Человечество в 21 веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 12:52, реферат

Описание работы

Речь о понимании того, что человечество в 21 веке имеет все шансы уничтожить себя. Это произойдет даже не в результате войны (хотя такое развитие событий тоже очень вероятно). Это может произойти в результате «простого развития человеческой цивилизации», продолжения тех тенденций, которые уже сложились к началу 21-го века.
Итак, общий вывод: бурный рост численности человечества в 20-м веке (с 1 млрд. до 6 млрд. человек) привел в глобальному хозяйственному использованию Земли и выходу «за пределы» ее экологической устойчивости. В 21 веке прогнозируется рост численности еще на 3-4 млрд. человек.

Файлы: 1 файл

Из прочитанного.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

Известный кибернетик У. Р. Эшби писал: "Ценность системного подхода заключается в том, что  он применим для анализа объектов особой сложности, понимание которых  с помощью традиционных методов  исследования затруднено, а иногда и невозможно. Системный подход, основанный на компьютерах, отвергает смутные интуитивные идеи, извлекаемые из обращения с такими простыми системами, как будильник или велосипед, и дает нам надежду на создание эффективных методов для изучения систем чрезвычайной внутренней сложности и управления ими.

Само создание систем автоматизированного прогнозирования, отвечающих современным требованиям  методов управления, в свою очередь  превратилось в одну из важнейших  научно-технических проблем, перспективы  решения которой непосредственно связаны с организацией междисциплинарных исследовательских программ.

Острее всего  необходимость приобретения "нового компаса для научного познания", новых принципов организации  научных исследований обнаружилась в связи с прогнозированием социальных процессов. Сложность предметов исследования, а также условия функционирования в системе управления социальными процессами, где требуются оперативность принятия решений, подлинная всесторонность в учете значимых факторов, — все это не могло не стимулировать продвижение науки в этой области на "порог эры человеческого новаторства".

Компьютеризация комплексного исследования взаимодействия человека и биосферы — исторический рубеж, которого достигла наука за очень  короткий исторический промежуток времени на основе создания математических моделей живой природы. Экология уже оперирует не только простыми динамическими теориями популяций, но и всеми средствами теории динамических систем (уравнения в частных производных, в конечных разностях, интегральные и интегродифференциальные уравнения и т. д.). Математические методы проникли в самые разные области теоретической и прикладной экологии: в анализ взаимоотношения видов в сообществе, в исследование процессов миграции, территориального поведения, в анализ потоков вещества и энергии в экосистемах, в изучение проблем сложности и устойчивости сообществ, а также оценок влияния различных антропогенных факторов на природные системы, в исследование проблем оптимального управления природными ресурсами и эксплуатирования популяций и т. д. Компьютеризация привела к конструированию так называемых имитационных моделей взаимодействия человека и биосферы, принципиальная сложность которого требует учета большого числа как биологических, социальных, так и биотических переменных.

Интегрированные информационно-прогнозирующие системы  — "стратегические ресурсы человечества" — получили наиболее впечатляющее применение, позволив пользователю обращаться к информации о динамических системах в режиме реального времени. Новой  информационной технологии экологического прогнозирования уже принадлежит немаловажная заслуга: она "способствовала тому, что за сравнительно короткий исторический промежуток времени глобальные проблемы оказались в поле зрения мировой общественности и стали подлинно общечеловеческими не только по своей сути, но и по признанию, которое они себе завоевали".

Это, безусловно, важное достижение экологического прогнозирования  должно способствовать устранению недостатков, отмечается в публикациях ООН, "методологических инструментов... интегрированного аналитического подхода к... формированию и применению адекватной политики и планирования. Ведь лица, принимающие решения, осмысливая проблемы экологической безопасности глобально, должны иметь в своем распоряжении прогнозы локальных мероприятий. А здесь встают задачи, требующие длительной и кропотливой проработки методов принятия рациональных решений, учитывающих объективные условия иерархичности структуры систем управления, информационную ограниченность и специализацию их органов, национальные и региональные особенности в выработке систем критериев в оценке эффективности, трудно обозримое многообразие целевых установок и задач управления и т. д.

