Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 06:44, дипломная работа
Цель работы: определить реестр дидактических игр, способствующих экологическому воспитанию детей пятого года жизни.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования
Изучить особенности использования дидактической игры игр в экологическом воспитании дошкольников
Проанализировать современные исследования в экологическом воспитании дошкольников через использование дидактических игр.
Охарактеризовать психологические особенности развития детей пятого года жизни в освоении средств экологического воспитания.
Раскрыть методику руководства дидактическими играми в экологическом воспитании детей пятого года жизни.
Введение
3
Глава I Теоретические основы дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
5
1.1 Актуальность использования дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
5
1.2.Современные исследования в области использования дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
7
1.3 Психологические особенности детей пятого года жизни в освоении средств экологического воспитания
12
1.4. Методика организации и руководства дидактическими играми детей 5-го года жизни.
15
Глава 2. Практическое исследование
22
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2.Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
22
25
30
Заключение
34
Литература
36
4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Подводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные задания, а в игру их превращает форма их проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность.
5. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
6. Между педагогом
и детьми должна быть
7. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.
Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследует при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задачи педагога - направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.
Далее, необходимо определиться с количеством играющих детей. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому, если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны исполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.
Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр.
И, наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и - главное - качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как появилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Постоянно демонстрируйте детям их достижения.
Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на занятие. В начале занятия цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине занятия дидактическая игра должна решать задачу усвоения темы; в конце занятия задача может носить поисковый характер. На любом этапе занятия игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе занятия.
В практике дидактические
игры могут выступать
Содержание
дидактических игр
Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.
В настоящее время, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.
Так, дидактическая игра способствует:
В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), здесь, игры с природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Для стимулирования активности детей, для создания положительного эмоционального настроя и получении хороших результатов в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей, наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, педагоги считаю дидактические игры.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Экспериментальная работа по проблеме использования дидактической игры природоведческого характера, как средства экологического воспитания детей пятого года жизни, проводилась в муниципальном бюджетном дошкольном учреждении Атамановский детский сад «Солнышко», филиале МБОУ «Атамановская СОШ». В ней принимали участие дети средней группы, из них:
10чел - экспериментальная группа.
10 чел. – контрольная группа.
Цель исследования:
определить список
Исследование проходило в три этапа:
- констатирующий этап, на котором выявлены дидактические игры, способствующие экологическому воспитанию.
- формирующий этап, направленный на формирование экологической культуры через дидактическую игру.
- контрольный этап, который позволил оценить эффективность дидактической игры, как средства экологического воспитания.
2.1. Констатирующий эксперимент
Цель: выявление дидактических игр, способствующих экологическому воспитанию.
Этапы:
На первом этапе мы изучали место дидактической игры в предпочтениях детей. Для этого использовали методику «Выбор деятельности». На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: 1 – конструирование, 2 – чтение книг, 3 – изобразительная деятельность, 4 - дидактическая игра,
Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл. Результаты оформляются в таблицу. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.
Результаты исследования экспериментальной группы, изложенные в таблице №2 (см. приложение), а результаты контрольной группы в таблице №3(см. приложение), показали, что дидактическая игра, как один из четырех видов деятельности, находится на четвертом месте (1,2 б.), уступая чтению книг (1,7 б), конструированию (1,6 б.), изобразительной деятельности (1,5 б.), Возможно, это связано с тем, что исследование проводилось в начале учебного года, некоторым детям совсем недавно исполнилось 5 лет, и такая черта личности ребенка, свойственная этому возрасту, как любознательность, только начинает формироваться.
Рисунок 1. Место дидактической игры в предпочтениях детей.
На втором этапе нашего исследования мы определили уровень экологических знаний детей, используя рекомендации С.Н.Николаевой (Приложение).
Результаты уровня знаний экспериментальной группы отражены в таблице №4 (см. Приложение), уровень знаний контрольной группы отражены в таблице №5 (см. Приложение).
Сравнительная
гистограмма распределения
Рисунок 2. Сравнительная гистограмма распределения уровня экологических знаний детей в контрольной и экспериментальной группах.
Анализируя результаты диагностики, мы сделаем вывод:
Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента мы выявили, что дети не проявляют интерес к дидактическим играм, предпочитая другие виды деятельности.
Данные диагностики
свидетельствуют о
Целью формирующего эксперимента является составление реестра дидактических игр как одного из средств экологического воспитания, способствующие экологическому воспитанию детей пятого года жизни.
Исходя из теоретических положений, рассмотренных в первой части нашей работы и результатов констатирующего эксперимента, видно, что требуется проведение соответствующей работы в данном направлении посредством использования системы дидактических игр.
Результаты диагностики детей по выявлению экологических представлений у выделенной группы детей определили основные направления формирующей работы:
1. Формирование экологических представлений о мире животных
2. Формирование экологических представлений о растениях
3. Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы
4. Формирование
экологически бережного
Для формирования экологических представлений о мире животных были предложены следующие игры:
Игры с предметами
«Кто чем питается?»
Цель. Закреплять представления детей о пище животных.
Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и определяют, какое животное питается этой едой.