Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:34, реферат
В период противостояния двух мировых систем капиталистической и социалистической человечество впервые непосредственно столкнулось с общей для них угрозой - глобальными проблемами вообще и опасностью самоуничтожения человечества из-за ядерной войны, в особенности. Глобализация в ее современной трактовке увеличивает общепланетарную напряженность, поскольку сама становится одной из глобальных проблем. При этом ситуация осложняется тем, что человечество, став на путь интенсивной глобализации, все меньше внимания уделяет традиционным глобальным проблемам, которые продолжают углубляться. Примечательно в этой связи отношение современной, особенно индустриальной цивилизации к экологическому кризису в мире.
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экологический факультет
Реферат
на тему:
«Глобализация в контексте концепции устойчивого развития»
Выполнила студентка ЭК 1317
Григорьева Юлия
Проверила Исакова Н.В.
Краснодар 2013
В период противостояния двух мировых систем капиталистической и социалистической человечество впервые непосредственно столкнулось с общей для них угрозой - глобальными проблемами вообще и опасностью самоуничтожения человечества из-за ядерной войны, в особенности. Глобализация в ее современной трактовке увеличивает общепланетарную напряженность, поскольку сама становится одной из глобальных проблем. При этом ситуация осложняется тем, что человечество, став на путь интенсивной глобализации, все меньше внимания уделяет традиционным глобальным проблемам, которые продолжают углубляться. Примечательно в этой связи отношение современной, особенно индустриальной цивилизации к экологическому кризису в мире. Если в течение нескольких десятилетий ведущие страны мира активно обсуждали данную проблему, о чем свидетельствует конференция в Рио-де-Жанейро в 1992 г., на которой была принята концепция устойчивого развития, внесшая свой вклад в осознание экологической опасности, то встреча в Иоганнесбурге не стала столь же социально-значимым событием. Индустриально-развитые страны, занятые формированием нового контура глобального мира, уделяют все меньше внимания динамике экологических процессов в мире.
Экологическая проблема показывает, что индустриальная цивилизация, несмотря на значительные достижения в самых разных областях человеческой деятельности, не только не может остановить ухудшение состояния окружающей среды, но сама вносит значительный вклад в разрушение природных оснований бытия человека. Деятельность технологически вооруженного человека оказывается опасным для будущего цивилизации. Ушедший XX в. показал реальные масштабы разрушения окружающей среды планеты, который может закончится катастрофически для всего человечества. Впервые не отдельный человек, а человеческий род Homo sapiens оказался под угрозой. Основная причина усиливающего свое влияние экологического кризиса - Человек, его действия, игнорирование им законов развития биосферы.
Человек своей хозяйственно-
Между тем экологическая проблема при всей ее принципиальной важности не исчерпывает поле кризисных ситуаций современной цивилизации. Необходимость поиска нового типа цивилизационного развития диктуется и другими глобальными проблемами, в частности, все возрастающим разрывом между богатыми странами, где «качество жизни» людей в несколько раз превышает «качество жизни» в бедных странах. Такой фактор усиливает экологическую напряженность, поскольку указанная разница находит отражение и в «давлении» человека на природную среду. Последнее сказалось в том, что к 1990 г., например, средний американец в течение жизни наносил вдвое больший ущерб природе, чем швед, втрое - чем итальянец, в 13 раз - чем бразилец, в 35 раз - чем индиец и в 280 раз - чем житель Чада и Гаити.
Большинство исследователей, которые занимаются изучением природы экологического риска исходят из того, что экологические риски возрастают и человечество еще не имеет четких моделей решения проблем взаимоотношения человека и природы. Действия современного человека в области экономики, технологии, хозяйственной сфере и т.д. усиливают экологический риск, поскольку они не считаются с возможностями удовлетворения природой все возрастающих потребностей современного человека. Расширение сферы экологического риска связано также с принципами экономической деятельности, основанными на получении прибыли и конкуренции. Почти тридцать лет назад, исследования, проведенные в Массачусетсом технологическом институте США под руководством Д. Медоуз показали, что «если человечество не изменит параметров современного развития, опирающегося на безграничную индустриализацию и постоянный экономический рост, то перед ним открывается перспектива глобальной катастрофы».
Риск глобальной катастрофы с момента публикаций результатов этих исследований стал более велик, поскольку во всемирном масштабе продолжается действие тех факторов, которые ведут к разрушению природных оснований человеческого бытия, а именно индустриализация и экономический рост без учета возможностей природы. Естественно с переходом ряда ведущих индустриально-развитых стран мира на постиндустриальный этап своего развития антропогенная нагрузка на природу в этих странах несколько уменьшилась, но это радикально не влияет на динамику экологических процессов в мире. Общепланетарная напряженность обостряется в связи с тем, что глобализация происходит в условиях обострения таких общепланетарных проблем, как экологическая, демографическая, энергетическая и т.д. Динамика мировых процессов такова, что цивилизация вступает в новый постиндустриальный этап своего развития, не решив многие проблемы прошлого, в частности, не преодолены противостояние «Восток-Запад», «Север-Юг», индустриальные страны и «третий мир» и т.д. Прав в этой связи А.И. Уткин, который специально отмечает, что «если экономическая глобализация не будет сопровождаться культурной глобализацией, вырвавшиеся демоны собственного исторического опыта, религиозных воззрений, ментальных кодов, языков, воспоминаний об униженной гордости остановят благодушие глобалистов». Подобная постановка вопроса актуализирует вопрос о сущности культурной глобализации, ее идеалов, фундаментальных ценностей, возможности учета в процессе глобализации разных по своей направленности идей, воззрений, ментальности. Все это значительно осложняет общую динамику глобальных трансформаций, накладывая свой отпечаток на процессы глобализации.
