Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 03:03, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экология".
Кодекс Республики Беларусь о недрах (1997 г.) определяет ос-новные требования по рациональному использованию и охране недр, среди них:
соблюдение установленного законодательством страны порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами;
полное и комплексное геологическое изучение недр, обеспечи-вающее достоверную оценку запасов полезных ископаемых;
недопущение порчи разрабатываемых и близлежащих место-рождений полезных ископаемых в результате пользования недрами, а также запасов этих ископаемых, консервируемых в недрах;
обеспечение наиболее полного извлечения из запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов;
рациональное использование вскрышных пород;
охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, об-воднения, пожаров и других бедствий, снижающих качество и про-мышленную ценность полезных ископаемых.
Управление природопользованием – это деятельность государ-ства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспе-чению режима законности в эколого-экономических отношениях.
Механизм управления природопользованием объединяет мето-ды, функции и организационные структуры (органы управления). Методы управления – это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рациональ-ного природопользования и охраны окружающей среды. Применяются следующие основные методы управления: административные (командно-распорядительные)– обеспечива-емые возможностью государственного принуждения; экономические – создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необхо-димых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования; социально-психологические – методы морального стимулирова-ния, которые реализуются посредством мер как поощрительного ха-рактера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или, напротив, выговоры, устные или в приказах администрации и т.п.). Информационные методы управления, обеспечиваемые открытым доступом общества к информации экологического характера.
До недавнего времени наиболее распространенными и дей-ственными в системе управления природопользованием были адми-нистративные методы. Помимо экологических стандартов (нормативов), администра-тивное регулирование предполагает широкое применение правовых рычагов, мер административного воздействия на виновников загряз-нения (запреты, ограничения, лицензии и пр.). Если же масштабы воздействия (потребление или производство какого-либо вещества, лов рыбы, вырубка леса и т. п.) лишь ограни-чиваются, то вводятся лимиты, или квоты. Сертификаты на использование земли, воды, выбросы и т. п. выдаются природопользователям. Разрешения и лицензии необходимы для природопользователей, желающих активизироваться в сфере, подлежащей лицензированию, или легально осуществлять выбросы. Главный принцип административного управления природополь-зованием в Беларуси – разрешительно-запретительный. В процессе формирования рыночных отношений в хозяйственном механизме природопользования (ХМП) должны, конечно, произойти коренные перемены. Однако важно иметь в виду, что рыночные рычаги, которые мы стремимся освоить, автоматически не создадут более благоприятных условий для природосбережения, чем жесткое административное принуждение, свойственное старому ХМП. Ведь известно, что высокоразвитые страны с их отлаженными рыночными отношениями пришли к состоянию экологического кризиса по времени раньше, чем мы.
Исходной предпосылкой и составной частью процесса совершенствования централизованного управления экологической сферой является формирование экономического механизма природопользования, который представляет собой совокупность экономических методов управления, призванных создать материальную заинтересованность ресурсопотребителя в оптимизации процессов его взаимодействия с природной средой.
Административно-командные методы управления преобладали над экономическими, что сковывало инициативу и самостоятельность субъектов хозяйствования. Недостатки общегосударственного хозмеханизма присущи и отдельным отраслям и сферам хозяйства, в том числе и природопользованию.
Экономические методы управления предполагают использование стоимостных рычагов, побуждающих все хозяйственные звенья к ре-ализации государственной экологической политики. К таким рычагам относятся рентные платежи, платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды (экологический налог), компенсационные выплаты за изъятие природного ресурса из целевого использования или ухудшение его качества в результате производ-ственной деятельности, штрафы за нарушение экологических стан-дартов и лимитов природопользования, а также система налоговых льгот, льготное кредитование и субсидирование и др.
Управление природопользованием – это деятельность государ-ства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, а также по обеспе-чению режима законности в эколого-экономических отношениях.
Механизм управления природопользованием объединяет мето-ды, функции и организационные структуры (органы управления).
Методы управления – это способы воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рациональ-ного природопользования и охраны окружающей среды. Применяются следующие основные методы управления: административные (командно-распорядительные)– обеспечива-емые возможностью государственного принуждения; экономические – создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в выполнении необхо-димых экологических мероприятий, решений органов управления в сфере природопользования; социально-психологические – методы морального стимулирова-ния, которые реализуются посредством мер как поощрительного ха-рактера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или, напротив, выговоры, устные или в приказах администрации и т.п.), а также правовые.Информационные методы управления, обеспечиваемые открытым доступом общества к информации экологического характера. Освещение в средствах массовой информации, открытых статистических сборниках и других изданиях сведений о характере воздействия на окружающую среду тех или иных субъектов хозяй-ствования формирует репутацию фирмы в глазах населения, служит ей рекламой или антирекламой.
Управление природопользованием предполагает осуществление целого ряда специфических функций, то есть видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические отношения. Общими для всех отраслей и звеньев управления природопользованием являются следующие функции:
- нормотворчество и законодательная инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования;
- учет природных объектов и ведение природных кадастров;
- осуществление мониторинга окружающей среды;
- экологический контроль, экспертиза и аудит;
- эколого-экономическое прогнозирование и планирование;
- экономическое
стимулирование
- разрешение
споров о праве пользования
природными ресурса-ми, применение
санкций за нарушение
Организационные структуры управления- это система органов власти и управления природопользованием и охраны окружающей среды, осуществляются на основе отраслевого и территориального принципов.
Под экономической оценкой природных ресурсов следует понимать денежное выражение их хозяйственной ценности, обусловленной природными особенностями.
Cложились две принципиально отличающиеся методологические концепции их определения: затратная и рентная. Согласно затратной концепции оценки ресурсов могут служить затраты труда на их освоение и вовлечение в хозяйственный оборот: чем выше прямые затраты общества, необходимые для использования того или иного ресурса, тем он “дороже”. Что же касается качества природных благ, то, согласно затратной концепции, оно выступает дополнительным фактором меры ценности.
