Курс лекций по дисциплине "Экология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 03:03, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экология".

Файлы: 1 файл

shpargalka_ekologiya_i_ekonomika_prirodopolzovaniya.doc

— 494.00 Кб (Скачать файл)
  • концепции, программы, схемы развития и размещения производительных сил;
  • схемы комплексного использования природных ресурсов;
  • градостроительная документация (генеральные планы городов и населенных пунктов, проекты и схемы детальной планировки);
  • обоснования инвестиций в строительство, проектная документация на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение, модернизацию, изменение профиля производства и иные проектные решения.

В ходе обоснования и согласования проектной документации определяется оптимальность выбранного варианта хозяйственного решения, а также экологическая безопасность новой техники, технологи, материалов и веществ, в том числе ввозимых из-за рубежа. Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и предшествует принятию хозяйственных решений. Открытие финансирования работ по всем проектам и программам осуществляется только при наличии положительного заключения экспертизы.

Проведение государственной экологической экспертизы возложено на органы управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, в их системе функционирует специализированная инспекция по государственной экологической экспертизе проектов. В структуре региональных и муниципальных органов управления природными ресурсами и охраной окружающей среды также есть отделы по государственной экологической экспертизе проектов. Наряду с государственной предусматривается и возможность проведения общественной экологической экспертизы, которая осуществляется научными коллективами, общественными объединениями по их инициативе. Заключения общественной экологической экспертизы рассматриваются органами, ответственными за проведение государственной экологической экспертизы.

Государственная экологическая экспертиза является достаточно эффективным рычагом реализации государственной экологической политики и наиболее важно, что с ее помощью закладывается основа экологически безопасного ведения хозяйственной деятельности в будущем. Из общего количества рассмотренных экологической экспертизой документов приблизительно четвертая часть не проходят согласования из-за низкого качества экологического обоснования проектируемых объектов.

  1. Сущность, значение, уровни, структура экологического мониторинга.

Мониторинг окружающей природной среды - это постоянные, непрерывные комплексные наблюдения за ее состоянием – загрязнением, природными явлениями, которые происходят в ней, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды и ее загрязнения. В систему мониторинга входят наблюдения за состоянием природных сред — воздушной среды, поверхностных вод и водных экосистем, геологической среды и наземных экосистем. Экологический мониторинг- мониторинг окружающей среды, при котором обеспечивается постоянная оценка экологических условий среды обитания человека и биологических объектов, а также производится оценка состояния и функциональной деятельности экосистем; во-вторых, создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий жизни не достигаются.

Главная цель экологического мониторинга состоит в обеспечении системы управления экологической безопасности современной и достоверной информацией. Он ориентирован также на достижение специальных программных целей, связанных с обеспечением необходимой информацией организационных мер по выполнению конкретных проектов, международных соглашений в области охраны окружающей среды. Основными задачами экологического мониторинга являются наблюдение за источниками и факторами антропогенного воздействия, за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами, оценка фактического состояния природной среды, прогноз ее динамики и состояния в будущем. В качестве составляющих экологического мониторинга рассматриваются следующие подсистемы: мониторинг атмосферного воздуха, который представляет собой систему сбора и накопления результатов длительных регулярных наблюдений, проводимых по определенной программе для оценки существующего его состояния и прогноза изменения в будущем; мониторинг гидросферы — система сбора и накопления результатов длительных регулярных наблюдений за состоянием поверхностных и подземных вод для оценки современного состояния и прогноза изменений в будущем;мониторинг земель (почв) — система регулярных наблюдений за состоянием земельного фонда, почв и почвенного покрова с целью получения объективной и полной информации об изменении параметров их состояния как основа для принятия решений по защите земельных угодий от негативных воздействий; радиационный мониторинг — система длительных и регулярных наблюдений с целью оценки и прогноза изменения в будущем радиационного состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы.

Национальный мониторинг ведется отдельными странами по собственной программе в соответствии с приоритетами социально-экономического развития и обеспечения, экологической безопасности.

Региональный (геосистемный) мониторинг отслеживает состояние и результаты воздействия человека на крупные территории или биосферные структуры. Может реализовы-ваться в рамках одной страны или международного проекта.

Локальный (импактный) мониторинг предусматривает контроль за инженерно-геологическими явлениями и содержанием в различных природных объектах вредных для человека соединений техногенного происхождения на местном уровне под влиянием конкретных объектов (промышленного предприятия, теплоэлектростанции, водохранилища, стройки, горнодобывающего предприятия, животноводческой фермы и т.д.).

В рб создана нац система мониторинга окр среды. НСМОС состоит из отдельных структурных групп:мониторинг земли, подземных и поверхностных вод, атмосферы, озонового слоя, лесов, растительного и животного мира, радиационеный, геофизичсеский, локальный мониторгинг окр среды.

  1. Государственные кадастры природных ресурсов

Кадастры – форма  предоставления природно-эконм инф-ии о природных ресурсов, явл-ся общепризнанной в мировой практике. Кадастры природных ресурсов – свод эконом, эколог, организационных, технических показателей, хапрактеризующих количество и качество природных ресурсов, состав и категория природоподльзователей.

Данные кадастров лежат в основе рационального использования природных ресурсов, охраны природной среды, на их базе определяется денежная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению и оздоровлению окружающей среды.

Кадастры могут содержать рекомендации по рац использованию ресурсов и мерам их охраны, разрабатывабются по видам природных ресурсов и образуют экономико-правовую структуру.

Система природно-ресурсных кадастров включают в себя следующие компоненты отраслевых кадастров:

  • Гос регистрацию природопользователей
  • Количественный учет природных ресурсов
  • Бонитировку природных ресурсов
  • Экономическую оценку природных ресурсов

Основными принципами формирования кадастровой системы явл-ся: обнсепечение требований комплексного природопользования, полной достоверности количественного и качнственного учета природных ресурсов, распределение их по пользователям и территории, оценка фактическогосомстояния природно-ресурсного потенциала.

