Дидактические игры как средство экологического воспитания детей пятого года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 06:44, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: определить реестр дидактических игр, способствующих экологическому воспитанию детей пятого года жизни.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования
Изучить особенности использования дидактической игры игр в экологическом воспитании дошкольников
Проанализировать современные исследования в экологическом воспитании дошкольников через использование дидактических игр.
Охарактеризовать психологические особенности развития детей пятого года жизни в освоении средств экологического воспитания.
Раскрыть методику руководства дидактическими играми в экологическом воспитании детей пятого года жизни.

Содержание работы

Введение
3
Глава I Теоретические основы дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
5
1.1 Актуальность использования дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
5
1.2.Современные исследования в области использования дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
7
1.3 Психологические особенности детей пятого года жизни в освоении средств экологического воспитания
12
1.4. Методика организации и руководства дидактическими играми детей 5-го года жизни.
15
Глава 2. Практическое исследование
22
2.1. Констатирующий эксперимент
2.2.Формирующий эксперимент
2.3. Контрольный эксперимент
22
25
30
Заключение
34
Литература
36

Файлы: 1 файл

ВКР ГОФ готовый.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Подводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные задания, а в игру их превращает форма их проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность.

5. Средства и  способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

6. Между педагогом  и детьми должна быть атмосфера  уважения, взаимопонимания, сопереживания. 

7. Используемая  в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Грамотное проведение дидактической игры обеспечивается четкой организацией дидактических  игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследует при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задачи педагога - направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

Далее, необходимо определиться с количеством играющих детей. В разных играх предусмотрено  различное их количество. По возможности  надо стремиться, чтобы в игре мог  участвовать каждый ребенок. Поэтому, если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны исполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

Следующим важным этапом при организации дидактической  игры является подбор дидактических  материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

И, наконец, важно  продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической  игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и - главное - качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как появилась взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Постоянно демонстрируйте детям их достижения.

Важно продумать  поэтапное распределение игр  и игровых моментов на занятие. В  начале занятия цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать  их активность. В середине занятия  дидактическая игра должна решать задачу усвоения темы; в конце занятия задача может носить поисковый характер. На любом этапе занятия игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе занятия.

В практике дидактические  игры могут выступать самостоятельные  или взаимно дополнять друг друга. Использование каждого вида игры определяется целями, содержанием учебного материала, возрастными особенностями  учащихся, умениями и навыками в проведении подобных игр. Игра только внешне кажется развлечением, в действительности она требует серьезной, предварительной подготовке со стороны учителя и учащихся. В процессе игры от детей требуется выдержка, большое умственное напряжение, проявления самостоятельности. Но игра всегда приносит удовлетворение и радость, и не нужно боятся, что она несет ущерб научности. Сделав материал доступным, интересным, игра создает богатые возможности для выявления у дошкольников общих знаний, понятий, установления межпредметных связей. Кроме того, она способствует сплочению детского коллектива, формированию у учащихся взаимного уважения и понимания, влияет на отношения учителя и ученика, делая их более доброжелательными. Но надо предостеречь начинающих учителей: злоупотребление игрой в учебном процессе, не смотря на высокую активность детей, может привести к проблемам в их знаниях.

Содержание  дидактических игр разнообразно, в них отражаются явления природы, изменения в жизни растений, животных, труд людей и различные времена года, взаимосвязи и взаимозависимости в природе, вопросы охраны природы, здоровья, гигиены, то есть содержание действующих программ в начальной школе.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана  с другими формами обучения и воспитания.  

В настоящее время,  дидактической  игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное  воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего  ребенка, что подтверждает опыт многолетней  практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Так, дидактическая игра способствует:

  • развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.
  • обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, чертам, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
  • развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
  • социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т.д.
  • художественно-эстетическому воспитанию – совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), здесь, игры с природным  материалом, настольно-печатные и словесные  игры.

      • Игры с предметами. В таких играх используются как игрушки, так и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом
      • Игры с природным материалом. Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т. к. их желательно проводить в естественных условиях, соблюдая при этом большую осторожность и осмотрительность в выборе материала и места для проведения самой игры. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида.
      • Настольно – печатные игры – интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки».

Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Для  стимулирования  активности детей, для создания  положительного эмоционального настроя  и получении  хороших  результатов  в усвоении программных задач  по экологическому воспитанию детей,  наиболее эффективным средством формирования экологической культуры детей, педагоги считаю  дидактические игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

 

Экспериментальная работа  по проблеме использования  дидактической игры природоведческого характера, как средства экологического воспитания детей пятого года жизни, проводилась в муниципальном бюджетном дошкольном учреждении Атамановский детский сад «Солнышко», филиале МБОУ «Атамановская СОШ». В ней принимали участие дети средней группы, из них:

10чел - экспериментальная  группа.

