Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 06:44, дипломная работа
Цель работы: определить реестр дидактических игр, способствующих экологическому воспитанию детей пятого года жизни.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования
Изучить особенности использования дидактической игры игр в экологическом воспитании дошкольников
Проанализировать современные исследования в экологическом воспитании дошкольников через использование дидактических игр.
Охарактеризовать психологические особенности развития детей пятого года жизни в освоении средств экологического воспитания.
Раскрыть методику руководства дидактическими играми в экологическом воспитании детей пятого года жизни.
Введение
3
Глава I Теоретические основы дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
5
1.1 Актуальность использования дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
5
1.2.Современные исследования в области использования дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
7
1.3 Психологические особенности детей пятого года жизни в освоении средств экологического воспитания
12
1.4. Методика организации и руководства дидактическими играми детей 5-го года жизни.
15
Глава 2. Практическое исследование
22
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2.Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
22
25
30
Заключение
34
Литература
36
КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 2»
Отделение «Дошкольное и дополнительное образование»
ПЦК педагогических дисциплин
Гоф Оксана Викторовна
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
Допустить к защитеС.В. Мещерякова Зам. директора по УПР _____________________ |
Руководитель:Преподаватель ПЦКпедагогических дисциплин Борбат Н. А. ______________________ |
Допустить к защитеПредседатель ПЦКпедагогических дисциплинЛопатина Л.Л. _____________________ |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
Глава I Теоретические основы дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста |
5 |
1.1 Актуальность использования
дидактических игр в |
5 |
1.2.Современные исследования
в области использования |
7 |
1.3 Психологические особенности
детей пятого года жизни
в освоении средств |
12 |
1.4. Методика организации
и руководства |
15 |
Глава 2. Практическое исследование |
22 |
2.1. Констатирующий эксперимент 2.2.Формирующий эксперимент 2.3. Контрольный эксперимент |
22 25 30 |
Заключение |
34 |
Литература |
36 |
Приложение |
39 |
ВВЕДЕНИЕ
Природа оставляет глубокий след в душе каждого из нас, воздействуя на наши чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. По словам великого И.В.Гете «Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейшей проблем современности. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологической грамотности и культуры подрастающего поколения, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Настоящее время – это период становления экологического образовательного пространства.
Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека.
Наиболее благоприятным
периодом для решения задач
Маленький ребёнок познаёт мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научиться ли, быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимать себя как часть единой экологической системы, во многом будет зависеть от взрослых, участвующих в его воспитании.
В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью.
Экологические игры помогают ребёнку увидеть неповторимость и целостность экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные проблемы.
Значимость проблемы и недостаточная ее разработанность обусловили выбор темы квалификационной работы: " Дидактические игры природоведческого характера, как средство экологического воспитания детей пятого года жизни".
Объект исследования: средства экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактическая игра как средство экологического воспитания детей пятого года жизни.
Цель работы: определить реестр дидактических игр, способствующих экологическому воспитанию детей пятого года жизни.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования
Методы исследования:
- изучение и
анализ литературы по
- наблюдение за детьми;
- педагогический эксперимент
Практическая
значимость исследования: Разработанный
список дидактических игр в эко
ГЛАВА I. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В последнее время резко
Непрерывное экологическое образование – это необходимость, осознание которой уже имеется не только у специалистов, но и у значительной части рядового населения. Люди готовы спасать планету: нужны разумные организация и управление. И понимать это надо с детства.
Дошкольный возраст – оптимальный этап
в развитии экологической культуры личности.
В этом возрасте ребенок начинает выделять
себя из окружающей среды, развивается
эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы
нравственно-экологических
Актуальность темы обусловлена тем, что проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но прежде всего в игре.
Сущность игры как ведущего
вида деятельности заключается в том, что дети
отражают в ней различные стороны жизни,
особенности взаимоотношений вз
«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения» – говорил К.Д. Ушинский, именно поэтому педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.
Большое значение в экологическом
образовании имеют
Николаева С. Н. отмечает, что в жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она подчеркивает, что усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказать влияния на формирование у них бережного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, будут лучше восприняты, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сферу.
Содержание дидактических игр разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни растений, животных, труд людей и различные времена года, взаимосвязи и взаимозависимости в природе, вопросы охраны природы, здоровья. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.
1.2. Современные
исследования в области
Сделать серьезное
занятие для ребенка
К. Д. Ушинский.
В современной методике и практике обучения природоведению дошкольников большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы.
Важным условием активизации познавательной деятельности дошкольников, развития их самостоятельности, мышления, является дидактическая игра.
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средств обучения детей в дошкольном возрасте определяе6тся рядом причин:
1. Игровая деятельность
как ведущая в дошкольном
2. Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
3. Имеются возрастные
особенности детей, связанные
с недостаточной устойчивостью
и произвольностью внимания, преимущественно
непроизвольным развитием
А. В. Запорожец оценивал роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка». С другой стороны, некоторые педагоги склонны, наоборот, неправомерно рассматривать дидактические игры лишь как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов. Однако дидактическая игра - это еще и игровая форма обучения, которая, как известно, достаточно активно применяется на начальных этапах обучения, т. е. в дошкольном возрасте.
А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы.