Глобализация в контексте концепции устойчивого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:34, реферат

Описание работы

В период противостояния двух мировых систем капиталистической и социалистической человечество впервые непосредственно столкнулось с общей для них угрозой - глобальными проблемами вообще и опасностью самоуничтожения человечества из-за ядерной войны, в особенности. Глобализация в ее современной трактовке увеличивает общепланетарную напряженность, поскольку сама становится одной из глобальных проблем. При этом ситуация осложняется тем, что человечество, став на путь интенсивной глобализации, все меньше внимания уделяет традиционным глобальным проблемам, которые продолжают углубляться. Примечательно в этой связи отношение современной, особенно индустриальной цивилизации к экологическому кризису в мире.

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

В мире около 200 стран, а  индустриально-развитыми и социально-благополучными является примерно 29 стран. Но именно эти  страны оказывают определяющее влияние  на ход исторического процесса с  помощью различных методов, начиная  с разработки новых международных правовых норм, вплоть до применения силы, когда они это считают нужным. Важное место в этом процессе занимают предлагаемые миру ценности. Именно от ценностных предпочтений зависят последующие действия. Ценностные ориентиры - сложный комплекс предпочтений, которые не имеют четких границ, но оказывают существенное влияние на фундаментальные процессы, происходящие в мире. Ценности не предзаданы. Они открыты, динамичны и развиваются вместе с трансформацией социально-политических, экономических, психологических отношений. Ценность, будучи определенным отношением между человеком и действительностью, направляет действия культуры, становится социально значимым фактором. Подобное свойство ценностей проистекает из их связи с потребностями культуры. Как отметил Л. Typoy «успешные общества должны объединяться вокруг некоторого центрального сюжета - захватывающей истории с поддерживающей ее идеологией... Без захватывающей мечты о будущем наступает социальный и экономический паралич». Мечты о будущем, идеологии формируются реальными людьми в определенных социокультурных условиях. В этой связи Дж. Сорос прав, когда в работе с симптоматичным названием «Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности» отмечает, что «в реальном мире ценности не заданы. В открытом обществе люди вправе самостоятельно сделать выбор; но при этом они не всегда знают, чего на самом деле хотят. В условиях быстрых перемен, когда традиции утратили былую власть, а людей со всех сторон осаждают предположениями, размененные меновые ценности вполне способны заменить подлинные».

Подобная опасность  действительно существует и во многом претворяется в жизнь сегодня  в мире, поскольку возрастает роль средств массовой информации, особенно электронной, позволяющей манипулировать общественным мнением, влиять на ценностные предпочтения. Необходимо при этом иметь в виду, что СМИ не только отражают действительность, но и создают ее. Новая реальность формируется на основе экономического и социокультурного развития общества с существенным участием средств массовой информации - телевидения, газет и Интернет. Сегодня СМИ - реальный участник мировых процессов. Это означает признание роли средств массовой информации в формировании ценностных ориентации общества.

Отмеченное влияние  СМИ усиливается возрастающими возможностями государства определять жизнь как общества, так и конкретных индивидов. Э. Фромм считает, что «сегодня человек страдает не столько от бедности, сколько от того, что превратился в винтик гигантской машины, в робота, от того, что жизнь его лишилась смысла». Естественно отмеченное Э. Фроммом обстоятельство относится к людям, живущим в развитых в экономической и технологическом отношении странах. С усилением тенденций глобализации, отмеченный Э. Фроммом процесс превращения человека в «винтика гигантской машины», углубляется. Формирование информационно-виртуальной цивилизации предоставляет государству и различным его подсистемам новые возможности контроля не только над отдельными социальными организмами, но и над тем, что происходит с отдельным человеком.

При обсуждении природы  и сути экологической проблемы встает сложный философский вопрос: присуще  ли человеку стремление к изменению  и подчинению природы и других людей изначально или человек  только в XX в. под влиянием определенных факторов стал таким? Анализируя данную проблему, можно отметить, что человеку атрибутивно присуще стремление к творчеству, изменению окружающей среды. Человек с самого начала, как вид, не только приспосабливался к природе, но и вскоре встал на путь приспособления природы, а затем и общества, к себе. Сегодня, когда человечество вплотную столкнулось с глобальными проблемами, порожденными этой активно-преобразующей деятельностью человека, то некоторые исследователи считают саму эту преобразующую деятельность человека причиной глобального экологического кризиса. Подобное умозаключение не лишено основания. Исторически человек не только менял окружающую среду и себя таким образом, что его возможности изменять мир росли быстрее, чем он осознавал опасность подобных преобразований. Росли его потребности, мощность используемых орудий преобразования. Человек стал знать больше о себе, мире. Темпы изменения мира росли сперва медленно, но примерно с эпохи Возрождения, особенно с Нового времени, когда стали взаимодействовать капитализм и наука в новоевропейском смысле, человек стал столь технологически могущественным, что сам стал не успевать за этими технологическими трансформациями. В этом смысле, действительно именно предметно-преобразующая деятельность человека явилась причиной таких глобальных проблем, как экологическая, энергетическая и т.д.

