Дидактические игры как средство экологического воспитания детей пятого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 06:44, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: определить реестр дидактических игр, способствующих экологическому воспитанию детей пятого года жизни.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования
Изучить особенности использования дидактической игры игр в экологическом воспитании дошкольников
Проанализировать современные исследования в экологическом воспитании дошкольников через использование дидактических игр.
Охарактеризовать психологические особенности развития детей пятого года жизни в освоении средств экологического воспитания.
Раскрыть методику руководства дидактическими играми в экологическом воспитании детей пятого года жизни.

Содержание работы

Введение
3
Глава I Теоретические основы дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
5
1.1 Актуальность использования дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
5
1.2.Современные исследования в области использования дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
7
1.3 Психологические особенности детей пятого года жизни в освоении средств экологического воспитания
12
1.4. Методика организации и руководства дидактическими играми детей 5-го года жизни.
15
Глава 2. Практическое исследование
22
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2.Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
22
25
30
Заключение
34
Литература
36

Файлы: 1 файл

ВКР ГОФ готовый.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

Охарактеризуем  кратко каждый вид.

Игры-путешествия  призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится  рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В  этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач, т. д.

Игры-поручения  по содержанию проще, а продолжительности - короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручения.

Игры-предположения («что было бы…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая  требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры-загадки. В  основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает  способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В  основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывание игровых действий.

Важно четко  различать собственно дидактические  игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. По мере «вхождения»  детей в новую для них деятельность - учебную - значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. К сожалению, некоторые педагоги воспринимают дидактическую игру лишь как развлекательный и организующий момент урока, позволяющий снять умственное напряжение. Такое представление в корне неверно. В этом случае игра не входит органично в урок, находится около процесса обучения. Можно поэтому согласиться с тем, что «не умея построить настоящую дидактическую игру, которая будила бы мысль учеников, некоторые учителя облекают в игровую форму обучения тренировочные упражнения». Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму  обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: 1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умением составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т. д.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая  задача в дидактической игре реализуется  через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей  самого ребенка. Самое главное: дидактическая  задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразней  игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые  задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственное преобразование и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены  общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение  итогов (результат) - проводится сразу  по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили задание; определение команды-победительницы и т. д. Необходимо при этом отметить достижение каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

На современном  этапе учеными особо уделяется  внимание игровым обучающим ситуациям с игрушками аналогами; с использованием литературных персонажей; и путешествия. (С.Н.Николаева). При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи. В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок противопоставлять нельзя. Самое главное - и это необходимо подчеркнуть - дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего не преднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношение между детьми и педагогом определяется не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог - участники одой игры. Нарушается это условие - и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать эго постепенным.

 

    1.  Психологические особенности детей пятого года жизни  в освоении средств экологического воспитания

 

Дошкольник  пятого года жизни отличается высокой  активностью. Это создает новые  возможности для развития самостоятельности  во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения. Воспитатель специально насыщает жизнь детей проблемными практическими и познавательными ситуациями, в которых детям необходимо самостоятельно применить освоенные приемы (определить, влажный или сухой песок, годится ли он для постройки; отобрать брусочки такой ширины, чтобы по ним проезжала машина, и пр.).

У детей средней  группы ярко проявляется интерес  к игре. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. В средней группе, как и в младшей, воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей.

В течение дня  дети участвуют в разнообразных  играх - сюжетно-ролевых, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных и др. Часть из них организуется воспитателем и используется как средство решения определенных задач. Например, игры с готовым содержанием и правилами используются для развития внимания, речи, умения сравнивать, действовать по элементарному алгоритму.

  Дети среднего  дошкольного возраста отличаются  высокой эмоциональностью, ярко  и непосредственно выражают свои  чувства. 

 Более широкое  использование речи как средства  общения стимулирует расширение  кругозора ребенка, открытию им  новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения.

 Ребенок  развивается, становится более  вынослив физически. Это стимулирует  развитие выносливости психологической.  Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

  В этом  возрасте сверстник становится  более значимым и интересен.  Ребенок стремится к партнерству  в играх, ему уже неинтересно  играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

 Активно  развивающаяся потребность в  новых знаниях, впечатлениях и  ощущениях, проявляющаяся в любознательности  и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел. Большим шагом вперед является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации.

 Зависимость  внимания от эмоциональной насыщенности  и интереса к ним сохраняется.  Но развивается устойчивость  и возможность произвольного  переключения. Уменьшается чувствительность  к физическому дискомфорту.

Продолжает  активно развиваться фантазирование, в процессе которых ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное  использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его  нравственному и познавательному развитию.

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют, что  дошкольники в большей мере осуществляют моральные действия не потому, что  они понимают потребности других, а потому, что добро для них  эмоционально объективировано позитивными  оценками взрослых.

Эмоционально-ценностное отношение к природе как составляющая экологической культуры личности формируется  в процессе социального развития ребенка, и является, собственно, усвоением  социально-исторического опыта в  процессе активного взаимодействия с природой, которая способствует формированию личностного опыта.

 Морально-ценностное  отношение к природе предусматривает  целеустремленное развитие моральных  чувств, формирование морального  сознания и овладение навыками  и привычками морального поведения. 

Моральные чувства – обязательная составляющая морально-ценностного отношения, которая проявляется в виде переживания ребенком разных аспектов взаимодействия с другими людьми, объектами и явлениями окружающей среды, гуманного отношения к себе и окружающей среде.

Моральными  чувствами являются сочувствие, сопереживание, жалость, страх за других. Если у  ребенка сформированы начала моральных  чувств, то он будет понимать другого, а следовательно, будет жалеть, будет  сочувствовать и, главное будет  пытаться помочь, защитить.

 Природа  является носителем эстетического  благодаря своим цветам, звукам, формам, запахам, движениям. Дети  дошкольного возраста за своими  психологическими особенностями  эмоционально чувствительны к  яркому, необычному, выразительному. Поэтому  открываются широкие возможности для воспитания у дошкольников морально-эстетичного отношения к природе.

 Воспитательный  процесс должен быть сбалансирован  так, чтобы дети, любуясь красотой  природы, проникались судьбой  красивого. Образцом является  педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского, который писал, что «любоваться красотой – это лишь первые побеги доброго чувства, которое нужно развивать, превращая в активное влечение к деятельности». Василий Александрович стремился наполнить жизнь детей, эмоционально-эстетичным содержанием, приобщить их к миру прекрасного. Своей практической деятельностью он убедительно доказал, что « добрые чувства своим корнем уходят в детство, а человечность, доброта, достоинство, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира».  В.А. Сухомлинский указывал: «Жизнь убедила меня в том, что когда ребёнок вырастит розу, чтобы любоваться её красой, когда единственной наградой за труд является наслаждение красой и создание этой красы для счастья и радости другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность».  Педагогическим ключом, который поможет решить проблемы морального воспитания, В.А. Сухомлинский считал обучение ребенка делать добро.

Содержание  дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира. С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях, окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления, проявляемого в дидактических играх, является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний.

 

 

 

 

 

    1. Методика  руководства  дидактическими играми  в группах детей

5-го  года жизни

 

 Организовать и провести дидактическую игру - задача очень сложная для педагога. Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры:

1. Наличие у  педагога определенных знаний  и умений относительно дидактических  игр.

2. Выразительность  проведения игры. Это обеспечивает  интерес детей, желание слушать,  участвовать в игре.

3. Необходимость  включения педагога в игру. Он  является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

Информация о работе Дидактические игры как средство экологического воспитания детей пятого года жизни