Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 06:26, контрольная работа
Идея приобщения ребенка к познанию природы и осознанию своей сопричастности с ней имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся педагоги и мыслители прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.А.Каменский и другие видели в природе средство для развития ума, воли, чувств ребенка. В России русские демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, К.Д.Ушинский тоже развивали педагогические идеи о воспитательном и развивающем значении знаний о природе, ее взаимосвязях с миром человека. Основоположник системы дошкольного воспитания в России Е.И.Тихеева, указывая на значимость природы как средство воспитания, называла ее «живой книгой», которая раскрывается воспитателем перед детьми сознательно, разумно, систематически и является своеобразной «ареной», на которой воздвигается здание детских мировосприятий.
Введение
Основная часть. Раскрытие вопросов:
-современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными;
- содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными;
-методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными в младшем дошкольном возрасте;
-мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными (из опыта работы).
3. Заключение
4. Список литературы
Щенки родятся слепыми и прозревают лишь через 10-12 дней; самка кормит их молоком, облизывает, чистит, играет с ними.
Лошадь (отряд непарнокопытных). Это крупное, красивое и очень сильное животное. Она может быстро и продолжительно бегать, возить большие тяжести. Защищаясь от врагов (например волков), лошадь наносит сильные удары задними ногами.
У лошади длинное туловище на высоких, мускулистых ногах. На красивой удлиненной голове настороженно стоят подвижные уши, которые хорошо улавливают звуки. Встревоженное животное шевелит, «прядет» ушами. Глаза большие, с ресницами. Ноздри широкие, рот большой, с мягкими губами. Шея блинная, гибкая, позволяющая доставать головой до земли. На шее грива. Хвост у лошади с длинными волосами. Ударом хвоста и подергиванием кожи она отгоняет от себя насекомых.
Шерсть короткая, гладкая, блестящая; бывает разной масти- белая, вороная, гнедая, пегая, в «яблоках».
На конефермах лошадей кормят травой, сеном и три раза в день поят. Она быстро привыкает к людям и узнает тех, кто за ней ухаживает, привязывается к ним.
Детеныши лошади- жеребята
, родятся зрячими и
Коза- парнокопытное животное. У некоторых пород ( ангорские) шерсть шелковистая, мягкая; из нее вырабатывают очень тонкие ткани, вяжут шапки, платки, и др. теплые вещи. Козы дают густое, жирное и вкусное молоко; из него делают хороший сыр и творог.
На голове козы торчат вверх уши и загнутые назад полые рога. Лоб выпуклый, верхняя губа голая (не покрытая шерстью), под нижней- бородка. Шея длинная, хвост короткий.
Козы хорошо бегают и прыгают, а в гористой местности прекрасно карабкаются по крутым скалам, цепляясь за камни, от Бабанов и овец резко отличается подвижностью, ловкостью движений, резвостью и любопытством, непугливы, отзывчивы на ласку.
Коза ест все то, что едят коровы и овцы, но траве предпочитает молодые ветки кустарников и деревьев.
Овца- парнокопытное животное. Одомашнена одновременно с собакой. Шерсть у овец густая, иногда завитая, бывает белого, серого, черного, рыжеватого цвета. У ягнят шерсть кудрявая, колечками. Основой для одомашнивания послужило их хорошее мясо и мех.
Голова овцы сравнительно с туловищем небольшая. На лбу баранов большие загнутые вниз рога. На коротких ногах только по два хорошо развитых пальца с копытами. Овец специально разводят ради теплой, лечебной шерсти и получения мяса и жира.
На пастбище овцы медленно переходят с места на место, вяло пощипывают траву; напуганные чем-нибудь они бросаются из стороны в сторону или тесно жмутся друг к другу. При нападении хищника бараны бьют его своими рогами, овцы не защищаются, а убегают.
Подобно корове, овца питается травой, молодыми листьями. Зимой ее кормят сеном, мягкой соломой, в пойло прибавляют намного соли. Держат в это время овец в просторных и теплых хлевах.
