Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 03:03, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экология".
Для определения размера экологического налога в соответьсьтвии с законодательством устанавливаются лимитыи ставки налога.Порядок устанавления лимитов утвержден постапновлением СМ РБ №119, ас тавки налога утверждены Налоговым кодексом. Для определения размера экологического налога устанавливаются лимиты (допустимые объемы загрязнений) и ставки налога.
Лимиты используемых прир. ресурсов устанавливаются СовМином и местными Сов. депутатов по согласованию со спец. уполномоченными гос. органами. Лимиты допустимых выбросов устанавливаются:
Внесение платы за пользование природными ресурсами, выбросы загрязняющих векществ в окр среду, размещение отходову производства и потребления и др. не освобождают от осуществления мерорприятий по охране окр среды и возмещения вреда, причиненного окр среде.
В
настоящее время эколог
Сокращение поступлений денежных средств в фонды негативно сказывается на финансировании экологической сферы, поскольку они являются важнейшим (а в ряде случаев – единственным) источником финансового обеспечения природоохранных мероприятий. Возникают проблемы и с выполнением нашей страной обязательств по заключенным международным соглашениям и конвенциям экологического характера.
Второй недостаток действующей системы платности природопользования – ее слабое стимулирующее воздействие на хозяйствующих субъектов в силу невысоких ставок экологического налога. По данным Минприроды Республики Беларусь, если первоначально экологический налог в среднем по республике составлял до 1% себестоимости продукции предприятий, то сейчас доля платежей за загрязнение составляет десятые и даже сотые доли процента и практические не превышает 0,2-0,3%, к тому же компенсируется в ценах на продукцию. Естественно, предприятиям выгоднее заплатить столь небольшие суммы налога, чем осуществлять дорогостоящие мероприятия по совершенствованию технологий с целью снижения отходов производства, сбросов сточных вод, загрязняющих водную среду.
В условиях перехода к рыночным отношениям введение платности природопользования рассматривается как одна из форм возмещения экологических издержек общества. Однако принятые у нас платежи за загрязнение окружающей среды, конечно, не позволяют восполнить ущерб от этого загрязнения, поскольку при определении ставок платежей разработчики ориентировались скорее на финансовые возможности производителей, чем на реальную компенсацию ущерба. Но ведь и в индустриально развитых странах, располагающих куда большими средствами для оздоровления окружающей среды, затраты на природоохранную деятельность не покрывают всех сумм ущерба.
В целом, формирование системы платности природопользования находится у нас в начальной стадии, и действенность ее зависит во многом от внешних условий: денежной стабилизации, темпов демонополизации экономики, развития рыночных отношений и совершенствования в соответствии с ними ценообразования в отраслях природопользования. Пока же платежи за природопользование выполняют, в основном, перераспределительную и аккумулирующую (фискальную) функции.
Под финансированием мероприятий для целей охраны природы понимается все финансовые средства, которые находятся в распоряжении государства, предприятий, организаций, аккумулированные в соответствующих фондах и предназначенные для покрытия затрат, связанные с нейтрализацией, ликвидацией негативных последствий нарушения состояния окр среды.
Основнпя цель- целостном комплексном воздействии на регулируюмую систему адекватными методами, экономически заинтересовывающими субъектов хозяйствованитя в достижении поставленных задач с учетом специфики рыночных отношений, условий их формирования и существования, критериев оценки конечных результатов.
В соответствии с Законом Республики Беларусь “Об охране окружающей среды” (редакция 2002 г.) финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды производится за счет:
Новыми источниками финансирования природоохранной деятельтности явл-ся правительственная помощь зарубежных государств и займы международных финансовых организацией.
Доходы гос целевого бюджетного республиканского фонда охраны природы формируются за счет :1 экологического налога, 2. Доходов от реализации конфискованных или иным образом обращенных в доход гос-ва орудий охоты и добычи рыбы и др водных животных, а также от продажи незаконно добытой с помощью этих орудий продукции; 3.возмещение вреда причиненного природе, 4. Других доходов.
