Курс лекций по дисциплине "Экология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 03:03, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экология".

Файлы: 1 файл

shpargalka_ekologiya_i_ekonomika_prirodopolzovaniya.doc

— 494.00 Кб (Скачать файл)

Стандарты качества продукции, или товарные стандарты (по экологичности продуктов, изделий, сырья и т. п.) Например, стандарт содержания тех или иных вредных примесей в продуктах питания, питьевой воде и т. п.

Помимо экологических стандартов (нормативов), административное регулирование предполагает широкое применение правовых рычагов, мер административного воздействия на виновников загрязнения (запреты, ограничения, лицензии и пр.). Сертификаты на использование земли, воды, выбросы и т. п. выдаются природопользователям, как правило, когда для них определены лимиты воздействия. Сертификат дает право на временное или постоянное использование конкретного участка земли, леса, забор определенного объема воды, выбросы некоторого количества вредных веществ и т. п.

Разрешения и лицензии необходимы для природопользователей, желающих активизироваться в сфере, подлежащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Лицензии и разрешения выдаются на определенный срок и возобновляются через установленное время.

Функции: 1.планирование, флрмирование приоритетов,2. Проведение орг мероприятий с выполнением дет классификации предстоящих работ, 3. Подбор и расстановка кадров, повышение их квалификации, 3. Технологическое и санитарно-гигиеническое нормирование и качества выпускаемой продукции, 4. Выполнение контрольных и учетных функций, лицензирование, мониторинг, разработка экологич правил, нпа,5. Меры админ воздействия: запреты, лимиты квоты.

 

 

 

  1. Органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды,  их функции.

Важнейшим звеном механизма управления являются его организационные структуры – система органов власти и управления природопользованием. К управлению природопользованием причастны все ветви власти: представительная (законодательная), исполнительная и судебная. Каждая из них выполняет свои функции и имеет подразделения, специально уполномоченные для регулирования экологической сферы.

В РБ – Президент Республики Беларусь – в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы, распоряжения, директивы (в том числе касающиеся и природоохранных проблем), которые имеют силу на всей территории страны. Президент сам или через создаваемые им властные структуры контролирует соблюдение природоохранного законодательства местными органами управления и самоуправления, а также подведомственными органами.

Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, являясь представительным и законодательным органом государства, определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и природопользования, при необходимости объявляет территории зонами экологического бедствия. В Палате представителей Национального собрания действует Постоянная комиссия по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию, от которой зависит окончательная форма принимаемых экологических законов.

Правительство, Совет Министров Республики Беларусь, является центральным органом государственного управления и осуществляет исполнительную власть в республике, в том числе реализует государственную экологическую политику, разрабатывая и претворяя в жизнь экологические программы и крупные природоохранные мероприятия, координируя деятельность министерств и иных республиканских органов управления в части охраны окружающей среды и природопользования, определяя направления международного экологического сотрудничества.

На местах территориальный принцип управления природопользованием реализуется областными, городскими, районными, поселковыми, сельскими Советами депутатов, а также их исполкомами, которые несут ответственность за состояние окружающей среды на подведомственных территориях, выполнение государственных экологических программ и прочих природоохранных мероприятий, а также разрабатывают и утверждают местные программы охраны природы, организуют их материально-техническое и финансовое обеспечение. Законом «О местных органах власти» (1991 г.) исполнительным комитетам местных советов предоставлено право устанавливать порядок государственного экологического контроля на своих территориях и координировать всю природоохранную деятельность в регионе.

Отраслевой принцип управления природопользованием состоит в осуществлении государственного контроля за состоянием природных ресурсов и принятии мер по их охране и рациональному использованию со стороны отраслевых министерств и ведомств, которые относятся к органам специальной компетенции, уполномоченным выполнять природоохранные функции. Основным государственным органом управления природопользованием специальной компетенции в Республике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды

  • разработка и проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  • комплексное управление природоохранной деятельностью в республике, координация деятельности других министерств и ведомств в этой области;
  • государственный контроль за использованием и охраной природных ресурсов;
  • разработка предложений по совершенствованию ХМП, экологических нормативов и правил;
  • проведение государственной экологической экспертизы;
  • обеспечение населения экологической информацией, участие в создании системы экологического образования и воспитания, взаимодействие с общественными природоохранными организациями;
  1. Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности.

Основой государственного регулирования природопользования является экологическое законодательство, обеспечивающее правовую защиту природной среды.

Основу современного законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования составляют:

Конституция Республики Беларусь (статьи 34, 46, 55) (1994 г. с дополнениями и изменениями от 24 ноября 1996 г.);

– Законы Республики Беларусь: «Об охране окружающей среды» (в редакции 2002 г.), «О государственной экологической экспертизе» (в редакции 2000 г.), «Об отходах» (в редакции 2000 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции 2000 г.), «Об особо охраняемых природных территориях и объектах» (в редакции 2000 г.), «Об охране и использовании животного мира» (1996 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (1997 г.), «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции 1999 г.), «О радиационной безопасности» (1998 г.), «О питьевом водоснабжении» (1999 г.), «Об охране озонового слоя» (2001 г.), «О налоге за пользование природными ресурсами» (в редакции 2002 г.) и ряд других;

– Кодексы Республики Беларусь: «О недрах» (1997 г.), «Лесной кодекс» (2000 г.), «Водный кодекс» (1998 г.), «О земле» (1999 г.), «Гражданский кодекс» (1998г.).

В рамках Союза России и Беларуси оруссии ведется работа по гармонизации законодательств по охране окружающей среды и социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Так, разрабатываются проекты закона Союзного государства «Об охране окружающей среды», а также единой концепции закона «О социальной защите населения, пострадавшего вследствие катастрофы на ЧАЭС».

Вместе с тем действующее законодательство по-прежнему страдает излишней декларативностью, отсутствием необходимых механизмов реализации прав граждан на благоприятную среду обитания, на получение полной информации о ее состоянии, на возмещение вреда, причиненного здоровью. Кроме того рыночные преобразования в экономике диктуют необходимость разработки новых правовых норм, обеспечивающих соблюдение экологических требований при приватизации объектов государственной и коммунальной собственности; принятие законов об экологическом страховании, о возмещении вреда, причиненного экологическими правонарушениями; внесения изменений в банковское законодательство в части кредитования деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду и др.

Нарушение природоохранного законодательства субъектами хозяйствования или отдельными гражданами влечет за собой административную, дисциплинарную, материальную и даже уголовную ответственность с обязательным возмещением нанесенного природной среде ущерба.

С целью совершенствования правового регулирования рационального природопользования в 1990 г. создана Белорусская природоохранная прокуратура, деятельность которой сконцентрирована на проблемах охраны окружающей среды. Прокуратура осуществляет высший надзор за исполнением природоохранного законодательства, соблюдением законности при рассмотрении уголовных дел в сфере экологии народными судами, обеспечением возмещения вреда за счет виновных и т.д.

 

 

 

 

  1. Сущность, необходимость, значение  экологического нормирования и экологического лицензирования 

Важным инструментом управления природопользованием является лицензирование, которое представляет собой выдачу органами Минприроды субъектам хозяйствования специальных разрешений, закрепляющих юридическое право на занятие отдельными видами деятельности при заданных экологических ограничениях и природно-ресурсных лимитах. Лицензирование осуществляется с целью максимального снижения отрицательного воздействия деятельности субъектов хозяйствования на окружающую среду и предотвращения вреда, который может быть нанесен интересам общества и здоровью людей. Лицензия на комплексное природопользование является нормативно-правовым документом, позволяющим контролировать масштаб и качество воздействия предприятия на окружающую среду. В отличие от специальных лицензий она не дает права на определенный вид природопользования, а лишь регламентирует условия последнего исходя из природоохранных интересов территории, которые не всегда могут быть учтены при выдаче специальных лицензий.

Условия и порядоу получения, перечень видов деятельности, реализация которых на территории республики возможна только при наличии лицензии установлены Указом Президента Рб № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Положение «О лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окр среду» определяет порядок выдачи лицензий на утилизацию, складирование, перемещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных); лицензий на проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования; осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения.

Экологическое нормирование представляет собой процесс установления показателей предельно допустимого воздействия человека на окружающую природную среду. Главная цель экологического нормирования — обеспечение взаимоприемлемого сочетания экономических и экологических интересов. Систему экологического нормирования подразделяют на три составляющие части: технологическую; научно-техническую; медицинскую.

В основе технологических показателей нормирования лежит способность экономики обеспечивать выполнение установленных пределов воздействия на человека и окружающую природную среду.

К научно-техническому показателю можно отнести способность технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем направления.

Медицинские (санитарно-гигиенические) нормативы качества окружающей среды определяют пороговый уровень угрозы здоровью населения и компонентам биосферы. К ним относятся предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ, допустимые уровни радиационного воздействия, размеры санитарно-защитных зон. Для каждого загрязняющего вещества установлены класс опасности, максимально разовая и среднесуточная ПДК. Максимально разовая ПДК устанавливается для предупреждения рефлекторных реакций у человека (ощущение запаха, изменение активности головного мозга, световой чувствительности глаз и др.) при кратковременном воздействии атмосферных загрязнений (до 20 мин), а среднесуточная ПДК — с целью предупреждения их общетоксического, канцерогенного, мутагенного и иного действия.

Нормирование в области охраны окружающей среды - установление нормативов качества окружающей среды(предельно допустимые концентрации (ПДК) хим и физ вещ-в, пдк микроорганизмов), нормативов допустимого воздействия на окружающую среду(норматив допустимых выбросов, норматив образования отходов, норматив допустимого изъятия прир рес-ов), лимитов на природопользование, а также иных нормативов в области охраны окружающей среды.

 

 

 

 

 

  1. Сущность, необходимость, механизм экологической экспертизы.

Гос. экологическая экспертиза (ГЭЭ) — это проверка соответствия проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства об охране окружающей среды. Экологическая экспертиза осуществляется государственными органами экологического контроля и управления совместно с ведущими специалистами и учеными соответствующей области. Специально созданная экспертная комиссия либо подтверждает полноту учета в проекте природоохранных требований законодательства, либо не соглашается с этими мерами и оценками экологической безопасности проекта.

В РБ принят национальный закон «О государственной экологической экспертизе». Целью проведения экологической экспертизы является определение достаточности и обоснованности мер по охране окружающей среды, предусматриваемых проектным решением; установление уровня экологической опасности, которая может возникнуть в процессе планируемой хозяйственной деятельности; предупреждения возможных неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности. Заказчики ГЭЭ: органы гос. управления, органы местного самоуправления, юр. и физ. лица. Экологическая экспертиза может проводиться также по инициативе общественности. Объектами государственной экологической экспертизы являются:

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Экология"