Овца- одно из самых полезных человеку животных. Из ее шерсти делают прекрасные шерстяные ткани, валяную обувь, вяжут теплые вещи. Овчина идет на шубу, а тонкая кожа- на обувь. Молоко употребляется на изготовление сыров.
Каждый год весной овца приносит 1-2 ягнят. Ягнята в стаде очень резвы, скачут, блеянием выражают радость, увидев мать.
Гусь. Как и утка, он относится к отряду пластинчатоклювых. Гусь- одна из самых больших птиц. Туловище у него толстое; грудь широкая и выпуклая; шея длинная и подвижная; голова сужена с боков.
У основания длинного клюва- нарост, а под клювом- кожная складка. На середине клюва носовые отверстия, конец его твердый и острый.
Ноги гусей короткие, с четырьмя пальцами; из них три направлены вперед, широко расставлены и соединены плавательной перепонкой, четвертый обращен назад. Ходят гуси по земле медленно, плавают хорошо: гребут лапами, как веслами. Перья у гуся лежат плотно, не пропуская воду. Как и утка, он смазывает их жиром копчиковой железы. Когда гусь выходит из воды, она скатывается с него. Под перьями теплый пух, хорошо сохраняющий тепло в самой холодной воде.
В стаде один гусак всегда стоит на страже и при малейшей опасности издает предостерегающий крик. При нападении врага (лисы, собаки, хищной птицы) гуси сначала гогочут, потом шипят, бьют его крыльями и клювом.
Весной и летом стадо целыми днями пасется возле водоемов. На лугу они щиплют траву, собирают зерно, добывают подземные части многолетних трав. На ночь гусей собирают в загоны, которые устраивают на сухом месте.
Осенью и зимой гусей держат в птичниках, пол в которых устилают теплой подстилкой: соломой, опилками, сухими листьями. Кормят гусей зимой три раза в день: утром и в полдень дают зерно, мелко рубленные корнеплоды и зелень, вареный картофель, вечером –зерно. Обязательно ставят кормушки с песком, гравием, толченым мелом.
Весной гусыня кладет яйца в гнездо из соломы и травы и насиживает в течении четырех недель. Гуси детей своих оберегают, шипят, вытягивают шеи, кто подойдет, могут ущипнуть.
Содержание работы по формированию экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными опирается на формирование Знаний и Отношений детей к представителям живой природы.
Знания. Дети получают представления о кошке,
собаке, корове, овце, лошади, свинье, козе
и других домашних животных, характерных
для данной местности, узнают их названия,
особенности внешнего облика, поведения.
Узнают их детенышей, понимают, что жизнь
этих животных тесно связана с человеком:
он создает для них все необходимые условия
(строит теплое помещение, кормит, заготавливает
корма впрок, ухаживает), использует в
хозяйстве, они не боятся человека, при
хорошем обращении привязаны к нему. Домашние
животные не приспособлены самостоятельно
жить в естественных природных условиях,
без заботы человека они дичают, могут
погибнуть.
Отношение. Дети проявляют
интерес к жизни домашних животных: охотно
наблюдают за ними, за их поведением, задают
вопросы, слушают рассказы, сказки. Понимают
их желания, потребности, проявляют готовность
ухаживать за ними, умеют правильно обращаться
с ними (гладить, играть, ласково разговаривать).
Любуются ими, их красотой, силой, ловкостью,
грациозностью, преданностью и пр., отображают
эти впечатления в игре, изодеятельности.
Знания. Дошкольники узнают,
что у зверей, у самочек, родятся живые
детеныши. Сначала они маленькие и слабые, о них заботится мать:
кормит их своим молоком, вылизывает, согревает,
охраняет гнездо, защищает. У некоторых
зверей ей помогает самец. Детеныши растут,
выходят из гнезда, играют, мать учит их
отыскивать корм, по-прежнему охраняет
и защищает. Довольно быстро малыши вырастают,
становятся взрослыми, могут сами добывать
корм, защищаться от врагов, выводить потомство.
