Жизненные планы в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

цель данного исследования – изучение особенностей жизненных планов в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1. Изучение общего понятия жизненные планы.
2. Выявление возрастных особенностей юношеского периода.
3. Анализ становления жизненных планов в юношеском возрасте.
4. Экспериментальное исследование взаимосвязи жизненных планов в юношеском возрасте

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………………..
1.1 Жизненные планы как совокупности жизненных ценностей и смыслов……………………………………………………………………….
1.2 Развитие личности в юношеском возрасте………………………
1.3 Особенности формирования жизненных планов в юношеском возрасте……………………………………………………………………….
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПЛАНОВ СОВРЕМЕННОГО ЮНОШЕСТВА…………..
2.1 Организация исследования. Подбор диагностического инструментария………………………………………………………………
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов…………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Куровая работа-Жизненные планы в юношеском возрасте.docx

— 86.65 Кб (Скачать файл)

Исходя из поставленной цели, в качестве диагностического инструментария были выбраны следующие методики:

  • Методика диагностики мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман)
  • Методика смысложизненных ориентаций (СЖО). Этот тест создан Д.А. Леонтьевым на основе теста PIL Л. Махолика и Дж. Крамбо.

Методика диагностики  мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман) позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечение комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности.

Содержит 14 утверждений, касающихся различных жизненных стремлений и некоторых сторон образа жизни  испытуемых.

Инструкция: Перед вами 14 утверждений, касающихся ваших жизненных стремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим вас высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов (а, b, c, d, e, f, g, h), проставив в соответствующих клетках бланка ответов одну из следующих оценок каждого утверждения

Для определения структуры  смысложизненных ценностей нами использовалась методика смысложизненных ориентаций (СЖО). Этот тест создан Д.А. Леонтьевым на основе теста PIL Л. Махолика и Дж. Крамбо.

Испытуемым были предложены 20 пар противоположных утверждений. Их задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по их мнению, больше соответствует  действительности, и отметить одну из цифр, в зависимости от того насколько  они уверены в выборе. Как показало специальное исследование стандартных  методов изучения ценностей и  жизненных смыслов, метод парных сравнений позволяет получить наиболее надежные результаты. Данная методика исследования позволяет сравнительно быстро и эффективно определить уровень  общей осмысленности жизни как  у одного, так одновременно и у  нескольких человек.

Каждый испытуемый был  обеспечен индивидуальным текстом  опросника.

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для  всех 20 пар утверждений и переводу суммарного балла в стандартные  значения (стены). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном  порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует  полюсу наличия цели в жизни, а  минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия. Интерпретация осуществляется по 5 субшкалам:

1) Цели в жизни. Баллы  по этой шкале характеризуют  наличие или отсутствие в жизни  испытуемого целей в будущем,  которые придают жизни осмысленность,  направленность и временную перспективу.  Низкие баллы по этой шкале  даже при общем высоком уровне  осмысленности жизни (ОЖ) будут  присущи человеку, живущему сегодняшним  или вчерашним днем. Вместе с  тем высокие баллы по этой  шкале могут характеризовать  не только целеустремленного  человека, но и прожектера, планы  которого не имеют реальной  опоры в настоящем и не подкрепляются  личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2) Процесс жизни или  интерес и эмоциональная насыщенность  жизни Содержание этой шкалы  совпадает с известной теорией  о том, что единственный смысл  жизни состоит в том, что  чтобы жить.

3) Результативность жизни  или удовлетворенность самореализацией.  Баллы по этой шкале отражают  оценку пройденного отрезка жизни,  ощущение того, насколько продуктивна  и осмысленна была прожитая  ее часть. Высокие баллы по  этой шкале и низкие по остальным  будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь,  у которого все в прошлом,  но прошлое способно придавать  смысл остатку жизни. Низкие  баллы - неудовлетворенность прожитой  частью жизни.

