Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 06:26, контрольная работа
Идея приобщения ребенка к познанию природы и осознанию своей сопричастности с ней имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся педагоги и мыслители прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.А.Каменский и другие видели в природе средство для развития ума, воли, чувств ребенка. В России русские демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, К.Д.Ушинский тоже развивали педагогические идеи о воспитательном и развивающем значении знаний о природе, ее взаимосвязях с миром человека. Основоположник системы дошкольного воспитания в России Е.И.Тихеева, указывая на значимость природы как средство воспитания, называла ее «живой книгой», которая раскрывается воспитателем перед детьми сознательно, разумно, систематически и является своеобразной «ареной», на которой воздвигается здание детских мировосприятий.
Введение
Основная часть. Раскрытие вопросов:
-современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными;
- содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными;
-методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными в младшем дошкольном возрасте;
-мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными (из опыта работы).
3. Заключение
4. Список литературы
Новокузнецкий педагогический коллежд№2
ОЗО
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету « Методика экологического образования».
Специальность « Дошкольное образование».
Вариант №4
Тема « Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными».
Выполнила:
Кузнецова Н.А.
Студентка 3 курса
ОЗО группы 1-12
Содержание
-современные
взгляды на формирование
- содержание
работы по формированию
-методика формирования экологи
-мероприятия
по формированию экологических
представлений у детей
3. Заключение
4. Список литературы
Введение
Проблема экологического воспитания
дошкольников относится к числу важнейших
проблем теории воспитания и имеет первостепенное
значение для воспитательной работы.
В современных условиях, когда сфера воспитательного
Дошкольное детство – это первая ступенька приобщения маленького человека к общечеловеческим ценностям: любви, добру, красоте, это первая школа элементарного осознания ребенком себя как частички природы.
Идея приобщения ребенка к познанию природы и осознанию своей сопричастности с ней имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся педагоги и мыслители прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.А.Каменский и другие видели в природе средство для развития ума, воли, чувств ребенка. В России русские демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, К.Д.Ушинский тоже развивали педагогические идеи о воспитательном и развивающем значении знаний о природе, ее взаимосвязях с миром человека. Основоположник системы дошкольного воспитания в России Е.И.Тихеева, указывая на значимость природы как средство воспитания, называла ее «живой книгой», которая раскрывается воспитателем перед детьми сознательно, разумно, систематически и является своеобразной «ареной», на которой воздвигается здание детских мировосприятий.
Психолого– педагогические исследования С.Н.Николаевой, Н.Н.Кондратьевой, Е.Ф.Терентьевой и других устанавливают возможность усвоения дошкольниками экологических знаний, отражающих зависимости жизни, роста и развития живых существ от факторов внешней среды. Психологические исследования С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Н.Н.Подьякова теоретически и практически доказывают познания ребенком дошкольного возраста предметов мира во всем многообразии.
Из Рекомендаций Парламентских слушаний
«Проблемы экологического воспитания
и образования в России» от 22.09.98: «Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста
приоритетным звеном в системе непрерывного
экологического воспитания, необходимым
условием устойчивого развития страны,
развития и совершенствования
С принятием законов Российской
Федерации «Об охране окружающей природной среды»
и «Об образовании» созданы предпосылки
правовой базы для формирования системы
экологического образования населения.
«Указ президента Российской Федерации по охране окружающей
среды и обеспечению устойчивого развития» с учетом
Декларации Конвенции ООН по окружающей
среде и развитию, подписанной Россией возводят
экологическое образование в разряд первостепенных
государственных проблем. Указанные документы подразумевают
Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие положительного отношения к природе.
Экологическая культура личности предполагает наличие у человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, согласующими с требованиями разумного, бережного отношения к природе.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, этим и был обусловлен мною выбор направления работы: экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Основная часть
1. Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными.
В современной психолого-
Актуальность формирования представлений об объектах и явлениях природы обусловлены и современными экологическими проблемами. В самом деле, противоречие между сложившимся состоянием развития цивилизации и природой достигло предела. Дальнейшее движение по этому пути ведёт к катастрофе. Достигнутая сегодня предельная нагрузка на природу требует не только поисков путей поддержания сбалансированного хода развития и состояния окружающей природной среды, но и повседневного внимания к природе. Понятно, что всё это повышает требования к образовательному уровню всего общества.
В перечисленных аспектах, доказывающих важность формирования представлений об объектах и явлениях природы, немалая роль принадлежит детскому саду. Ввести ребёнка в мир природы, научить его понимать её, воспитать бережное отношение к ней – важная задача детского сада, решение которой почти не может быть восполнено на последующих этапах обучения.
Дошкольное детство – наиболее
благоприятный период эмоционального
взаимодействия человека с природой, когда его ум и чувства развиваются
Многие педагоги придавали большое значение природе как средству воспитания детей:
Я.А. Коменский видел в природе
Живая природа – это сложный и многогранный мир, где особое место отведено животным. Они составляют 2% от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна. Животный мир служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения. Животный мир используется также в научных, культурно-просветительских целях.
Поэтому человек должен иметь определённый запас естественнонаучных знаний.
Первые представления о
В 90-е годы в нашей стране появилось много программ по экологическому образованию дошкольников разного возраста. Одни из них впоследствии получили широкое распространение, другие активно использовались дошкольными учреждениями в течение определенного времени. Опыт показал, что во многом успешность внедрения той или иной программы зависела от наличия методических рекомендаций, формы подачи материала, связи ее содержания с другими направлениями работы ДОУ. За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических. Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрение. К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад — дом радости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.
«Кроха» — это программа воспитания детей раннего возраста в семье и детском саду .Программа предусматривает и их экологическое воспитание. Е.Ф. Терентьева (автор раздела) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут приобщить детей к наблюдениям и совместному уходу вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения — взрослый многое может показать малышу. Для экологического воспитания также можно использовать прогулки. Автор дает рекомендации, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом.
Подраздел Мир природы программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру — все вместе, по замыслу Т.И. Гризик создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем.
В программе «Детство», созданной в Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ.
На основе данной программы у детей формируется большое количество обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, о типичных экосистемах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления (о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.).
Программа «Детство» предполагает формирование не только экологических представлений, но и разных личностных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношение к природе), при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.
«Истоки» — это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную, нацеленную на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных (в том числе творческих) способностей и развитие их до уровня возрастных возможностей и требований современного общества. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности, характеризующегося особыми отношениями ребенка с взрослым; определенной иерархией видов деятельности, среди которых имеются ведущие; психологическими достижениями ребенка, свидетельствующими о развитии его психики, сознания и личности.
В целом можно сказать, что программа «Истоки», интересная по многим параметрам, не вышла на современный уровень полноценного экологического воспитания — она не ставит задачи развития у детей азов экологической культуры, в которой природа рассматривается как ценность во всех аспектах человеческого развития — познавательного, эстетического, нравственного и физического. Недостаточно реализуется заявленный в программе принцип развития ребенка через деятельность: познание природы, общение с ней, отражение ее в искусстве и творчестве детей предполагает много разных видов деятельности, которые можно включить в педагогический процесс.