Человек заботится о детенышах домашних
животных.
Отношение. Дети проявляют
чуткость и заботу о молодых животных,
бережное отношение к ним, готовность
ухаживать за ними, стремятся создать
для них хорошие условия, готовы поступиться
ради них своими желаниями, радуются их
играм и забавам, интересуются их жизнью,
наблюдают за ними, с удовольствием слушают
рассказы о них, задают вопросы.
К концу дошкольного возраста дети должны усвоить- домашними называют тех животных, которые приносят пользу человеку, живут и размножаются в его хозяйстве. Человек заботится об этих животных и создает условия, необходимые для их существования.
3.Методика
формирования экологических
Для организации работы по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с домашними животными, в педагогическом процессе детского сада используют различные методы и формы.
Методы обучения
- это способы совместной
При ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с домашними животными широко используются наглядные, практические и словесные методы.
К наглядным методам относятся- наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.
Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы - игра, элементарные опыты и моделирование, труд в природе, экскурсии. Использование этих методов в процессе ознакомления дошкольников с млекопитающими позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников применять полученные знания.
Словесные
методы- рассказы воспитателя и детей, чтение
художественных произведений о природе,
беседы. Словесные методы используются
для расширения знаний детей о природе,
систематизации и обобщения их. Словесные методы
помогаю формировать у детей эмоционально-
Рассмотрим все методы более подробно.
Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего вида. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвует восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.
Организовывая с детьми наблюдения за домашними животными, одновременно решается целый ряд задач: формирование у детей знаний о природе; способность наблюдать; развивалось наблюдательность; воспитывалась эстетическая культура личности.
При ознакомлении детей с домашними животными в зависимости от познавательных задач используются различные виды наблюдений: кратковременные и длительные.
В процессе кратковременных наблюдений дети учатся различать форму тела животного, цвет(шерсти, кожи, чешуи), величину животного, пространственное расположение частей, характер поверхности( гладкий, пушистый, колючий), а так же характер движения, издаваемые звуки и т.д.
Для накопления знаний о росте и развитии животных, о сезонных изменениях в природе и их влиянии на домашних животных используют сложный вид наблюдения – длительное наблюдение, где дети сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.
Рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и диафильмов помогают решить разнообразные задачи: уточнять, конкретизировать представления, систематизировать и обобщать знания, формировать эстетическое восприятие.
Рассматривание картин. Картины дают возможность подробно рассмотреть животных , длительно сосредоточить на них внимание, что за частую сделать невозможно в силу изменчивости позы их тела.
Диафильмы, кинофильмы и диапозитивы. Просмотр диафильмов, слайдов, кинофильмов всегда вызывает у детей особое эмоциональное отношение, интерес, что способствует успешному усвоению материала, формирование представлений о динамике изменений домашних животных : росте и развитии животных, в короткий срок показать явления, которые протекают длительное время.
Практические методы.
Игра. Для расширения представлений детей о домашних животных используют разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.
Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм, которые разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.
Дидактические игры
По содержанию |
По дидактическому материалу |
По характеру игровых действий |
По познавательному интересу |
Математические |
Словесные |
Игры-путешествия |
Интеллектуальные |
Сенсорные |
Настольно-печатные |
Игры-предположения |
Эмоциональные |
Речевые |
С предметами и игрушками |
Игры-поручения |
Регулятивные |
Музыкальные |
Игры-загадки |
Творческие | |
Природоведческие |
Игры-беседы |
Социальные | |
Для ознакомления с окружающим |
Дидактические игры экологического содержания:
- о многообразии и разнообразии домашних животных;
- об их взаимосвязях с природой;
- о роли человека в их существовании;
- об отличительных признаках поведения;
- для развития эстетического восприятия животных как частички природы;
- для формирования
нравственно-оценочного опыта
- для приобщения к экологической ориентированной деятельности.
Дидактические игры экологического содержания помогают детям увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.
В процессе общения с домашними животными через игру у детей сформируется эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно беречь и защищать их представителей. Дети учатся видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.