Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 06:26, контрольная работа

Описание работы

Идея приобщения ребенка к познанию природы и осознанию своей сопричастности с ней имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся педагоги и мыслители прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.А.Каменский и другие видели в природе средство для развития ума, воли, чувств ребенка. В России русские демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, К.Д.Ушинский тоже развивали педагогические идеи о воспитательном и развивающем значении знаний о природе, ее взаимосвязях с миром человека. Основоположник системы дошкольного воспитания в России Е.И.Тихеева, указывая на значимость природы как средство воспитания, называла ее «живой книгой», которая раскрывается воспитателем перед детьми сознательно, разумно, систематически и является своеобразной «ареной», на которой воздвигается здание детских мировосприятий.

Содержание работы

Введение
Основная часть. Раскрытие вопросов:
-современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными;
- содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными;
-методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными в младшем дошкольном возрасте;
-мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными (из опыта работы).
3. Заключение
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Новокузнецкий педагогический коллежд.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Новокузнецкий педагогический коллежд№2

ОЗО

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету « Методика экологического образования».

Специальность « Дошкольное образование».

Вариант №4

Тема « Формирование экологических представлений у  детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Кузнецова Н.А.

Студентка  3 курса

ОЗО группы 1-12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание 

    1. Введение
    2. Основная часть. Раскрытие вопросов:

     -современные  взгляды на формирование экологических  представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными;

    - содержание  работы по формированию экологических  представлений у детей дошкольного  возраста в процессе ознакомления  с домашними животными;

    -методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными в младшем дошкольном возрасте;

    -мероприятия  по формированию экологических  представлений у детей дошкольного  возраста в процессе ознакомления  с домашними животными (из опыта работы).

3. Заключение

4. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Проблема  экологического воспитания дошкольников        относится к числу важнейших  проблем  теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.            В современных условиях, когда  сфера воспитательного воздействия  значительно расширяется, эта проблема приобретает особую остроту и  актуальность.

     Дошкольное  детство – это первая ступенька  приобщения маленького человека к общечеловеческим ценностям: любви, добру, красоте, это  первая школа элементарного осознания  ребенком себя как частички природы.

      Идея приобщения ребенка к познанию природы и осознанию своей  сопричастности с ней имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся педагоги и мыслители прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.А.Каменский  и другие видели в природе средство для развития ума, воли, чувств ребенка. В России русские демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, К.Д.Ушинский тоже развивали педагогические идеи о воспитательном и развивающем значении знаний о природе, ее взаимосвязях с миром человека. Основоположник  системы дошкольного воспитания в России Е.И.Тихеева, указывая на значимость природы как средство воспитания, называла ее «живой книгой», которая  раскрывается воспитателем перед детьми сознательно, разумно, систематически и является своеобразной «ареной», на которой воздвигается здание детских  мировосприятий.

Психолого– педагогические исследования С.Н.Николаевой, Н.Н.Кондратьевой, Е.Ф.Терентьевой и  других устанавливают возможность  усвоения дошкольниками экологических  знаний, отражающих зависимости жизни, роста и развития живых существ  от факторов внешней среды. Психологические  исследования С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Н.Н.Подьякова теоретически и практически доказывают познания ребенком дошкольного возраста предметов  мира во всем многообразии.

Из Рекомендаций Парламентских слушаний «Проблемы  экологического воспитания и образования  в России» от 22.09.98: «Считать экологическое  воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым  условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения  преемственности между всеми  сферами социального становления  личности».

С принятием  законов Российской Федерации «Об  охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки  правовой базы для формирования системы  экологического образования населения. «Указ президента Российской Федерации  по охране окружающей среды и обеспечению  устойчивого развития» с учетом Декларации Конвенции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной  Россией возводят экологическое  образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные  документы подразумевают создание в регионах страны непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения  человека, его отношения к окружающему  миру.

Экологическое воспитание и образование предусматривает формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие положительного отношения к природе.

Экологическая культура личности предполагает наличие у  человека определенных знаний и убеждений, готовность к деятельности, а также  владение практическими действиями, согласующими с требованиями разумного, бережного отношения к природе. 

Дошкольный  возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В  этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение  к природе, окружающему миру. В  этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.   

Детский сад является первым звеном системы  непрерывного экологического образования, этим и был обусловлен мною выбор  направления работы: экологическое  воспитание детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

 

1.   Современные взгляды на формирование экологических      представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными.

