Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 06:26, контрольная работа

Описание работы

Идея приобщения ребенка к познанию природы и осознанию своей сопричастности с ней имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся педагоги и мыслители прошлого Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, Я.А.Каменский и другие видели в природе средство для развития ума, воли, чувств ребенка. В России русские демократы В.Г.Белинский, А.И.Герцен, К.Д.Ушинский тоже развивали педагогические идеи о воспитательном и развивающем значении знаний о природе, ее взаимосвязях с миром человека. Основоположник системы дошкольного воспитания в России Е.И.Тихеева, указывая на значимость природы как средство воспитания, называла ее «живой книгой», которая раскрывается воспитателем перед детьми сознательно, разумно, систематически и является своеобразной «ареной», на которой воздвигается здание детских мировосприятий.

Содержание работы

Введение
Основная часть. Раскрытие вопросов:
-современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными;
- содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными;
-методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными в младшем дошкольном возрасте;
-мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными (из опыта работы).
3. Заключение
4. Список литературы

Файлы: 1 файл

Новокузнецкий педагогический коллежд.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

-Однажды теленок, котенок,  щенок и жеребенок убежали  далеко от дому и заблудились;  встревоженные мамы поехали на  машине искать их. Котенок, он  был самым маленьким, споткнулся  и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы.)

-Услышала его кошка  и позвала: "Мяу-мяу"». 

Воспитатель переносит картинки с изображениями  животных и их детенышей на мольберт, чтобы дети могли не только еще  раз посмотреть на них, вспомнить, как  животные называются, но и «поговорить» с ними, и даже поиграть.

Или игра—пазлы «Чей малыш?».

 

-А теперь я вам  расскажу стихотворения, а вы  их продолжите.

 

Жил-был маленький  ЩЕНОК.

Он подрос однако,

И теперь он не щенок-

Взрослая …(собака).

 

ЖЕРЕБЕНОК с каждым днем

Подрастал и стал ... (лошадью) .

 

Этот важный КОТ Пушок 

Был маленьким… (котенком).

 

А отважный ПЕТУШОК-

Кро-о-хотным… (цыпленком).

 

Далее воспитатель  говорит:

-А теперь посадим  животных в машину и повезем к себе домой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№2. Конспект занятия по экологии «Кто где живёт»

(вторая младшая  группа)

Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательная:

  • Закрепить знания детей о домашних и диких животных. Отмечать характерные признаки представлений диких животных.
  • Закрепить умения сравнивать находить сходства и различие.
  • Закрепить характерные особенности домашних животных в городских местностях.
  • Закрепить характерные особенности домашних животных в сельской местности.

Развивающая:

  • Развивать память, мышление, воображение.
  • Развивать внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.

Воспитательная:

  • Воспитывать у детей любовь к родному краю.
  • Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
  • Воспитывать у детей доброе отношение к животным, вызвать желание помогать им.

Методические приемы: Беседа, художественное слово, рассматривание, сравнение домашних и диких животных, загадки, игры, превращение детей в животных.

Словарная работа: Развивать речь детей. Активизация словаря: дикие, домашние животные, сараи, коровники, свинарники, конюшни.

Предварительная работа: Дидактическая игра «Домашние и дикие животные». Рассматривание макета «Домашних и диких животных», картинки с животными, загадки о животных, изготовление макета, беседы на темы «Домашние и дикие животные нашего края».

Материал: Макет «Домашние и дикие животные», картинки с животными, сюрпризный момент «молоко», волшебная палочка, мяч.

Ход занятия

Восп. - Ребята, помните, осенью мы с вами ходили лес. Хорошо было в лесу. Красиво, тихо, кажется  – в лесу никого нет. Но это не так. В лесу много лесных жителей. Я вам загадаю загадки, а вы отгадайте, кто это.

Всех зверей она хитрей, шубка рыжая на ней.(Лиса)

Серовата, зубовато, по полю рыщет, телят ягнят ищет. ( Волк)

Кто в берлогу  спать ложится, волк, медведь или лисица? (Медведь)

(Ответы детей)

Восп.: Молодцы, ребята, правильно отгадали. А кто  скажет, как можно назвать всех одним словом?

Дети: Животные.

Восп: Правильно. А где живут эти животные?

Дети: В лесу.

Восп: Молодцы, ребята. Как правильно можно назвать этих животных?

Дети: Дикими животными.

Восп: Правильно, ребята, молодцы.

(Воспитатель  и дети рассматривают диких  животных на макете).

Восп: Ребята, посмотрите, а животные чем-то похожи друг на друга. Чем похожи?

Дети: У них  есть лапы, хвост, шерсть, морда, глаза, уши.

Восп: Правильно, ребята. А как вы думаете, у диких  животных есть в лесу дома, где они  живут? 

(дети отвечают  и называют, кто где живет).

Восп: Молодцы, ребята. Давайте поиграем. Представьте, что вы не дети а дикие животные. Придумайте, кто каким животным хочет быть. Я дотронусь волшебной палочкой и каждый из вас превратится в дикое животное. А я постараюсь отгадать в какое животное вы превратились.

(Воспитатель  хвалит детей за точное копирование  движений)

Восп: А сейчас дотронусь волшебной палочкой и вы превратитесь опять в детей. Ребята отгадайте ещё загадки.

Голодна – мычит, сыта – жует, маленьким ребяткам молочка даёт.(Корова)

Кто я – догадайтесь  сами. Я везу зимою сани, что легко  скользят по снегу, летом я везу телегу.(лошадь)

Кто в курятнике живет, яйца свежие несёт. (Курица)

(дети отгадывают).

Восп: Молодцы, ребята, правильно отгадали. Скажите пожалуйста, про каких животных были загадки?

Дети: Про домашних животных.

