Экологическая ситуация в Республике Калмыкия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:49, доклад

Описание работы

Динамика основных показателей, определяющих в отчетном периоде экологическую ситуацию в республике. Характеризуется массой загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду.
В 2011 году уровень загрязнения атмосферного воздуха по сравнению с 2010 годом незначительно повысился, что связано с увеличением количества отчитывающихся предприятий, а также увеличением объема выбросов некоторых нефтегазовых и энергосервисных предприятий. В целом, в течение последних лет регистрируется относительное благополучие по состоянию атмосферного воздуха населенных мест.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….…..
1. Государственная политика в области экологического развития на территории Республики Калмыкия, разработка региональной экологической политики и обеспечение экологической безопасности……………………………………………..…...
2. Исполнение контрольно-надзорных функций, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации, в части полномочий по охране компонентов окружающей среды на территории Республики Калмыкия………………………………………….…...
2.1. Организация государственного контроля (надзора)………………………………..…
2.2. Проведение государственного контроля (надзора)………………………………..….
2.3. Государственная экологическая экспертиза………………………………………..….
3. Охрана животного мира и среды его обитания…………………………………………
3.1. Мониторинг численности объектов животного мира по результатам учетных работ…………………………………………………………………………………………...
3.2. Охотничье хозяйство…………………………………………………………………….
3.3. Исполнение полномочий в сфере охраны, контроля, надзора, регулирования использования животного мира и среды его обитания……………………………….…...
3.4. Учреждение и ведение Красной книги Республики Калмыкия……………………...
4. Особо охраняемые природные территории Республики Калмыкия………………..….
5. Использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов на территории Республики Калмыкия…………………………………………………………
6. Использование и охрана водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Республики Калмыкия…………………………………………………….……
6.1. Краткая характеристика водно-ресурсного потенциала Калмыкии………………….
6.2. Характеристика качества воды основных водных объектов…………………………
6.3. Предотвращение негативного воздействия вод и обеспечение безопасности гидротехнических сооружений на территории Республики Калмыкия………………….
7. Недропользование…………………………………………………………………………
7.1. Нефтедобывающая отрасль……………………………………………………………..
7.2. Газовая отрасль…………………………………………………………………………..
7.3. Геологоразведка………………………………………………………………………….
7.4. Общераспространенные полезные ископаемые……………………………………….
8. Участие в проведении на территории Республики Калмыкия государственной политики в области обращения с отходами производства и потребления и обеспечении экологической безопасности………………………………………………...
8.1. Ситуация в области обращения с отходами на территории Республики Калмыкия
8.2. Работа по совершенствованию системы управления отходами на территории Республики Калмыкия……………………………………………………………………….
9. Состояние атмосферного воздуха…………………………………………………….…..
10. Экологическое образование, просвещение и воспитание, формирование экологической культуры………………………………………………………………….….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Ecolog.sit.2011.doc

— 645.50 Кб (Скачать файл)

          Общая площадь земель лесного  фонда  составляет 60,2 тыс. га, в  том числе покрытая лесом площадь  17,0 тыс. га.  Несмотря на незначительную лесистость территории 0,2%, леса республики имеют исключительно эстетическую и экологическую ценность в системе степных и полупустынных ландшафтов.

       Основными лесообразующими породами  в лесном фонде являются твердолиственные  и мягколиственные породы- дуб  низкоствольный и высокоствольный, вяз приземистый, вяз мелколистный, акация белая. Из мягколиственных- тополь черный,ива древовидная. Все земли лесного фонда  относены к защитным лесам. Территория лесного фонда республики размещена в 13 административных районах.

       В связи с вступлением в силу новой редакции Лесного кодекса        уполномоченным органом в области лесных отношений является Минприроды РК.

      Для реализации переданных полномочий  в области лесных отношений при Минприроды РК создано Управление лесного хозяйства. Переданные отдельные полномочия  осуществляются за счет средств субвенций из федерального бюджета. В соответствии со ст.83 Лесного кодекса РФ  отдельные полномочия в области лесных отношений осуществляются по:

-разработке  и утверждению лесного плана республики;

-предоставлению  в пределах земель лесного  фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное  срочное пользование;

-организации  использования лесов, их охрана, защита и воспроизводство на  землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов на указанных землях;

-ведению государственного  лесного реестра в отношении  лесов, расположенных в границах  территории  республики;

-осуществлению  на землях лесного фонда федерального  государственного надзора, федерального государственного пожарного надзора  в лесах.

        Необходимые законодательные нормативные  акты в области лесных отношений,  принятие которых отнесено Лесным  кодексом Российской Федерации  к полномочиям субъектов РФ, приняты  и введены в действие.

 Для определения  целей и задач лесного планирования, а также планирования мероприятий  по освоению лесов, в соответствии  с п.2 ст.83 Лесного кодекса РФ  разработан  Лесной План Республики  Калмыкия, который утвержден распоряжением  Главы Республики Калмыкия от 29 декабря 2008 года № 190-р.

