Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:39, курсовая работа
цель данного исследования – изучение особенностей жизненных планов в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучение общего понятия жизненные планы.
2. Выявление возрастных особенностей юношеского периода.
3. Анализ становления жизненных планов в юношеском возрасте.
4. Экспериментальное исследование взаимосвязи жизненных планов в юношеском возрасте
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………………..
1.1 Жизненные планы как совокупности жизненных ценностей и смыслов……………………………………………………………………….
1.2 Развитие личности в юношеском возрасте………………………
1.3 Особенности формирования жизненных планов в юношеском возрасте……………………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ СОВРЕМЕННОГО ЮНОШЕСТВА…………..
2.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария………………………………………………………………
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………
Исходя из поставленной цели, в качестве диагностического инструментария были выбраны следующие методики:
Методика диагностики
мотивационной структуры
Содержит 14 утверждений, касающихся различных жизненных стремлений и некоторых сторон образа жизни испытуемых.
Инструкция: Перед вами 14 утверждений, касающихся ваших жизненных стремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим вас высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (а, b, c, d, e, f, g, h), проставив в соответствующих клетках бланка ответов одну из следующих оценок каждого утверждения
Для определения структуры смысложизненных ценностей нами использовалась методика смысложизненных ориентаций (СЖО). Этот тест создан Д.А. Леонтьевым на основе теста PIL Л. Махолика и Дж. Крамбо.
Испытуемым были предложены
20 пар противоположных
Каждый испытуемый был обеспечен индивидуальным текстом опросника.
Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 пар утверждений и переводу суммарного балла в стандартные значения (стены). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия. Интерпретация осуществляется по 5 субшкалам:
1) Цели в жизни. Баллы
по этой шкале характеризуют
наличие или отсутствие в
2) Процесс жизни или
интерес и эмоциональная
3) Результативность жизни
или удовлетворенность
4) Локус контроля –
Я (Я – хозяин жизни). Высокие
баллы соответствуют
5) Локус контроля –
жизнь или управляемость жизни.
2.2 Обработка и
интерпретация полученных
Результаты диагностики
испытуемых методикой диагностики
мотивационной структуры
Результаты диагностики
мотивационной структуры
Исходя из полученных результатов, можно отметить, что для 57,7% испытуемых характерна общежитейская направленность личности. Для данных испытуемых характерны стремление к общей активности, творческой активности, социальной полезности.
Для 43,3% испытуемых – «рабочая» направленность личности.
У данных испытуемых доминирует стремление к жизнеобеспечению, комфорту и общению.
Таким образом, можно говорить о том, юношеского возраста характерна общежитейская направленность.
Для определения структуры смысложизненных ценностей нами использовалась методика смысложизненных ориентаций (СЖО). Этот тест создан Д.А. Леонтьевым на основе теста PIL Л. Махолика и Дж. Крамбо.
Испытуемым были предложены
20 пар противоположных
Каждый испытуемый был обеспечен индивидуальным текстом опросника. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 пар утверждений и переводу суммарного балла в стандартные значения (стены). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия.
Результаты диагностики смысло-жизненных ценностей у испытуемых представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2 Средние значения по показателям смыслообразующей активности у испытуемых
№ |
Показатели СЖО | |||||
Ориентация на цель (будущее) |
Ориентация на процесс (настоящее) |
Ориентация на результат (прошлое) |
Локус контроля - Я |
Локус контроля - Жизнь |
Осмысленность жизни | |
1 |
37,05 |
36,92 |
29,81 |
25,13 |
35,92 |
124,40 |
2 |
18,45 |
18,27 |
17,00 |
13,18 |
16,36 |
66,09 |
3 |
29,32 |
31,80 |
27,00 |
21,50 |
30,18 |
101,58 |
4 |
36,77 |
36,75 |
29,79 |
25,11 |
35,74 |
120,49 |
5 |
27,70 |
27,82 |
23,27 |
19,43 |
26,00 |
91,32 |
6 |
34,84 |
34,92 |
28,76 |
22,73 |
34,71 |
107,11 |
7 |
27,41 |
27,53 |
22,95 |
29,41 |
25,78 |
93,31 |
8 |
19,00 |
25,12 |
27,16 |
22,05 |
24,11 |