В современной психолого-педагогической и методической литературе  проводится мысль о необходимости и возможности  ознакомления дошкольников с природой, так как природа– одно из наиболее эффективных  средств всестороннего  развития и воспитания детей, неиссякаемый источник  духовного обогащения ребёнка. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются  с природой. Их привлекают  зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега. Разнообразный мир растений и животных  пробуждает у ребят живой интерес к природе,  развивает любознательность, побуждает к деятельности. Встречи с природой помогают формировать у детей реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

Актуальность формирования представлений  об объектах и явлениях природы  обусловлены и современными экологическими проблемами. В самом деле, противоречие между сложившимся состоянием развития цивилизации и природой достигло предела. Дальнейшее движение по этому пути ведёт к катастрофе. Достигнутая сегодня предельная нагрузка на природу требует не только поисков путей поддержания сбалансированного хода развития и состояния окружающей природной среды, но и повседневного внимания к природе. Понятно, что всё это повышает требования к образовательному уровню всего общества.

В перечисленных аспектах, доказывающих важность формирования представлений об объектах и явлениях природы, немалая роль принадлежит детскому саду. Ввести ребёнка в мир природы,  научить его понимать её, воспитать бережное отношение к ней – важная задача  детского сада, решение которой почти не может быть восполнено на последующих этапах обучения.

Дошкольное детство – наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия человека с природой, когда его ум и чувства развиваются соответственно характеру отношений с окружающим миром.

Многие педагоги придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли; К.Д.Ушинский был за то, чтобы вести детей в природу, чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Революционеры-демократы (В. Г. Белинский, А. И. Герцен) говорили о необходимости приобщения детей к природе, к возбуждению стойкого и глубокого интереса к ней, без которого невозможно накопление разнообразных сведений об окружающих предметах.

Живая природа  – это сложный и многогранный мир, где особое место отведено животным. Они составляют 2% от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в  биосфере огромна. Животный мир служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов  и других материальных ценностей, необходимых  для удовлетворения потребностей населения. Животный мир используется также  в научных, культурно-просветительских целях.

Поэтому человек должен иметь  определённый запас естественнонаучных знаний.

 Первые представления о животных человек получает в детстве. В  дошкольных учреждениях формирование у дошкольников представлений о  многообразии мира животных регулируется целенаправленной педагогической работой, определённой программой.

В 90-е годы в нашей стране появилось много программ по экологическому образованию дошкольников разного возраста. Одни из них впоследствии получили широкое распространение, другие активно использовались дошкольными учреждениями в течение определенного времени. Опыт показал, что во многом успешность внедрения той или иной программы зависела от наличия методических рекомендаций, формы подачи материала, связи ее содержания с другими направлениями работы ДОУ. За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических. Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрение. К числу таких комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад — дом радости», «Кроха». Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ: «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом — природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно-ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

«Кроха» — это программа воспитания детей раннего возраста в семье и детском саду .Программа предусматривает и их экологическое воспитание. Е.Ф. Терентьева (автор раздела) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут приобщить детей к наблюдениям и совместному уходу вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения — взрослый многое может показать малышу. Для экологического воспитания также можно использовать прогулки. Автор дает рекомендации, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом.

Подраздел Мир природы  программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру — все вместе, по замыслу Т.И. Гризик создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем.

В программе «Детство», созданной в Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ.

На основе данной программы  у детей формируется большое  количество обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, о типичных экосистемах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления (о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.).

Программа «Детство» предполагает формирование не только экологических представлений, но и разных личностных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношение к природе), при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.

«Истоки» — это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную, нацеленную на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него универсальных (в том числе творческих) способностей и развитие их до уровня возрастных возможностей и требований современного общества. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности, характеризующегося особыми отношениями ребенка с взрослым; определенной иерархией видов деятельности, среди которых имеются ведущие; психологическими достижениями ребенка, свидетельствующими о развитии его психики, сознания и личности.

В целом можно сказать, что программа «Истоки», интересная по многим параметрам, не вышла на современный уровень полноценного экологического воспитания — она не ставит задачи развития у детей азов экологической культуры, в которой природа рассматривается как ценность во всех аспектах человеческого развития — познавательного, эстетического, нравственного и физического. Недостаточно реализуется заявленный в программе принцип развития ребенка через деятельность: познание природы, общение с ней, отражение ее в искусстве и творчестве детей предполагает много разных видов деятельности, которые можно включить в педагогический процесс.

Информация о работе Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными