Качество воздушного бассейна Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: оценка и анализ влияния использования природных ресурсов, хозяйственной деятельности на окружающую среду и выполняемых мероприятий для снижения негативного воздействия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть особенности физико-географического положения республики Казахстан;
изучить природно-климатические особенности Казахстана;
изучить природно-ресурсный потенциал Казахстана;
рассмотреть понятие атмосферного воздуха

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Природно-климатическая характеристика РК. 6
1.1. Физико-географическое положение страны 6
1.2. Природные ресурсы и структура экономики Казахстана. 9
Глава 2. Основы экологического мониторинга воздушного бассейна РК 14
2.1. Категория качества и стандарты качества. Инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в Казахстане 14
2.2. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха 24
2.3. Методы определения и оценки качества и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. 27
Глава 3. Загрязнения атмосферного воздуха РК. 36
3.1. Атмосферный воздух, основные источники загрязнения атмосферного воздуха и состояние воздушного бассейна республики Казахстан. 36
3.2. Законодательство Российской Федерации и Республики Казахстан об охране атмосферного воздуха 53
3.3. Меры по улучшению состояния воздушного бассейна РК. 60
Заключение 67
Список литературы 70
Приложения 75

Файлы: 1 файл

Качествр_воздушного_бассейна_РК.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Руководители министерств, комитетов, служб, объединений, фирм, предприятий, учреждений, организаций и других органов как лично, так и через специальные природоохранные структурные подразделения (инспекции, службы, отделы лаборатории, цеха, участки и др.) или должностных лиц, непосредственно отвечающих за вопросы охраны окружающей среды осуществляют контроль за соблюдением законодательства об охране атмосферного воздуха в пределах предоставленной компетенции.

Система правового обеспечения охраны атмосферного воздуха при помощи системы мер юридической ответственности ведет активную борьбе с нарушениями воздухоохранного законодательства, особенно их предупреждением. В законодательстве Российской Федерации и Республики Казахстан закреплены виды правонарушений в области загрязнения окружающей среды, в особенности атмосферы, совершение которых влечет за собой дисциплинарную, административную, материальную (гражданско-правовую), уголовную ответственность. Комплексное применение указанных правовых мер способствует оздоровлению не только воздушного бассейна, но и в целом окружающей среды.

Основной задачей человечества в современный период является полное осознание важности экологических  проблем, и кардинальное их решение  в короткие сроки. Необходимо развивать альтернативные методы и источники получения энергии основанные не на деструктуризации веществ, а на других процессах. Эти проблемы могут быть решены совместными усилиями жителей нашей планеты, иначе она прекратит свое существование как планета пригодная для обитания живых организмов.

Экологизация законодательства РК заключается в учете экосистемного  подхода в правовом регулировании  общественных отношений и достигается  путем совершенствования и систематизацией  законодательства РК.

В 2010 г. МООС РК разработан проект ЗРК «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты РК по экологическим вопросам», который вносит поправки в Налоговый кодекс по вопросам установления стимулирующих ставок платы за накопленный объем отходов, в ЗРК «О государственных закупках» по вопросам стимулирования внедрения международных экологических стандартов ИСО 14000 и стандартов экологически чистой продукции, в Экологический кодекс РК по вопросам установления методики определения финансирования мероприятий по ООС для подготовки социально-экономических программ.28

Также в 2010 году прринят Указ Президента РК от 01.02.10 г . № 922. «О Стратегическом плане развития РК до 2020 г»,который определил главные направления для принятия ПП РК от 25.02.10 г.№127 «О Стратегическом плане МООС на 2010 – 2014 г.»

Механизмами экономического регулирования охраны окружающей среды и природопользования являются планирование и финансирование мероприятий по охране окружающей среды, плата за эмиссии, платы за пользование отдельными видами природных ресурсов, экономическое стимулирование охраны окружающей среды, рыночные механизмы и торговля квотами за эмиссии в окружающую среду, экологическое страхование и экономическая оценка ущерба, нанесенного окружающей среде.

Повышению эффективности  природоохранной деятельности способствует оптимизация разрешительной системы природопользования и экологической экспертизы. Законодательством РК запрещается финансирование и реализация проектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Платежи за загрязнение окружающей среды взимаются с природопользователей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов производства и потребления с учетом сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, опасности отходов производства и потребления, токсичности, а также за нарушение природоохранного законодательства и зачисляются в доходы бюджета на специфику «Поступления в Фонд охраны окружающей среды».

Система выдачи разрешений на загрязнение природной среды  позволяет регулировать загрязнение  ОС промышленными предприятиями.

Во исполнение внесенных  изменений и дополнений в ЗРК  от 31 01.06 г. №124-III «О частном предпринимательстве» в установленном порядке разработаны и утверждены «Критерии оценки степени риска природопользователей».

Оценки степени  риска позволят повысить эффективность государственного экологического контроля за счет его концентрации на объектах повышенной опасности, при одновременном снижении административной нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса, где риск совершения правонарушений минимален. Кроме этого, при соблюдении квалификационных требований и отсутствии правонарушений, система оценки рисками дает возможность стимулирования юридических лиц путем их перевода в категорию риска с более мягким режимом контроля. Соответственно с этим будет усилен и экономический механизм природопользования – сборы штрафов, исков и претензий.

Таким образом, экономическое регулирование  природопользования является одним  из действенных рычагов в реализации национальной экологической политики. МООС РК ведется активная работа по совершенствованию нормативно-законодательной и методической базы, прорабатываются механизмы целенаправленного использования средств, полученных от загрязнителей окружающей среды.29

3.3. Меры  по улучшению состояния воздушного бассейна РК.

 

Охрана атмосферного воздуха должны осуществляться на основе соблюдения следующих основных принципов:

1) охрана жизни и здоровья человека, настоящего и будущих поколений находится на первом месте;

2) нельзя допускать загрязнения атмосферного воздуха, которые вызывают необратимые последствия для окружающей среды;

3) государство должно регулировать выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него;

4) высокая информативность общественности о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении;

5) научный подход к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом.

Для определения критериев воздействия химических, физических, биологических и радиационных факторов на людей, животных и растения, особо охраняемые природные территории и иные объекты, а также в целях оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются экологические нормативы качества атмосферного воздуха и предельно допустимые уровни физических воздействий.

Если степень опасности веществ, выбрасываемых  в атмосферный воздух, для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена, то такой выброс запрещается.

В целях охраны атмосферного воздуха в населенных пунктах устанавливаются санитарно-защитные зоны объектов хозяйственной и иной деятельности, размеры которых определяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Законодательство Республики Казахстан запрещает производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств, содержание вредных (загрязняющих) веществ в выбросах которых превышают установленные удельные нормативы выбросов.  

До определенных значений в атмосфере могут содержаться загрязнители без проявления вредного воздействия, т.к. в атмосфере могут происходить естественные процессы по самоочищению.

Первым шагом в установлении вредного воздействия, связанного с  загрязнением воздуха, является разработка критерия качества воздуха, а также  стандартов качества.

Стандартами качества определяются уровни качества воздуха и предельно допустимые выбросы (ПДВ), которые необходимо выдерживать для обеспечения безопасности жизни.

Вторым шагом к улучшению состояния атмосферы является применение передовых технологических процессов, замена вредных материалов безвредными, применение мокрых способов обработки сырья вместо сухих.

На некоторых предприятиях факельные газы используются для отопления зданий, а их избыток направляется на теплоцентраль.30

В 1992 г. странами-членами ООН была подписана рамочная Конвенцию ООН об изменении климата. Цель данной Конвенции в том, чтобы добиться устойчивого состояния парниковых газов в атмосфере на уровне, не допускающем опасного антропогенного воздействия на климатическую систему.31

Есть несколько видов  борьбы с таким видом загрязнений как автомобильный транспорт, который является одним из главных источников загрязнения атмосферы углекислым газом.  К ним относятся: техническое совершенствование двигателей, топливной аппаратуры, электронных систем подачи топлива; повышение качества топлива, снижение содержания токсичных веществ в выхлопных газах в результате применения дожигателей топлива, каталитических катализаторов; использование альтернативных видов топлива, например сжатого природного газа.

Также учеными был, открыт способ утилизации углекислого газа с помощью новейших технологий. Из дымовых газов специальным химическим методом извлекают диоксид углерода и при этом концентрацию углекислоты доводят до 98-99%. Очищенный диоксид углерода закачивают в специальные хранилища (газгольдеры) и оттуда он поступает на дальнейшую переработку.

Затем углекислый газ специальными методами смешивают с парами воды и подвергают электрохимическому разложению в процессе электролиза. В процессе реакции при высокой (1100-1500°С) температуре на аноде выделяется сверхчистый кислород, а на катоде смесь окиси углерода и водорода, т.е. синтезированный газ, который служит основным сырьем для производства углеводородных соединений - от синтетического бензина и дизельного топлива до изделий из полимеров (пластмасс, лаков, красок, растворителей и т.д.). Такой газ может использоваться в металлургии для бескоксового производства чугуна.

Введение новых технологий позволяет снизить накопление углекислого газа в атмосфере и помогает создавать альтернативное сырье для синтеза многих органических соединений, основой для которых сегодня служит нефть, а также и решить важные экологические проблемы.

В перспективе возможно извлекать диоксид углерода непосредственно  из атмосферы крупных промышленных городов. Ведь его запасы, накопленные за 100 лет атмосферой и гидросферой, существенно превышают (в пересчете на углеводороды, полученные по предлагаемой технологии) оставшиеся на планете залежи нефти, а это около 400 млрд.т.32

На живую и неживую природу существенное воздействие могут оказывать кислотные дожди. При этом меры по частичному восполнению ущерба или предотвращению дальнейшего разрушения окружающей среды могут быть различными.

Значительное сокращение выбросов двуокиси серы и окиси азота можно достичь несколькими методами, в том числе путем сокращения использования энергии и создания электростанций, не использующих минеральное топливо. Другие возможности уменьшения выброса загрязнений в атмосферу – удаление серы из топлива с помощью фильтров, регулирование процессов горения и другие технологические решения.

Лучше использовать топливо с низким содержанием серы. Но таких видов топлива производится очень мало. Из известных в настоящее время мировых запасов нефти примерно только 22% имеют содержание серы менее 0,5%.

С углями та же ситуация, так как только небольшая часть имеющихся залежей угля в Канаде и Австралии имеет низкое содержание серы, в основном оно колеблется от 0,5 до 1,0%.

Таким образом, энергоносители с низким содержанием серы в Республике Казахстан имеются в ограниченном количестве, но даже в этом случае, для того чтобы содержащаяся в нефти и угле сера не попала в окружающую среду, необходимо принимать меры для ее удаления.

При дистилляции нефти во время ее переработки, остаток (мазут) содержит большое количество серы. Удаление серы из мазута – процесс очень сложный, требующий от производителя больших капиталовложений, а в результате удается освободиться всего от 1/3 или 2/3 серы.

Сера в угле находится  частично в неорганической, а частично в органической форме и ее соединения могут быть удалены с помощью химических реакций. Во время очистки, когда удаляют несгораемые части, можно освободиться только от 50% общего содержания серы в угле. Но в связи с тем, что процесс идет при высоких температурах и давлениях, этот способ гораздо дороже предыдущего.

В связи с вышеизложенным, очистка от серы является не самым лучшим решением проблемы кислотных дождей, так как даже после полной очистки энергоносителей, в них остается примерно половина первичного содержания серы.

Еще одним способом сокращения выброса двуокиси серы является очистка конечных газов от серы. Наиболее распространенным методом является так называемый «мокрый процесс», когда конечные газы пропускают через раствор известняка, в результате чего образуются сульфит или сульфат кальция. Однако из-за высокой стоимости оборудования, этот способ еще не получил широкого распространения.

Одним из наиболее спорных способов сокращения выбросов в атмосферу является применение высоких труб. Он заключается в перемешивании загрязняющих веществ, которое в значительной степени зависит от высоты дымовых труб. Если используются низкие трубы (например, трубы электростанции), то в них при выбросе соединения серы и азота перемешиваются в меньшей степени и быстрее выпадают в осадок, чем при наличии высоких труб. Поэтому в ближайших окрестностях – от нескольких километров до нескольких десятков километров – концентрация оксидов серы и азота будет высокой и, естественно, эти соединения будут причинять больше вреда. Но если труба высокая, то близлежащее воздействие уменьшается, но при этом возрастает эффективность перемешивания, что означает большую опасность для отдаленных районов (кислотные дожди) и для всей атмосферы в целом (изменение серы в газах, образующихся во время горения топлива химического состава атмосферы, изменение климата). Таким образом, строительство высоких труб не только не решает проблемы загрязнения воздуха, на и в значительной степени увеличивает «экспорт» кислотных веществ и опасность выпадения кислотных дождей в отдаленных местах.

Информация о работе Качество воздушного бассейна Республики Казахстан