Восп: О каких  ещё домашних животных вы знаете?

(Дети перечисляют).

Восп: Молодцы, ребята. А теперь назовите тех домашних животных, которые живут в деревне.

Дети: Корова, лошадь, гусь , коза, петух, курица, поросёнок, ослик.

Восп: Правильно, ребята. Эти животные живут рядом  с домом человека. Какие у них  домики?

Дети: Сараи, коровники, свинарники, конюшни.

Восп: Правильно, ребята, молодцы. Ребята, а теперь давайте  поиграем (д/и «Кто что делает?»). Я брошу мячик и назову животного, а вы ловите мячик и говорите что делает это животное?

– Корова.

Дети: – Дает молоко и ест траву.

Восп: – Кошка.

Дети: – Лакает молоко и ловит мышей.

Восп: – Лошадь.

Дети: – Возит  телегу.

Восп: – Собака.

Дети: – Охраняет дом.

Восп: Молодцы, ребята, правильно отвечали. Скажите, а можно  таких домашних животных держать  в городе у себя дома?

(Корова, лошадь, утка).

Дети: Нет.

Восп: Почему нет?

(Ответы детей).

Восп: А каких  же домашних животных можно держать  дома? Я сейчас загадаю загадки, а вы отгадайте.

С хозяином дружит, дом сторожит, живет под крылечком  хвост колечком. (Собака).

Молочко пьёт, песенки  поёт. Чисто умывается, а с водой не знается. (Кошка).

(Ответы детей).

Восп: Правильно, молодцы, ребята. Давайте поиграем. (д/и «Покорми домашнее животное»)

(Карточки с  изображением корма: молоко, мясо, рыба, морковь, зерно, капуста,  трава. Дети угадывают, кто что ест.)

Восп: Молодцы, ребята, вот и покормили животных. Скажите  пожалуйста а кто ухаживает за дикими животными в лесу?

Дети: Сами ухаживают  за собой .

Восп: А кто  ухаживает за домашними животными?

Дети: Люди, дети.

Восп: Правильно, молодцы, ребята. Давайте поиграем. Представьте, что мы с вами что мы с вами разные животные, кто каким хочет быть выберите себе изображение этого животного. Представьте, что дикие животные захотели погулять на воле, и вышли из леса в чистое поле. Домашним животным то же захотелось белый свет увидеть. Вышли и домашние животные в чистое поле.

Как хорошо в  чистом поле.

(Дети имитируют  животных).

Светло, много  травы, можно полакомиться. Но вот  солнце опускается всё ниже и ниже, стало темнеть, животным пора домой  возвращаться. Смотрите, не перепутайте, кто где живет.

(Дети возвращаются  с изображениями животных и  переселяют в свои дома на  макете.)

Восп: Молодцы. Все  нашли свой дом.

(Если кто-то  ошибается, обсуждают все дети).

Восп: Ребята, все  домашние животные вернулись домой. Люди будут за ними ухаживать! 

– За это домашние животные помогают человеку в жизни.

Запомните ребята, надо беречь животных и природу, потому что они взаимосвязаны.

Сюрпризный момент: Корова приносит молоко

 

 

 

Заключение

    Ознакомление  дошкольников с домашними  животными занимает особое место  в умственном воспитании детей. Большая  часть знаний, которыми дети овладевают в детском саду — конкретные факты  и сведения из области живой природы. Однако решающими для умственного  развития являются обобщенные знания, усваиваемые детьми на основе выделения  существенных признаков животных. Эти  знания дают ребенку возможность  самостоятельно ориентироваться в  широком круге аналогичных фактов окружающей действительности.

 Влияние домашних животных на развитие личности ребенка  связанно с формированием у него определенных знаний. Многообразие форм живой природы, имеющихся  повсюду, составляет непосредственное окружение ребенка с самого его  рождения. Оно воздействует на его  чувства, ум, воображение. Непосредственные наблюдения за животными, общение с  взрослыми, чтение книг, имеют огромное значение для ребенка в первые семь лет его жизни и являются важным условием накопления разнообразных  представлений о  мире домашних животных.

Система знаний о природе, построенная на различных взаимосвязях человека с домашними животными во  внешней среде, обеспечивает образовательный стержень в экологическом  воспитании дошкольников.

  Все начинается с детства, и в детстве все закладывается. Задача воспитателей осознать и приложить все силы к формированию нового поколения. Жизнь человека немыслима без сохранения природы, и для этого педагоги должны приступить к воспитанию основ экологического сознания, основ истинной культуры в детях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

    1. Веретенникова С.А.Ознакомление дошкольников с природой. Учебник для учащихся пед. училищ по спец. «Дошкольное воспитание». Изд. 2-е, перераб. И доп. М., «Просвещение», 1973
    2. Методика ознакомления детей с природой в детском саду.  Под редакцией П.Г. Саморуковой. Москва «Просвещение» 1992
    3. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания /Автор-сост. С.Н. Николаева.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.-320с.-(Страна чудес).
    4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- 2-е изд., испр.и доп. – М. Мозаика–Синтез,2006. 
    5. Лучич, М. В. Детям о природе: кн. для воспитателя дет. сада / М.В. Лучич. - 2-е изд.,дораб. - М.: Просвещение 1989
    6. Как знакомить дошкольников с природой: пособие для воспитателей дет. сада / Сост. Л.А. Каменева, Ред. П.Г. Саморукова. - М. : Просвещение, 1983. 
    7. Гершун Н.Домашние  животные./Н.Гершун.-М.,2000
    8. Бондаренко.Т.М.Экологические занятия  с детьми 5-6 лет.Практическое пособие./Т.М.Бондаренко.-Воронеж,Творческий  центр"Учитель",2006 

 

 

 




Информация о работе Формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с домашними животными