Ведущиеся в  настоящее время теоретические  и прикладные исследования по созданию автоматизированных систем управления и многовариантных методов обоснования принятия решений обеспечивают такую модификацию информационного сервиса, которая создает наиболее комфортабельные условия не только для численного имитационного эксперимента, но и для логической интеграции вариантов достижения поставленных целей, а также для эффективного включения в циклический процесс прогностического обеспечения оптимизации взаимодействия человека и биосферы, развития ноосферы, междисциплинарных групп экспертов и представителей общественности. В этом состоит будущее футурологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д.А. Диденко

Модель развития

Введение. В рамках исследования гипотезы о диалектическом единстве инновативных (конструктивных) и деновативных (деструктивных) процессов как системном механизме инновационной деятельности (ключевой формы жизнедеятельности человека в условиях развивающихся системных кризисов) выявлена потребность в обобщенной модели развития. Содержательный анализ гипотезы указывает на наиболее вероятный путь построения модели инновационной деятельности в классе процессных моделей. Поскольку в гипотезе высказано достаточно общее предположение о жизнедеятельности человека в целом, то в качестве наиболее близкого прототипа может быть выбрана диалектическая модель существования и развития материального мира.

Модель  развития. Анализ распространенной диалектической модели развития природы и человеческого общества и ее конкретизация* для материальной сферы инновационной деятельности позволяет сформулировать обобщенную модель развития материального мира, представленную в таблице.

Материальность  Мира

Развитие  материального Мира (фазы активности)

Объективность

Подвижность

Единство

Процесс разрушения объективного Мира

Процесс созидания объективного Мира


* По существу конкретизация диалектической модели развития представляла определенную последовательность действий.

1) Целостная  сфера применимости диалектического  закона развития (представление  о целостном мире) разделена на  две сферы: материальную и духовную. Разделение не носит характер противопоставления. Напротив, предполагается, что материальное и духовное взаимодействует друг с другом через “переходные” процессы “материальное - духовное” и “духовное - материальное”.

2) В сфере  материального фиксированы центральные элементы модели: материальность мира и развитие материального мира.

3) Целостный  процесс развития материального  мира представлен как последовательность  фаз активности: объективность (существование), подвижность и единство (взаимодействие).

4) Постулировано,  что материальность не может  иметь противоречивый (противоборствующий) характер.

5) Сформирована  гипотеза, что целостный процесс  развития есть диалектическое  объективное единство противоборствующих  процессов конструктивного и деструктивного типа.

Эта модель опирается  на минимальный сущностный фундамент (материальность мира) и включает три  фундаментальных понятия развития: объективность материального мира, подвижность материального мира и единство материального мира. Исключение хотя бы одного элемента из этой модели нарушает целостность картины мира.

В силу всеобщей материальности мир представляется единым целым, содержащим в себе внутреннее и все движение этого внутреннего  во всех формах. Главным атрибутом  материального мира является пространство. Материальность определяет сущность мира безотносительно происходящих в нем процессов.

Чтобы материальность соотнести с развитием мира, необходимо существование материального объективного (объект), которое доступно для осуществления развития, то есть для всех форм движения и взаимодействия.

Существование материального объективного (объект) есть обособление внутри мира части  его внутреннего и связанного с этой частью движения. Объект сохраняет  и наследует свойства мира. Прежде всего, объект сохраняет главный атрибут мира - пространство, наследует же от мира объект совокупность всех форм движения, происходящего внутри обособленной части внутреннего и движения, связывающего объект с остальным миром. Объект (сущность как обособленная совокупность вещества, энергии и информации) не может одновременно содержать в себе противоположности, то есть антивещество, антиэнергию и антиинформацию.

Существование объекта есть первая фаза активности (единства в развитии) мира.

Как начальная  фаза развития существование имеет ряд особенностей. Одна из них заключается в том, что в этой фазе развития объекта все движение его внутреннего во всех формах локализовано (замкнуто) в обособленной части пространства. В свою очередь внутреннее оставшейся части мира и движение этого внутреннего осуществляется в мировом пространстве по-прежнему. Другой особенностью является то, что в фазе существования объект неподвижен относительно остальной части мира; в свою очередь мир относительно объекта также неподвижен. Третья особенность заключается в том, что существование есть начальное (базовое) состояние объекта в начале цикла развития. Иными словами, любое движение начинается из состояния существования. Каждая из указанных особенностей независимо приводит нас к мысли, что оставшаяся часть мира по отношению к обособленному объему является равноправным (но не равнозначным) объектом.

Последующие фазы активности связаны с более сложной  формой движения как изменения состояния  объекта и взаимодействием объектов через установление и разрушение объективных связей. Движение отдельного объекта и взаимодействие двух объектов как их совместное движение может быть только материальным. Иными словами, не существует нематериальное существование, движение и взаимодействие материальных объектов.

Последнее утверждение  можно представить как онтологический принцип материальности развития: развитие материальных объектов является материальным и может осуществляться в форме материального (вещественного, энергетического и/или информационного) существования, движения и взаимодействия.

Существо модели заключается в представлении  целостного процесса развития материального  мира как объективного единства процессов  двух видов: процесс созидания объективного мира и процесс разрушения объективного мира. Как обособленная совокупность вещества, энергии и информации объект не может содержать в себе противоположные своей сущности составляющие (антивещество, антиэнергию и антиинформацию), но в то же время внутренние и внешние объектные процессы (в которых участвует вещество, энергия и информация объекта) могут быть противоположно направленными (конструктивными или деструктивными). Единство мира осуществляется через взаимодействие объектов, то есть через внешние объектные процессы.

Интуитивно  в модель развития заложено понимание жизнедеятельности человека как последовательности процессов, а не только как суммы результатов. Это не противоречит практике, но смещает направленность модели на процессное представление в отличие от распространенного объектного представления.

В связи с  этим сформулируем важный гносеологический принцип двойственного представления объекта:

) в виде структуры связей (между вещественными компонентами объекта; между энергетическими компонентами объекта; между информационными компонентами объекта);

) в виде результата процесса перехода объекта от исходного состояния к текущему состоянию (от текущего состояния объекта к ожидаемому состоянию).

В методологическом плане принцип двойственного  представления объекта является основанием метода расширенного системного анализа объектов инновационной деятельности.

Понятие процесса явным образом не входит в состав модели развития, однако в ней представлены все необходимые элементы для  формирования процессного представления (подхода). Такими элементами являются существование объекта как первичная (простейшая) форма движения объекта и более сложная форма движения в виде изменения состояния объекта. Высшей формой движения является единство системы объектов через их взаимодействие. Существенным элементом модели развития является схема движения и взаимодействия материальных объектов.

Схема взаимодействия. Понятие взаимодействия является одним из ключевых понятий развития.

Для двух материальных объектов О1 и О2 обобщенный процесс взаимодействия может быть представлен следующими отношениями:

(О1; Отражение) ® (Отраженное); (Воспринимаемое)® (Восприятие; О1)

(Воспринимаемое) ® (Восприятие; О2); (О2; Отражение) ® (Отраженное).

Опишем основные элементы схемы взаимодействия.

Отражение есть отделение от объекта части его внутреннего (вещества, энергии и информации) и движения этой части без изменения (или с изменением) сущности объекта, но с изменением его состояния.

Восприятие есть присоединение к объекту, с изменением его состояния и без изменения (или с изменением) сущности объекта, другого объекта (воспринимаемое) как совокупности вещества, энергии и информации с соответствующим движением.

Отражение и  восприятие являются элементарной парой  акта движения материального объекта  через изменение его состояния. Последовательность таких движений объекта (с изменением состояния) является основой его взаимодействия с другим объектом.

Характер взаимодействия определяется характером движения. Характер движения, в свою очередь, определяется характером отражения и восприятия. В рамках модели предполагается, что отражение и восприятие имеют вещественную основу, но их характер определяется преимущественным (преобладающим) состоянием этой вещественной основы: информационное, энергетическое или вещественное состояние.

Информация о работе Человечество в 21 веке