Качество воздушного бассейна Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 18:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: оценка и анализ влияния использования природных ресурсов, хозяйственной деятельности на окружающую среду и выполняемых мероприятий для снижения негативного воздействия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть особенности физико-географического положения республики Казахстан;
изучить природно-климатические особенности Казахстана;
изучить природно-ресурсный потенциал Казахстана;
рассмотреть понятие атмосферного воздуха

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Природно-климатическая характеристика РК. 6
1.1. Физико-географическое положение страны 6
1.2. Природные ресурсы и структура экономики Казахстана. 9
Глава 2. Основы экологического мониторинга воздушного бассейна РК 14
2.1. Категория качества и стандарты качества. Инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в Казахстане 14
2.2. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха 24
2.3. Методы определения и оценки качества и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. 27
Глава 3. Загрязнения атмосферного воздуха РК. 36
3.1. Атмосферный воздух, основные источники загрязнения атмосферного воздуха и состояние воздушного бассейна республики Казахстан. 36
3.2. Законодательство Российской Федерации и Республики Казахстан об охране атмосферного воздуха 53
3.3. Меры по улучшению состояния воздушного бассейна РК. 60
Заключение 67
Список литературы 70
Приложения 75

Файлы: 1 файл

Качествр_воздушного_бассейна_РК.doc

— 1.30 Мб (Скачать файл)

Контроль  за правильностью данных инвентаризации осуществляется во время контрольных измерений на источниках или мониторинговых измерений содержания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Перечень контролируемых источников и ингредиентного состава загрязняющих веществ составляется предприятием на основании рекомендаций ОТУООС. Если контрольные значения измерений на источниках и в атмосфере отличаются от данных инвентаризации, то она проводится повторно с уточнением значений выбросов по интересующим источникам и ингредиентам. Схема проведения инвентаризации на предприятиях Казахстана представленав Приложении 2. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет руководитель предприятия.12

Система мониторинга, действующая, в Казахстане основана на законах  и положениях Правительства РК. 13

В Казахстане действует 47 наблюдательных станций, расположенные  в городах и промышленных центрах. 44 из них работают ежедневно, 3 проводят наблюдения 4 раза в неделю (Приложение 2).

Состав загрязняющих веществ состоит из оксидов серы, азота, аммония, некоторых ЛОСов  и некоторых тяжелых металлов. Среднегодовые концентрации загрязняющих веществ в атмосфере рассчитываются относительно установленных в Казахстане ПДК. Учитывая тот факт, что станции мониторинга расположены в городах, ПДК зачастую превышены во многих из них. Данный вид мониторинга, с точки зрения воздействия на человека является полезным для оценки риска здоровья, но не достаточен для требований ЕМЕР. Следует принять во внимание, что принятые в Казахстане значения ПДК (для населенных мест) по некоторым веществам значительно отличаются от установленных в Европейских странах и представление данных должно быть в форме абсолютных, а не относительных единиц.14

В Казахстане, в настоящее  время имеется только одна станция  комплексного фонового мониторинга, расположенная  в с. Боровое Акмолинской области. Станция Боровое проводит метеорологические, гидрологические и почвенные наблюдения. Учитывая планы по модернизации станции Боровое, деятельность в области фонового мониторинга в Казахстане может быть улучшена. Однако, Боровое находится в северной части Республики, поэтому в перспективе необходимо открыть хотя бы еще одну фоновую станцию в других регионах.

В соответствии с Законом  Республики Казахстан «Об обеспечении  единства измерений» к результатам  измерений в сферах распространения  государственного метрологического контроля и надзора предъявляются следующие основные требования:

  • результаты измерений должны быть выражены в установленных единицах физических величин;
  • погрешность каждого результата должна быть известна;
  • погрешность не должна превышать установленных норм погрешности.

В современном аналитическом приборостроении и мониторинге загрязнения атмосферы средства измерений подразделяются на два класса – мобильные и стационарные.

Мобильные СИ используются для проведения исследований с помощью передвижных пунктов контроля загрязнения атмосферы и на специально оборудованных постах. К ним относятся газоанализаторы и газоаналитические комплексы. Мобильные анализаторы атмосферного воздуха в наибольшей степени ориентированы на контроль серы диоксида (примерно 30 %), азота и углерода оксидов (примерно 23 %), озона (почти 18 %), а также сероводорода, сероуглерода, аммиака, суммы углеводородов, метана и пыли. В эту же группу входят средства, фиксирующие метеорологические параметры (температура воздуха, скорость и направление ветра, влажность, атмосферное давление).

Стационарные  СИ используются в аналитических лабораториях. К ним относятся лабораторные приборы универсального типа (хроматографы, спектрометры и т.д.). Для проведения исследований на данном оборудовании требуется разделение процедур отбора и анализа проб. С помощью данных СИ решается примерно 80 % всех основных экоаналитических задач по определению концентраций загрязняющих веществ, выполняемых в лабораторных условиях.

Поверка средств измерений  в Республике Казахстан осуществляется специализированными организациями Госстандарта РК  в соответствии со стандартом СТ РК 2.4-2000 ГСИ РК.

 

Стандарты качества воздействия  на окружающую среду

 

2.2. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха

 

Обеспечение экологической  безопасности, как составляющей устойчивого развития государства, и предотвращение вредного антропогенного воздействия на окружающую среду и человека, являются основополагающими направлениями природоохранной деятельности в Республике Казахстан.

В соответствии с действующим  законодательством в республике функционирует Единая государственная система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов, выполнение работ, в рамках которой осуществляется специально уполномоченными государственными органами.

Единая государственная  система мониторинга окружающей среды и природных ресурсов обеспечивает своевременную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, что является основой для выработки и принятия оптимальных управленческих решений в области охраны природы органами государственного управления и другими ведомствами, а также для оценки эффективности принимаемых природоохранных мер и предотвращения чрезвычайных экологических ситуаций.

Основу нормативно-правовой базы системы мониторинга загрязнения  окружающей среды составляют Законы Республики Казахстан и Постановления Правительства Республики Казахстан.15

Мониторинг загрязнения  окружающей среды проводится с целью информационного обеспечения в части состояния загрязнения основных компонентов природной среды для принятия оптимальных решений в области охраны окружающей среды и оценки эффективности природоохранных мероприятий.

Задачами мониторинга загрязнения окружающей среды являются:

  • систематические режимные наблюдения на стационарной сети за состоянием загрязнения основных компонентов окружающей среды (воздух, атмосферные осадки, снежный покров, поверхностные воды суши, почвы и радиационное состояние) по регламентированным составу показателей, частоте и объему;
  • организация наблюдений за уровнем загрязнения трансграничных водотоков по створам, расположенным на приграничных территориях;
  • сбор, обработка и анализ информации о состоянии загрязнения окружающей среды Республики Казахстан;
  • формирование и ведение единой информационной системы мониторинга загрязнения природной среды.

Основой системы мониторинга загрязнения окружающей среды является, как и в большинстве стран, единая наблюдательная сеть, тесно увязанная с метеорологическими станциями и гидрологическими постами национальной гидрометеорологической службы.

Требования к организации наблюдений включают:

  • систематичность наблюдений,
  • комплексность наблюдений,
  • согласованность сроков проведения наблюдений с характерными метеорологическими и гидрологическими ситуациями.

В структуре национальной гидрометеорологической службы система  мониторинга загрязнения окружающей среды построена по иерархическому принципу и состоит из двух уровней.

Территориальный уровень – сетевые лаборатории Центров гидрометеорологии в административных областях (территориальные центры).

Республиканский уровень – Центр мониторинга загрязнения окружающей среды Казгидромета.

Сеть наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха предназначена  для получения информации о загрязнении  воздушного бассейна в городах и  промышленных центрах Республики Казахстан  и выполняет следующие задачи:

    • наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха;
    • оповещение заинтересованных организаций об экстремально высоких уровнях загрязнения.

Наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха  ведутся на стационарных постах специалистами  национальной гидрометеорологической службы.

Сеть наблюдений национальной гидрометеорологической службы включает 47 стационарных поста наблюдений (ПНЗ), приуроченных к 20 населенным пунктам  республики (Приложение 3).

Перечень подлежащих контролю загрязняющих веществ установлен с учетом объема и состава выбросов в атмосферу и результатов предварительного обследования загрязнения воздушного бассейна.

При изучении загрязнения  атмосферного воздуха определяются до 16 примесей, включая пыль, диоксид  серы, растворимые сульфаты, оксид углерода, диоксид азота, фтористый водород, сероводород, тяжелые металлы.

Средние концентрации примесей (кратные ПДК) по городам Республики Казахстан в 2011г. Представлены в Приложении 4.

С целью контроля за состоянием атмосферы и других сред и в то же время их взаимодействия с биосферой и живым миром по решению Всемирной метеорологической организации (ВМО) создана международная сеть станций комплексного фонового мониторинга природной среды, выполняющих наблюдения по единой программе.

В Казахстане по международной программе организована одна станция комплексного фонового мониторинга природной среды (СКФМ) «Боровое» в Акмолинской области. Станция проводит наблюдения с целью получения информации о фоновом состоянии биосферы и долгосрочных тенденциях ее изменения.16

2.3. Методы определения и оценки качества и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.

Международные стандарты качества окружающей среды являются единой количественной спецификацией максимально допустимых уровней отравляющих и вредных веществ, присутствующих в окружающей среде в определенных ситуациях и при определенных условиях.

Устанавливаются на основании  выработанных различными государствами  соответствующих норм поведения  и критериев нормирования на национальном уровне и могут быть использованы в качестве регулирующих и обязательных принципов действий государств в области защиты окружающей среды. Их эффективность обеспечивается соответствующими юридическими процедурами, предусматриваемыми, в частности, различными международными соглашениями по стандартам.

Международные стандарты  качества.

Для определения значений показателей качества окружающей среды используются инструментальные методы.

Инструментальные методы применяются в случаях, когда показатели качества представляют собой физические величины и существуют измерительные инструменты (средства измерения), обладающие нормированными метрологическими характеристиками. Инструментальные определения показателей качества сводятся, таким образом, к решению обычных измерительных задач метрологии.

Под экономическим ущербом  от загрязнения окружающей среды  понимаются фактические и возможные  убытки народного хозяйства, связанные  с загрязнением окружающей природной  среды, включая прямые и косвенные  воздействия, а также дополнительные затраты на ликвидацию отрицательных последствий загрязнения.

При оценке экономического ущерба от загрязнения используется два основных методологических подхода:

  • прямой счет,
  • косвенная оценка.

Оценка ущерба прямым счетом, требует сбора и обработки  огромного объема информации, вследствие большой трудоемкости неудобны для широкого использования в экономических расчетах, и, как правило, служат лишь инструментом для создания информационной базы при разработке косвенных методов определения ущерба.

Прямой  счет оценки ущерба

Реципиентные методики основаны на определении экономического ущерба от действия загрязнения на конкретные виды реципиентов путем  суммирования различных составляющих потерь, выраженных в денежной форме. Первоначально должен быть определен  натуральный ущерб от загрязнения по каждому реципиенту, затем рассчитывается экономическая оценка натуральных последствий загрязнения; при этом суммируются все локальные ущербы, наносимые всем видам реципиентов в пределах загрязненной зоны и вычисляется общий экономический ущерб. Под экономическим ущербом в этом случае понимаются все издержки, потери и убытки, которые понесло общество вследствие загрязнения.

Качество окружающей природной среды оценивают по степени отклонения ее фактических  параметров (физико-химических, биологических, органолептических и др.) от «эталонных» значений, характеризующих нормальное состояние среды. Отклонения фактических параметров состояния природной среды от «нормальных» значений рассматриваются как экологические нарушения, обусловливающие ущерб.

Таким образом, на основе оценки состояния природных ресурсов до загрязнения и после, методом прямого счета определяется натуральный ущерб. Например, величина экономического ущерба от отрицательного воздействия на природные ресурсы в результате экологического загрязнения определяется по разности экономической оценки природных ресурсов до и после него. Показатели состояния природного ресурса должны отражать качество, количество, состав (структуру) и местоположение природного ресурса.

Информация о работе Качество воздушного бассейна Республики Казахстан