Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 06:26, контрольная работа

Описание работы

Идея приобщения ребенка к познанию природы и осознанию своей сопричастности с ней имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся педагоги и мыслители прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.А.Каменский и другие видели в природе средство для развития ума, воли, чувств ребенка. В России русские демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, К.Д.Ушинский тоже развивали педагогические идеи о воспитательном и развивающем значении знаний о природе, ее взаимосвязях с миром человека. Основоположник системы дошкольного воспитания в России Е.И.Тихеева, указывая на значимость природы как средство воспитания, называла ее «живой книгой», которая раскрывается воспитателем перед детьми сознательно, разумно, систематически и является своеобразной «ареной», на которой воздвигается здание детских мировосприятий.

Содержание работы

Введение
Основная часть. Раскрытие вопросов:
-современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными;
- содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными;
-методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными в младшем дошкольном возрасте;
-мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными (из опыта работы).
3. Заключение
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Новокузнецкий педагогический коллежд.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Труд. Труд детей способствует воспитанию у детей ответственного отношения к обязанностям. Ухаживая за домашними животными, дети убеждаются в его необходимости.

В процессе труда дети осознают зависимость животных от удовлетворения их потребностей в тепле, жилище, пище. Они узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение домашних животных(появление потомства, линька, спячка и пр.). Освоение этих связей и зависимостей оказывает на детей влияние, на отношение ребенка к труду. Труд становился более осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда дети получают представления о внешнем виде домашних животных, их потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Дети учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в хозяйстве человека и способами ухода за ними в уголке природы.

Опыты. Для установления детьми причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями используют элементарные опыты.

Опыт используют как способ решения познавательной задачи, возникшей в процессе игр, труда или на занятиях. Решение познавательной задачи требует специального поиска: анализа, соотнесение известных и неизвестных данных. В результате анализа дети высказывают свои предположения о причинах явления, выбирают способ решения – условия и организацию опыта.

Опыт проходит как длительное сравнительное или как кратковременное наблюдение. Поскольку в длительном сравнительном наблюдении результаты отсрочены, возникает необходимость фиксации отдельных наиболее характерных этапов в рисунках – схемах. Если задача решается в процессе кратковременного наблюдения, обсуждение результатов опыта проводятся сразу: дети анализируют условия протекания опыта, сравнивают результаты, делают выводы.

Словесные методы.

Использование словесных  методов в работе с детьми при  ознакомлении с домашними животными решает  ряд задач: конкретизирует, пополняет, уточняет знания из жизни домашних животных, полученных в процессе наблюдений и труда в природе. Путем словесных методов дети получают знания о новых представителях домашних животных . В некоторых случаях сочетают словесные методы с наглядными, используют картины, кинофильмы и диафильмы. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе.

Рассказ воспитателя.

Восприятие рассказа для детей является сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь  слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать связи и зависимости, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Поэтому рассказы нужно строить с учетом опыта, интереса и возраста детей.

Знания, сообщаемые в  рассказе, отвечают требованиям достоверности и научности.

Для рассказов используют разнообразный материал: очерки о домашних животных, собственные наблюдения из жизни домашних животных, записки и рассказы ветеринаров, научные материалы.

Беседа.

 Исходя из дидактических  задач, используются два вида бесед: предварительная беседа и итоговая.

Предварительную беседу необходимо использовать  перед наблюдением и экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющими знаниями.

Итоговую беседу направляют на систематизацию и обобщение полученных знаний, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы бывают  разного уровня: одни проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов, другие для систематизации знаний детей  о животных, о труде людей.

Для эффективности беседы педагоги ставят задачу: расширить, накопить представления у детей через наблюдения, трудовую деятельность, игры, чтение литературы, рассказы.

Во время беседы с  детьми используют разнообразный наглядный материал, который помогает восстановить знания, выделить существенные признаки домашних животных. Кроме того, используют загадки, стихотворения, записи голосов разных домашних животных. Это вызывает у детей эмоциональное отношение к обсуждаемому материалу.