Вместе с тем упрекать человека в том, что он стал заниматься предметно-преобразующей деятельностью, значит упрекать его в том, что  он стал человеком. Ведь творчески-преобразующая  деятельность - необходимое условие формирования и выживания человека. Если бы человек не стал на путь развития мыслительно-орудийной деятельности, направленной на приспособление к себе окружающего мира, то он, по всей вероятности, не выжил. В отличие от животных, человек с самого начала, не имел особых преимуществ перед остальным миром в биологическом отношении. Его единственным и решающим ресурсом оказался развитие интеллекта и созидательная деятельность, направленная на созидание себя и мира по своему усмотрению. Вот почему представляются спорными те подходы к экологической проблеме, которые считают началом разрушения природы деятельность не только Homo sapiens, но Homo habilis и даже Homo erectus, отнеся начало экологических разрушений к 1,5-3 млн. лет назад до н.э. назад. Распространенной является также точка зрения, которая считает, что начало экологической проблемы восходит к неолитической революции.

Такая трактовка начала и особенностей экологического кризиса  представляются спорными. Интерпретации  подобного рода не учитывают потребностей человека. Системный анализ истории взаимодействия человека и природы свидетельствует о неизбежности преобразовательной деятельности человека. Историко-проблемный анализ взаимодействия человека и природы дает основание утверждать, что чем больше и изощреннее человек использовал свои интеллектуальные ресурсы, тем меньше ему приходилось использовать биологические ресурсы, сведя роль последних к минимуму в информационно-виртуальной цивилизации.

оследнее и объясняет  столь большое внимание к науке и технологии (а именно через технологию биологический ресурс минимизируется) в тех культурах, которые стали на путь формирования индустриальной цивилизации. Чем больше человек использует возможности интеллекта, тем больше технология, как опредмеченное знание, заменяет биологию и человек формирует свою искусственную среду, где решающее значение имеют не столько биологические и природные факторы, сколько интеллектуально-технологические ресурсы, предстающие в форме информации и соответствующей ей технологии.

Таким образом  представляется, что этот сложный  и длительный процесс замены биологических  ресурсов интеллектуальными ресурсами, является необходимым и по-своему закономерным этапом развития человеческой культуры. В этой связи, видимо, можно  предположить, что указанный процесс замены решающей роли биологического ресурса интеллектуальным, который принимает с XVII в. форму научного знания, информации, еще не закончился. Те культуры, которые смогут завершить такой переход, имеют больше шансов на выживание в будущем. Те же культуры, которые не смогут перейти от прежних форм отношения человека и мира к новым, погибнуть как виды согласно теории естественного отбора Дарвина.

Видимо, следует с самого начала исходить из того, что человек  существо действующее, преобразующее и нельзя его упрекать в этом. Подобное обстоятельство является атрибутивно-исходным и критиковать человека за подобную деятельность означает критиковать его за то, что он человек. Человек не может не действовать, не преобразовывать действительность. Вот почему представляется, что проблему взаимоотношения природы и человека следует поставить по другому. А именно, речь должна идти не о том, чтобы человек не преобразовывал природу, а о том, чтобы эти преобразования соответствовали тем новым законам, которые возникают в системе «человек - общество - природа». Важно, чтобы человек не разрушал природные основания своего бытия, соотносил свои действия с условиями жизни человека и всего живого. «Лик планеты - биосфера - химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, ее природные воды». Вот почему изменение, преобразование природы естественно, более того необходимо для человека. Проблема тем самым должна сводиться не только и не столько к критике преобразующей деятельности человека вообще, сколько к критике такой преобразующей деятельности, которая оставляет все меньше места для естественной жизни самого человека, катастрофически ограничивая пространство бытия человека.

Значительный вклад  в рационализацию всех процессов, которые  происходят при капитализме, внесла наука и ориентированная на ценности науки, философия. При этом в общекультурном плане следует считаться с  различным статусом как отдельных  наук, так и конкретных достижений внутри специально научного знания. Речь идет о том, что в физике, математике, космологии, биологии и т.д., накоплено огромное количество результатов, которые известны только узкому кругу специалистов и, составляя фундамент этих наук, и, имея принципиальное конкретно-научное значение, тем не менее остаются недоступными не только широкой общественности, но даже широкой научной общественности. Вместе с тем на основании этих конкретно-научных знаний время от времени вырастают такие концепции, которые становятся общенаучной, а затем и общекультурной ценностью. Именно подобные научные результаты, которых немного в истории науки, выступают основой новой научной картины мира, меняют онтологию познания, ведут к пересмотру методологических оснований познавательного процесса, становятся источником многочисленных философско-мировоззренческих дискуссий.

Подобные фундаментальные  результаты науки, став частью общей  культуры оказывают влияние на мировоззрение  людей, в том числе на трактовку  экономических, политических, экзистенциальных процессов. Показательны в этом плане дискуссии по философии и методологии науки в западноевропейской культуре в течение последнего столетия, влияние идей О. Конта, неопозитивистов, К. Поппера, Т. Куна и других на трактовку социально-экономических процессов. Ядром всех этих дискуссий, продолжающихся и в наши дни, выступила проблема статуса и роли научной рациональности. Наукоцентричность индустриальной и формирующейся на ее основе постиндустриальной цивилизации приводит к тому, что определенная методологическая трактовка научности, наиболее отвечающая скрытым общесоциальным тенденциям, принимается как исходная модель трактовки экономики, политики, международных отношений. Тем самым философско-методологическая культура оказывает практическое влияние на динамику социально-экономических и политических процессов.

В процессе развития, самосознания науки методологическая проблематика, осмысливающая статус науки, начинает все больше опираться на историю  науки. Этот процесс взаимодействия методологии науки и истории науки в работах Т. Куна, Дж. Холтона, И. Лакатоса и других, простирается столь далеко, что начинает казаться, что одна растворяется в другой. История науки методологизируется, а методология науки проникается духом истории. По сути такой процесс естественен и плодотворен для взаимодействующих сторон, при учете того, что каждая сфера познания специфична и не редуцируема к другой сфере. Подобное взаимодействие, как показали методологические дискуссии 60-80-х гг. XX в., ведет к обогащению категориальной структуры как истории, так и методологии познания, к расширению смысла происходящего. Философско-мировоззренческий анализ методологических концепций в контексте истории позволяет видит методологию познания в связи с многообразием бытия, тем самым, исследуемые явления предстают как часть развивающейся культуры. Тем самым методология науки выступает как становящееся звено познания, которое в свою очередь обусловлено социальными причинами. При таком подходе методология предстает не как система алгоритмически функционирующих правил, а форма человеческой активности с помощью которой Человек познает мир, объективную реальность и себя.

Процесс более тесного  взаимодействия методологии и истории  науки - закономерный этап развития современной культуры, когда человек в процессе познания пользуется не только описанием и аналитическим расчленением непосредственно воспринимаемых процессов, но, осознав узость подобного подхода, стремится перейти к пониманию смысла познаваемых явлений. Такая постановка проблемы ведет к попыткам воссоздания синтетической картины целого, ядра, которым выступает человек. Осознается неистребимость ценностно-мировоззренческой проблематики из структуры философского знания, несводимость последнего только к анализу языка научного знания. Значительный вклад в постановку этой проблемы в рамках индустриально-ориентированной мировоззренческой традиции внес известный английский философ и методолог науки К. Поппер, выступивший еще в сороковые годы XX столетия против неопозитивистских философско-методологических проблем. И хотя К. Поппер в ряде случаев оставался в рамках традиционно позитивистской постановки проблем, но его стремление систематически исследовать не только структуру ставшего знания, но и понять логику развивающегося знания, был методологически плодотворным. К. Поппер способствовал более строгому и широкому пониманию научной рациональности. Проблема научной рациональности становится проблемой не только методологии, но и культуры в целом. Концепция «критического» рационализма - своеобразная модель критического обоснования культурных оснований западноевропейского социума. Не только границы науки, но и границы культуры осмысливаются с позиций «критического» рационализма. Тогда переосмысливаются функционирующие в культуре традиции, догмы, идеологические схемы, моральные и эстетические ценности, то есть все явные или неявные предпосылки человеческой деятельности, которые до этого оставались вне сферы критики, поскольку они не входили в сферу строгой науки.

Принципиальным в этой связи было влияние результатов длительных методологических дискуссий на основания экономических теорий, концепции управления, теории политики. Существенно, что западная культура, несмотря на неоднозначное отношение к идеям ведущих методологов науки - К. Поппера, Т. Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда и других, восприняла тезис об историчности рационального, признавая возможность новых вариантов рациональности.

«Иррациональная вера в  разум» сциентистски ориентирует трансформации  в культуре, делая более строгими понимание процессов, происходящих не только в сфере познания, но и во всех сферах человеческой деятельности. В этом несомненная заслуга деятельности К. Поппера и других методологов науки, значительно обогативших понимание механизмов функционирования познания, тем самым внесших существенный вклад в решение вопроса, что «значить знать».

Информация о работе Глобализация в контексте концепции устойчивого развития