10 чел. – контрольная  группа.

 Цель исследования: определить список дидактических  игр, способствующих  экологическому  воспитанию детей пятого года  жизни. 

Исследование  проходило в три этапа:

- констатирующий этап, на котором выявлены дидактические игры, способствующие экологическому воспитанию.

- формирующий  этап, направленный на формирование  экологической культуры через  дидактическую игру.

- контрольный  этап, который позволил оценить  эффективность дидактической игры, как средства экологического воспитания.

 

2.1. Констатирующий  эксперимент

 

Цель: выявление  дидактических игр, способствующих экологическому воспитанию.

Этапы:

  1. Изучить место дидактической игры в предпочтениях детей по методике  «Выбор деятельности» (Л.Н.Прохоровой), наблюдений за детьми.
  2. Определить уровень экологических знаний детей пятого года жизни, используя рекомендации С.Н.Николаевой (программа «Юный эколог»)

На первом этапе  мы изучали место дидактической  игры в предпочтениях детей. Для этого использовали методику «Выбор деятельности». На картинках изображены дети, занимающиеся разными видами деятельности: 1 – конструирование, 2 – чтение книг, 3 – изобразительная деятельность, 4 - дидактическая игра,

Ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все три выбора фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3. За первый выбор засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл. Результаты оформляются в таблицу. Вывод делается по сумме выборов в целом по группе.

Результаты  исследования экспериментальной группы, изложенные в таблице №2 (см. приложение), а результаты  контрольной  группы в таблице №3(см. приложение),  показали, что дидактическая игра, как один из четырех видов деятельности, находится на четвертом месте (1,2 б.), уступая чтению книг (1,7 б), конструированию (1,6 б.), изобразительной деятельности (1,5 б.), Возможно, это связано с тем, что исследование проводилось в начале учебного года, некоторым детям совсем недавно исполнилось 5 лет, и такая черта личности ребенка, свойственная этому возрасту,  как любознательность, только начинает формироваться.

Рисунок 1. Место  дидактической игры в предпочтениях  детей.

На втором этапе нашего исследования мы определили  уровень экологических знаний детей, используя рекомендации С.Н.Николаевой (Приложение).

Результаты  уровня знаний экспериментальной группы отражены в таблице №4 (см. Приложение), уровень знаний контрольной группы отражены в таблице №5 (см. Приложение).

Сравнительная гистограмма распределения уровня экологических знаний детей  в  контрольной и экспериментальной  группах  констатирующего эксперимента приведена на рисунке 2.

Рисунок 2. Сравнительная  гистограмма распределения уровня экологических знаний детей в контрольной и экспериментальной группах.

 

Анализируя  результаты диагностики, мы сделаем  вывод:

  1. Низкий уровень экологических знаний в обеих группах составляет 10 %;
  2. Средний уровень экологических знаний в экспериментальной группе составляет 70 %, в контрольной – 80 %.
  3. Высокий уровень экологических знаний в экспериментальной группе составляет 20 %, в контрольной 10 %.

Таким образом, по результатам констатирующего  эксперимента мы выявили, что дети не проявляют интерес к дидактическим играм, предпочитая другие виды деятельности.

Данные диагностики  свидетельствуют о необходимости  целенаправленной систематической  работы по внедрению дидактических  игр экологического характера детей  пятого года жизни.

 

    1. Формирующий эксперимент

 

Целью формирующего эксперимента является составление  реестра дидактических игр как  одного из средств экологического воспитания, способствующие экологическому воспитанию детей пятого года жизни.

Исходя из теоретических  положений, рассмотренных в первой части нашей работы и результатов констатирующего эксперимента, видно, что требуется проведение соответствующей работы в данном направлении посредством использования системы дидактических игр.

Результаты  диагностики детей по выявлению экологических представлений у выделенной группы детей определили основные направления формирующей работы:

1. Формирование  экологических представлений о  мире животных

2. Формирование  экологических представлений о  растениях

3. Формирование  экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы

4. Формирование  экологически бережного отношения  к объектам природы

Для формирования экологических представлений о  мире животных были предложены следующие  игры:

Игры с предметами

«Кто чем  питается?»

Цель. Закреплять представления детей о пище животных.

Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и определяют, какое животное питается этой едой.

Информация о работе Дидактические игры как средство экологического воспитания детей пятого года жизни