Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 06:26, контрольная работа
Идея приобщения ребенка к познанию природы и осознанию своей сопричастности с ней имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся педагоги и мыслители прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.А.Каменский и другие видели в природе средство для развития ума, воли, чувств ребенка. В России русские демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, К.Д.Ушинский тоже развивали педагогические идеи о воспитательном и развивающем значении знаний о природе, ее взаимосвязях с миром человека. Основоположник системы дошкольного воспитания в России Е.И.Тихеева, указывая на значимость природы как средство воспитания, называла ее «живой книгой», которая раскрывается воспитателем перед детьми сознательно, разумно, систематически и является своеобразной «ареной», на которой воздвигается здание детских мировосприятий.
Введение
Основная часть. Раскрытие вопросов:
-современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными;
- содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными;
-методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными в младшем дошкольном возрасте;
-мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными (из опыта работы).
3. Заключение
4. Список литературы
Труд. Труд детей способствует воспитанию у детей ответственного отношения к обязанностям. Ухаживая за домашними животными, дети убеждаются в его необходимости.
В процессе труда дети осознают зависимость животных от удовлетворения их потребностей в тепле, жилище, пище. Они узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение домашних животных(появление потомства, линька, спячка и пр.). Освоение этих связей и зависимостей оказывает на детей влияние, на отношение ребенка к труду. Труд становился более осмысленным и целенаправленным.
В процессе труда дети получают представления о внешнем виде домашних животных, их потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Дети учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в хозяйстве человека и способами ухода за ними в уголке природы.
Опыты. Для установления детьми причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты.
Опыт используют как способ решения познавательной задачи, возникшей в процессе игр, труда или на занятиях. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесение известных и неизвестных данных. В результате анализа дети высказывают свои предположения о причинах явления, выбирают способ решения – условия и организацию опыта.
Опыт проходит как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Поскольку в длительном сравнительном наблюдении результаты отсрочены, возникает необходимость фиксации отдельных наиболее характерных этапов в рисунках – схемах. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводятся сразу: дети анализируют условия протекания опыта, сравнивают результаты, делают выводы.
Словесные методы.
Использование словесных методов в работе с детьми при ознакомлении с домашними животными решает ряд задач: конкретизирует, пополняет, уточняет знания из жизни домашних животных, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Путем словесных методов дети получают знания о новых представителях домашних животных . В некоторых случаях сочетают словесные методы с наглядными, используют картины, кинофильмы и диафильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе.
Рассказ воспитателя.
Восприятие рассказа для детей является сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать связи и зависимости, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Поэтому рассказы нужно строить с учетом опыта, интереса и возраста детей.
Знания, сообщаемые в рассказе, отвечают требованиям достоверности и научности.
Для рассказов используют разнообразный материал: очерки о домашних животных, собственные наблюдения из жизни домашних животных, записки и рассказы ветеринаров, научные материалы.
Беседа.
Исходя из дидактических задач, используются два вида бесед: предварительная беседа и итоговая.
Предварительную беседу необходимо использовать перед наблюдением и экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющими знаниями.
Итоговую беседу направляют на систематизацию и обобщение полученных знаний, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы бывают разного уровня: одни проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов, другие для систематизации знаний детей о животных, о труде людей.
Для эффективности беседы педагоги ставят задачу: расширить, накопить представления у детей через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение литературы, рассказы.
Во время беседы с детьми используют разнообразный наглядный материал, который помогает восстановить знания, выделить существенные признаки домашних животных. Кроме того, используют загадки, стихотворения, записи голосов разных домашних животных. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.
Чтение художественной литературы.
Художественную литературу следует использовать в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не только на сознание ребенка, но и на его чувства.
С помощью книги дети узнают о жизни домашних животных, уточняются и конкретизируются имеющиеся представления о предметах, явлениях. С помощью книги у ребят развивается познавательный интерес, наблюдательность, любознательность. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет присматриваться к окружающей среде.
Природоведческие книги используются в работе с детьми с разной целью. Небольшой рассказ, сказка могут предшествовать наблюдению с тем, чтобы поставить задачу, вызвать интерес к предстоящему наблюдению.
Образный язык пословиц, поговорок, загадок, небольших стихотворений помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. В работе с детьми их используют в процессе самого наблюдения.
Книги о представителях домашних животных читаются детям и после наблюдения. При этом художественные произведения помогают подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.
Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни.
Формы ознакомления детей с природой.
Занятия.
Занятия по ознакомлению дошкольников с домашними животными дают возможность формировать систему элементарных знаний с учетом требований программы в определенной последовательности с учетом возможностей детей и особенностей животного окружения.
Обучение детей на занятиях осуществляются разными методами, выбор которых зависит от вида занятия, его основной цели, от характера образовательных задач, от особенностей самого объекта.
В игровых обучающих ситуациях можно использовать кукольные персонажи: Три поросенка, Котенка Гав, Попугая Кешу и др.. Кукольный персонаж становился непосредственным участником наблюдения или занятия. Все это достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому моменту. Ситуации, в которые попадают персонажи, требуют от детей знаний, опыта, умения находить самый оптимальный вариант. Все это активизирует умственную деятельность малышей.