85,93 |
9 |
30,89 |
33,82 |
27,16 |
22,00 |
30,86 |
106,28 |
10 |
24,53 |
25,37 |
27,30 |
20,46 |
25,82 |
86,76 |
11 |
19,21 |
20,03 |
17,78 |
15,32 |
16,25 |
68,75 |
12 |
29,27 |
33,15 |
27,09 |
22,00 |
30,71 |
103,27 |
13 |
24,13 |
24,65 |
23,50 |
22,43 |
27,00 |
94,18 |
14 |
36,11 |
36,03 |
29,55 |
24,97 |
35,12 |
117,84 |
15 |
23,69 |
25,31 |
21,27 |
18,43 |
25,00 |
83,32 |
16 |
18,72 |
18,00 |
17,34 |
15,21 |
17,00 |
69,98 |
17 |
33,15 |
29,09 |
27,80 |
24,92 |
35,11 |
117,92 |
18 |
18,42 |
18,09 |
17,19 |
14,12 |
16,54 |
66,82 |
19 |
30,81 |
33,80 |
27,18 |
23,01 |
20,82 |
107,24 |
20 |
35,78 |
35,92 |
29,84 |
24,98 |
33,91 |
118,56 |
21 |
20,82 |
21,00 |
19,05 |
17,47 |
19,36 |
71,12 |
22 |
27,89 |
27,98 |
24,00 |
22,05 |
27,14 |
98,37 |
23 |
37,01 |
31,12 |
29,87 |
25,47 |
35,81 |
123,41 |
24 |
23,14 |
24,32 |
23,27 |
19,89 |
24,74 |
88,43 |
25 |
29,92 |
31,84 |
27,09 |
21,05 |
31,02 |
105,12 |
26 |
37,08 |
36,95 |
29,70 |
25,47 |
35,94 |
126,12 |
27 |
27,80 |
28,00 |
23,51 |
20,32 |
26,11 |
94,93 |
28 |
24,13 |
24,65 |
23,50 |
21,43 |
27,00 |
93,18 |
29 |
30,90 |
33,70 |
27,54 |
22,37 |
30,78 |
106,72 |
30 |
27,13 |
27,92 |
23,00 |
19,30 |
26,00 |
90,34 |
Данные, полученные в ходе анализа таблицы 2.2. позволяют говорить о том, что среди испытуемых 9 человек (29,7%) отличаются низким уровнем осмысленности жизни, неверием в свои силы по управлению собственной жизнью, неудовлетворённостью прожитой частью жизни и настоящим, отсутствием целей в будущем, все смысложизненные ориентации выражены одинаково слабо.
7 человека (23,1%) со средним уровнем осмысленности жизни.
7 человека (23,1%) ориентированы преимущественно на процесс (на настоящее), а затем уже на цель и результат, со средневысоким уровнем общей осмысленности жизни.
7 человека (23,1%) отличаются высоким уровнем общей осмысленности жизни и доминирующей ориентацией на процесс и цель (на настоящее и будущее).
В целом по группе испытуемых характерно наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность на временную перспективу, высокая эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность собственной жизнью, представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Таким образом, в ходе проведенного исследования было выявлено, что для юношеского возраста характерна общежитейская направленность личности, осмысленность и направленность на временную перспективу жизненных планов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В мировой психологии существует
огромное количество работ, посвященных
жизненным установка и
Жизненные планы как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Планы – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.
В работе рассмотрены основные характеристики юношеского возраста, особенности формирования ценностных ориентаций молодежи. Так, рассматриваемый период характеризуется тремя ведущими тенденциями: формированием собственной точки зрения на нравственные требования и оценки, развитие самосознания и стремление определить свое место среди окружающих. Формирование системы жизненных установок особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. Становление ценностных ориентаций у молодежи предполагает актуализацию процесса познания ими ценностей культуры, выработку стремления идти к поиску и самореализации смысла собственной жизни.
В нашем исследовании мы исходили из понятия «смысложизненных планов», выдвинутого Д.А. Леонтьевым, в котором он указывает, что, несомненно, смыслы укоренены в бытии, они существуют в объективной действительности, но реализация объективно существующего онтологического смысла всегда личностна. Это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий. Жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться человеком до самой смерти. И главным здесь является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Вместе с тем жизненные ситуации (или психологические исследования) могут ставить перед человеком задачу на осознание смысла своей жизни. Осознать и сформулировать смысл своей жизни – значит оценить свою жизнь целиком.
В ходе проведенного экспериментального исследования было выявлено, что для юношеского возраста характерна общежитейская направленность личности, осмысленность и направленность на временную перспективу жизненных планов.
СПИСОК использованных источников