Курс лекций по дисциплине "Экология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 03:03, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экология".

Файлы: 1 файл

shpargalka_ekologiya_i_ekonomika_prirodopolzovaniya.doc

— 494.00 Кб (Скачать файл)

Экономические методы управления вкл: эконом стимул мерами позитивной и негативной мотивации(эколог налог,рентные платежи,компенсационные выплаты штрафы,льготное налогооблажение)/, ценовой механизм, денежно-крендитная политика, рыночные регуляторы ( бынки выбросов,бабл – принцип, биржи прав на выбросы).

Инструменты ценового регулирования: поощрительные, принудительные, компенсационные. Поощрительные: льготное кредитование, субсидирование, дотации на приобретение  роесурсосберегающего оборудования, премирование по рез-ам приородоохраной деят-сти, льготное налогооблажение.Компенсационные: возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов, экологичсеское страхование.

Методы позитивной моитвации нацелены на поощрения природопользователей осущ-ть мероприятия по сохранению окр среды.

Методы негативной мотивации – меры ответственности, кот призваны противодействовать нарушениям, устанеовл законодательных актов и нормативов.(Ресурсные платежи, ьплатежи за выбросы, штрафы за превышение лимитов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Прогнозирование и планирование  природопользования и охраны окружающей среды.

Закон РБ определяет порядок прогнозирования и планирования мероприятий по природопользованию и охране окр. Среды.Цель- обеспечение гармоничного взаимодействия природы и общества на основе научно обоснованного сочетания эколог, эконом, и соц интересов, выбор наиболее эффективных средств природопользования, предотвращения и ликвидация негативного влияния хоз и иной деятельности на окр среду, сохранение и увеличение природо-ресурсного потенциала. Планирование осущ-ся на основе прогнозных показателей, разработанных и утвержденных гос программ соц-эконом развития страны, гос и отраслевых программ по охране окр среды и рац использованию природных ресурсов, респуб, областных и иных комплексных схем охраны окр среды и требований природоохранного законодательства. Объектами природоохранного прогнозирования и планирования являются и отдельные природные комплексы и экологические системы.

Составление долгосрочны планов и прогнозов в которых определяется экономическая стратегия хозяйственного развития. Такой прогноз включает определение основных направлений и масштабов воздействий на качество окружающей среды. Согласно Закону РБ “Об охране окружающей среды” целью планирования мероприятий по охране окружающей среды и природопользования является:

обеспечение гармоничного развития природы и общества с учетом научно-обоснованных интересов экологических, социальных и экономических систем;

выбор наиболее эффективных средств природопользования;

предотвращение и ликвидация негативных последствий и сохранение и увеличение природно-ресурсного потенциала государства.

Спецификой эколого-экономического планирования в Беларуси является поиск взаимосвязанного решения общеэкологических про-блем и ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Природоохранное прогнозирование и планирование осуществ-ляется на территориальном и отраслевом уровнях. Территориальное прогнозирование и планирование на государственном уровне призвано обеспечить экологически обоснованное развитие и размещение производительных сил страны с учетом экологической емкости тер-ритории. На местах планы-прогнозы охраны окружающей среды раз-рабатываются соответствующими территориальными исполнитель-ными органами управления с участием общественных экологических организаций. Отраслевое природоохранное планирование проводится мини-стерствами, ведомствами, объединениями и предприятиями, согласо-вывается с основными показателями территориального планирования и чаще всего связано с проблемами рационального использования от-дельных видов природных ресурсов. Примером отраслевого приро-доохранного планирования является Государственная программа охраны и рационального использования земель. На крупных и средних предприятиях (объединениях) самостоя-тельно разрабатываются планы мероприятий по охране окружающей среды в тесной увязке с бизнес-планами производства.Прогнозирование и планирование рационального использова-ния отдельных видов природных ресурсов и охраны природных сред проводится при помощи действующих методов (балансовый, нормативный, программно-целевой, экспертных оценок и т.д.) и строится на основе учета особенностей и значимости, изменений объ-ема и качества каждого из них.