По методике С. Г. Струмилина экономическая оценка земель может быть определена по формуле:
, где О — экономическая оценка 1 га угодий; — стоимость освоения 1 га земель (средняя по стране); — отношение урожайности к текущим затратам на производство земледельческого продукта на оцениваемом участке и в среднем по стране.
Сторонники рентного подхода видели основной недостаток затратной концепции в том, что при оценивании ресурсов по затратам на освоение наиболее высокие оценки получают самые неблагоприятные для использования, наименее ценные по качеству природные ресурсы. Другой недостаток заключается в отсутствии строгого учета качественных особенностей природных ресурсов, которые должны быть предметом экономической оценки. Суть рентного подхода к экономической оценке природного ресурса состоит в том, что ее величина определяется размером приносимой данным ресурсом дифференциальной ренты. Дифференциальная рента показывает экономический выигрыш, который получает народное хозяйство благодаря более благоприятным природным свойствам оцениваемого ресурса (лучшему качеству, удобству местоположения и т. п.). Различные по плодородию и местоположению участки земли способны приносить различную прибыль производителю продукции. Эти естественные различия лежат в основе возникновения дифференциальной ренты. Итак, основой дифференциальной ренты является добавочная прибыль, которую получает производитель, эксплуатирующий более продуктивные земли и другие ресурсы природы. При неограниченном сроке эксплуатации природного ресурса (земельные, водные ресурсы ) виду:
, где R - экономическая оценка природного ресурса с учетом фактора времени; r - нормативный коэффициент дисконтирования;
Каждый их них функционален в создании экономического механизма природопользования в условиях становления рыночных отношений: затратная концепция — для установления стоимости природного ресурса, рентная — для его экономической оценки, смешанный подход — для определения цены и установления платы за его использование.
Предлагаются подходы, базирующиеся на рыночной оценке, концепции альтернативной стоимости и общей экономической ценности (стоимости). Рыночная оценка ресурса отражает лишь сиюминутную ценность ресурса для участников рынка, основанную на балансе спроса и предложения.Концепция альтернативной стоимости состоит в оценке природных объектов и ресурсов через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использовании данных компонентов природы в других целях. Так, альтернативные стоимости охраняемых природных территорий – это выгоды, которые теряет общество из-за их консервации: недополучение продукции с данных территорий (древесины, растений, промысловых животных) или же выгоды от их альтернативного использования (например, развитие сельского хозяйства).
Общая экономическая ценность определятся суммированием «стоимости использования и стоимости неиспользования» природного блага. Стоимость использования определяется количественно. Стоимость же неиспользования – это категория, трудно поддающаяся количественной оценке, ведь речь идет об эстетической ценности природы как таковой.
Под ущербом, наносимым окр среде, понимаются фактические или возможные потери, возникающие результате каких-либо событий или явлений, негативных изменений в природной среде вследствие различных факторов.
По характеру проявления различают виды:
По особенности возникновения ущерб может иметь прямой и косвенный характер.
По масштабу распространения выделяют локальный, региональный и глобальный ущерб. По механизму воздействия различают непосредственный и опосредованный ущерб, его проявление может быть натуральным, моральным, этическим, эстетическим и социальным.
Под экономическим ущербом от загрязнения окр среды понимается стоимостная оценка фактических и возможных убытков, обусловленных воздействием загрязнения.
Для количественной оценки натурального ущерба применяются следующие методы:
1) метод сопоставления состояния объекта в незагрязненном и оцениваемом районах, т. е. проводится сравнение состояния объекта в оцениваемом районе и незагрязненном районе с аналогичными природно-климатическими характеристиками;
2) метод эмпирических зависимостей основан на фактических данных о влиянии фактора загрязнения среды на изучаемый показатель состояния объекта;
3) метод расчета натурального ущерба применяется с использованием удельных показателей – эффекта от снижения объема выбросов на единицу снижения объема производства определенных материалов.
Экономический ущерб от загрязнения окружающей среды представляет оценку фактических и возможных убытков (потерь), обусловленных воздействием негативного фактора.
Оценка экономического ущерба производится:
– методом прямого счета как сумма величин убытков у всех объектов, подвергшихся воздействию вредных веществ;
– методом расчета по «монозагрязнителю», в основу положен принцип приведения к единому условному загрязнителю («монозагрязнителю»);
– для определения ущерба можно использовать как метод прямого счета, так и эмпирический (укрупненный) метод, основанный на суммировании удельных экономических ущербов, причиненных различным средам (атмосфера, гидросфера, земельные ресурсы, недра);
– в основу современной системы платежей за загрязнение окружающей среды положен расчет экономического ущерба по методу обобщенных косвенных оценок. Согласно упрощенной интерпретации этого метода общий (суммарный) экономический ущерб, наносимый окружающей среде техногенным загрязнением, определяется как сумма ущербов от загрязнения атмосферы, воды, почвы.
Экономические методы управления объединяют механизмы регулирования процессов природопользования, создающие материальную заинтересованность субъектов хозяйствования в рациональном использовании и охране богатств природы. Экономические методы управления предполагают использование стоимостных рычагов, побуждающих все хозяйственные звенья к реализации государственной экологической политики. К таким рычагам относятся рентные платежи, платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды (экологический налог), компенсационные выплаты за изъятие природного ресурса из целевого использования или ухудшение его качества в результате производственной деятельности, штрафы за нарушение экологических стандартов и лимитов природопользования, а также система налоговых льгот, льготное кредитование и субсидирование и др. Посредством экономических методов в экологической сфере реализуются меры поощрительного, запретительного и компенсационного порядка.