Ведутся кадастры по отдельным видам природных ресурсов в сорответствии с Постановлением СМ РБ «О гос кадастрах природных ресурсов»№248.В РБ осущ-ся ведение следующих гос кадастров: земельного, водного, недр, атмосферного воздуха, лесного, растительного  и животного мира, климатического,, торфяного фонда.

Кадастры бывают двух видов: территориальные и отраслевые.

Территориальные кадастры - это кадастры, которые ведутся в отдельной территории и охватывают все элементы окружающей среды в данной территории. А отраслевые кадастры ведутся уже по отдельным элементам.

Система комплексных территориальных кадастров природных ресурсов и объектов (далее КТКПР) формируется для обеспечения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления достоверной информацией о состоянии природно-ресурсного потенциала.

КТКПР является частью территориальной информационной системы и представляет собой государственный свод системно-организованных данных о природных ресурсах и природных объектах в границах административной территории, предназначенных для обеспечения процесса принятия управленческих решений по вопросам охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.

  1. Экологическая паспортизация и контроль

Система мер по контролю и надзору за состоянием окружающей природной среды получила название экологического контроля. Основные задачи экологического контроля заключаются в обеспечении соблюдения юридическими лицами и гражданами требований законодательства страны в области охраны окружающей среды. Основные задачи экологического контроля согласно Закону Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» (1992 г.) заключаются в обеспечении соблюдения юридическими лицами и гражданами требований законодательства страны в области охраны окружающей среды. Экологический контроль подразделяется на следующие уровни: государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль.

Государственный контроль имеет своей задачей обеспе-чить соблюдение утвержденных в установленном порядке стан-дартов (правил, норм) и эффективность проведения работ по изучению, рациональному использованию и охране всеми пользователями природных ресурсов. Его функции возложены (в пределах своей компетенции) на местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы государ-ственного управления по природным ресурсам и охране окр-ужающей среды. Ведомственный контроль осуществляется рес-публиканскими органами государственного управления и объе-динениями в целях обеспечения выполнения подведомствен-ными предприятиями и организациями планов и мероприятий по охране окружающей среды. Производственный контроль проводит экологическая служба предприятий, организаций и других хозяйственных субъектов. Общественный контроль вправе осуществлять общественные объединения, трудовые коллективы с целью проверки требований Закона «Об охране окружающей среды».

Экологический паспорт предприятия – это комплексный нормативно-технический документ, содержащий данные об использовании предприятием природных ресурсов, воздействии на окружающую среду и направлениях природоохранной деятельности. Экологический паспорт уточняется и согласовывается ежегодно. Для этого в паспорте находят отражение три группы показателей: влияния предприятия на состояние окружающей среды; организационно-технического уровня природоохранной деятельности; затрат на природоохранную деятельность. В экологическом паспорте отражаются данные о влиянии на окружающую среду всех производственных подразделений: 1.сведения о применяемых предприятием технологиях;2.- количественные и качественные характеристики используемых ресурсов: сырья, топлива, энергии (т.е. того, что предприятие потребляет);3.- количественные характеристики выпускаемой продукции;4.- количественные и качественные характеристики выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ от предприятия.

Информация; содержащаяся в экологическом паспорте, может быть использована для решения следующих задач:1.-оценка влияния выбросов (сбросов, отходов) загрязняющих веществ и выпускаемой продукции на окружающую среду и здоровье населения;2.-определение платы за природопользование;3.становление предприятию предельно допустимых норм выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду;4.планирование предприятием природоохранных мероприятий и оценки их эффективности;5.экспертиза проектов реконструкции; технического перевооружения, капитального ремонта предприятия;6.контроль за соблюдением предприятием законодательства в области охраны природной среды;7.повышение эффективности использования природных и материальных ресурсов, энергии и вторичных ресурсов.

Составление экологического паспорта составляется организацией, имеющей соответствующую лицензию Минприроды. Затем паспорт представляется в территориальный орган Минприроды для проверки расчетов, согласования и получения разрешения на выбросы (сбросы) указанных в паспорте объемов загрязнений. В последующем этот документ уточняется и обновляется в соответствии с происшедшими изменениями.

  1. Виды природоохранных затрат

Осуществление деятельности, направленной на поддержание качества природной среды и охрану природы, требует все возрастающих затрат. Природоохранные затраты (экологические издержки) по их экономической сущности можно разделить на издержки предотвращения (предзатраты) и экономический ущерб, включающий прямые потери ресурсов природы и затраты на ликвидацию, нейтрализацию и компенсацию уже допущенных экологических нарушений (постзатраты).

К экологическим издержкам предотвращения (предзатратам) хозяйственной деятельности относятся затраты на мероприятия, проводимые либо в источнике загрязнения, либо на путях миграции загрязняющих веществ к реципиентам. Они расходуются по двум основным направлениям:1.на мероприятия, снижающие выброс вредных веществ в окружающую среду, — совершенствование технологических процессов, изменение состава или улучшение качества используемых ресурсов, установку очистных сооружений с последующей утилизацией уловленных отходов, комплексное использование сырья и т.п.;2.на мероприятия, не снижающие выбросы загрязнений, но влияющие на их распространение или изолирующие от прямого контакта с реципиентами, — строительство высоких труб при атмосферных выбросах, нейтрализация загрязнений, захоронение отходов, установление санитарно-защитных зон вокруг предприятий, озеленение городов и поселков, рациональную планировку городской застройки с учетом «розы ветров» И др.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Экология"