Формирующаяся в Беларуси система прогнозирования и плани-рования природоохранной деятельности и рационального использо-вания природных ресурсов должна способствовать обеспечению тех-нологической последовательности разработки мероприятий по охране окружающей среды, их сбалансированности материальными, финан-совыми и трудовыми ресурсами, реальности и эффективности реали-зации каждого из выделенных блоков эколого-экономического пла-нирования.

 

 

 

 

 

  1. Сущность, значение, методы экономического стимулирования  природопользования и охраны окружающей среды.

Экономическое стимулирование – составная часть экономического механизма управления в сфере природопользования и охраны окр среды. Эколого- экономическое стимулирование включает:

  • Налогооблажение
  • Финансово-кредитный механизм(льготное кредитование, субсидирование, субвенцирование)
  • Ценовую политику(использование поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, регулирование цен мна первичные ресурсы и конечную продукцию)
  • Государственная поддержка предприятий, производящих природоохранное оборудование и контрольно-измерительное приборы, а также фирм, выполняющих работы и услуги экологического назначения
  • Создание системы экологической сертификации
  • Формирование рынка работ и услуг экологического назначения
  • Проведение политики торговли правами на загрязнение
  • Введениие ускоренной амортизации основных средств природоохранного назначения
  • Лицензирование использования природных ресурсов

Исрользуют 2 метода эколого- экономическое стимулирования: позитивная мотивация и негативная мотивация, т.е. меры заинтересованности и меоры ответственности, их использование зависит от законодательства, экономической оценки выгодности проводимых природоохранных мероприятий для предприятий.

В РБ эколого- экономическое стимулирования осуществляется в основном:

  • Путем предоставления физ и юр лицамналоговых и иных льгот при введении малоотходных и безотходных ресурсо- и энергосберегающих технологий, и тд.
  • Путем устанавления повышенных норм амортизации основных средств

В Республике Беларусь используются следующие методы экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды:

1) платность природопользования (экологический налог);

2) освобождение от налога на недвижимость сооружений, предназначенных для охраны окружающей среды и улучшения экологической обстановки;

3) льготирование налогообложения прибыли;

4) льготное кредитование мероприятий по энергосбережению;

5) предоставление денежных средств в виде беспроцентных займов и прямого бюджетного финансирования;

6) ускоренная амортизация природоохранных фондов;

7) выплата вознаграждений лицам, вскрывшим браконьерство, при этом на вознаграждение направляется 50% средств, полученных от взыскания штрафов;

8) премирование работников предприятий за рациональное природопользование и охрану окружающей среды

 

 

 

 

 

 

 

  1. Зарубежный опыт экономического стимулирования природопользования и охраны окружающей среды, возможности его использования в Республике Беларусь

В ведущих странах Запада в настоящее время используются следующие основные инструменты ценового экологического регулирования: 1. Платежи за загрязнение окружающей среды. Представляют собой выплату предприятиями-природопользователями определенных сумм в бюджет государства за “услуги” разбавления и ассимилирования их отходов, сбросов сточных вод в водоемы, выбросов в атмосферу, складирование твердых отходов. 2.2. Платежи за пользование муниципальными очистными сооружениями. Применяются единые, а также индивидуальные тарифы платежей в зависимости от объемов и состава загрязнений (стоки, твердые отходы и др.), переданных на очистные сооружения и мусороперерабатывающие заводы. 3. Ресурсные платежи. Вносятся за право пользования природными ресурсами, их воспроизводство и охрану. Для исчерпаемых ресурсов применяются следующие виды:а) налог на объем продаж, который способствует снижению темпов извлечения ресурса на ранних этапах, так как приводит к повышению цен на данный ресурс; б) налог на прибыли, иначе называемый рентным, также способствует снижению темпов извлечения ресурса природы; в) ройялти — выплата компаниями правительству определенного процента стоимости извлеченного ресурса; является по сути налогом на валовой доход от продажи. 4. Экологический налог в ценах на продукцию — надбавка к цене продукции, производство которой или дальнейшее использование отрицательно влияет на окружающую среду. Служит средством вытеснения с рынка экологически “грязных” продуктов и технологий. 5. Дифференциация налогов на прибыль представляет собой систему применения льготных налогов для предприятий, выпускающих экологически чистую продукцию, и, наоборот, завышенных нормативов налога для предприятий, которые выпускают “грязную” продукцию. Недостатком такой дифференциации является нейтрализация поступлений в бюджет, в то время, как налоги должны его пополнять, поэтому данный вид платежей не имеет пока широкого применения, хотя во многих странах используется для стимулирования производства и потребления бессвинцового бензина. 6. Субсидии представляют собой государственную помощь природопользователям в проведении природоохранных мероприятий. Существуют следующие их виды: а) гранты (стипендии) — безвозмездная финансовая помощь государства предприятию для реализации крупномасштабного проекта по значительному снижению загрязнения окружающей среды; б) мягкие ссуды или низкопроцентные кредиты предприятиям на осуществление экологизации производства (совершенствование технологий); в) налоговые льготы (например, по подоходным налогам, налоговые скидки на ускоренную амортизацию природоохранного оборудования, снижение налога на механические транспортные средства, использующие “незагрязняющие” виды топлива и т. п.). 7. Экологическое страхование — страхование экономи-ческой (имущественной) ответственности предприятий-источников повышенного экологического риска за причинение экономического ущерба третьим лицам (физическим, юридическим, органам власти) в связи с аварийным и внезапным загрязнением окружающей среды. Целью экологического страхования является компенсация ущерба, причиняемого окружающей среде, и экономическое стимулирование предотвращения аварий, в результате которых этот ущерб образуется.