4) Локус контроля –  Я (Я – хозяин жизни). Высокие  баллы соответствуют представлению  о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой  выбора, чтобы построить свою  жизнь в соответствии со своими  целями и задачами и представлениями  о её смысле. Низкие баллы –  неверие в свои силы контролировать  события собственной жизни.

5) Локус контроля –  жизнь или управляемость жизни.  При высоких баллах – убеждение  в том, что человеку дано  контролировать свою жизнь, свободно  принимать решения и воплощать  их в жизнь. Низкие баллы  – фатализм, убежденность в том,  что жизнь человека неподвластна  сознательному контролю, что свобода  иллюзорна, и бессмысленно что-либо  загадывать на будущее.

 

2.2 Обработка и  интерпретация полученных результатов

 

Результаты диагностики  испытуемых методикой диагностики  мотивационной структуры личности (В.Э.Мильман) оформлялись в виде сводных таблиц и аналитических диаграмм.

Результаты диагностики  мотивационной структуры личности испытуемых приведены в таблице 2.1 (Приложение 1). Личностные профили испытуемых представлены в виде аналитической диаграммы  (рисунок 2.1 Приложение 2).

Исходя из полученных результатов, можно отметить, что для 57,7% испытуемых характерна общежитейская направленность личности. Для данных испытуемых характерны стремление к общей активности, творческой активности, социальной полезности.

Для 43,3% испытуемых  –  «рабочая» направленность личности.

У данных испытуемых доминирует стремление к жизнеобеспечению, комфорту и общению.

Таким образом, можно говорить о том, юношеского возраста характерна общежитейская направленность.

Для определения структуры  смысложизненных ценностей нами использовалась методика смысложизненных ориентаций (СЖО). Этот тест создан Д.А. Леонтьевым на основе теста PIL Л. Махолика и Дж. Крамбо.

Испытуемым были предложены 20 пар противоположных утверждений. Их задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по их мнению, больше соответствует  действительности, и отметить одну из цифр, в зависимости от того насколько  они уверены в выборе. Как показало специальное исследование стандартных  методов изучения ценностей и  жизненных смыслов, метод парных сравнений позволяет получить наиболее надежные результаты. Данная методика исследования позволяет сравнительно быстро и эффективно определить уровень  общей осмысленности жизни как у одного, так одновременно и у нескольких человек.

Каждый испытуемый был  обеспечен индивидуальным текстом  опросника. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 пар утверждений и переводу суммарного балла в стандартные значения (стены). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия.

Результаты диагностики  смысло-жизненных ценностей у испытуемых представлены в таблице 2.2

Таблица 2.2 Средние значения по показателям смыслообразующей активности у испытуемых

Показатели СЖО

Ориентация на цель (будущее)

Ориентация на процесс (настоящее)

Ориентация на результат (прошлое)