Занятия следует планировать с учетом сезона. Каждый сезон длится долго, дети его проживают и накапливают опыт повседневной деятельности. Каждую тему преподносят маленькими порциями на многих занятиях в разных видах деятельности, что способствует более прочному усвоению материала.
По мере возможности, в зависимости от темы, в занятия включают коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения. Используя разные типы занятий (первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные) по экологическому воспитанию, отдают приоритет углубленно – познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в жизни домашних животных, на формирование обобщенных представлений.
Экскурсии.
Экскурсии – один из видов занятий по ознакомлению детей с домашними животными. Во время экскурсий ребенок наблюдает в естественной обстановке жизнь домашних животных, изменения в облике животного связанного с сезоном, видит как человек преобразовывает место обитания домашнего животного в соответствии с требованиями жизни и как эти животные служат людям.
Преимущество экскурсий – занятий в том, что здесь дети имеют возможность видеть домашних животных в среде их обитания. Экскурсии помогают сформировать у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях существующих в природе, материалистическое миропонимание.
Экскурсии привлекают внимание детей, дают возможность собрать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, интерес к изучению представителей домашних животных. Дети приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности.
Привлекательность домашних животных вызывает у детей неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе у дошкольников возникает любовь к домашним животным, к родной природе, бережное отношение к ее представителям.
4. Мероприятия
по формированию экологических
представлений у детей
Из опыта работы
Конспекты занятий по теме:
№1 .«Домашние животные и их детеныши»
Программное содержание: учить детей различать взрослых животных и их детенышей. Способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний громко—тихо, тоненьким голосом и т.п. закрепить знания о домашних животных. Воспитывать гуманное отношение к животным.
Материал и оборудование: большая игрушечная машина-грузовик игрушки - корова, лошадь, кошка, собачка; картинки «Домашние животные и их детеныши» - «Кошка», «Котенок», «Собака», «Щенок», «Лошадь», «Жеребенок», «Корова», «Теленок»; дидактическая игра «Чей малыш?»; схемы—модели «миска с молоком», «дом», «мышь», «бидон», «лошадь с телегой».
Ход занятия.
Раздается стук в дверь групповой комнаты.
-Слышите, ребятки, кто-то стучит ...
Выходит за дверь и ввозит в групповую комнату большую игpyшeчнyю машину, в кузове которой находятся игрушки: корова, кошка, собака и лошадка.
-Дети, посмотрите: кто
это к нам приехал в гости? (
-Правильно! Кошечка, корова, собачка и лошадка! (Поясняет.) Это домашние животные.
Воспитатель показывает знакомые детям картинки «Кошка», «Собака», «Корова», «Лошадь».
-Какие животные изображены на каждой картинке? (Дети узнают и называют их.)
Воспитатель поочередно показывает картины (среднего размера), на которых изображены взрослые животные и их детеныши, или к картинкам взрослого домашнего животного приставить детеныша.
Воспитатель показывает картину «Собака со щенятами» или «Собака» и «Щенок»:
-Посмотрите, а кто на этой картине нарисован? (Хоровой и индивидуальный ответы.)
-Правильно! Собака! А
кто рядом с нею? Это ее
детеныш - щенок. Кто же это?
Повторите: «Собака со щенком».
-Как собака лает? («гав-гав-гав»-громким голосом).
-А маленький щенок? («гав-гав-
К картине прикрепляется схема- модель «миска с молоком»).
-Собака со щенком из миски молоко лакают. Повторите: «Лакают».
Следующая картина «Кошка с котенком».
-А это кто? (кошка)
-Правильно! Кошка. Это ее детеныш—котенок. Кто же это? Повторите: «Кошка с котенком».
-Как мама—кошка мурлычет? («мур-мур-мур»). (Хоровой и индивидуальный ответы.)
- Как котенок ей в ответ? («мяу-мяу-мяу»)
К картине прикрепляется схема- модель «миска с молоком»).
-Что из миски молоко делают? (лакают).
Следующая картина «Корова с теленком».
-Кто же на картине нарисован? (Хоровой и индивидуальные ответы детей.)
-Правильно! Корова. А кто рядом с ней? Это ее детеныш - теленок, Кто же это? Повторите: «Корова с теленком».
-Корова большая, а теленок маленький. У коровы рога, она бодается. У теленка нет рожек, еще не выросли (или у теленка еще очень маленькие рожки). Корова большая, мычит громко, протяжно: «М-М-У-У-У».
Дети воспроизводят мычание коровы и теленка (хором и индивидуально).
Затем рассматривают картину «Лошадь с жеребенком».
Выгнул шейку жеребенок
Сильной лошади ребенок,
Только на копытца встал,
Вслед за мамой побежал.
-Животные заботятся о своих детенышах: кормят, вылизывают, защищают, оберегают.
-Как этих животных называют? (домашние)
-Почему? (ответы детей)
-Правильно, ребята, о домашних животных заботится человек. Кормит их, поит водой, молоком, ухаживает, оберегает. А домашние животные тоже помогают людям.
Воспитатель выставляет по каждым животным определенную схемы-модели «дом», «мышь», «бидон», «лошадь с телегой».
-Собака дом сторожит.
-Кошка мышей ловит.
-Корова молоко дает («бидон»).
-Лошадь перевозит овощи и фрукты с огорода, траву для животных.
Дидактическая игра «Найди детеныша для мамы».
Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и предлагает следующий рассказ.