Рынком разрешений (или прав, лицензий) на выбросы распределения прав на выбросы обычно посредством купли-продажи лицензий после их первоначального распределения между участниками рынка. Первоначально компетентные органы природоохраны определяют допустимые масштабы воздействия на природу, далее распределяют лицензии на выбросы между заинтересованными сторонами, а затем предоставляют предпринимателям полную свободу перераспределять, перепродавать свои лицензии. Органы же управления лишь следят за эквивалентностью сделок, то есть за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличилось, а также способствуют созданию рыночной инфраструктуры — организаций, обеспечивающих закрепление прав собственности и реализацию этих прав путем выдачи лицензий или сертификатов собственности.Основными элементами системы рыночного регулирования, являются следующие:1. Баббл-принцип (принцип “пузыря”, или “облака”), в соответствии с которым норматив выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наиболее выгодный вариант обеспечения соблюдения этого норматива. Цель “баббл-принципа” — развязать предприятиям руки для достижения наибольшей экономической эффективности за счет оптимального перераспределения выбросов между участниками рынка. 2. Политика компенсации выбросов. Предприятия, уменьшившие свои выбросы, приобретают тем самым право на выброс, фиксируемое в виде соответствующего документа — лицензии, или разрешения, на выброс. Эту лицензию можно продать фирме, желающей разместить в данном регионе свои предприятия и нуждающейся в разрешении на эмиссию своих загрязнений. 3. Банки выбросов – специальные банки, в которые фирма, сократившая объемы своих выбросов ниже уровня, предусмотренного нормативами, может положить аккредитив, полученный на разницу, чтобы впоследствии продать или использовать при необходимости самой. Это облегчает потенциальным покупателям лицензий поиск подходящих продавцов. 4. Биржи прав на загрязнение – посреднические организации, необходимые при расширении рынка прав на загрязнения для осуществления сделок по купле-продаже прав на выбросы.

 

  1. Сущность, необходимость, структура платности природопользования.

Цель платности состоит в создании мат заинтересоваенности и ответственности субъектов хоз-ия в эколог результатах своей деятельности.

Платность природопользования в Беларуси была закреплена законодательно принятием закона “О налоге за пользование природными ресурсами (экологический налог)”. С этого времени все природопользователи независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности стали облагаться экологическим налогом, который состоит из платежей за пользование природными ресурсами и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду. Плательщиками данного налога явло-ся  юр лица РБ, иностранные юр лица и международные организации, простые товарищества, хоз группы и ИП. Большинство экологических платежей – плата за выбросы (сбросы) загрязнений в окружающую среду, платежи за размещение отходов, штрафы за нарушения природоохранного законодательства, компенсационные выпла-ты по возмещению ущерба (за исключением платежей за природные ресурсы, земельный налог и лесной доход, которые зачисляются в местные бюджеты), составляют основной источник формирования внебюджетных природоохранных фондов всех уровней.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Экология"