Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 06:26, контрольная работа
Идея приобщения ребенка к познанию природы и осознанию своей сопричастности с ней имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся педагоги и мыслители прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.А.Каменский и другие видели в природе средство для развития ума, воли, чувств ребенка. В России русские демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, К.Д.Ушинский тоже развивали педагогические идеи о воспитательном и развивающем значении знаний о природе, ее взаимосвязях с миром человека. Основоположник системы дошкольного воспитания в России Е.И.Тихеева, указывая на значимость природы как средство воспитания, называла ее «живой книгой», которая раскрывается воспитателем перед детьми сознательно, разумно, систематически и является своеобразной «ареной», на которой воздвигается здание детских мировосприятий.
Введение
Основная часть. Раскрытие вопросов:
-современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными;
- содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными;
-методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными в младшем дошкольном возрасте;
-мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными (из опыта работы).
3. Заключение
4. Список литературы
Программа «Развитие», разработанная коллективом опытных детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников, которые авторы понимают как ориентировочные действия с образными средствами решения задач. Развитые способности помогают ребенку самостоятельно ориентироваться в новых ситуациях, находить нужные решения, осмысленно относиться к собственной деятельности. На основе сформированных в младшем дошкольном возрасте сенсорных способностей в среднем и старшем дошкольном возрасте развивается способность к наглядному моделированию.
Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязей в природе.
Наряду с комплексными в 90- е годы создано значительное количество парциальных программ, которые, так или иначе, выходят на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников. Программа А. Вересова «Мы — земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный». НА. Авдеевой и Е.Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
Программа «Паутинка» (автор Ж.Л. Васякина-Новикова) развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие. Программа «Надежда» (автор Т.В. Потапова и др.) также пытается решить вопросы Я-концепции ребенка и его взаимодействия с окружающим миром. В центр ставится экологоосознанное поведение в окружающей среде, которая понимается широко - как природная сфера, продуктивная деятельность, межличностные и общественные отношения. У ребенка формируется потребность уважать свои права и права других живых существ.
Творческий поиск педагогов
и психологов в целом ряде программ
направлен на развитие в детях
эстетического отношения к
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы. Программа Н.А. Рыжовой «Наш дом — природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5—6 лет, с целостным взглядом на природу с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью.
В последнее время
идет интенсивный творческий процесс
в регионах России: педагоги, экологи
разрабатывают программы
Таким образом, обзор ряда отечественных программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов — понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
2. Содержание
работы по формированию
Ознакомление детей с домашними животными является важной составной частью раздела по ознакомлению с природным миром комплексных и парциальных программ ДОУ. Для работы по экологическому воспитанию детей нашим ДОУ была выбрана программа С.Н.Николаевой «Юный эколог».
Светлана Николаевна Николаева – доктор педагогических наук, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования.
Программа «Юный эколог» разработана на основе теоретических и практических исследований в области экологического воспитания дошкольников, проводимых автором на протяжении многих лет в Российской академии образования и одобрена Министерством образования Российской Федерации.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с концепцией автора программы предполагает:
- формирование осознанного –
правильного отношения к
- ознакомление детей с природой,
в основе которого должен
При отборе содержания экологического воспитания в соответствии с программой педагог учитывает:
-интерес к родному краю;
-представления об экологических проблемах города;
- природные и климатические условия региона.
Содержание экологического образования по программе «Юный эколог» отличается научностью. Несмотря на возраст, дети получают в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о домашних животных. Так как у детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, и именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения, дошкольники понимают причины необходимости сохранения всех видов животных и растений без исключений, свою ответственность за состояние окружающей среды.
Уже на первом году жизни дети начинают останавливать свой взгляд на окружающем и понимать речь. С этого возраста и необходимо обогащать ребенка доступными для него впечатлениями о домашних животных, что будет способствовать развитию анализаторов, а в будущем и речи.
На втором году, когда дети начнут запоминать слова, можно уже в целях развития речи и ориентировки в окружающем формировать элементарные представления о домашних животных (внешний вид, движения, голос). Детей знакомят с детёнышами некоторых домашних животных: с котёнком, щенком, крольчатами, цыплятами. Им дают первые знания об отличительных признаках особенностей жизни домашних животных в разные сезоны.
В соответствии с программой систематически знакомить детей с природой, в частности с домашними животными начинают уже в первой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, то есть конкретных представлений об отдельных объектах природы- домашних животных. Именно в младшем возрасте дети проявляют большой интерес к объектам природы и легко усваивают разнообразную информацию, если она их привлекает.
В соответствии с программой по которой работает ДОУ- «Юный эколог», детей средней группы учат различать характерные признаки домашних животных( внешний вид, повадки, а также знать о приносимой ими людям пользе и заботе человека о них), на основе этих конкретных представлений педагог формирует у детей простейшее обобщение «домашние животные», приучает детей ухаживать за мелкими их представителями (котенок, щенок, кролик, попугай, рыбки). У детей формируются представления о том, что домашние животные нуждаются в тепле и уходе, и не могут жить без разнообразной пищи, воды, тёплого жилища.
Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать (как и дети младших групп) за домашними животными. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат принимать задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.
Как и в младшем дошкольном возрасте, в средней группе у детей продолжают воспитывать любовь к животным, но теперь они должны проявлять её на деле – ухаживая за своими питомцами в уголке природы.
В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях домашних животных в зависимости от условий жизни и состояния окружающей среды, о связях между некоторыми органами и их функциями.
Дети узнают о стадиях роста и развития животного, о сезонных изменениях в природе и их влиянии на домашнее животное (осенняя линька, появление детенышей весной, впадение в спячку зимой, смена места обитания- с открытых построек, в утепленные на время зимних холодов и пр.), о некоторой последовательности сезонных изменений. В старшем дошкольном возрасте знания детей систематизируются: устанавливаются связи между потребностями домашних животных и трудом человека, направленным на удовлетворение этих потребностей; между органами животных, их функциями и средой обитания (у рыбы – плавники, она плавает в воде; у птицы – крылья и ноги, в воздухе она летает, по земле ходит, прыгает).
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений ( выпал снег, пошел дождь и тд.), воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.
В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях в жизни домашних животных, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о стадиях развития, влияния смены сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков и их влиянии на существование домашних животных.
У детей формируются чёткие представления о том, что каждое животное приспособлено к определённой среде обитания. Дошкольники усваивают знания о сезонных изменениях в жизни животных, устанавливая связи между их потребностями и степенью их удовлетворения в разное время года.
Продолжаются обобщение и систематизация знаний о росте и развитии животных, об их основных группах (по характеру приспособления их к условиям среды обитания и занимаемой территории – луг, водоём, поле и так далее). Обобщаются знания о сезонных изменениях в природе на основе более глубокого понимания временных и причинных зависимостей. Систематизируются знания о труде взрослых в природе на основе понимания необходимости его для удовлетворения потребностей домашних животных.
Усложнение знаний требует совершенствования умственной деятельности детей. Их учат ставить задачу наблюдения, элементарно планировать его, пользоваться разными способами наблюдения. Формируются первые навыки поисковой деятельности: умения анализировать ситуацию, принимать или ставить несложную задачу, высказывать предположение, сопоставлять накопленные факты, делать выводы.
В процессе труда у детей формируются умения видеть необходимость той или иной работы, планировать её последовательность, взаимодействовать со сверстниками. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывают желание охранять её.
Основные сведения о домашних животных для детей старшего дошкольного возраста.
Собака относится к числу отряда хищных. Это первое домашнее животное и верный друг человека, всегда очень преданно ему служит, охраняет дом и стада. Сторожевые собаки (овчарки, дворняжки) обладают очень тонким слухом и часто настораживаются (приподнимает уши), что помогает им лучше слышать. Носовая полость очень чувствительна к восприятию запахов.
Собака помогает
человеку на охоте, заменяет
ему на Севере лошадей,
Дикими родичами считают шакалов и волков. Человек вывел различные породы собак, различающиеся по окраске шерсти, величине, форме морды и ушей, голосу: крохотные-японские, громадные-сембернары; вытянутая морда у борзых, короткая, тупая у бульдога; стоячие уши у лайки, большие висячие у спаниеля; тявканье лайки, хриплый басовитый лай овчарки. Питается собака не только мясом, но и растительной пищей.