Качество воздушного бассейна Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: оценка и анализ влияния использования природных ресурсов, хозяйственной деятельности на окружающую среду и выполняемых мероприятий для снижения негативного воздействия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть особенности физико-географического положения республики Казахстан;
изучить природно-климатические особенности Казахстана;
изучить природно-ресурсный потенциал Казахстана;
рассмотреть понятие атмосферного воздуха

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Природно-климатическая характеристика РК. 6
1.1. Физико-географическое положение страны 6
1.2. Природные ресурсы и структура экономики Казахстана. 9
Глава 2. Основы экологического мониторинга воздушного бассейна РК 14
2.1. Категория качества и стандарты качества. Инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в Казахстане 14
2.2. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха 24
2.3. Методы определения и оценки качества и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. 27
Глава 3. Загрязнения атмосферного воздуха РК. 36
3.1. Атмосферный воздух, основные источники загрязнения атмосферного воздуха и состояние воздушного бассейна республики Казахстан. 36
3.2. Законодательство Российской Федерации и Республики Казахстан об охране атмосферного воздуха 53
3.3. Меры по улучшению состояния воздушного бассейна РК. 60
Заключение 67
Список литературы 70
Приложения 75

Файлы: 1 файл

Качествр_воздушного_бассейна_РК.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

 

На диаграмме показаны (%) доли автотранспортных средств республики в разрезе областей и гг. Астаны и Алматы .

Рисунок 7. – Доли автотранспортных средств в разрезе областей, гг. Астаны и Алматы

Как правило, для динамично развивающейся отрасли, какой является транспорт, характерен рост общего количества загрязняющих веществ, в том числе парниковых газов. И по прогнозам некоторых специалистов, эмиссия в воздушный бассейн от автотранспорта в пределах Казахстана будет повышаться, поскольку в ближайшие годы предполагается довольно значительное увеличение автопарка. 23

Но на сегодняшний  день правительством республики проводится ряд мероприятий на снижение доли транспорта в общих выбросах загрязняющих веществ – это обновление парка автомобилей, качественный переход на топливо стандарта Евро-5. В сумме эти мероприятия должны положительно сказаться на уровне загрязняющих веществ от этого сегмента экономики.

По результатам  наблюдений за состоянием загрязнения  воздушного бассейна в городах республики Казахстан (уровень загрязнения атмосферы оценивался по величине комплексного индекса загрязнения атмосферы (ИЗА5), наибольший уровень загрязнения воздуха наблюдался в г. Алматы (ИЗА5 = 11,7). К загрязненным городам республики (ИЗА5 ≥ 5) отнесено 12 городов, в том числе с высоким уровнем загрязнения воздуха (ИЗА5 ≥ 7) – 8 городов (Алматы, Шымкент, Темиртау, Актобе, Тараз, Караганда, Усть-Каменогорск, Жез-казган), рисунок 5.2.1.

В 2011 г. в сравнении с 2010 г в г. Тараз, Караганда, Атырау, Риддер, Жез-казган, Петропавловск, Костанай, Семей, Актау, Павлодар, поселок Глубокое, Балхаш, Екибастуз, Талдыкорган, Кокшетау уровень загрязнения атмосферного воздуха значительно не изменился, в г Алматы, Актобе, Усть-Каменогорск – по-низился, в городах Шымкент, Темиртау, Астана, Кызылорда отмечен рост уровня загрязнения атмосферного воздуха.

 

Таблица 1

Динамика  изменения уровня загрязнения АВ в крупных городах и промышленных центрах РК

 

ИЗА5

Отрасли промышленности

 

2011

2010

 

Алматы

12,9

11,7

автотранспорт, энергетика

Шымкент

9,9

11,4

цветная металлургия, химическая, нефтеперерабатывающая

Темиртау

7,7

9,3

черная металлургия, химическая

Актобе

8,6

7,6

черная металлургия, химическая

Тараз

7,5

7,6

химическая

Караганда

7,7

7,2

энергетика, угледобывающая, автотранспорт

Усть-Каменогорск

9,6

7,2

цветная металлургия, энергетика

Жезказган

6,4

7,0

цветная металлургия, энергетика

Риддер

6,6

6,3

цветная металлургия, энергетика

Астана

4,7

5,5

энергетика, автотранспорт

Кызылорда

3,9

5,1

энергетика

Атырау

5,3

5,0

нефтеперерабатывающая

пос. Глубокое

5,4

4,9

цветная металлургия

Семей

4,4

4,5

энергетика, строительные материалы

Петропавловск

3,9

4,1

энергетика, приборостроение

Костанай

3,5

3,1

энергетика

Актау

3,5

3,0

химическая

Павлодар

2,4

2,5

нефтеперерабатывающая, энергетика

Балхаш

2,3

2,1

цветная металлургия, энергетика

Талдыкорган*

1,6

1,4

энергетика

Екибастуз

1,0

1,2

энергетика, угледобывающая

Кокшетау

0,8

0,8

энергетика

Уральск

энергетика

Средний ИЗА

5,44

5,39

 

В связи с  проблемой уменьшения озонового слоя и обнаружения озоновых «дыр», все больше появляется сообщений о влиянии на стратосферу сверхзвуковых самолетов, которые выделяют множество окислов азота, резко уменьшая содержание озона в атмосфере.

Рисунок 4. Карта территориального распределения годовых норм ОСО над Казахстаном

Анализ состояния озонового  слоя над Казахстаном в 2011 г. проводился по результатам наблюдений 5-тиозонометрических станций: Атырау, Семей, Аральское море, Караганда и Алматы. На рисунке 4.5.4 показано распределение ОСО по месяцам 2011 г., а также распределение его среднемноголетнего значения.24

Рисунок 6 Распределение среднемесячных значений ОСО (в единицах Допсона) в 2010 г., по озонометрическим станциям Казахстана.

 

Проблема  «парникового эффекта»

В середине XX в. ученых, занимающихся проблемами изменения  климата, стала волновать проблема повышения температуры на Земле, а также один из факторов, имеющий влияние на это явление – антропогенный. Эта проблема активно поддерживается и обсуждается на различных уровнях до настоящего времени. Повышение температуры связывают с так называемым «парниковым эффектом», который вызван постоянным увеличением содержания углекислого газа в атмосфере из-за интенсивного сжигания ископаемого топлива. Количество углекислого газа в атмосфере за последние 100 лет увеличилось на 12 %. Кроме углекислого газа заметную роль в парниковом эффекте стали играть метан, закись азота, фреоны, аммиак. Их активность в ряде случаев значительно превышает даже эффект углекислого газа – добавление в атмосферу 1 молекулы фреона дает такой же эффект, как 10000 молекул углекислого газа.

Выбросы предприятий  цветной и черной металлургии, таких  как AО «Балхашмыс»,АО «Жезказганцветмет», «Испат-Кармет составляют более 800 тыс.т/год. Сверхнормативные выбросы наблюдаются на Балхашском горно-металлургическом комбинате (БГМК), в результате которых концентрации загрязняющих веществ в селитебной зоне достигали 30-65 ПДК. Негативную роль в загрязнении атмосферного воздуха играют также предприятия нефтегазового комплекса в Атырауской, Западно-Казахстанской, Мангистауской, Кызылординской и Актюбинской областях.

Уровень загрязнения  атмосферы городов и промышленных центров республики Казахстан не улучшается. Почти треть промышленных предприятий не имеют санитарно-защитных зон нормативных размеров. Значительная часть населения промышленных центров живет в зоне непосредственного влияния вредных производственных факторов – выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, шума, вибрации, электромагнитных полей и т.д. Средние за год значения концентрации загрязняющих веществ одной примесью в 2011 году превысили ПДК в 16 городах республики, а в 5 городах выше ПДК были концентрации трех и более веществ. Среднегодовые концентрации взвешенных веществ (пыли) в пределах 1,3-2,7 ПДК отмечены в 6 городах, диоксида азота - 1,0-2,3 ПДК – в 12 городах, диоксида серы - 1,3-1,9 ПДК - в 4 городах, формальдегида - 1,3-5,0 ПДК - в 7 городах, фенола (1,0-3,3 ПДК) в 6 городах.

Наблюдения за состоянием АВ на территории РК проводились в 28 населенных пунктах на 78 постах наблюдений: на 56 постах с отбором проб вручную в 23 населенных пунктах республики: городах Актау, Актобе, Алматы, Астана, Атырау, Балхаш, Жезказган, Караганда, Кокшетау, Костанай, Кызылорда, Риддер, Павлодар, Петропавловск, Семей, Талдыкорган, Тараз, Темиртау, Усть-Каменогорск, Шымкент, Экибастуз, Специальная экономическая зона (СЭЗ) Морпорт-Актау и в поселке Глубокое и на 22 автоматических постах наблюдений в 10 населенных пунктах: Алматы, Астана, Атырау, СКФМ «Боровое», Петропавловск, Тараз, г. Щучинск, ГНПП «Бурабай», санаторий Щучинск и Уральск.25

Рисунок 8. – Индекс загрязнения атмосферы в городах Казахстана в 2011 г.

 

Уровень загрязнения  атмосферы оценивался по величине комплексного индекса загрязнения атмосферы (ИЗА5).

По результатам  наблюдений за состоянием загрязнения  воздушного бассейна в городах РК наибольший уровень загрязнения воздуха наблюдался в г. Алматы (ИЗА5 = 11,7). К загрязненным городам республики (ИЗА5 ≥ 5) отнесено 12 городов, в том числе с высоким уровнем загрязнения воздуха (ИЗА5 ≥ 7) – 8 городов (Алматы, Шымкент, Темиртау, Актобе, Тараз, Караганда, Усть-Каменогорск, Жез-казган), рисунок 8.

 Техногенные аварии и чрезвычайные экологические ситуации.

В 2011 г. на территории РК по данным МЧС РК зарегистрировано 22824 ЧС и происшествий природного и техногенного характера (на 9,3% больше, чем за этот же период в 2010 г.). При этом пострадало 5984 человека (на 6,8% меньше, чем за соответствующий период в 2010 г.), из них погибли 1819 человек (на 6,2% больше, чем за аналогичный период 2010 г.). Материальный ущерб составил 13834,9 млн. тенге, в 2010 г. – 5143,1 млн. тенге.

При этом число ЧС техногенного характера составляет 18602 случая (81,5% от общего числа ЧС), из них 95,8% (17823) составляют бытовые и производственные пожары. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года число техногенных ЧС возросло на 1336 случаев или на 7,7%. Число пострадавших составило 2721 человек (на 11,9% меньше, чем за соответствующий период 2010 г.), из них 1107 человек погибли (на 8,2% меньше, чем за аналогичный период 2010 г.).

Число ЧС природного характера  составило 4222 случая или 18,5% от общего числа ЧС. Это на 16,7% больше, чем  за этот же период 2010 года. При них пострадали 3263 (на 2,2% меньше, чем за этот же период 2010 г.) человек.26

3.2. Законодательство Российской Федерации и Республики Казахстан об охране атмосферного воздуха

 

Воздухоохранное законодательство объединяет нормативные акты бывшего  СССР, акты, принятые высшими органами представительной и исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов, органами местного самоуправления, федеральными ведомствами и другими органами. Основной законодательный акт, наиболее полно регулирующий общественные отношения в области воздухопользования и охраны атмосферного воздуха – Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха». В законе закреплены наиболее принципиальные положения, касающиеся охраны воздушного бассейна от загрязнений и шумов, от электромагнитного, радиационного и иного воздействия, предотвращения истощения кислородных запасов, рационального использования воздуха в хозяйственных целях, воспроизводства его запасов в интересах оздоровления и улучшения окружающей человека природной среды; содержатся нормы о запрещении ввода в эксплуатацию любых производственных объектов, если они не оснащены очистными устройствами и сооружениями и в процессе работы могут стать источниками загрязнения воздушной среды, а также о запрещении эксплуатации транспортных средств, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.

В этом законодательном  акте получили дальнейшее развитие правила  о нормировании предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ  в атмосфере, предусмотрен разрешительный порядок выбросов загрязняющих веществ  и других воздействий, включая воздействие на погоду и климат.

В целях сохранения благоприятного качества атмосферного воздуха государством устанавливаются нормативы воздействия  на атмосферный воздух:

а) производственные нормативы  – предельно допустимые выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ; нормативы шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий; временно согласованные выбросы (лимит) загрязняющих веществ;

б) территориальные нормативы  – величина критических совокупных нагрузок на атмосферный воздух от различных хозяйственных и иных объектов как стационарных, так и передвижных, с учетом трансграничного и межрегионального переноса загрязняющих веществ в пределах территориально-административного образования.

