Глобализация в контексте концепции устойчивого развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:34, реферат

Описание работы

В период противостояния двух мировых систем капиталистической и социалистической человечество впервые непосредственно столкнулось с общей для них угрозой - глобальными проблемами вообще и опасностью самоуничтожения человечества из-за ядерной войны, в особенности. Глобализация в ее современной трактовке увеличивает общепланетарную напряженность, поскольку сама становится одной из глобальных проблем. При этом ситуация осложняется тем, что человечество, став на путь интенсивной глобализации, все меньше внимания уделяет традиционным глобальным проблемам, которые продолжают углубляться. Примечательно в этой связи отношение современной, особенно индустриальной цивилизации к экологическому кризису в мире.

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

Указанные глобальные проблемы - лишь небольшая часть спектра  глобальных проблем, влияние которых  со временем быстро растет. Но и отмеченные глобальные проблемы свидетельствуют  о возрастании их роли, единстве локального, регионального и глобального аспектов развития цивилизации, необходимость поиска их совместных решений.

В осознании специфики  этих проблем и путей их решения  концептуально значима не только роль науки и экологоориентированной технологии, но и образования. При  этом как отметил П. Кеннеди, «усиление роли образования неразрывно связано с еще более серьезной проблемой, а именно положением женщин как в развивающихся, так и в промышленно развитых странах. В первом случае данные, связывающие подчиненное положение женщин с демографическим взрывом, крайней нищетой и экономической отсталостью, видимо, говорят сами за себя». Таким образом, если «мир должен развиваться в направлении улучшения демографического баланса - уменьшения уровня рождаемости в бедных странах и его увеличения в богатых, - то африканским и ближневосточным обществам следовало бы скорее всего обратить внимание на подъем образовательного уровня у женщин хотя бы до уровня кореянок, а странам вроде Японии, Португалии, Испании и Италии взять на вооружение скандинавский опыт».

В целом тема «образование и глобальные проблемы» - самостоятельная  и малоизученная проблема. Особенно явной является связь между уровнем  образования, положением женщины в  обществе и происходящими в социуме  демографическими проблемами. Для того чтобы представить себе роль демографического фактора в глобально-экологической ситуации достаточно отметить, что человечество за всю историю своего существования достигло численности примерно в один миллиард до XIX в. И затем процесс роста народонаселения шел все убыстряющимися темпами. Это наглядно видно из того, что два миллиарда населения достигло через одно столетие, а еще через полстолетия население планеты достигло 3 млрд. И после этого через каждый 13 лет население стало расти на 1 млрд. и к 1987 г. население Земли достигло 5 млрд. и сегодня население планеты перешагнуло за 6 млрд. Исследователи уже подсчитали, что, если и дальше продолжится столь интенсивное развитие населения, то миллиардный рост будет происходить не через 13 лет, а быстрее и к 2022 г. достигнет 8 млрд.

При этом познанию масштабности этой проблемы мешает не только социально-экономическая  ситуация в мире, но и сложившиеся  социокультурные традиции, особенно религиозные. К тому же демографическое  давление на окружающую среду сильнее  в экономически менее развитых странах, что ведет к напряженности и нестабильности.

Следующая особенность  глобализирующейся постиндустриальной цивилизации - возрастание сферы  искусственного, роли чисел, формализмов, техники. Сегодня искусственное  все больше вытесняет естественное. Компьютеры, Интернет, виртуальное, телевизор, техника в быту не только помогает человеку, но и стремится заменить его во многих областях. Сколь далеко это пойдет и каковы последствия подобного процесса трудно предсказать. Время покажет возможно ли возвращение человека к себе, возрождение искренности в межчеловеческих отношениях и по отношению к природе, возвращение мира естественных, обычных человеческих чувств. Видимо, для этого человек должен перестать спешить. Он должен изменить свои ценностные, установки, не подменяя полноту бытия погоней за прибылью, выгодой, собственностью. Только радикально переосмыслив вопрос о том зачем он пришел в этот мир, человек может перестать все рационализировать, подчинив рационализацию, «иметь» более высокому смыслу, научиться сочетать «мыслить» и чувствовать, верить, любить, сострадать и т.д. Тем самым он должен подчинить «иметь», чтобы «быть», а не наоборот.

Самодовлеющее значение рационализма в современной западной культуре связано с его экономической  эффективностью. Именно соединение научного разума с экономико-хозяйственной деятельностью привело к поддержке науки со стороны государства, по сути к слиянию рационального и государственного и образованию государственного рационализма. Процесс проникновения научных методов исследования сущего во все сферы общественного организма продолжается несмотря на критику рационализма со стороны отдельных философов и философских школ. И связана подобная тенденция именно с эффективностью вообще и в первую очередь экономической эффективностью рационализации различных процессов.

Однако, - и это принципиально  для наших рассуждений, - именно подобная логика привела современную цивилизацию  к системному кризису, что особенно видно на эколого-глобальных проблемах, что ставит вопрос о границах этой рациональности.

Культура, ориентированная  скорее на действие, чем на размышление, оставляет в стороне, не замечает те философские концепции и интуитивные  прозрения, которые принципиально  расходятся с основной практической интенцией эпохи. Вот почему индустриальная цивилизация проигнорировала многие критические замечания, высказанные в ее адрес мыслителями других мировоззренческих ориентации (Ф. Ницше, Н.А. Бердяевым, Л.И. Шестовым, А. Швейцером, Э. Фроммом, М. Хоркхаймером, Т. Адорно и другими), обеспокоенными направлением развития этой цивилизации. Отказываясь от обсуждения глубинных метафизических вопросов, философия сделала шаг на пути самоупразднения, ибо считала несуществующими те проблемы, которыми она занималась до позитивизма. Подчинив себя науке, философия не полностью растворилась в научном познании, она расширила предмет науки и нашла новую нишу, лежащую на стыке традиционной науки и философии. Тем самым были получены интересные результаты в области логики функционирования научного знания и анализа языка науки. Однако следует специально отметить, что ни постпозитивизм ни аналитическая философия не смогли осмыслить глубинные социальные и экзистенциальные проблемы эпохи.

В структуре современных  общепланетарных проблем имеется  проблема, без решения которой невозможно воплощение в реальность многочисленных сценариев. Речь идет о возрастании разрыва между «золотым миллиардом» или «Севером» и менее индустриально развитыми странами или «Югом». В наиболее развитых странах, к которым по одним данным относят 29 государств, а по другим 33 государства, проживает около 1 млрд. человек, а в других 142 странах проживает более 5 млрд. человек, что составляет 77% всего населения планеты. Вот почему принципиально важной во многих отношениях глобальной проблемой является усиливающийся разрыв между индустриально-развитыми странами мира и остальной частью мира. Эта проблема оказывает влияние на социальные, экологические, демографические и иные процессы, происходящие на планете, усиливая напряженность между «Севером» и «Югом», индустриально и технологическими развитыми странами и теми странами, которые зависят от этих стран во многих областях, особенно в области науки и технологии. По мнению С.П. Капицы, С.П. Курдюмова и Г.Г. Малинецкого «взгляды многих специалистов, занимающихся глобальными проблемами, на этот вопрос (на вопрос «быть или не быть» человечеству) часто оказываются близки или совпадают. Большинство из них на первое место ставят проблему неравенства в потреблении ресурсов Земли».

По данным генерального директора ЮНЕСКО Ф. Майора 20 процентов населения мира, проживающих в индустриально-развитых странах планеты, потребляют 80 процентов его ресурсов. Дальнейшее продолжение подобной политики приведет не только к углублению экологической ситуации в мире, но и обострению отношений между этими мирами. Вот почему эколого-демографические глобальные проблемы тесно связаны с решением социальных вопросов и попытки построить глобальный мир без учета этих факторов не могут быть продуктивными.

Известный американский политолог Зб. Бжезинский в работе под симптоматичным названием «Вне контроля (мировой беспорядок на пороге XXI века», считает, что индустриально-развитые страны должны искать новые идеи, поскольку со временем либерализм, как мировоззренческая парадигма и образ мыслей, становится все менее привлекательным. По мнению американского футуролога «глобальное неравенство явно становится ключевой проблемой политики в XXI веке».

Следует отметить выступления  на эту тему не только политологов  и философов, но и представителей церкви, которые внимательно следят за динамикой мировых процессов и высказываются по этим проблемам. Показательна в этом отношении деятельность папы Иоанна Павла II, который предостерегает в своих выступлениях от глобализации и абсолютизации капиталистической модели организации производства. Папа Иоанн II в энциклике «Сотый год (1991) отметил: «Нельзя согласиться с утверждением, что потерпевший поражение так называемый «реальный социализм» должен уступить место только капиталистической модели организации производства. Нужно сломать барьеры и монополии, которые удерживают множество народов на задворках развития, обеспечить всем людям и нациям элементарные условия участия в нем». Ситуация между тем усугубляется тем, что индустриально-развитые страны мира, функционирующие в рамках капиталистической модели производства, предопределяют логику мировых процессов и не готовы чаще всего поставить под сомнение базисные институты капитализма при анализе того, что происходит в мире и каковы причины экологического и ему подобных кризисов. И это объяснимо, поскольку лидеры капитализма могут поставить под вопрос частные моменты, но не исходные основания капиталистической системы. Капитализм в главном, решающем пока не имеет альтернатив, и пока он доминирует в мире, трудно надеяться на реализацию иных альтернативных программ, направленных на решение глобальных проблем. Между тем как отметил экономический советник Международного банка реконструкции и развития Серафи Эль-Салаб «если мы всерьез думаем о спасении нашей планеты, то мы должны стремиться в первую очередь к тому, чтобы бедность и неравенство в доходах, которые являются во многом причиной экономических бедствий, уменьшились». Без этого трудно надеяться на реализацию концепций «устойчивого развития» и решение все углубляющихся глобальных проблем.

Современный капитализм, разумеется, адаптировался к информационной модели общества. Он отличается от капитализма  не только классического, который был  объектом анализа К. Маркса, но и  недавнего прошлого, например, первой половины XX в. Вместе с тем по своей сути этот капитализм «присваивающий», живущий не только за счет своего богатства, своих ресурсов, но и ресурсов всей планеты. До тех пор пока общество будет жить по этой программе, а другие страны будут стремиться «догнать и перегнать» эти страны, трудно надеяться на решение глобальных проблем.

Поэтому необходима «смена шкалы ценностей, смена менталитета. Другими словами - смена цивилизационных  парадигм». Без этого нельзя перейти  к информационному обществу. Вот  почему представляется обоснованным вывод Н.Н. Моисеева о том, что «если человечеству суждено выжить, то принципу сиюминутного успеха и стандартам современной рыночной экономики придется уступить место представлению о том, что наши потомки должны иметь возможность столь же полного использования ресурсов, как и люди нашего времени».

В этих условиях принципиально  важно искать новые, более эффективные  пути взаимодействия человека и природы, чтобы в дальнейшем направить  усилия не на покорение природы, - такая  установка исчерпала себя и привела на грань катастрофы, - а на взаимодействие человека с природой, исходя из парадигмы, что не природа нуждается в человеке, а человек не может жить без природы, вне природы. Поэтому человек из существа присваивающего должен превратиться в существо приспосабливающееся. Для этого нужны новые ценностные установки, новая этика взаимоотношения не только человека с природой, но и со всем остальным миром. Ведь экологические проблемы - часть глобальных проблем, пространство и влияние которых расширяется из года в год.

Вместе с тем при  всей сложности экологической ситуации планеты есть еще ресурсы, чтобы  остановить процесс деградации природных  систем. В частности, существенным фактором стабилизации биосферы выступают территории до сих пор оставшиеся вне прямой хозяйственно-производственной деятельности человека. Такие территории имеются в Канаде (640,6 млн. га, что составляет 65%), Алжире (153,6 млн. га - 64%), России (700-800 млн. га - 41-47%), Австралии (251,6 млн. га - 33%), Бразилии (237,3 млн. га - 28%), Китае (182,2 млн. га - 20%) и важно в дальнейшем не вовлекать их в сферу активной хозяйственной деятельности.

Таким образом, у человечества есть еще определенные ресурсы для  осознания ошибочности стратегий  своего развития и начать более разумное отношение к происходящим глобальным процессам. В этой ситуации возрастает роль философии как средства целостного видения мира. Философия должна помочь не только увидеть за повседневным, сиюминутным более глубинные смыслы, но и помочь увидеть за информационным потоком подлинную реальность. Слова, цифры, схемы, научные законы, многочисленные абстракции создают видимость знания мира, поскольку мы привыкаем к этим словам, цифрам, схемам, абстракциям, законам. Между тем они, во-первых, зачастую закрывают от нас подлинную глубинную реальность, во-вторых, они интерпретированы соответствующим образом, служат средством достижения определенных конкретных целей. Взятые в отрыве от определенного контекста любые слова, тексты, цифры, схемы, абстракции, утверждения могут быть использованы и зачастую используются для манипуляции сознанием. Этот аспект проблемы актуализируется в период всеобщей информатизации всех сфер жизни человека и общества и формирования информационной цивилизации. Информатизация в современных условиях легко может стать орудием манипуляции сознания как отдельных людей, так и целых народов, поскольку в процессе использования тех или иных идей в современной технологии информация кодируется, ей придается необходимая для этого форма, что позволяет повлиять на кодируемый текст соответствующим образом.

В ситуации, когда  человечество впервые становится некоей целостностью, живущей по своим собственным  законам, меняется роль человека в культуре, статус отдельных государств в системе  целого, роль духовного начала. В новых условиях человечество выступает не столько как совокупность отдельных этносов, народов, культур, традиций, сколько как сложная нелинейная система, обладающая новым качеством. Задача философии - помочь в осознании места человека в этой системе, найти новые смыслы и формы рациональности, способные решить глобальные проблемы, не противопоставляя процесс глобализации тем общепланетарным явлениям, которые оказывают влияние на современные цивилизационные трансформации. Важно считаться с тем, что чрезвычайно опасны попытки использования глобализации для того, чтобы локализовать глобальные проблемы, перенеся их в другие страны.

Глобализация - открытый, формирующийся процесс. Дальнейшее направление развития данного процесса, его содержательное и культурное наполнение зависит от мирового сообщества, отношения различных государств к глобализации в области информации, экономики, финансов, технологий. Именно мировое сообщество может помешать трактовке глобализации как стандартизации и унификации в духе вестернизации. Важно считаться с процессом глобализации как объективной исторической тенденцией, учитывая факт, отмеченной B.C. Малаховым: «глобализация - отнюдь не однонаправленный и не безальтернативный процесс».

Современная социальная реальность многослойна и открыта. Она творится различными государствами, преследующими свои национальные геополитические и экономические интересы. Естественно, это находит отражение и в процессе глобализации, который многомерен и не имеет единого абсолютно правильного пути развития. Важно то, как трактуют различные государства открывающиеся в результате глобализации возможности, насколько они учитывают взаимозависимость различных стран в экологическом, демографическом и т.д. аспектах. Глобализация станет позитивным фактором мирового процесса только в том случае, если человечество сможет использовать новые открывающиеся перспективы в области образования, науки, информации для решения экологической проблемы.

Экологическая ситуация - одна из самых трудных для радикального изменения в лучшую сторону, поскольку экономико-хозяйственная, технологическая, энергетическая, сельскохозяйственная политика абсолютного большинства стран мира в той или иной степени идет вразрез с потребностями экологии. Человек своей деятельностью приближает свой конец и это обстоятельство в общепланетарном масштабе существенно не изменился и после Рио-92 и принятия концепции устойчивого развития. В конце XX в. как никогда ранее человечество нуждается в реально работающих идеях в области сохранения окружающей среды.

Информация о работе Глобализация в контексте концепции устойчивого развития