности, можно сказать, что смысл для обучающегося ощущается как связь его индивидуального субъективного мира с объективным окружающим миром, благодаря которой вырабатывается отношение субъективного опыта студента к объектам действительности. В.Э. Чудновский и Л.И. Сутормина отмечают, что «в соответствии с теорией деятельности А.Н. Леонтьева, смысложизненные ориентации (как цели) формируются на базе высших мотивов и, в свою очередь, порождают определенный способ действий и операций, направленных на достижение целей» [14, с.11]. Соответственно, рассматривая познавательную направленность в концепции смыслового подхода, можно проследить отличия, связанные с различными способами познания мира, внешнего-объективного и внутреннего-субъективного. Эти различия выступают как особые установки, своеобразные потенции к определенному виду познавательной деятельности и проявляются у обучающихся в различных способах овладения знаниями, умениями и навыками. Поэтому разные виды познавательной направленности можно рассматривать как разные способы познания реальности, связанные с развитием определенного внутреннего образа мира.

В юношеском возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, всё более развиваются способности проникновения в свой собственный мир, начинается осознание своей особенности и неповторимости. Таким образом, постепенно у юноши формируется своя Я-концепция. Я-концепция способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором его поведения и деятельности.

Как показывают многочисленные исследования, наличие позитивной Я-концепции  в этом возрасте, самоуважение являются необходимым условием положительного развития и социальной адаптации. Негативная Я-концепция у подростка, снижение самоуважения, возникнув, иногда приводят к социальной дезадаптации [14, с.13]. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б.Г.Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности. В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт – к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне [1, с. 115-121].

На основе созревания своего "Я" происходит пересмотр ценностных представлений и перенос функции  образца с родителей на референтную группу, принятие ценностных представлений, культурных традиций. После протеста и мятежа молодые люди принимают многие ценности, свойственные их культурному окружению. По мере взросления и отказа от эгоцентризма моральные обязательства начинают выступать как взаимные, как согласование оценки других и самооценки, цели развития подростков начинают приобретать более оформленный и социальный характер.

К концу юношеского возраста ценностно-смысловая сфера личности может считаться сформированной и относительно устойчивой. Однако, нельзя говорить о том, что она на протяжении всей жизни человека остается неизменной. Переосмысление мировоззренческих позиций, переструктурирование системы ценностей личности может происходить на любом отрезке жизненного пути. Б.Г. Ананьев говорит о том, что с началом самостоятельной общественно-трудовой деятельности изменяется социальный статус человека, что с необходимостью ведет к изменениям в системе ценностей [10, с. 32]. Необходимо отметить, что процесс формирования ценностно-смысловых образований и профессиональная деятельность взаимодетерминированы. С одной стороны, отношение к профессионально-трудовой среде формируется на основе системы личностных смыслов человека, обусловленных прошлым опытом, осознаваемая часть этой системы существует в виде ценностей и ценностных ориентаций; с другой стороны, профессиональная деятельность оказывает воздействие на систему ценностных ориентаций личности. С вхождением в период зрелости, человек начинает самостоятельно ставить для себя цели и определять приоритеты в жизни. На данном этапе развитие личности зависит в большей степени не от внешних влияний, а от способности самого человека становиться субъектом собственной жизни. Сформированная система ценностей служит внутренней системой координат, на которую человек может опираться, совершая жизненно важные выборы. Однако, развитие взрослого человека не предопределено, оно дано как возможность. Достигая зрелого возраста, не каждый человек обладает свойствами зрелой личности – способностью к саморегуляции и саморегламентации. Стагнация в развитии может произойти на любом жизненном этапе [18, с. 116].  

Ценности и смыслы непостоянны: они изменяются во времени в результате деятельности людей, как изменяются и сами люди. Вследствие накопленного жизненного опыта то, что было для индивида центральной ценностью, может превратиться в периферийную или даже изменить свою полярность.

Одним из факторов изменения  системы ценностей являются социально-исторические условия, на фоне которых развивается  личность. Социально-экономические, политические, идеологические изменения в обществе влекут за собой изменения системы  ценностей общества, социальных групп, отдельной личности. Изменчивость субъективных ценностей и смысловых предпочтений связана с объективностью реального  процесса жизни индивида и общества, в котором система ценностей  проявляется, и который является их отражением [18, с.119].

Переоценка ценностей  и переориентировка смыслов –  закономерный процесс развития личности. Приобретение новых жизненных и  социальных ролей заставляет человека по-новому смотреть на многие вещи. В  этом, по мнению Р.С. Немова, заключается основной момент личностного развития в старшем возрасте следующим за юностью.

Ведущими ориентационными  ценностями современного юношества, согласно исследованиям группы ученых под  руководством С.В. Кривцовой, являются следующие: счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, свобода как независимость в делах и поступках, материально обеспеченная жизнь, любовь [11, с.12].  В этом исследовании выявлено, что социально значимые ценности, которые провозглашает школа как главный институт социализации подростков (творчество, активная деятельная жизнь, интересная работа и познание), отвергаются ими. Авторский коллектив ученых интерпретирует данные результаты как нежелание подростков брать на себя ответственность за дела и поступки, об усилении в их поведении стереотипных реакций.

Схему целей развития в  юношеском периоде можно представить следующим образом:

Общее эмоциональное созревание - от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности и конструктивности к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной к объективной интерпретации  ситуации; от избегания конфликтов к их решению.

Кристаллизация интересов  к другому полу - от интереса к  одинаковому полу к интересу к  противоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности к признанию  факта половой зрелости.

Социальное созревание - от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к  согласию с ним.

Освобождение от опеки  родителей - от поиска поддержки у  родителей к опоре на собственные  силы.

Интеллектуальное созревание - от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов  к нескольким постоянным.

Выбор профессии - от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии.

Проведение свободного времени - от интереса к индивидуальным играм, где можно показать силу, выносливость к интересу к коллективным играм; от активного участия в играх  и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм  к интересу лишь к некоторым.

Формирование жизненной  философии - от равнодушия к общественным делам к активному участию  в них; от стремления к удовольствиям  и избеганию боли к поведению, основанному на чувстве долга [17, с. 146-151].

В этот период формируется  осознанное отношение к своим  потребностям и способностям, влечениям  и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается также в эмоционально - смысловой оценке своих субъективных возможностей, которая, в свою очередь, выступает в качестве обоснования целесообразности действий и поступков.

Юношеский возраст - это период принятия ответственности за свою судьбу и близких, начало подлинно взрослой жизни, сложной как внутренне, так и внешне, адаптации к жизни, включая принятие многих условностей, социальных норм, ролей и форм поведения, не всегда соответствующих актуальным внутренним установкам человека в данный момент времени. Становится актуальным поиск спутника жизни и единомышленников, возрастает потребность в сотрудничестве с людьми, укрепляются связи со своей социальной группой, появляется чувство интимности с определёнными людьми.

Таким образом, в юношеском  возрасте наблюдается некоторое  расхождение в смыслах и ценностях. Смысложизненные ориентации зависят от выбора профессии. Ценности же больше подвержены влиянию возраста. Следовательно, это расхождение с возрастом исчезнет, но чтобы оно исчезло безболезненно и способствовало развитию смысловой сферы, необходима специальная работа.

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ СОВРЕМЕННОГО ЮНОШЕСТВА

 

2.1 Организация  исследования. Подбор диагностического  инструментария

 

Целью проведения исследования стало определение жизненных  планов современного юношества. В исследовании приняло участие 30 испытуемых (15 юношей и 15 девушек, средний возраст испытуемых – 17 лет).

Информация о работе Жизненные планы в юношеском возрасте