Чтение художественной литературы.

Художественную литературу следует использовать  в воспитательных целях. Являясь видом искусства, она воздействует не  только на сознание ребенка, но и на его чувства.

С помощью книги дети узнают о жизни домашних животных, уточняются и конкретизируются имеющиеся представления о предметах, явлениях. С помощью книги у ребят развивается познавательный интерес, наблюдательность, любознательность. Она ставит перед детьми новые вопросы, заставляет присматриваться к окружающей среде.

Природоведческие книги  используются в работе с детьми с разной целью. Небольшой рассказ, сказка могут предшествовать наблюдению с тем, чтобы поставить задачу, вызвать интерес к предстоящему наблюдению.

Образный язык пословиц, поговорок, загадок, небольших стихотворений  помогает выделить особенности явления, определенные качества предмета, усилить эстетическое восприятие природы. В работе с детьми их используют в процессе самого наблюдения.

Книги о представителях домашних животных читаются детям и после наблюдения. При этом художественные произведения помогают подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.

Ознакомление детей  с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни.

  Формы ознакомления детей с  природой.

Занятия.

Занятия по ознакомлению дошкольников с домашними животными дают возможность формировать систему элементарных знаний с учетом требований программы в определенной последовательности с учетом возможностей детей и особенностей животного окружения.

Обучение детей на занятиях осуществляются разными методами, выбор которых зависит от вида занятия, его основной цели, от характера образовательных задач, от особенностей самого объекта.

В игровых обучающих  ситуациях можно использовать кукольные персонажи: Три поросенка, Котенка Гав, Попугая Кешу и др.. Кукольный персонаж становился непосредственным участником наблюдения или занятия. Все это достигается посредством игровых действий и диалогов, которые тщательно обдумываются при подготовке к игровому моменту. Ситуации, в которые попадают персонажи, требуют от детей знаний, опыта, умения находить самый оптимальный вариант. Все это активизирует умственную деятельность малышей.

Занятия следует планировать с учетом сезона. Каждый сезон длится долго, дети его проживают и накапливают опыт повседневной деятельности. Каждую тему преподносят маленькими порциями на многих занятиях в разных видах деятельности, что способствует более прочному усвоению материала.

По мере возможности, в зависимости от темы, в занятия  включают коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения. Используя разные типы занятий (первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, комплексные) по экологическому воспитанию, отдают приоритет углубленно – познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в жизни домашних животных, на формирование обобщенных представлений.

 

 Экскурсии.

Экскурсии – один из видов  занятий по ознакомлению детей с домашними животными. Во время экскурсий ребенок наблюдает в естественной обстановке жизнь домашних животных, изменения в облике животного связанного с сезоном, видит как человек преобразовывает место обитания  домашнего животного в соответствии с требованиями жизни и как эти животные служат людям.

Преимущество экскурсий  – занятий в том, что здесь  дети имеют возможность видеть домашних животных в среде их обитания. Экскурсии помогают сформировать у детей первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях существующих в природе, материалистическое миропонимание.

Экскурсии привлекают  внимание детей, дают возможность собрать разнообразный материал для последующих наблюдений и работы в группе, в уголке природы. Благодаря экскурсиям у детей развивается наблюдательность, интерес к изучению представителей домашних животных. Дети приучаются всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности.

Привлекательность домашних животных вызывает  у детей  неизгладимые впечатления, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе у дошкольников возникает любовь к домашним животным, к родной природе, бережное отношение к ее представителям.

 

 

 

 

 

 

 

4. Мероприятия  по формированию экологических  представлений у детей дошкольного  возраста в процессе ознакомления  с домашними животными. 

 

Из опыта работы

Конспекты занятий по теме:

№1 .«Домашние животные и их детеныши»

Программное содержание: учить детей различать взрослых животных и их детенышей. Способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний громко—тихо, тоненьким голосом и т.п. закрепить знания о домашних животных. Воспитывать гуманное отношение к животным.