Локус контроля - Я

Локус контроля - Жизнь

Осмысленность жизни

1

37,05

36,92

29,81

25,13

35,92

124,40

2

18,45

18,27

17,00

13,18

16,36

66,09

3

29,32

31,80

27,00

21,50

30,18

101,58

4

36,77

36,75

29,79

25,11

35,74

120,49

5

27,70

27,82

23,27

19,43

26,00

91,32

6

34,84

34,92

28,76

22,73

34,71

107,11

7

27,41

27,53

22,95

29,41

25,78

93,31

8

19,00

25,12

27,16

22,05

24,11

85,93

9

30,89

33,82

27,16

22,00

30,86

106,28

10

24,53

25,37

27,30

20,46

25,82

86,76

11

19,21

20,03

17,78

15,32

16,25

68,75

12

29,27

33,15

27,09

22,00

30,71

103,27

13

24,13

24,65

23,50

22,43

27,00

94,18

14

36,11

36,03

29,55

24,97

35,12

117,84

15

23,69

25,31

21,27

18,43

25,00

83,32

16

18,72

18,00

17,34

15,21

17,00

69,98

17

33,15

29,09

27,80

24,92

35,11

117,92

18

18,42

18,09

17,19

14,12

16,54

66,82

19

30,81

33,80

27,18

23,01

20,82

107,24

20

35,78

35,92

29,84

24,98

33,91

118,56

21

20,82

21,00

19,05

17,47

19,36

71,12

22

27,89

27,98

24,00

22,05

27,14

98,37

23

37,01

31,12

29,87

25,47

35,81

123,41

24

23,14

24,32

23,27

19,89

24,74

88,43

25

29,92

31,84

27,09

21,05

31,02

105,12

26

37,08

36,95

29,70

25,47

35,94

126,12

27

27,80

28,00

23,51

20,32

26,11

94,93

28

24,13

24,65

23,50

21,43

27,00

93,18

29

30,90

33,70

27,54

22,37

30,78

106,72

30

27,13

27,92

23,00

19,30

26,00

90,34




 

Данные, полученные в ходе анализа таблицы 2.2. позволяют говорить о том, что среди испытуемых 9 человек (29,7%) отличаются низким уровнем осмысленности жизни, неверием в свои силы по управлению собственной жизнью, неудовлетворённостью прожитой частью жизни и настоящим, отсутствием целей в будущем, все смысложизненные ориентации выражены одинаково слабо.

7  человека (23,1%) со средним уровнем осмысленности жизни.

7 человека (23,1%) ориентированы преимущественно на процесс (на настоящее), а затем уже на цель и результат, со средневысоким уровнем общей осмысленности жизни.

7 человека (23,1%) отличаются высоким уровнем общей осмысленности жизни и доминирующей ориентацией на процесс и цель (на настоящее и будущее).

В целом по группе испытуемых характерно наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность на временную перспективу, высокая эмоциональная насыщенность жизни, удовлетворенность собственной жизнью, представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы пост­роить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Таким образом, в ходе проведенного исследования было выявлено, что для  юношеского возраста характерна общежитейская  направленность личности, осмысленность  и направленность на временную перспективу  жизненных планов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В мировой психологии существует огромное количество работ, посвященных  жизненным установка и ценностным ориентациям, изучается их иерархия (К. Клакхон, М. Рокич). Выражая определенные качества личности, жизненная установка в то же время является и средством реализации определенных общественных целей. Нормативно-ценностный подход изучения социально-политического менталитета общества идет от Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, М. Вебера, А. Маршалла, В. Парето. Много лет этой проблематикой занимались американские ученые У. Томас, Ф. Знанецкий, Дж. Мид.

Жизненные планы как одна из составляющих структуры личности изучаются в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. Планы – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

В работе рассмотрены основные характеристики юношеского возраста, особенности формирования ценностных ориентаций молодежи. Так, рассматриваемый период характеризуется тремя ведущими тенденциями: формированием собственной точки зрения на нравственные требования и оценки, развитие самосознания и стремление определить свое место среди окружающих. Формирование системы жизненных установок особое значение приобретает в подростковом возрасте, поскольку именно с этим периодом онтогенеза связан тот уровень развития ценностных ориентаций, который обеспечивает их функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на направленность личности, ее активную социальную позицию. Становление ценностных ориентаций у молодежи предполагает актуализацию процесса познания ими ценностей культуры, выработку стремления идти к поиску и самореализации смысла собственной жизни.

В нашем исследовании мы исходили из понятия «смысложизненных планов», выдвинутого Д.А. Леонтьевым, в котором он указывает, что, несомненно, смыслы укоренены в бытии, они существуют в объективной действительности, но реализация объективно существующего онтологического смысла всегда личностна. Это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий. Жизнь любого человека, поскольку она к чему-то устремлена, объективно имеет смысл, который, однако, может не осознаваться человеком до самой смерти. И главным здесь является не осознанное представление о смысле жизни, а насыщенность реальной повседневной жизни реальным смыслом. Вместе с тем жизненные ситуации (или психологические исследования) могут ставить перед человеком задачу на осознание смысла своей жизни. Осознать и сформулировать смысл своей жизни – значит оценить свою жизнь целиком.

В ходе проведенного экспериментального исследования было выявлено, что для  юношеского возраста характерна общежитейская  направленность личности, осмысленность  и направленность на временную перспективу  жизненных планов.

 

СПИСОК  использованных источников

 

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова. - М.:Наука, 1996. – 542с.
  2. Акрушенко А.В. Психология развития/ А.В.Акрушенко, о.А.Ларина. - М.: Эксмо, 2008. – 306с.
  3. Асмолов, А. Г. Психология личности /А.Г.Асмолов. — М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367с.
  4. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности /В.Г. Алексеева // Психол. журн. – 1984. – т.5. – № 5. – С. 63-70.
  5. Братусь, Б. С. К изучению смысловой сферы личности /Б.С. Братусь // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. – № 2. – 1981. – С. 46-56.
  6. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С.96–105.
  7. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи /Е.И.Головаха. – М.: Лист, 1998. - 144с.
  8. Гудачек, Я. Ценностная ориентация личности // Я. Гудачек// Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. – М.: Просвещение, 1989. – С. 102-109.
  9. Казанская, К.О. Возрастная психология/ К.О.Казанская. - М.: А-Приор, 2007. – 384с.
  10. Край, Г.  Психология развития / Г.Край, Д.Бокум. - СПб.: Питер, 2005. – 940с.
  11. Клименко, И.Ф. Генезис ценностных ориентаций, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека // И.Ф. Клименко// К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. – М., 1992. – С. 3-12.
  12. Косякова, О.О. Возрастные кризисы / О.О.Косякова. - Ростов- на – Дону.: Феникс, 2007. – 502с.
  13. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю.Кулагина. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 554с.
  14. Леонтьев, Д. А. Значение и личностный смысл: две стороны одной медали / Д.А. Леонтьев // Психологический журнал. – №5. – 2004. – С. 19-30.
  15. Леонтьев, Д. А. Личностный смысл и трансформации психического образа] / Д.А. Леонтьев // Вестн. Моск. ун-та. Сер 14. Психология. – № 2. – 1998. – С. 3-13.
  16. Моральные ценности и личность / Под ред. А.И. Титаренко, Б.О. Николаичева. – М.: Просвещение, 1994. – 176 с.
  17. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С.Мухина. - М.ВЛАДОС, 1997.- 528с.
  18. Носко, И.В. Психология развития и возрастная психология/ И.В.Носко. - М.: Гардарики, 2007. – 612с.
  19. Подольская, Е.А. Ценностные ориентации личности как предмет социально – философского исследования // Е.А. Подольская//Дис… канд.филос.наук. – Москва, 1984. – 175с.
  20. Поливанова, К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития/ К.Н.Поливанова// Вопросы психологии. – 1994. -  №1. -  С.44 – 58.
  21. Сагатовский, В.Н. Системный подход к классификации ценностей.//Научные исследования и человеческие потребности // В.Н. Сагатовский/ ВНИИ системных исследований. – Москва, 1979. – 119с.
  22. Солдатова, Е.В. Возрастная психология / Е.В.Солдатова. - Челябинск: ЮУрГУ, 1998. – 305с.
  23. Ткачева, М.Н. Возрастная психология / М.Н.Ткачева. - М.: Ветер, 2001. – 405с.
  24. Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста /Г.Шихи. – Спб: Ювента, 2009. – 348с.
  25. Хмелев, Е.И. Исследование ценностных ориентаций учащихся средних и старших классов /Е.И.Хмелев // Воспитание школьников. – 2001. – №8. – С.10-13.
  26. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость /О.В.Хухлаева. - М.: Академия, 2002. – 485с.
  27. Ценностные ориентации современной молодежи: Обзор социол. исслед. / Рос. гос. юнош. б-ка; Сост.: В.П. Вдовиченко. – М., 2003. – 24 с.
  28. Чиркин, В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // В.Е Чиркин // Государство и право. – 2002. – №2. – С.5–13.
  29. Шаповаленко,  Е.В. Возрастная психология /Е.В.Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. – 349с.
  30. Франкл, В. Человек в поисках смысла /В. Франкл - М: Прогресс, 1993. – 288 с.

Информация о работе Жизненные планы в юношеском возрасте