Индикаторы экологических и экономических результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 00:55, курсовая работа

Описание работы

Экологический менеджмент – это система экологического управления, направленная на реализацию экологической и экономической политики государства.
Содержание экологического менеджмента определяет триада: экономика, экология, менеджмент.
Экономика – наука об экономических интересах (отношениях), возникающих между людьми по поводу удовлетворения их потребностей в условиях ограниченных ресурсов.

Файлы: 1 файл

Курсовая по экологии менеджмента - 2003.doc

— 1,021.00 Кб (Скачать файл)

К основным административно-контрольным  инструментам управления природопользованием  и охраны окружающей среды относят:

1. Планирование и прогнозирование.

2. Экологическое и  природно-ресурсное законодательство.

3. Экологическое нормирование.

4. Экологический мониторинг.

5. Экологический аудит.

6. ОВОС и экологическая  экспертиза проекта.

К экономическим инструментам управления природопользованием и  охраны окружающей среды относят:

1. Природно-ресурсные  платежи и платежи за загрязнение  окружающей среды.

2. Рыночные цены на  природные ресурсы, поступающие  в экономический оборот.

3. Механизм купли-продажи  прав на загрязнение природной  среды.

4. Экологические и ресурсные налоги.

5. Система страхования  экологических рисков и т.д.

 

3.3. Сущность  экономической и экологической  политики

 

Сфера деятельности, связанная с распределением и осуществлением власти внутри государства и между государствами называется политикой (от греч. politika – государственные и общественные дела).

Политика считается  особой формой государственной деятельности, которая возникаем вместе с государством и той иерархической системой власти, которая призвана обеспечить в обществе гражданский порядок на основе четкого разграничения власти и подчинения. Политика рассматривается в контексте политической системы как средство реализации властных решений. В ней находят свое отражение политические взгляды, правовые и моральные нормы, культурно-исторические и национальные ценности, характерные для существующей системы власти. Политика как особый вид государственной деятельности формируется и осуществляется соответствующими государственными структурами – Президентом, Парламентом, Правительством и т.д.

Политика государства подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя политика представляет собой деятельность государства в сфере международных отношений и направлена на решение внешнеполитических проблем. Особенностью современного политического развития является расширение взаимного сотрудничества государств с целью решения политических, экономических, экологических и других проблем. Процесс экономической интеграции государств Западной Европы свидетельствует о координации их усилий в области экономической, экологической, финансовой, миграционной и иных видов политики, призванных содействовать устойчивому развитию экономики и повышению уровня и качества жизни населения.

Считается, что внешняя  политика является продолжением внутренней, ибо она определяется целями и задачами внутреннего развития.

Внутренняя  политика включает в себя ряд направлений деятельности государства по организации и регулированию общественных отношений.

Экономическая политика играет важнейшую роль в государственном управлении экономикой.

Под экономической политикой понимают проводимую государством, правительством страны генеральную линию экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупности предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. По своей сути экономическая политика должна выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, в государственной экономической политике находят отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства. Граждане могут воздействовать на экономическую политику в той мере, в какой они могут влиять на правительство.

В зависимости от области  государственного воздействия на экономические  процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики выделяют разные ее виды.

 В укрупненном плане  экономическая политика включает  фискальную (финансово-бюджетную), монетарную (кредитно-денежную) и внешнеэкономическую  политику.

Фискальная  политика, называемая также финансовой и финансово-бюджетной, распространяет свое действие на основные элементы государственной казны (фиска). Она непосредственно связана с государственным бюджетом, налогами, государственными денежными доходами и расходами. В условиях рыночной экономики это стержневая часть государственной экономической политики. Фискальная политика объединяет в себе такие крупные виды и формы финансовой политики, как бюджетная, налоговая, политика доходов и расходов.

В целом фискальная политика проявляется в совокупности государственных мероприятий по организации управления финансовыми ресурсами государства, их использования в целях решения социально-экономических проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение необходимых государству денежных средств, их распределение, обеспечение применения этих средств по назначению.

Одна из важнейших  задач фискальной политики состоит  в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, в том числе и государственных целевых бюджетных фондов охраны природы, средств, позволяющих реализовать цели экономической, в том числе и экологической политики.

С фискальной политикой  государства тесно переплетается  его монетарная политика. Если фискальная политика обладает по своей сути финансово-бюджетной природой, то монетарную политику называют денежной политикой или, точнее, политикой воздействия на денежную массу.

Итак, монетарная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через центральный банк страны. Монетарная политика призвана обеспечить надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние как на деньги, так и на цены.

Внешнеэкономическая политика распространяется на область экономических отношений с другими странами и охватывает внешнюю торговлю, международные научно-технические и культурные связи, осуществление совместных программ, привлечение иностранного капитала, внешний долг. Значительную роль во внешнеэкономической политике играют политические и оборонные аспекты, проблемы охраны окружающей среды, международной безопасности.

В качестве конкретных инструментов проведения государственной внешнеэкономической политики выступают таможенные тарифы, пошлины, экспортно-импортные ограничения, обменный курс валют.

В более широком плане  в государственную экономическую  политику включают такие ее части, как  социальная, структурная, инвестиционная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая).

Под государственной экологической политикой понимают систему специфических политических, экономических, юридических и иных мер, предпринимаемых государством с целью управления экологической и обеспечения рационального использования природных ресурсов на территории страны, целью которой является обеспечение гармоничного, динамично-сбалансированного развития экономики, общества, природы.

 

3.4. Определение  экологических аспектов

 

Планирование системы  экологического менеджмента является важнейшим условием ее успешного  функционирования.

Стадия планирования системы экологического менеджмента  включает определение экологических  аспектов, установление соответствия деятельности организации законодательным и другим требованиям в области охраны окружающей среды, формирование целевых и плановых экологических показателей предприятия и разработку программ управления окружающей среды.

Определение экологических аспектов проводится в соответствии с требованиями СТБ ИСО 14001:

Организация должна установить, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процедуру(ы):

а) идентификации  экологических аспектов своей деятельности, продукции и услуг, в рамках определения области применения системы управления окружающей средой, которыми она  может  управлять, с учетом запланированных или новых разработок либо новых модифицированных видов деятельности, продукции и услуг;

б) определения аспектов, оказывающих или способных оказать значительное воздействие на окружающую среду (т.е. важных экологических аспектов).

Организация должна документировать и актуализировать  эту информацию.

Организация должна гарантировать, что важные экологические  аспекты учтены при разработке, внедрении и поддержании в рабочем состоянии системы управления окружающей средой.

Для реализации данных требований необходимо:

- определить экологические  аспекты во всех структурных  подразделениях предприятия;

- определить значимые  экологические аспекты, т.е. произвести оценку значимости всех выявленных экологических аспектов;

- создать и внедрить  процедуры по определению, оценке  и контролю значимых экологических  аспектов.

Для идентификации экологических  аспектов могут использоваться схемы  материальных потоков по всем структурным подразделениям предприятия, которые составляются на основании технологических регламентов и технологических процессов производства продукции, экологических паспортов предприятия, разрешений на выбросы, сбросы, размещение отходов, журналов первичного учета воздействий на окружающую среду по формам ПОД-1, ПОД-2, ПОД-3, сведений о расходе энергоресурсов на единицу продукции, сырья и материалов (металла, химических веществ, лакокрасочных и других материалов).

На основании анализа материальных потоков руководители структурных подразделений предприятия составляют перечни экологических аспектов. В результате анализа этих данных отдел охраны окружающей среды составляет список экологических аспектов по предприятию. Некоторые из них могут оказывать разрушающее воздействие на окружающую среду и поэтому требуют принятия мер по его уменьшению. В других случаях, решение проблемы может быть либо отсрочено, либо требовать дополнительных исследований. Именно поэтому следующим шагом является определение значимости оказываемых экологических воздействий и расстановка приоритетов их решений. Определение значимости экологических воздействий обычно проводится на основе определенных методик. Рассмотрим одну из них (табл. 14.1.)

 

Таблица 14.1

Определение приоритетов слабых сторон организации

Значимость

Причина

1. Высшая необходимость 

(срочно)

1.1 Экологическое воздействие является  прямой угрозой для здоровья  людей и состояния окружающей  среды.

1.2 Экологическое воздействие ставит  под угрозу существование организации.

2. Высокая необходимость

2.1 Экологическое воздействие ведет  к несоответствию законам и  нормам.

2.2 Экологическое воздействие ведет  к загрязнению окружающей среды.


Окончание табл. 14.1

3. Средняя необходимость

3.1 Экологическое воздействие представляет собой серьезное несоответствие с политикой организации.

3.2 Экологическое воздействие представляет  собой серьезное несоответствие  СУОС

4. Низшая необходимость

4.1 Экологическое воздействие представляет  собой небольшое несоответствие  с политикой организации


Значимые экологические  аспекты заносятся в реестр значимых экологических аспектов, который  утверждается директором предприятия.

Перечень экологических  аспектов, которыми предприятие может  управлять, и их воздействие на окружающую среду приведены в таблице 14.2.

 

Таблица 14.2

Экологические аспекты и их воздействия

Экологические аспекты

Воздействия на окружающую среду

Выбросы в атмосферный

воздух

Загрязнение атмосферного воздуха, истощение или разрушение озонового слоя, глобальное потепление (изменение климата)

Сбросы в воду

Загрязнение и ухудшение  качества поверхностных и подземных  вод, эвтрофикация (зарастание водоема  водорослями), увеличение количества загрязняющих веществ в сточных водах, увеличение объемов сточных вод, увеличение нагрузки на очистные сооружения

Отходы

Загрязнение компонентов  окружающей среды

Загрязнение почвы

Загрязнение, эрозия почв, нарушение состава и структуры  почв

Использование природных  ресурсов, сырья и материалов, ТЭР, в т.ч. водопотребление

Истощение природных  ресурсов (поверхностных и подземных вод, песка, гравия, энергетических ресурсов и др.)

Физические факторы (шум, вибрация, разные виды

излучений и др.)

Загрязнение окружающей среды от излучений (электромагнитных, радиационных), тепловой энергии, шума, вибраций

Риск аварийных ситуаций

Причинение вреда окружающей среде

Информация о работе Индикаторы экологических и экономических результатов деятельности предприятия