Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 12:52, реферат
Речь о понимании того, что человечество в 21 веке имеет все шансы уничтожить себя. Это произойдет даже не в результате войны (хотя такое развитие событий тоже очень вероятно). Это может произойти в результате «простого развития человеческой цивилизации», продолжения тех тенденций, которые уже сложились к началу 21-го века.
Итак, общий вывод: бурный рост численности человечества в 20-м веке (с 1 млрд. до 6 млрд. человек) привел в глобальному хозяйственному использованию Земли и выходу «за пределы» ее экологической устойчивости. В 21 веке прогнозируется рост численности еще на 3-4 млрд. человек.
Известный кибернетик У. Р. Эшби писал: "Ценность системного подхода заключается в том, что он применим для анализа объектов особой сложности, понимание которых с помощью традиционных методов исследования затруднено, а иногда и невозможно. Системный подход, основанный на компьютерах, отвергает смутные интуитивные идеи, извлекаемые из обращения с такими простыми системами, как будильник или велосипед, и дает нам надежду на создание эффективных методов для изучения систем чрезвычайной внутренней сложности и управления ими.
Само создание
систем автоматизированного
Острее всего необходимость приобретения "нового компаса для научного познания", новых принципов организации научных исследований обнаружилась в связи с прогнозированием социальных процессов. Сложность предметов исследования, а также условия функционирования в системе управления социальными процессами, где требуются оперативность принятия решений, подлинная всесторонность в учете значимых факторов, — все это не могло не стимулировать продвижение науки в этой области на "порог эры человеческого новаторства".
Компьютеризация комплексного исследования взаимодействия человека и биосферы — исторический рубеж, которого достигла наука за очень короткий исторический промежуток времени на основе создания математических моделей живой природы. Экология уже оперирует не только простыми динамическими теориями популяций, но и всеми средствами теории динамических систем (уравнения в частных производных, в конечных разностях, интегральные и интегродифференциальные уравнения и т. д.). Математические методы проникли в самые разные области теоретической и прикладной экологии: в анализ взаимоотношения видов в сообществе, в исследование процессов миграции, территориального поведения, в анализ потоков вещества и энергии в экосистемах, в изучение проблем сложности и устойчивости сообществ, а также оценок влияния различных антропогенных факторов на природные системы, в исследование проблем оптимального управления природными ресурсами и эксплуатирования популяций и т. д. Компьютеризация привела к конструированию так называемых имитационных моделей взаимодействия человека и биосферы, принципиальная сложность которого требует учета большого числа как биологических, социальных, так и биотических переменных.
Интегрированные информационно-прогнозирующие системы — "стратегические ресурсы человечества" — получили наиболее впечатляющее применение, позволив пользователю обращаться к информации о динамических системах в режиме реального времени. Новой информационной технологии экологического прогнозирования уже принадлежит немаловажная заслуга: она "способствовала тому, что за сравнительно короткий исторический промежуток времени глобальные проблемы оказались в поле зрения мировой общественности и стали подлинно общечеловеческими не только по своей сути, но и по признанию, которое они себе завоевали".
Это, безусловно, важное достижение экологического прогнозирования должно способствовать устранению недостатков, отмечается в публикациях ООН, "методологических инструментов... интегрированного аналитического подхода к... формированию и применению адекватной политики и планирования. Ведь лица, принимающие решения, осмысливая проблемы экологической безопасности глобально, должны иметь в своем распоряжении прогнозы локальных мероприятий. А здесь встают задачи, требующие длительной и кропотливой проработки методов принятия рациональных решений, учитывающих объективные условия иерархичности структуры систем управления, информационную ограниченность и специализацию их органов, национальные и региональные особенности в выработке систем критериев в оценке эффективности, трудно обозримое многообразие целевых установок и задач управления и т. д.
Ведущиеся в настоящее время теоретические и прикладные исследования по созданию автоматизированных систем управления и многовариантных методов обоснования принятия решений обеспечивают такую модификацию информационного сервиса, которая создает наиболее комфортабельные условия не только для численного имитационного эксперимента, но и для логической интеграции вариантов достижения поставленных целей, а также для эффективного включения в циклический процесс прогностического обеспечения оптимизации взаимодействия человека и биосферы, развития ноосферы, междисциплинарных групп экспертов и представителей общественности. В этом состоит будущее футурологии.
Д.А. Диденко
Модель развития
Введение. В рамках исследования гипотезы о диалектическом единстве инновативных (конструктивных) и деновативных (деструктивных) процессов как системном механизме инновационной деятельности (ключевой формы жизнедеятельности человека в условиях развивающихся системных кризисов) выявлена потребность в обобщенной модели развития. Содержательный анализ гипотезы указывает на наиболее вероятный путь построения модели инновационной деятельности в классе процессных моделей. Поскольку в гипотезе высказано достаточно общее предположение о жизнедеятельности человека в целом, то в качестве наиболее близкого прототипа может быть выбрана диалектическая модель существования и развития материального мира.
Модель развития. Анализ распространенной диалектической модели развития природы и человеческого общества и ее конкретизация* для материальной сферы инновационной деятельности позволяет сформулировать обобщенную модель развития материального мира, представленную в таблице.