        В соответствии со ст.11 Федерального  закона от 4 декабря 2006 года №  201-ФЗ «О введении в действие  Лесного кодекса Российской Федерации»  и  постановлением Правительства  Республики Калмыкия от 5 декабря  2007 года № 438 республиканские  государственные учреждения были реорганизованы путем преобразования в республиканские государственные унитарные предприятия (лесхозы), которые перешли в республиканскую собственность.               

       Произошло разделение управленческих и хозяйствующих функций. Во исполнение приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июня 2007 года № 272 «Об определении количества лесничеств и лесопарков на территории Республики Калмыкия и установления их границ» созданы 5 лесничеств, которые являются основными территориальными единицами управления в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

     Для  каждого из лесничеств разработаны  и введены в действие  лесохозяйственные  регламенты (2008 год).

      За хозяйствующими структурами - ГУП РК (лесхозами), а их на территории  Республики Калмыкия - 11, возложено выполнение мероприятий по охране,  защите и воспроизводству лесов путем проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

       За счет субвенций федерального  бюджета работы в лесах осуществлялись  на основании государственных  контрактов на выполнение всего комплекса работ по охране, защите и воспроизводству лесов в пределах лесничества (или группы участковых лесничеств), заключенных с   лесхозами на аукционной основе в соответствии  с требованиями статьи 19 Лесного кодекса РФ.

       Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов проектируются и проводятся в соответствии с объемами, установленными Лесным планом  и лесохозяйственными регламентами лесничеств.

       В 2011 году проведена  административная реформа по переводу республиканских государственных учреждений (лесничеств) в казенные учреждения, внесены изменения в лесохозяйственные регламенты лесничеств, и Лесной план Республики Калмыкия. Внесены изменения в закон Республики Калмыкия «О регулировании лесных отношений в  Республике Калмыкия», разработана и утверждена Постановлением Правительства Республики Калмыкия №207 от 07.07.2011г. республиканская целевая программа  «Охрана лесов от пожаров».

       Во  исполнение требований статьи 53.3 Лесного кодекса Российской Федерации  в 2011 году разработан Сводный План тушения лесных пожаров на территории Республики Калмыкия, который согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства и утвержден Главой Республики Калмыкия.

        В соответствии с Распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 25 ноября 2011 года № 319-р  создано специализированное бюджетное учреждение Республики Калмыкия «Элистинский лесхоз» путем преобразования республиканского государственного унитарного предприятия РК «Элистинский лесхоз» с целью выполнения функций по тушению лесных пожаров на территории Республики Калмыкия.

В целом намеченные в 2011 году объемы лесохозяйственных  работ выполнены.

В лесном фонде  проведены следующие основные мероприятия  по обеспечению охраны, защиты и  воспроизводства лесов:

- посадка лесных культур – 925 га,

-уход за лесными  культурами – 18929 га,

- дополнение  лесных культур –410,2 га,

- обработка  почвы по лесные культуры будущего  года – 927 га,

- выращивание  стандартных сеянцев  – 2569 т.шт.,

- санитарно-оздоровительные  мероприятия – 283,6 га,

- лесоводственный  уход в молодняках леса –271,7 га,

- рубки уход за лесами (прореживания и проходные рубки)  – 45 га,

- профилактические  биотехнические  мероприятия- 100 га

- лесопатологические обследования  – 1700 га.

В 2011 году общая заготовка ликвидной древесины от всех рубок составила 0,7 тыс. куб. м (дрова).  В республике имеется тенденция постепенного снижения заготовки древесины из-за падения спроса на дровяную древесину, так как газифицировано более 90% населенных пунктов.

В результате сильнейшей засухи и аномальной жары летом 2011 года погибли  82 га несомкнувшихся лесных культур, Гибель указанных культур подтверждена документально актами районных комиссий по чрезвычайным ситуациям.

В 2011г. проведен 1 аукцион по 5 лотам на право предоставления лесных участков в аренду гражданам и юридическим лицам.  За использование лесов в бюджетную систему перечислено 380,1 тыс.руб., в том числе:

- арендная плата за  пользование лесным фондом –  310,6 тыс.руб.;

-прочие поступления (штрафы) –  65,1, тыс. руб.;

- доходы от реализации древесины  - 4,3 тыс. руб;.

- выписка из государственного  реестра - 0,1 тыс. руб.

Наибольший  удельный вес в общих доходах  занимают доходы от рекреационной деятельности - 65,5%.

       Лесной фонд на территории области  характеризуется средней степенью пожарной опасности – 3,5 . Охрана лесов осуществляется наземным способом.

В административных районах республики, на территориях  которых расположен лесной фонд, приняты  постановления органов местного самоуправления «О мерах по охране лесов от пожаров в 2011 году», утверждающие оперативно-мобилизационные планы тушения лесных пожаров с привлечением людских  ресурсов, транспортных средств, организаций.

 Лесничествами  разработаны планы тушения лесных  пожаров, с учетом утвержденной  приказом Минсельхоза России от 16.12. 2008 № 532, классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также мер пожарной безопасности в лесах в зависимости от назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды.

 Особую озабоченность вызывают леса. Расположенные в черте г.Элиста (городские леса), которые находятся в критическом состоянии: отсутствуют уходные мероприятия, лесонасаждения находятся в большей степени в сухостойном состоянии, где повышен риск возникновения лесных пожаров. Городские леса  до сегодняшнего дня остаются бесхозными.

В 2011 г выполнены  следующие противопожарные профилактические мероприятия:

- устройство минерализованных полос –  1770 км - 100 % плана;

- уход за минерализованными полосами - 6960 км - 100 % плана;

- ремонт и содержание дорог противопожарного назначения - 6 км -100 % плана;

- профилактические выжигания  - 15 га - 100 % плана;

- выборочно-санитарные рубки  - 174 га – 100% плана,

- сплошные санитарные рубки  - 73,1 – 100% плана.

Организовано взаимодействие с федеральными органами и органами местного самоуправления по борьбе с пожарами. Разработаны Планы координации деятельности и тушения лесных пожаров:

- «Планы тушения лесных пожаров» по лесничествам;

- «Сводный План тушения лесных пожаров на землях лесного фонда, расположенных на территории Республики Калмыкия на период пожароопасного периода 2011 года» (согласован с Рослесхозом и утвержден Главой Республики);

- «Оперативные планы привлечения противопожарных формирований и населения районов на тушение лесных пожаров» (согласованы с администрациями глав районов);

- «Сводный план привлечения противопожарных формирований и населения районов на тушение лесных пожаров»;

- «План мероприятий  по обеспечению населенных пунктов, садово-огороднических хозяйств от природных пожаров в пожароопасный период 2011 года» (разработан и утвержден в марте 2011 г. МПР РК и ГУ МЧС по РК).

Для комплексного решения задач по ликвидации чрезвычайных ситуаций разработан план мероприятий по взаимодействию Минприроды РК с органами местного самоуправления, лесхозами и лесничествами Республики Калмыкия. С 2011 г. функционирует Региональный пункт диспетчерского управления охраной леса от пожаров (с июля по октябрь РПДУ работал в круглосуточном режиме).

Минприроды  РК разработана республиканская целевая программа «Охрана лесов от пожаров на 2012-2015 г.» (принята постановлением Правительства Республики Калмыкия  № 207 от 07.07.2011г.). Программой определены источники финансирования и приобретение противопожарной техники и оборудования, предусмотрено создание в 2012 г.  пожарно-химической станции (ПХС) 3 типа.

Создано специализированное бюджетное учреждения по тушению  лесных пожаров, путем преобразования ГУП  РК «Элистинский лесхоз».

Минприроды  РК и Лесничествами в целях предупреждения и профилактики  противопожарных мероприятий выполнено следующее:

- разработаны и утверждены 49 маршрутов патрулирования на территории лесного фонда протяженностью 2819 км;

-регулярно проводится  наземный мониторинг пожарной  опасности на площади 55465 га;

- ежедневно с 01.04.2011 года  проводится мониторинг пожарной обстановки с использованием информационной системы дистанционного мониторинга лесных пожаров «ИСДМ - Рослесхоз»;

- организованы 14 мобильных групп пожаротушения, 10 добровольных пожарных дружин, созданных из работников лесничеств и лесхозов;

- проведено  теоретическое и практическое  обучение 76 человек по отработке  тактики и техники тушения  лесных пожаров;

- организовано  обучение 15 руководителей тушения лесных пожаров в Волгодонском учебном центре Федеральной противопожарной службы..

В целях предупреждения лесных пожаров регулярно проводится противопожарная пропаганда и агитация, осуществляется регулирование посещаемости лесов населением, ведется постоянный контроль за выполнением правил пожарной безопасности. В 2011 году установлено 26  аншлагов и панно, проведено 112 бесед и лекций,  распространено 560 листовок, опубликовано 19 статей. Благодаря своевременному проведению профилактических мероприятий в 2011году лесных пожаров в Республике Калмыкия не зарегистрировано.

 

Опустынивание

Проблема опустынивания и деградации земель в республике является одной из самых актуальных, так как это связано с происходящими необратимыми изменениями природного потенциала территории и экологической деградацией жизненного пространства.         

В последнее  столетие резкое усиление антропогенного воздействия на биосферу привело  к потеплению, аридизации климата  и опустыниванию территорий, деградации и разрушению почв, нарушению многообразия функциональных связей в природе, способности экосистем к саморегуляции и естественному восстановлению. 

Ветровая эрозия в условиях Калмыкии наносит сельскому  хозяйству огромный ущерб, который  выражается в первую очередь в развеивании и уносе верхнего плодородного слоя почв (пыльные бури) и движении песков. Печально известные Черные земли Калмыкии – результат длительного процесса ветровой эрозии и перегрузки пастбищ скотом.

Ущерб, наносимый  сельскому хозяйству  Калмыкии пыльными бурями, в отдельные годы настолько велик, что любые затраты на защитное лесоразведение всегда будут компенсированы за счет потерь только одного такого года, а задержка работ на Черных землях приводит к ежегодной потере новых площадей функционирующих пастбищ и неподдающихся экономической оценке и прогнозу  негативных экологических последствий.

Информация о работе Экологическая ситуация в Республике Калмыкия