При этом особый интерес представляют такие принципиально значимые для социальной философии, политической и социологической мысли, проблемы, как судьба современных ценностных установок, будущее тех социокультурных традиций, чьи парадигмальные установки трудно совместимы с техногенной цивилизацией западного типа. Предлагаемые различными философами, политологами и социологами сценарии разрешения встающих при глобализации проблем охватывают значительный спектр возможных решений, начиная от неминуемого столкновения цивилизаций (С. Хантингтон), и, кончая вялотекущим противостоянием различных цивилизаций в условиях многополярности (К. Уолц). Однако примечательно то обстоятельство, что почти все наиболее заслуживающие внимания сценарии развития начавшихся глобальных трансформаций включают в себя неизбежность явного или неявного противостояния ведущих стран мира за мировые ресурсы, геополитическое влияние и экономическое доминирование. Между тем подобный ход событий неприемлем для человечества, поскольку наряду с глобализацией происходит углубление таких общепланетарных проблем как неуправляемый рост народонаселения, разрушение окружающей среды, уменьшение невосполняемых природных ресурсов и т.д. В концепции устойчивого развития человечества, принятая мировым сообществом на Конференции по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992 г., учитывая эти обстоятельства, содержался призыв к мировому сообществу изменить свое поведение, свой образ жизни, чтобы человечество могло выжить и будущее могло состояться. Ведь будущее не предопределено. Оно открыто и будет таким, как его сделают участвующие в этом процессе цивилизаций. Вот почему необходим поиск новых более адекватных реалиям начала XXI в. ценностей, способных помочь выжить.
В этой связи актуализируется
роль образования и воспитания в
культуре, как механизмов формирования
экологоориентированного
Экономизм, технократизм, редукционизм, как базовые ценности техногенной цивилизации не могут и дальше служить идеологией глобализирующегося общества, если общество хочет справиться с глобальными проблемами. Экономизм, потребительское отношение к миру принципиально расходятся с экологическим императивом и должны быть заменены, если человечество хочет справиться с кризисной ситуацией. Глобализация мирохозяйственных, экологических, технологических, информационных связей актуализирует вопрос о ценностно-мировоззренческих основаниях будущего, поскольку прежняя система ценностей и стимулов - технократизм, экономизм, утилитаризм, выгода, прибыль стратегически исчерпали себя.
Политики, которые осознали
возможные последствия
Анализируя динамику социальных процессов, следует считаться с тем обстоятельством, что экономическая активность общества с 1990 г. выросла в двадцать раз. Парадоксально при этом и то, что значительно увеличилось число голодных и неграмотных. В наши дни в мире голодающих и недоедающих больше, чем когда-либо ранее. Такое имеет место в мире, где растут темпы исчезновения лесов, образования пустынь, где каждый год 2,4 млн. акров плодородной почвы превращается в пустыню, вырубается 4,5 млн. акров леса. Темпы разрушения природных систем, необходимых для нормальной жизни человека, столь стремительны, что природа не успевает регенерировать. Вот почему капиталистическая система по отношению к экологическому кризису не рациональна, она своей деятельностью подрывает основания своего будущего.
Не менее сложной
и трудной для решения
Тем самым в конце
второго тысячелетия стало
Стремительный рост народонаселения в мире «питает» экологическую проблему, поскольку все новые и новые страны, втягиваясь во всемирный экономический, технологический и социальный процесс, усугубляют эколого-демографическую ситуацию в мире. Это создает напряженность в мире, которая усиливается борьбой различных стран за энергетические ресурсы, поскольку наряду с экологическим и демографическим кризисом имеет место и энергетический кризис. Страны, которые олицетворяют дух формирующейся постиндустриальной цивилизации, - США, страны Западной Европой, Япония, больше всего потребляют энергии и защищают свои интересы в энергоемких регионах всеми возможными средствами. Это осложняет международные отношения и обостряет общую геополитическую ситуацию в мире. Борьба за энергию - характернейшая черта конца второго тысячелетия. И это не случайно, поскольку социокультурные трансформации в мире сопровождаются колоссальным ростом энерговооруженности. Отмечая это обстоятельство В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин и Б.В. Баев в недавно вышедшей монографии «Закат цивилизации или движение к ноосфере. Экология с разных сторон» пишут: «Если население Земли за последние 140 лет выросло в 4 раза, то его энергетический потенциал примерно в 1000 раз. Уже в настоящее время начинает сказываться ограниченность таких энергоносителей как нефть, газ, каменный уголь». Ситуация осложняется тем, что ряд широко используемых энергоресурсов, в частности, уголь, нефть, природный газ не возобновляются.
Принципиально важной и дискуссионно в экологическом отношении является проблема ядерной энергетики. По мнению С.К. Шардыко «проблемы радикального повышения надежности и эффективности АЭС, их радиационной безопасности принципиально решаемы лишь на концептуальном уровне - выбором новой концепции атомной энергетики». Экологическая ситуация в мире усугубляемая радиоактивным загрязнением планеты, опасностью нового Чернобыля, что актуализирует вопрос о более адекватной современным реалиям концепции энергетики.
Информация о работе Глобализация в контексте концепции устойчивого развития