Качество воздушного бассейна Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: оценка и анализ влияния использования природных ресурсов, хозяйственной деятельности на окружающую среду и выполняемых мероприятий для снижения негативного воздействия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть особенности физико-географического положения республики Казахстан;
изучить природно-климатические особенности Казахстана;
изучить природно-ресурсный потенциал Казахстана;
рассмотреть понятие атмосферного воздуха

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Природно-климатическая характеристика РК. 6
1.1. Физико-географическое положение страны 6
1.2. Природные ресурсы и структура экономики Казахстана. 9
Глава 2. Основы экологического мониторинга воздушного бассейна РК 14
2.1. Категория качества и стандарты качества. Инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в Казахстане 14
2.2. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха 24
2.3. Методы определения и оценки качества и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. 27
Глава 3. Загрязнения атмосферного воздуха РК. 36
3.1. Атмосферный воздух, основные источники загрязнения атмосферного воздуха и состояние воздушного бассейна республики Казахстан. 36
3.2. Законодательство Российской Федерации и Республики Казахстан об охране атмосферного воздуха 53
3.3. Меры по улучшению состояния воздушного бассейна РК. 60
Заключение 67
Список литературы 70
Приложения 75

Файлы: 1 файл

Качествр_воздушного_бассейна_РК.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Казахстан характеризуется  значительными ресурсами солнечной  энергии. Продолжительность солнечного сияния составляет 2200-3000 часов в  год, а энергия солнечного излучения 1300-1800 кВт/м2 в год. Это позволяет использовать солнечные нагреватели воды и солнечные батареи, в частности, портативные фотоэлектрические системы, в сельской местности на животноводческих отгонах.

Суммарное производство электроэнергии в Казахстане на базе возобновляемых источников (включая  гидроисточники) в 1990 году составляло 7,35 млрд кВт ч в год или 8,4 % общей ее выработки и 7% к потребности. В настоящее время доля возобновляемых источников энергии составляет 0,3 % общей выработки электроэнергии, из которой более 90 % приходится на малые ГЭС. 9

В структуре промышленного  производства страны преобладают предприятия добывающего сектора и первичной переработки сырья. Базовыми отраслями экономики являются топливно-энергетический, горно-металлургический, агропромышленный и химический комплексы. Интенсивное развитие горно-металлургического и нефтедобывающего секторов привело к тому, что основу современной промышленности страны составляют наиболее опасные для окружающей среды топливная, металлургическая, химическая и нефтехимическая отрасли. В целом в экономике республики в переходный период наблюдался спад производства по всем основным отраслям и лишь в последние годы достигнуты стабилизация и оживление экономической деятельности. Как показывают данные, в связи с подъемом экономики, объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу также начали увеличиваться.

Отраслевая структура производства за последние 10 лет значительно изменилась. В настоящее время в общем объеме промышленного производства 46,9 % занимает обрабатывающая промышленность, 44,3 % - горнодобывающая и 8,8 % - производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Основную информацию о потреблении топлива в Республике Казахстан можно получить из национального  топливно-энергетического баланса.

Структура потребления  основных видов топлива в Республике Казахстан представлена на рисунке 1, из которого видно, что более половины потребляемого топлива занимает уголь - 58,2 %, большая часть которого имеет низкое качество и высокую зольность.

Рисунок 1.  Структура потребления топлива  в  2011году  в  Казахстане

 

По отраслям промышленности наибольший объем промышленных отходов составляет по областям: Кустанайской (горнодобывающая, ТЭЦ, ЖКХ)-359860,73 тыс. т, Карагандинская (горнодобывающая, ТЭЦ, угледобывающая, цветная и черная металлургия) – 230636,55 тыс. т., Павлодарской (цветная, черная металлургия – 194577 тыс. т, Актюбинская (черная металлургия, химическая, нефтегазодобывающая, энергетика) – 44344,094 тыс. т.

 

Глава 2. Основы экологического мониторинга воздушного бассейна РК

2.1. Категория качества и стандарты качества. Инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в Казахстане

Категория «качество» используется не только в философии, но и в различных отраслях науки, и в частности в управлении социально-экономическими системами. Использование этой категории в теории и практике управления довольно разнообразно и иногда слишком ненаучно свободно.