Для каждого стационарного источника выбросов загрязняющих веществ и для каждой модели транспортных и иных передвижных средств устанавливаются определенные производственные нормативы. Кроме этого устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) различных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий, которые характеризуют качество окружающей среды.

Запрещается также ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и иных объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха; нарушение правил эксплуатации, а также не использование имеющихся сооружений, оборудования, аппаратуры очистки и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Не допускается также и эксплуатация транспортных и других передвижных средств, у которых выбросы загрязняющих веществ превышают установленные нормативы.

Установлен запрет на производства, постановку на государственный  учет и эксплуатацию транспортных и иных передвижных средств, не имеющих сертификатов, содержащих сведения о соответствии содержания загрязняющих веществ в отработанных газах установленным нормативам выбросов; не разрешается размещение в населенных пунктах терриконов, отвалов, складирование промышленных отходов, бытового мусора и других отходов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха.

В целях поддержания  качества атмосферного воздуха на безопасном для людей уровне органами специализированного  контроля осуществляется государственный учет (инвентаризация) неблагоприятных воздействий на него, а также наблюдение (мониторинг) за состоянием атмосферного воздуха и источников его загрязнения.

Предупреждению загрязнения  атмосферного воздуха служит право  органов представительной и исполнительной власти, органов специализированного контроля принимать решения о приостановке эксплуатации или даже о закрытии предприятий, цехов, участков, агрегатов, а также передвижных средств, загрязняющих атмосферу и создающих угрозу жизни и здоровью людей.27

Законодательством предусматривается  также создание зеленых зон вокруг предприятий-загрязнителей, проведение лесопосадок в целях нейтрализации  вредных выбросов.

Таков далеко не полный перечень предусмотренных законодательством  мер, направленных на охрану атмосферного воздуха.

Правовая охрана атмосферы - реализация конституционных прав населения и норм в экологической  сфере привела к существенному  расширению базы законодательного регулирования  в области охраны атмосферного воздуха. Основные законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующими вопросы природоохранной деятельности:

В «Воздушном кодексе» Российской Федерации от 19.03. 1997 г. с изм. и доп., вступившими в силу 06.06. 2008 г. особые требования предъявляются к состоянию летательной техники, регулированию работы двигателей для снижения загрязнения атмосферы.

Правовые основы проведения комплекса работ по обеспечению защиты окружающей среды также устанавливает Федеральный закон «Об уничтожении химического оружия» от 25.04. 1997 г., ред. от 18.12. 2006 г.

В Уголовном кодексе от 13.06. 1996 г. № 63-ФЗ ред. от 13.05. 2008 с изм. от 27.05. 2008 г. имеется ряд статей, касающихся атомной промышленности, содержащих определение «экологические преступления».

В целях реализации Федерального закона «О радиационной безопасности населения» № 3-ФЗ от 09.01. 1996 г., ред. от 22.08. 2004 г. Правительством РФ был принят ряд постановлений, которые касаются права размещения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, их хранения и перевозки.

Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21.10. 1995 г. № 170-ФЗ, ред. от 01.12. 2007 г.

В Госкомэкологии России рассмотрено и утверждено несколько  нормативно-правовых документов, касающихся охраны атмосферы, в частности по методике расчета выбросов в атмосфера загрязняющих веществ.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха – это система мер, направленных на обеспечение четкого выполнения всеми министерствами, комитетами, службами, предприятиями и другими органами, а также должностными лицами и гражданами требований воздухоохранного законодательства. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в том числе и за соблюдением воздухоохранного законодательства, осуществляют органы государственной власти и управления всех уровней, органы местного самоуправления и специально уполномоченные на то государственные межведомственные органы. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды формируют систему мониторинга воздушной среды, т.е. ее органы в регионах осуществляют наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и учет вредных воздействий на него. Эти органы ежедневно составляют прогноз неблагоприятных метеоусловий, способных обусловить резкое повышение уровня загрязнения воздуха, и соответствующую информацию доводят до предприятий – источников его загрязнения. На основании этого, предприятия должны внести изменения в режим работы соответствующих цехов, участков, агрегатов в целях прекращения или уменьшения выбросов загрязняющих веществ.

Информация о работе Качество воздушного бассейна Республики Казахстан