Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 12:34, реферат
В период противостояния двух мировых систем капиталистической и социалистической человечество впервые непосредственно столкнулось с общей для них угрозой - глобальными проблемами вообще и опасностью самоуничтожения человечества из-за ядерной войны, в особенности. Глобализация в ее современной трактовке увеличивает общепланетарную напряженность, поскольку сама становится одной из глобальных проблем. При этом ситуация осложняется тем, что человечество, став на путь интенсивной глобализации, все меньше внимания уделяет традиционным глобальным проблемам, которые продолжают углубляться. Примечательно в этой связи отношение современной, особенно индустриальной цивилизации к экологическому кризису в мире.
Что же касается судеб национальных культурных традиций в процессе глобализации, то не стоит считать обязательным унифицирующее и стандартизирующее влияние глобальных трансформаций на динамику социокультурных и религиозных процессов. Можно предположить, что в результате глобализации большинство национальных культур сохранятся, изменив соответственно новым условиям формы своего бытия. Исчезнут те конкретные национальные и религиозные формы, которые будут мешать вхождению этих культур и религии в глобальный мир. Тем самым культурные и религиозные традиции сохранят свое влияние на социальные и индивидуальные ценности, но примут новые формы, отвечающие интересам глобализирующегося мира
Все культуры и народы заинтересованы в подобном развитии событий, поскольку всеобщая глобализация, как унификация и стандартизация национально-культурных и религиозных особенностей народов, приведет к еще большей дегуманизации общества, нежели то, что имеет место в конце XX в. Подобная участь трагична для человечества в целом, поскольку культурное и национальное - многообразие - источник его дальнейшего развития.
Некоторые авторы связывают
современный кризис человечества с
начавшимся переходом индустриальной
цивилизации к
Все эти и ряд других
общепланетарных проблем уходят
вглубь истории и стали явно перед
человечеством в XX в., когда в мире
шла «холодная война» и вся
планета была разделена на сферы
влияния между
Итак, индустриальная цивилизация на рубеже тысячелетий оказалась в парадоксальной ситуации. С одной стороны, успехи индустриализма в самых разных областях - экономике, технологии, науке, информатике, - несомненны. Именно достижения индустриальной цивилизации в этих областях позволили ей занять лидирующее положение в современном мире, оказывая решающее влияние на разрабатываемые различными исследовательскими школами сценарии будущего. Наконец, информационно-виртуальная цивилизация, контуры которой формируются сегодня, не случайно называют также постиндустриальной, поскольку она вырастает из индустриальной цивилизации, сохраняя те ее элементы, которые необходимы в третьем тысячелетии. Как отметил К. Басниев «уровень цивилизации современных государств определяется уровнем развития новых высоких технологий. При этом важнейшее значение имеет развитие технологий в области энергетики, так как это сказывается на условиях жизни миллионов людей, на экологических последствиях, сопряженных с добычей и использованием энергетических ресурсов».
С другой стороны, ситуация
не столь однозначна, как может
показаться на первый взгляд, поскольку
современная техногенная
Не менее, если не более
сложной предстает
Таким образом можно
констатировать, что в определенном
отношении современная
Указанные вопросы актуализируются в мире, где, с одной стороны, усиливаются процессы глобализации, а с другой - увеличиваются масштабы разрушения природной среды. Между тем количество общепланетарных задач, где требуются совместные усилия растет. Все эти факторы требуют пристального внимания, поскольку они порождены характером деятельности современного человека, его отношением к другим социокультурным традициям, природе, базовым мировоззренческим ценностям. Тот факт, что деятельность человека привела к таким фундаментальным проблемам свидетельствует о стратегической уязвимости исходных парадигмальных установок современной цивилизаций, что наиболее явно проявляется в области экологии. Не случайно столь большое внимание именно к данной проблеме со стороны мирового сообщества. Показательно в этой связи, что С. Шмидхейн вместе с Советом предпринимателей по устойчивому развитию выражает сомнение в том, что требования, вытекающие из реалий конца XX в. и, нашедших отражение в концепции устойчивого развития, могут быть реализованы политиками, которые в демократических обществах зависят от своих избирателей, чьи конкретные интересы затрагиваются этой концепцией. Как отмечает С. Шмидхейн «трудно ожидать от нынешних политических руководителей, особенно избираемых на высокие посты сегодняшним поколением людей, что они попросят своих избирателей идти на какие-то жертвы ради тех, кто еще не родился и не голосует». Вопрос, сформулированный С. Шмидхейн касается основ западного общества, поскольку он относится к возможности демократических обществ справиться с экологической проблемой. Между тем политики во многом влияют на характер проведения в жизнь идей устойчивого развития. Не случайно формирование такой междисциплинарной отрасли знания как политическая экология.
Возрастание роли глобальной проблематики в жизни общества, особенно в индустриально развитой части мира, способствовало падению интереса к позитивистским, физикалистским, редукционистским методологическим концепциям. Физикализм и редукционизм, получившие значительное развитие в европейской культуре в результате революционных изменений в естественных кругах в первой половине XX в., стали основой научно-технического процесса, исчерпали свой методологический потенциал. В подобной ситуации наука и основанная на ней форма рациональности стали объектом критики. Тем самым современная техногенная цивилизация оказалась перед сложной дилеммой: наука и технология успешно работают функционально в своих областях, но они перестают удовлетворять как всеобщие ценности людей. Наука и техника стали мишенью критики многих видных философов и социологов. Разумеется, культура усвоила методологические следствия неклассической науки, но требовались новые идеи, способные объяснить принципиальные трудности, связанные с ухудшающейся экологической ситуацией в мире, нехваткой электроэнергии, ростом народонаселения и т.д. и т.п. Впервые человечество не только теоретически, но и на практике столкнулось с проблемами общепланетарного характера. Реальность оказалась сложной и не всегда редуцируемой к простым схемам. Человек должен был научиться жить в условиях сложности и неопределенности. Не менее, если не более мировоззренчески важным было осознание взаимозависимости различных стран и народов, что актуализировал во многом, ставший методологически периферийным, холистический взгляд на события, происходящие в мире. Целостность, сложность, эволюция, вероятность стали выходить на первый план. Именно они задают основные методологические рамки современной научной картины мира.
Специфика новой ситуации в концептуальном плане состоит еще в и в том, что процессы глобализации плохо сопрягаются с социально-философскими и социологическими концепциями, созданными в других условиях, когда подобные процессы только зарождались и они не учитывались социологами, политологами и философами. В этой связи исследователи только начинают осмысливать глубинные причины начавшихся процессов, пытаясь понять формирующиеся законы и их возможные последствия.
В этих условиях складывается новая теоретико-методологическая ситуация и при анализе экологической проблемы. Известно, что в концептуальном плане экология «разрослась» до «экологии культуры» и «экологии души» (Д.С. Лихачев). Новая реальность показывает, что мир, созданный самим человеком, особенно мир культурных, духовных ценностей не должен противопоставляться природному, естественному миру. Эти два мира должны быть комплементарны в смысле Н. Бора. Поэтому прав Д.С. Лихачев, что «экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для сохранения жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей среды». Концептуальное единство «экологии культуры» и защиты окружающей среды проистекает из того, что источником экологического кризиса является преобразующаяся деятельность человека, которая не считается с биологическими основаниями живого. Человек в своем стремлении преобразовать естественные, природные системы приходит в противоречие с самим собой, поскольку он сам создает новые параметры природной среды, которые не пригодны для жизни, разрушаются такие необходимые для жизни подсистемы, как вода, воздух, земля и т.д.
Под влиянием интенсивно разрастающейся антропогенной деятельности, оснащенной новейшей технологией, ведущей, с одной стороны, к росту производства и потребления, а с другой - к разрушению биологических основ бытия человека, современная цивилизация вынуждена была признать не только наличие фундаментальной экологической проблемы, но и стала искать новую концепцию развития. Результатом многочисленных дискуссий стали конференции сперва в Стокгольме, а затем в Рио-де-Жанейро, если назвать самые представительные встречи политиков и экспертов по проблемам окружающей среды. Эти встречи были важным шагом в сотрудничестве различных стран в столь сложной области. Концепция устойчивого развития, принятая мировым сообществом в Рио-де-Жанейро - значительный шаг в поиске новой модели поведения человека в конце XX столетия. За годы, прошедшие после Рио, опубликовано большое число исследований о сути данной концепции, возможных механизмах решения задач, поставленных Конференцией по окружающей среде и развитию. При этом проводятся не только научные исследования в самых разных областях, но значительное внимание уделяется социально-философским аспектам проблемы, что представляется чрезвычайно важным в силу глобальности данной проблемы и ее ускоренности в современной культуре.
Вместе с тем вызывает беспокойство то обстоятельство, что предпринимаемые меры не равны тем разрушительным процессам, которые происходят в глобальном масштабе. Стратегически, а именно экономически, политически, социально, человечество продолжает ту же политику, которая привела к сегодняшней экологической ситуации в мире. Поэтому можно сделать заключение, что больше говорят об устойчивом развитии, чем работают на эту идею.
Опасность с многочисленными рассуждениями об устойчивом развитии связана с тем, что создается видимость общепланетарных действий. Между тем ситуация в целом в мире продолжает ухудшаться, поскольку радикально не меняются факторы, вызывавшие к жизни экологический кризис. Не меняется характер экономики и технологии, производства и потребления, медленно меняется наконец, сознание общества. По крайней мере, сознание оказывается более консервативным, нежели бурно развивающееся производство и потребление. Между тем как говорил французский писатель Ж. Бернанос «мысль, не претворенная в действие, не многого стоит, а действие, не проистекающее от мысли, не стоит ничего».
В условиях возрастания кризисных процессов на глобальном уровне все более актуализируется волевой аспект бытия общества, поскольку решение проблем, связанных с ухудшением экологической ситуации в мире, равно как и усилением напряженности между «золотым миллиардом» и остальным человечеством, требует не только знания, средств, но и воли. Воля к самоограничению необходима для всех людей, особенно для тех, кто принимает решение и определяет направление общественного развития и участвует в формировании его ценностных установок. Особая ответственность лежит на индустриально-развитой части мира, поскольку именно она определяет характер производства и потребления и по ним стараются равняться другие развивающиеся страны. В подобной ситуации эмоциональные призывы экологов к гармонизации производства и возможностей природы остаются абстрактно-теоретическими и не находят реальной поддержки. Как отмечает С. Шмидхейн совместно с Советом предпринимателей по устойчивому развития «в развивающихся странах не разделяют оптимизма, вызванного снижением воздействия на окружающую среду производства продуктов питания, в основном из-за того, что не видят предпосылок достижения рациональных методов ведения сельского хозяйства».
Информация о работе Глобализация в контексте концепции устойчивого развития