Понятие «качество» рассматривалось изначально как логическая категория, составляющая различные ступени познания мира и вещей, как непосредственную характеристику бытия объекта. «качество есть вообще тождественная с бытием, непосредственная с бытием определенность… Нечто, то, что оно есть, есть благодаря своему качеству и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Г.Гегель) Если «Качество» объекта или предмета изменилось, то это означает превращение данного объекта (предмета) в другой.

Понятие «качество» отражает устойчивое внутреннее и внешнее взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря понятию «качество» каждый объект существует и мыслится, как нечто отграниченное от других объектов.

Системное рассмотрение понятия «качество», как категории, требует такой формулировки, которая позволит не путать ее с другими категориями и понятиями, но использовать это понятие без изменений в тех же границах, которые сложились в языковых конструкциях.

Следовательно, можно констатировать, что процесс формулировки понятия  «Качество» начинается с описания причины формирования категории «качество», которая заключается в наличии потребностей или требований, к объекту, и от кого или чего возникают эти требования, а затем, как следствие, выполняется сравнение потребностей (требований) со свойствами объекта при его использовании, и как последствие, если именно у потребителя возникает удовлетворенность этими свойствами объекта при его применении.

Нормирование - установление меры воздействия  на окружающую среду, гарантирующей  сохранение (поддержание, не нарушение) количественных и качественных характеристик среды.

Нормативы воздействия на окружающую среду - предельные характеристики источников воздействия на окружающую среду  и условия размещения и удаления отходов, соблюдение которых в любом  случае не может привести к нарушению  установленных критериев качества окружающей среды.

Лимитирование воздействия на окружающую среду - временное установление определенных характеристик источников воздействия  на окружающую среду и отходов, для  соблюдения и контроля которых имеются  необходимые возможности и средства.

Лимиты воздействия на окружающую среду - характеристики источников воздействия  на окружающую среду и условия  размещения и удаления отходов, разрешенные  в течение определенного периода  времени. Лимиты устанавливаются органами государственного экологического контроля в целях минимизации воздействия (управления воздействием) на окружающую среду. Срок действия лимитов, как правило, ограничивается календарным годом.

Основным нормативом выбросов загрязняющих веществ, установленным в Российской Федерации, является предельно допустимый выброс (ПДВ). Предельно допустимый выброс (ПДВ) - масса вещества в отходящих газах, максимально допустимая к выбросу в атмосферу в единицу времени; ПДВ устанавливается для каждого источника загрязнения атмосферы (и для каждой примеси, выбрасываемой этим источником) таким образом, что выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере не создают приземную концентрацию, превышающую их ПДК.

Основные значения ПДВ - максимальные разовые - устанавливаются при условии  полной нагрузки технологического и  газоочистного оборудования и их нормальной работы и не должны превышаться в любой 20 - минутный период времени. Наряду с максимальными разовыми (контрольными) значениями ПДВ, (г/с), устанавливаются производные от них годовые значения ПДВг, (т/г), для отдельных источников и предприятия в целом с учетом временной неравномерности выбросов, в том числе за счет планового ремонта технологического и газоочистного оборудования.

На каждом этапе устанавливаются  лимиты выбросов - временно согласованные  выбросы вредных веществ (ВСВ) с  учетом величин выбросов предприятий  с наилучшей (в части охраны окружающей среды) достигнутой технологией производства и газоочистки, аналогичных по мощности технологическим процессам. ВСВ - это средство поэтапного достижения ПДВ, а не способ, допускающий выброс свыше нормативного (ПДВ). Для вновь проектируемых предприятий значения ВСВ не устанавливаются. Достижение величин ПДВ требует проведения сложного дорогостоящего комплекса технических, экономических и организационных мероприятий и должно сочетаться с общим экономическим развитием региона.10

Получение качественной информации о выбросах загрязняющих веществ необходимо для решения  следующих задач:

    • для выполнения международных обязательств и информационного обеспечения моделирования трансграничного переноса;
    • для контроля потоков загрязнителей на национальном, региональном и локальном уровнях;
    • для оценки воздействия загрязнителей на человека, экосистемы, инфраструктуру;
    • для управления (сокращения) поступления загрязнителей в окружающую среду, планирования воздухо- и природоохранных мер;
    • для прогноза изменения (состояния) окружающей среды;
    • для стратегического планирования развития отраслей;
    • для природоохранной политики, в том числе с выходом на международный уровень;
    • для торговли квотами на выбросы, разбора претензий и прочих экологических конфликтов.

Все действующие предприятия  и организации проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ  в соответствии со Статьей 20 Закона РК «Об охране атмосферного воздуха».11

Инвентаризация источников выбросов вредных веществ в атмосферу  является первым этапом разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) или первым этапом нормирования выбросов на предприятии. Материалы инвентаризации утверждаются самим предприятием и согласовываются местными органами Министерства окружающей среды Республики Казахстан - областными территориальными управлениями охраны окружающей среды – ОТУООС.

Порядок проведения инвентаризации изложен в «Инструкции по инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферу», утвержденной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды 21 декабря 2000 года № 516-П.

Согласно данной Инструкции, основной целью инвентаризации является получение исходных данных для:

    • оценки степени влияния выбросов вредных веществ предприятия на окружающую среду (атмосферный воздух);
    • установления предельно допустимых норм выбросов вредных веществ в атмосферу как в целом по предприятию, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферы;
    • организации контроля соблюдения установленных норм выбросов вредных веществ в атмосферу;
    • оценки состояния пылегазоочистного оборудования предприятия;
    • оценки экологических характеристик используемых на предприятиях технологий;
    • оценки эффективности использования сырьевых ресурсов и утилизации отходов на предприятии;
    • планирования воздухоохранных работ на предприятии.

При инвентаризации используются следующие понятия:

источник  выделения вредных веществ - объект, в котором происходит образование вредных веществ (технологическая установка, устройство, аппарат, склад сырья или продукции, площадка для перевалки сырья или продукции, емкости для хранения топлива, свалка промышленных и бытовых отходов и т.д.);

источник  загрязнения атмосферы - объект, от которого вредное вещество поступает в атмосферу;

организованные  выбросы вредных веществ - выбросы через специально сооруженные устройства;

неорганизованные  выбросы вредных веществ - выбросы в виде ненаправленных потоков газа, например, в результате отсутствия или неудовлетворительной работы оборудования по отсосу газа в местах загрузки, выгрузки или хранения продукта, в пылящих отвалах и т. д.

Работа по проведению инвентаризации включает следующие  этапы:

    1. подготовительный;
    2. проведение инвентаризационного обследования;
    3. обработка результатов обследования и оформление выходных материалов.

На первом этапе составляется краткая характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы, составляются балансовые схемы и описания основных технологий. При этом должны быть определены выделяемые вредные вещества и их источники. Балансовые схемы должны быть составлены в соответствии с нормами технологического проектирования соответствующего производства.

На втором этапе проводится обследование источников выделения и загрязнения атмосферы, эффективности пылегазоочистного оборудования, определяются их характеристики.

На третьем этапе проводится систематизация результатов, их анализ, заполнение инвентаризационных бланков, составляется перечень методик, используемых для определения концентраций и расчетных методик определения выбросов вредных веществ.

После анализа материалов инвентаризации местный исполнительный орган Министерства охраны окружающей среды – ОТУООС представляет предприятию:

    • перечень вредных веществ, подлежащих государственному учету, по которым предприятие организует первичный учет;
    • перечень вредных веществ, по которым предприятие должно представлять ежегодную статистическую отчетность по форме  
      № 2-ТП (воздух).

Организация инвентаризации на предприятиях Казахстана сводится к выбору:

    • метода ее проведения;
    • методик для расчета величины выброса или приборов и оборудования для инструментальных измерений состава загрязняющих веществ;
    • метода контроля результатов инвентаризации.

Метод проведения инвентаризации определяется на первом подготовительном этапе, когда проводится обследование предприятия и составляется перечень источников загрязнения. В зависимости от выбранного метода подбираются методики расчета величины загрязняющих веществ или приборы и оборудование для их прямых измерений.

Методики  расчета величин выбросов утверждаются Министерством охраны окружающей среды Республики Казахстан. Приборы и оборудование, а также методики измерений вносятся в соответствующие реестры Госстандарта Казахстана.

Информация о работе Качество воздушного бассейна Республики Казахстан