Материал  и оборудование: большая игрушечная машина-грузовик игрушки - корова, лошадь, кошка, собачка; картинки «Домашние животные и их детеныши» - «Кошка», «Котенок», «Собака», «Щенок», «Лошадь», «Жеребенок», «Корова», «Теленок»; дидактическая игра «Чей малыш?»; схемы—модели «миска с молоком», «дом», «мышь», «бидон», «лошадь с телегой».

 

Ход занятия.

Раздается стук в дверь групповой комнаты.

-Слышите, ребятки,  кто-то стучит ... 

Выходит за дверь  и ввозит в групповую комнату большую игpyшeчнyю машину, в кузове которой находятся игрушки: корова, кошка, собака и лошадка.

-Дети, посмотрите: кто  это к нам приехал в гости? (Хоровой и индивидуальные ответы детей.)

-Правильно! Кошечка,  корова, собачка и лошадка! (Поясняет.) Это домашние животные.

Воспитатель показывает знакомые детям картинки «Кошка», «Собака», «Корова», «Лошадь».

-Какие животные изображены  на каждой картинке? (Дети узнают и называют их.)

Воспитатель поочередно показывает картины (среднего размера), на которых изображены взрослые животные и их детеныши, или к картинкам взрослого домашнего животного приставить детеныша.

 

Воспитатель показывает картину «Собака со щенятами» или «Собака» и «Щенок»:

-Посмотрите, а кто на этой картине нарисован? (Хоровой и индивидуальный ответы.)

-Правильно! Собака! А  кто рядом с нею? Это ее  детеныш - щенок. Кто же это?  Повторите: «Собака со щенком». 

-Как собака лает? («гав-гав-гав»-громким голосом).

-А маленький щенок? («гав-гав-гав»-тоненьким голосом).

К картине прикрепляется схема- модель «миска с молоком»).

-Собака со щенком  из миски молоко лакают. Повторите: «Лакают».

 

Следующая картина «Кошка с котенком».

-А это кто? (кошка)

-Правильно! Кошка.  Это ее детеныш—котенок. Кто  же это? Повторите: «Кошка с  котенком».

-Как мама—кошка мурлычет? («мур-мур-мур»). (Хоровой и индивидуальный ответы.)

- Как котенок ей  в ответ? («мяу-мяу-мяу»)

К картине  прикрепляется схема- модель «миска с молоком»).

-Что из миски молоко  делают? (лакают).

 

Следующая картина «Корова с теленком».

-Кто же на картине  нарисован? (Хоровой и индивидуальные ответы детей.)

-Правильно! Корова. А  кто рядом с ней? Это ее  детеныш - теленок, Кто же это? Повторите: «Корова с теленком».

-Корова большая, а  теленок маленький. У коровы  рога, она бодается. У теленка нет рожек, еще не выросли (или у теленка еще очень маленькие рожки). Корова большая, мычит громко, протяжно: «М-М-У-У-У».

Дети воспроизводят  мычание коровы и теленка (хором  и индивидуально).

 

Затем рассматривают  картину «Лошадь с жеребенком».

Выгнул шейку жеребенок

Сильной лошади ребенок,

Только на копытца  встал,

Вслед за мамой побежал.

 

-Животные заботятся  о своих детенышах: кормят, вылизывают, защищают, оберегают. 

-Как этих животных  называют? (домашние)

-Почему? (ответы детей)

-Правильно, ребята, о домашних животных заботится человек. Кормит их, поит водой, молоком, ухаживает, оберегает. А домашние животные тоже помогают людям.

Воспитатель выставляет по каждым животным определенную схемы-модели «дом», «мышь», «бидон», «лошадь  с телегой».

-Собака дом сторожит.

-Кошка мышей ловит.

-Корова молоко дает («бидон»).

-Лошадь перевозит  овощи и фрукты с огорода,  траву для животных.

 

Дидактическая игра «Найди детеныша для мамы».

Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и предлагает следующий рассказ.

Информация о работе Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными