Индикаторы экологических и экономических результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Экологический менеджмент – это система экологического управления, направленная на реализацию экологической и экономической политики государства.
Содержание экологического менеджмента определяет триада: экономика, экология, менеджмент.
Экономика – наука об экономических интересах (отношениях), возникающих между людьми по поводу удовлетворения их потребностей в условиях ограниченных ресурсов.

Файлы: 1 файл

Курсовая по экологии менеджмента - 2003.doc

— 1,021.00 Кб (Скачать файл)

- экономическую подсистему;

- экологическую подсистему;

- влияние природной среды на общество;

- воздействие общества на природную среду.

В состав экономической  подсистемы входят следующие элементы и связи:

1) экономическая (хозяйственная) деятельность (предприятия, промышленность, энергетика, сельское, лесное, водное хозяйство, строительство и их взаимодействие);

2) население (населенные пункты, демографические процессы);

3) правовое и административное регулирование (экологическое право, нормативные документы в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, органы охраны окружающей среды и контроля ее качества).

Воздействие общества на природную среду происходит в следующих основных формах:

- потребление (изъятие) природных ресурсов и нарушение ландшафтов;

- загрязнение окружающей среды;

- охрана среды и восстановление ее ресурсов.

При этом особое значение принадлежит проблеме оценки последствий воздействия на окружающую природную среду, являющуюся центральной в системе взаимоотношений общества и природы.

Влияние природной  среды на общество осуществляется по следующим направлениям:

  1. предоставление физического базиса (места) для различных видов деятельности человека;
  2. обеспечение человека ресурсами для его жизнедеятельности (воздух, вода, пища) с учетом их качества;
  3. предоставление ресурсов для производственной деятельности (сырье, материалы, энергия и т. п.);
  4. защита от космических излучений;
  5. ассимиляция и размещение отходов производства.

При этом необходимо учитывать, что экосистема как природная  среда обитания общества является органическим продуктом эволюции природы, тогда как общество, экономика и предприятия представляют собой искусственные структуры, созданные человеком. Со временем они стали частью экосистемы, нарушив в определенной степени ее равновесие.

При управлении эколого-экономическими системами важно иметь в виду следующую зависимость: предприятие является подсистемой экономики, экономика представляет собой подсистему общества, а общество – это подсистема экологической системы. Все эти системы неразрывно связаны друг с другом, что необходимо учитывать, решая проблемы управления эколого-экономическими системами. При этом неизбежно частичное наложение областей различных систем друг на друга, что, в частности, предопределяет многофункциональный характер деятельности элементов отдельных систем.

Основным отличительным  свойством экономических систем от экосистем, которые считаются  замкнутыми и уравновешенными, является их открытость: в них поступают природные материалы, которые проходят стадию обработки, в виде конечного продукта выходят из системы и поступают в потребление. На всех стадиях обработки, а также в процессе потребления конечной продукции из системы выбрасываются отходы. Поэтому важнейшей задачей управления развитием эколого-экономических систем является преобразование их в сбалансированные, по возможности наиболее замкнутые системы на основе максимально эффективного использования природных ресурсов и минимизации отходов.

Для традиционной экономической  системы в качестве основных критериев  оптимизации можно принять максимизацию валового внутреннего продукта и  чистой прибыли при минимизации экономических издержек и суммарного техногенного потока загрязнений. Для экологической системы основным критерием оптимизации    может    служить    стабильная    продуктивность    при    максимальной устойчивости экосистем к техногенным воздействиям.

Система критериев оптимизации эколого-экономических систем представлена на рис. 1.7.


 




 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

Рис. 1.7 – Основные критерии оптимизации в эколого-экономической системе

 

В сбалансированной эколого-экономической  системе совокупная техногенная нагрузка не должна превышать самовосстановительного, ассимиляционного потенциала природной среды. Однако до настоящего времени управление на различных уровнях не претерпело необходимых преобразований, обеспечивающих переход от системы экономической к эколого-экономической. Данный переход должен сопровождаться сменой главных целей развития общества. Так, если в качестве объекта управления выступает экономическая система, то система целей выглядит следующим образом: она должна быть эффективной с позиций роста валового внутреннего продукта, прибыли, доходов населения, уровня потребления.

При управлении экологической  системой в качестве основных выделяются такие цели, как обеспечение устойчивости экосистем и их высокой продуктивности, сохранение природного биоразнообразия, минимизация степени изменения качества окружающей среды. Если же объектом управления является эколого-экономическая система, то ее главными целями становятся соразмерность, уравновешенность, сбалансированность двух ее частей, а рост экономики ограничивается именно этими целями.

 

3.2. Механизм управления эколого-экономическими системами

 

Важную роль в обеспечении  экологической безопасности страны, а также в устойчивом функционировании сферы природопользования и охраны окружающей среды играет механизм управления эколого-экономическими системами. Создание надежного и эффективного механизма, способного обеспечить сбалансированное решение задач экономического развития и проблем сохранения качества окружающей среды, является одной из главных задач управления природопользованием и природоохранной деятельностью.

При этом цель управляющих воздействий зависит от уровня управления эколого-экономической системой. Так, для национальной и региональной эколого-экономических систем такими целями могут быть:

- повышение качества  жизни за счет повышения качества  окружающей среды;

- обеспечение устойчивого  экономического роста;

- повышение степени  самообеспеченности ресурсами.

Целями управления для  локальной эколого-экономической  системы могут быть:

- снижение воздействия  предприятия на окружающую среду  и уменьшение вероятности экологических аварий;

- снижение финансовых  потерь в результате негативного  воздействия на окружающую среду;

- повышение конкурентоспособности  предприятия.

Исходя из представленных целей управления, назовем основные задачи государственного управления эколого-экономическими системами.

 К ним можно отнести:

1. Обеспечение экономической  и экологической безопасности  страны.

2. Снижение материало-  и энергоемкости производства.

3. Повышение качества  и производительности труда во  всех отраслях экономики.

4. Рациональное использование природных ресурсов, в том числе ассимиляционного потенциала окружающей среды.

С целями и задачами государственного управления эколого-экономическими системами  неразрывно связаны функции государственного управления, которые призваны выполнять, реализовывать органы государственного управления для решения поставленных задач и достижения поставленных целей.

К функциям управления относятся  относительно стабильные виды управленческой деятельности и управленческие полномочия, которые призваны реализовывать субъекты управления. Функции характеризуют предмет, содержание управления, способы реализации управленческих возможностей (воздействий).

В общей теории управления принято выделять такие функции, как целеполагание (целеустановление), экономический анализ, прогнозирование, планирование, организация, мотивация, оперативное регулирование, учет и контроль.

Рассмотрим более подробно основные из них.

Функция целеполагание (целеустановление) – означает определение, обозначение, количественное и качественное выражение целей, которые ставит субъект управления в соответствии с возникающими и предвидимыми проблемами: структурирование целей, ранжирование их по степени важности, определение сроков, этапов, уровней решения проблем, достижения целевых ориентиров.

Экономический анализ – изучение, исследование имевших место в прошлом и продолжающихся социально-экономических процессов, условий их протекания, полученных результатов, проявившихся тенденций, возникающих проблем. Такой анализ должен предшествовать выработке управленческих решений, управляющих воздействий и способствовать их обоснованию, сопровождать целеполагание.

Научное предвидение  будущих ситуаций, построение гипотез, сценариев, моделей протекания социально-экономических  процессов и влияющих на них условий представляет собой прогнозирование.

Планирование – установление (определение) будущего состояния управляемой эколого-экономической системы, путей и способов достижения этого состояния и необходимых для этого ресурсов. Планирование представляет собой неотъемлемую часть и функцию управления, присущую в том или ином виде любой управляемой экономике (экономической, эколого-экономической системам).

Организация есть центральная функция управления. Сущность организации состоит в упорядочении, согласовании, регламентации действий группы людей, работников, осуществляющих совместную деятельность. Организацию называют также координацией, и такое название больше соответствует смыслу организации как функции управления.

С организацией связана  близкая ей, родственная функция формирования организационных структур управления, характеризующих построение, структуру, принципы создания, функционирования, управления предприятиями, организациями, природопользованием и экологической безопасностью (эколого-экономическими системами).

Учет – это документальная фиксация материального, финансового, экологического состояния объекта управления, ресурсов объекта и его воздействия на экологическую систему.

Контроль представляет активное слежение за исполнением принятых управленческих решений, а также за соблюдением законов, в том числе природоохранного характера.

Оперативное регулирование есть текущее, практически непрерывное воздействие субъекта управления на объект, обусловленное возникновением ситуаций, которые не были учтены в прогнозах, планах, программах.

Соединение перечисленных  функций управления воедино приводит к образованию так называемого хозяйственного механизма управления. Механизм, понимаемый как совокупность функций управления, вместе с реализующим их аппаратом управления (организационной структурой управления), т.е. службами управления и их работниками, образует систему управления экономическими системами.

Составной частью системы  управления экономикой в целом является механизм эколого-экономического управления, имеющий сходную с механизмом экономического управления структуру, принципы, целевую направленность на последовательную реализацию рыночных реформ и утверждение экономических подходов к управлению эколого-экономическими системами (рис. 1.8).

Таким образом, хозяйственный механизм природопользования (экологического управления) – это система форм и методов организации и регулирования процессов природопользования, обеспечивающих достижение конечных целей в этой сфере деятельности – удовлетворение потребностей общества в сырье и материалах, в чистоте окружающей среды и сохранении ее биоразнообразия.

Как показано на схеме, механизм управления эколого-экономическими системами  кроме функций управления включает в себя методы и инструменты экологического управления.

Методы управления – это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.3 – Структурная схема механизма управления эколого-экономическими системами

 

Механизм управления эколого-экономическими системами  включает в себя административно-контрольные, экономические и социально-психологические  методы управления. Основными элементами механизма управления природопользованием и экологической безопасностью является совокупность административно-контрольных и экономических инструментов управления, с помощью которых субъект управления воздействует на объект управления. При этом возможно воздействие не только на природоохранную, но и на производственную и социально-экономическую составляющие деятельность объекта управления.

Информация о работе Индикаторы экологических и экономических результатов деятельности предприятия