Дидактические игры как средство экологического воспитания детей пятого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 06:44, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: определить реестр дидактических игр, способствующих экологическому воспитанию детей пятого года жизни.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования
Изучить особенности использования дидактической игры игр в экологическом воспитании дошкольников
Проанализировать современные исследования в экологическом воспитании дошкольников через использование дидактических игр.
Охарактеризовать психологические особенности развития детей пятого года жизни в освоении средств экологического воспитания.
Раскрыть методику руководства дидактическими играми в экологическом воспитании детей пятого года жизни.

Содержание работы

Введение
3
Глава I Теоретические основы дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
5
1.1 Актуальность использования дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
5
1.2.Современные исследования в области использования дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
7
1.3 Психологические особенности детей пятого года жизни в освоении средств экологического воспитания
12
1.4. Методика организации и руководства дидактическими играми детей 5-го года жизни.
15
Глава 2. Практическое исследование
22
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2.Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
22
25
30
Заключение
34
Литература
36

Файлы: 1 файл

ВКР ГОФ готовый.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Министерство  образования и науки Красноярского  края

КГБОУ СПО «Красноярский  педагогический колледж № 2»

Отделение «Дошкольное  и дополнительное образование»

ПЦК  педагогических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

Гоф Оксана Викторовна

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК  СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ  ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Выпускная квалификационная работа

 

 

Допустить к защите

С.В. Мещерякова

Зам. директора  по УПР

_____________________

Руководитель:

Преподаватель ПЦК

педагогических дисциплин                   Борбат Н. А.

______________________

Допустить к защите

Председатель  ПЦК 

педагогических  дисциплин

Лопатина Л.Л.

_____________________

 

 

 

 

 

Красноярск, 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

Глава I Теоретические основы дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

5

1.1 Актуальность использования  дидактических  игр в экологическом   воспитании детей дошкольного  возраста 

5

1.2.Современные исследования  в области использования дидактических  игр в экологическом  воспитании детей дошкольного возраста 

7

1.3 Психологические особенности  детей пятого года жизни   в освоении средств экологического  воспитания

12

1.4. Методика организации  и  руководства  дидактическими  играми  детей 5-го года жизни. 

15

Глава 2. Практическое исследование

22

2.1. Констатирующий эксперимент 

2.2.Формирующий эксперимент

2.3. Контрольный эксперимент 

22

25

30

Заключение

34

Литература

36

Приложение

39


 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Природа оставляет  глубокий след в душе каждого из нас, воздействуя на наши чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. По словам великого И.В.Гете «Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».

В наши дни, когда  мир находится на грани экологической  катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейшей проблем современности. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения

Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при  условии формирования экологической  грамотности и культуры подрастающего  поколения, понимания необходимости  реализации принципов устойчивого  развития.

Настоящее время – это период становления экологического образовательного пространства.

Разумное отношение  к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека.

Наиболее благоприятным  периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст.

Маленький ребёнок  познаёт мир с открытой душой  и сердцем. И то, как он будет  относиться к этому миру, научиться  ли, быть рачительным хозяином, любящим  и понимающим природу, воспринимать себя как часть единой экологической системы, во многом будет зависеть от взрослых, участвующих в его воспитании.

В жизни детей  дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью.

Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные проблемы.

Значимость проблемы и недостаточная ее разработанность  обусловили выбор темы квалификационной работы: " Дидактические игры природоведческого характера, как  средство экологического воспитания детей пятого года жизни".

Объект исследования: средства  экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство экологического воспитания детей пятого года жизни.

Цель работы: определить реестр дидактических игр, способствующих  экологическому воспитанию детей пятого года жизни.

В соответствии с целью были определены следующие  задачи исследования

  1. Изучить особенности использования дидактической игры игр в экологическом  воспитании дошкольников
  2. Проанализировать современные исследования в экологическом воспитании дошкольников  через использование дидактических игр.
  3. Охарактеризовать психологические особенности развития детей пятого года жизни  в освоении средств экологического воспитания.
  4. Раскрыть методику руководства дидактическими играми в экологическом воспитании детей пятого года жизни.

Методы исследования:

- изучение и  анализ литературы по исследуемой  проблеме;

- наблюдение  за детьми;

- педагогический эксперимент

 Практическая  значимость исследования: Разработанный  список дидактических игр в экологическом воспитании детей пятого года жизни.

ГЛАВА I. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ  ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

    1. Актуальность использования дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников

 

 

 В   последнее время резко возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может  нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить  самое удивительное творение природы  – жизнь на земле. Всё это побуждает  к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств  развития экологического мышления у  населения планеты.

Непрерывное  экологическое образование  – это необходимость, осознание которой  уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и  управление. И понимать это надо с детства. 

Дошкольный  возраст – оптимальный этап в  развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается  эмоционально-ценностное отношение  к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций  личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении  в природе. Именно благодаря  этому  появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых  экологических проблем. 

Актуальность  темы обусловлена тем, что проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но прежде всего в игре.

Сущность  игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра – есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. Игра для ребёнка - это серьёзное занятие.

«Сделать  серьезное занятие для ребенка  занимательным – вот задача первоначального  обучения» –  говорил К.Д. Ушинский, именно поэтому педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

Большое значение в экологическом  образовании имеют дидактические  игры. Важно научить пониманию  выполнения запретов на конкретных экологических  ситуациях, находить и видеть многочисленные связи в природе. Нахождению этих связей поможет дидактическая игра как форма деятельности педагога.

Николаева С. Н. отмечает, что в жизни детей  дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она подчеркивает, что усвоение знаний о природе  при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, будут лучше восприняты, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.

 Содержание дидактических игр разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни растений, животных, труд людей и различные времена года, взаимосвязи и взаимозависимости в природе, вопросы охраны природы, здоровья. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

 

1.2. Современные  исследования в области использования  дидактических игр в экологическом   воспитании дошкольников

 

Сделать серьезное  занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения.

К. Д. Ушинский.

В современной методике и  практике обучения природоведению дошкольников большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы.

Важным условием активизации познавательной деятельности дошкольников, развития их самостоятельности, мышления, является дидактическая игра.

Дидактические игры - это разновидность игр с  правилами, специально создаваемых  педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них  проявляется воспитательное и развивающее  влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средств обучения детей в дошкольном возрасте определяе6тся рядом причин:

1. Игровая деятельность  как ведущая в дошкольном детстве  еще не потеряла своего значения (не случайно, поэтому многие дети приносят с собой игрушки). Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, формы и приемы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

2. Освоение учебной  деятельности, включение в нее  детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).

3. Имеются возрастные  особенности детей, связанные  с недостаточной устойчивостью  и произвольностью внимания, преимущественно  непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного  типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.

А. В. Запорожец  оценивал роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных  знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка». С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактическая игра - это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в дошкольном возрасте.

А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.

Информация о работе Дидактические игры как средство экологического воспитания детей пятого года жизни