Экологическое страхование означает страхование ответственности объектов-источников повышенного экологического риска за причинение ущерба третьим лицам вследствие внезапного, непреднамеренного (аварийного) загрязнения окружающей среды и экономическое стимулирование таким образом предотвращения данного загрязнения. Цель экологического страхования состоит в наиболее полной компенсации нанесенного эколого-экономического ущерба. Суть страхования заключается в объединении ресурсов отдельных собственников в целях компенсации возможных убытков любому из них. Задачи: установление ответственности предприятий за ущерб, наносимый залповым загрязнением; накопление средствв в резервных страховых фондах, необходимых для ликвидации последствий и компенсации ущерба; накопление информации, исследование аварийных ситуаций, эколог. аудирование, оперативный и постоянный контроль эколог. результата деят-ти предприятия, оценка эколог. риска предприятий; стимулирование снижения экологического риска существующих производств. Объекты страхования: риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физ. и юр. лицами о возмещении ущерба за загрязнение отдельных компонентов окружающей среды на территории действия договора
Различают следующие виды экологического страхования: личное, имущественное, экологической ответственности. Личное и имущественное страхование имеют значение для граждан; в страховании экологической ответственности отдельные граждане не участвуют, хотя оно безусловно затрагивает их интересы, создавая дополнительные финансовые гарантии компенсации эколого-экономического ущерба. Страхование ответственности за причинение ущерба предполагает формирование специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов для компенсации вероятных потерь (которые принимает на свою ответственность страховщик в соответствии с договором страхования) и предотвращения загрязнения окружающей природной среды. Экологическое страхование предусматривает покрытие затрат на ликвидацию последствий загрязнения, прямого имущественного ущерба третьим лицам, пострадавшим от вредных воздействий.
Экологическое страхование может осуществляться в добровольной и обязательной форме. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем (субъектом хозяйствования) и страховщиком (страховой компанией). Условия и порядок его проведения устанавливаются согласно Закону о страховании, конкретные условия определяются в договоре страхования. Обязательным является страхование, осуществляемое в соответствии с законом. Виды, условия и порядок его проведения определяются специальными нормативными актами. Обязательное страхование охватывает предприятия, внесенные в утверждаемый в законодательном порядке перечень экологически опасных объектов.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации экологически опасных объектов устанавливает принятый в начале 2000 г. Закон Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В этом Законе впервые законодательно закреплено страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (ст.25). Теперь организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, может заключить договор страхования ответственности за причинение вреда физическим, юридическим лицам и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте со страховой организацией, имеющей лицензию на проведение данного вида страхования. Экологическое страхование особенно выгодно для экологически опасных производств, поскольку уменьшает в конечном итоге их издержки по компенсации ущерба в случае аварий, так как в соответствии со страховым договором значительную часть этих затрат несет страховой экологический фонд (выступающий в роли страховщика).
Для организационно-методического обеспечения системы экологического страхования, как отмечают специалисты, необходимо принятие следующих мер: 1.выделение объектов и регионов, где должно начаться внедрение этой системы. 2. инвентаризация источников повышенной опасности с их классификацией по уровню экологического риска, исходя из учета износа оборудования, состояния природоохранных объ-ектов, возможного объема и состава залповых выбросов (сбро-сов) в окружающую среду, особенностей реципиентов в преде-лах возможной зоны воздействия последствий аварий (чис-ленность населения, особенности природных объектов, сель-скохозяйственных угодий, социальной инфраструктуры и т.п.); 3. разработка перечня страховых событий, подлежащих обязательному и добровольному страхованию.4. разработка ставок страховых премий и сумм, выплачиваемых страховщиком (страховым фондом) в пользу третьих лиц при наступлении страхового события.
Экологическое страхование будет стимулировать снижение риска экологически опасных аварий путем соответствующей дифференциации страховых премий, осуществления экологического аудита предприятий страховыми фондами, повышения заинтересованности самих территориальных страховых экологических фондов в реконструкции наиболее опасных объектов, финансировании создания экологически совершенных технологий и т.д.
Основными инструментами административного регулирования являются стандарты, нормы, нормативы, законы, постановления, руководства, применяемые государственными природоохранными органами, а также ряд разрешений или запретов на природопользование, ограничения, лимиты, система надзора за деятельностью субъектов хозяйствования и т.п. Обеспечивают возможность гос принужденгия. Главный принцип – разрешительно-запретительный.
Центральное место в административном регулировании принадлежит системе экологических стандартов, которая подразумевает установление единых и обязательных для всех объектов управления экологических норм и требований. Экологические стандарты охватывают все аспекты загрязнения окружающей среды и соответственно этому различают следующие их виды:
В некоторых случаях в качестве компромисса устанавливаются временные нормативы – временно согласованные выбросы (сбросы) (ВСВ, ВСС), – когда по каким-то объективным причинам (социально-экономического характера) нормативы ПДВ(С) не могут быть соблюдены. Временные нормативы устанавливаются на определенный срок убывающими во времени с условием достижения уровня ПДВ(С) в результате реализации соответствующей программы. Технологические стандарты устанавливают определенные экологические требования к технике, оборудованию, процессам производства или очистной технологии.