Дидактические игры как средство экологического воспитания детей пятого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 06:44, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: определить реестр дидактических игр, способствующих экологическому воспитанию детей пятого года жизни.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования
Изучить особенности использования дидактической игры игр в экологическом воспитании дошкольников
Проанализировать современные исследования в экологическом воспитании дошкольников через использование дидактических игр.
Охарактеризовать психологические особенности развития детей пятого года жизни в освоении средств экологического воспитания.
Раскрыть методику руководства дидактическими играми в экологическом воспитании детей пятого года жизни.

Содержание работы

Введение
3
Глава I Теоретические основы дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
5
1.1 Актуальность использования дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
5
1.2.Современные исследования в области использования дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
7
1.3 Психологические особенности детей пятого года жизни в освоении средств экологического воспитания
12
1.4. Методика организации и руководства дидактическими играми детей 5-го года жизни.
15
Глава 2. Практическое исследование
22
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2.Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
22
25
30
Заключение
34
Литература
36

Файлы: 1 файл

ВКР ГОФ готовый.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

«Что сначала - что потом?»

Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Ход игры. Детям  предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить  эти предметы в правильном порядке.

Игры настольно-печатные

Игра «Четыре  картинки»

Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

Игры словесные

Игра «Кто в  домике живет?»

Цель. Закреплять знания детей о животных, учить  подражать их голосам.

Ход игры. Дети изображают знакомых животных, сидящих  в домиках. Воспитатель по очереди  обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му!», «Бе-е-е», «Мяу-мяу!» и т.д. Воспитатель отгадывает, кто живет в домике.

Игра «Отгадай кто это?»

Цель. Закреплять представления детей о характерных  признаках диких и домашних животных.

Ход игры. Воспитатель  описывает животное (его внешний  вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.

Для формирования экологических представлений о  растениях использовались следующие  игры:

Игры с предметами

Игра «Детки на ветке»

Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать  их по принадлежности к одному растению.

Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и  кустарников, называют их. По предложению  воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

Игра «Найди, что покажу»

Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.

Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для  воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры. Воспитатель  показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Игры настольно-печатные

Игра «Волшебный поезд»

Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.

Материал. Два  поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта  карточек с изображением растений.

Ход игры: На столе  перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Аналогично  эта игра может проводиться для  закрепления представлений о  различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

Игры словесные

Игра «Найди, о чем расскажу»

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным  признакам.

Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны  всем детям отличительные признаки предметов.

Ход игры. Воспитатель  подробно описывает один из лежащих  на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

Для формирования экологических представлений об объектах и

явлениях природы  детям были предложены следующие  игры:

Игры с предметами

Игра «Когда это бывает?»

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.

Ход игры. Детям  предлагают листья разных растений с  различной окраской, шишки, можно  гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

Игра «Что это  такое?»

Цель: уточнить представления детей о предметах  неживой природы.

Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.

Ход игры. Детям  предлагаются картинки и в зависимости  от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный  материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое.). Что с ним можно делать?

Игры настольно-печатные

Игра «Это когда?»

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.

Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.

Игры словесные

Игра «Когда это бывает?»

Цель. Уточнять и углублять знания детей о  временах года.

Ход игры. 1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о  временах года, а дети отгадывают.

II вариант. Воспитатель  называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами.

Для формирования экологически бережного отношения  к природе были подобраны следующие  игры:

Настольно-печатные игры

«Ухаживаем  за растениями»

Цель. Закреплять представления детей о различных  способах ухода за растениями.

Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.

Дети сидят  за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить, какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют - дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.

Таким образом, дидактические игры экологического содержания помогли уточнить, закрепить, обобщить и систематизировать знания. Играя, дети лучше усваивали знания об объектах и явлениях природы, учились  устанавливать взаимосвязи между  ними и средой. Дошкольники начали самостоятельно организовывать игры природоведческого характера, это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало.

 

    1. Контрольный эксперимент

 

Для оценки эффективности  и результативности педагогического  воздействия на процесс формирования экологической культуры дошкольников посредством использования системы  дидактических игр, как одного из средств экологического воспитания, использовался тот же диагностический материал по обследованию уровня сформированности экологических представлений о жизни животных, растений, объектах и явлениях природы, об отношении детей к объектам природы и место дидактической игры в предпочтениях детей. В исследованиях принимали участие те же 20 детей.

В процессе работы  по формированию познавательного интереса у детей пятого года жизни, используя  в обучении дидактические игры, мы увидели, что первоначальные результаты диагностики изменились.

При повторном проведении диагностики детям были предложены аналогичные задания.

Для того чтобы  выявить предпочитаемый вид деятельности  использовали методику «Выбор деятельности». Результаты исследования предпочитаемого  вида деятельности показаны в таблицах 6,7 (см. Приложение).

Таким образом, по результатам  представленным в  сводной таблице  мы видим, что  предпочтения в выборе деятельности дети изменили в сторону дидактической  игры. Дидактическая игра, как вид  деятельности,  стала для детей  одним из любимых.  Данные по методике представлены рисунками 3.

Рисунок  3.

Место дидактической  игры в предпочтениях детей.

 

 

Анализ рисунка 4 позволяет говорить, что произошли  значительные изменения у детей  экспериментальной группы по воспитанию экологической культуры детей. Отмечены качественные и количественные преобразования в показателях.

 

 

Рисунок 4. Сравнительная  гистограмма распределения уровня экологических знаний детей в  контрольной и экспериментальной  группах.

 

 

Анализ сравнительных  результатов общего показателя экологической  воспитанности детей экспериментальной  группы выявил положительную динамику в его формировании, по сравнению  с детьми контрольной группы. Так, экологическая воспитанность выросла  до высокого уровня, который составляет 50%, значительные качественные изменения произошли с показателем среднего уровня: он снизился за счет повышения высокого уровня  с 70% на 50%. Показатель низкого уровня экологической воспитанности на начало учебного года составил 10%, а на конец учебного года  данный уровневый показатель отсутствовал.

Таким образом, в ходе систематической, планомерной  и целенаправленной работы произошли  существенные положительные изменения  в экологической воспитанности  у дошкольников экспериментальной группы посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В наше время  проблема экологического воспитания вышла  на первый план, и ей уделяют все  больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Каждый из тех, кто приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей и эту работу необходимо начинать с раннего возраста.

Важно с раннего  возраста воспитывать у детей  чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей, например не затушенным костром, оставленному мусору. Показателями уровня экологического воспитания являются не только знания и поведение ребенка в природе, но и его участие в улучшении природного окружения.

Таким образом, воспитание адекватного отношения  к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животным, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника.

В процессе изучения психолого - педагогической и методической литературы было установлено, что игры детей в природе являются необходимым условием экологического воспитания.

 Игра доставляет  детям много радости и содействует  их всестороннему развитию. В  процессе игры воспитываются  любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. У дошкольников развивается интерес к игровой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.

Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе игры воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. У дошкольников развивается интерес к игровой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.

В настоящей  квалификационной работе дидактическая  игра рассмотрена как эффективное  средство экологического воспитания детей  среднего дошкольного возраста, потенциал  игры позволяет максимально реализовать  поставленные задачи экологического воспитания и использовать дидактическую игру в любом из направлений образовательной работы с детьми.

Информация о работе Дидактические игры как средство экологического воспитания детей пятого года жизни