Материальность Мира |
Развитие материального Мира (фазы активности) | ||
Объективность |
Подвижность |
Единство | |
Процесс разрушения объективного Мира | |||
Процесс созидания объективного Мира |
* По существу конкретизация диалектической модели развития представляла определенную последовательность действий.
1) Целостная
сфера применимости
2) В сфере материального фиксированы центральные элементы модели: материальность мира и развитие материального мира.
3) Целостный
процесс развития
4) Постулировано, что материальность не может иметь противоречивый (противоборствующий) характер.
5) Сформирована
гипотеза, что целостный процесс
развития есть диалектическое
объективное единство
Эта модель опирается
на минимальный сущностный фундамент
(материальность мира) и включает три
фундаментальных понятия
В силу всеобщей материальности мир представляется единым целым, содержащим в себе внутреннее и все движение этого внутреннего во всех формах. Главным атрибутом материального мира является пространство. Материальность определяет сущность мира безотносительно происходящих в нем процессов.
Чтобы материальность
соотнести с развитием мира, необходимо
существование материального
Существование материального объективного (объект) есть обособление внутри мира части его внутреннего и связанного с этой частью движения. Объект сохраняет и наследует свойства мира. Прежде всего, объект сохраняет главный атрибут мира - пространство, наследует же от мира объект совокупность всех форм движения, происходящего внутри обособленной части внутреннего и движения, связывающего объект с остальным миром. Объект (сущность как обособленная совокупность вещества, энергии и информации) не может одновременно содержать в себе противоположности, то есть антивещество, антиэнергию и антиинформацию.
Существование объекта есть первая фаза активности (единства в развитии) мира.
Как начальная фаза развития существование имеет ряд особенностей. Одна из них заключается в том, что в этой фазе развития объекта все движение его внутреннего во всех формах локализовано (замкнуто) в обособленной части пространства. В свою очередь внутреннее оставшейся части мира и движение этого внутреннего осуществляется в мировом пространстве по-прежнему. Другой особенностью является то, что в фазе существования объект неподвижен относительно остальной части мира; в свою очередь мир относительно объекта также неподвижен. Третья особенность заключается в том, что существование есть начальное (базовое) состояние объекта в начале цикла развития. Иными словами, любое движение начинается из состояния существования. Каждая из указанных особенностей независимо приводит нас к мысли, что оставшаяся часть мира по отношению к обособленному объему является равноправным (но не равнозначным) объектом.
Последующие фазы
активности связаны с более сложной
формой движения как изменения состояния
объекта и взаимодействием
Последнее утверждение
можно представить как
Существо модели
заключается в представлении
целостного процесса развития материального
мира как объективного единства процессов
двух видов: процесс созидания объективного
мира и процесс разрушения объективного
мира. Как обособленная совокупность вещества,
энергии и информации объект не может
содержать в себе противоположные своей
сущности составляющие (антивещество,
антиэнергию и антиинформацию), но в то
же время внутренние и внешние
Интуитивно в модель развития заложено понимание жизнедеятельности человека как последовательности процессов, а не только как суммы результатов. Это не противоречит практике, но смещает направленность модели на процессное представление в отличие от распространенного объектного представления.
В связи с этим сформулируем важный гносеологический принцип двойственного представления объекта:
) в виде структуры связей (между вещественными компонентами объекта; между энергетическими компонентами объекта; между информационными компонентами объекта);
) в виде результата процесса перехода объекта от исходного состояния к текущему состоянию (от текущего состояния объекта к ожидаемому состоянию).
В методологическом плане принцип двойственного представления объекта является основанием метода расширенного системного анализа объектов инновационной деятельности.
Понятие процесса явным образом не входит в состав модели развития, однако в ней представлены все необходимые элементы для формирования процессного представления (подхода). Такими элементами являются существование объекта как первичная (простейшая) форма движения объекта и более сложная форма движения в виде изменения состояния объекта. Высшей формой движения является единство системы объектов через их взаимодействие. Существенным элементом модели развития является схема движения и взаимодействия материальных объектов.
Схема взаимодействия. Понятие взаимодействия является одним из ключевых понятий развития.
Для двух материальных объектов О1 и О2 обобщенный процесс взаимодействия может быть представлен следующими отношениями:
(О1; Отражение) ® (Отраженное); (Воспринимаемое)® (Восприятие; О1)
(Воспринимаемое) ® (
Опишем основные элементы схемы взаимодействия.
Отражение есть отделение от объекта части его внутреннего (вещества, энергии и информации) и движения этой части без изменения (или с изменением) сущности объекта, но с изменением его состояния.
Восприятие есть присоединение к объекту, с изменением его состояния и без изменения (или с изменением) сущности объекта, другого объекта (воспринимаемое) как совокупности вещества, энергии и информации с соответствующим движением.
Отражение и восприятие являются элементарной парой акта движения материального объекта через изменение его состояния. Последовательность таких движений объекта (с изменением состояния) является основой его взаимодействия с другим объектом.
Характер взаимодействия определяется характером движения. Характер движения, в свою очередь, определяется характером отражения и восприятия. В рамках модели предполагается, что отражение и восприятие имеют вещественную основу, но их характер определяется преимущественным (преобладающим) состоянием этой вещественной основы: информационное, энергетическое или вещественное состояние.