Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:41, курсовая работа
Изменения, произошедшие за последние десятилетия в жизни страны, ставят перед образованием новые цели, а именно индивидуализация, ориентация на повышение качества знаний, развитие личности и учет индивидуальных особенностей в обучении. Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ И УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА…….…….6
Образовательный компонент «Человек и мир» в современной четырехлетней начальной школе………………………………………..6
Индивидуальная работа как форма организации работы на уроке «Человек и мир»………………………………………………………….9
Требования к индивидуальной работе………………………….......15
Виды индивидуальной работы……………………………................16
Учет психолого-педагогических особенностей младших школьников………………………………………………………...........20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР»…….……………………………………………………..........26
2.1. Методы, этапы и методики экспериментальной работы……………..26
2.2 Результаты экспериментальной работы…………………………….....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...37
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени МАКСИМА ТАНКА»
Кафедра педагогики и психологии начального образования
ОРГАНИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
Работа
защищена
_______________
С
оценкой
_______________ № группы
Члены комиссии
_______________
_______________
_______________
Минск, 2013
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ И УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА…….…….6
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИИ
ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР»…….……………………………………………………...
2.1. Методы, этапы и методики экспериментальной работы……………..26
2.2 Результаты экспериментальной работы…………………………….....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Человек – высшее творение природы. Но для того чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию: быть здоровым.
Изменения, произошедшие за последние десятилетия в жизни страны, ставят перед образованием новые цели, а именно индивидуализация, ориентация на повышение качества знаний, развитие личности и учет индивидуальных особенностей в обучении. Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения.
В связи с изменением целей начального образования произошло обновление содержания и методов преподавания во всех образовательных областях. В условиях гибкой, вариативной образовательной политики повышается значимость индивидуальной работы в обучении на уроках «Человек и мир».
В психолого-педагогической литературе индивидуальная работа рассматриваются как: средство повышения эффективности обучения, средство развития их познавательной активности и самостоятельности младших школьников (Е.С. Рабунский, А.А. Бударный, И. Унт).
Значительный вклад в разработку указанной проблемы внесли работы учёных-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др.
Индивидуальная работа - особый вид самостоятельной работы, который проходит без руководства учителя. Индивидуальные задания младших школьников создают благоприятные условия для углубления знаний, приучают к самостоятельности, к преодолению трудностей, учат планировать время, воспитывают чувство ответственности, инициативу и активность школьника, способствуют развитию способностей и интереса к обучению.
Учебный материал служит основой для разработки вариативных программ, создает широкие возможности для использования в учебном процессе различных новаторских методологических подходов. Однако, пользоваться каким-нибудь одним учебным пособием недостаточно, так как мало заданий для самостоятельной работы, поэтому учителю придется восполнять этот пробел при помощи других учебных пособий. Это сделает урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повысит качество знаний младших школьников, т.к. будет способствовать развитию интереса к учебной деятельности.
Актуальность исследования обуславливается тем, что имеется противоречие между необходимостью использования индивидуальной работы на уроках «Человек и мир» с целью повышения качества знаний младших школьников, с одной стороны, и малыми методическими разработками индивидуальных заданий в предлагаемых курсах по «Человек и миру», с другой стороны. Проблема исследования заключается в возможности использования новаторских методологических подходов при разработке индивидуальных заданий для индивидуальной работы для повышения качества знаний младших школьников.
Цель исследования: изучение теории данной проблемы и практическая обоснованность эффективности индивидуальной работы на уроках «Человек и мир», как средство повышения уровня знаний младших школьников и интереса к предмету.
Объект исследования: процесс изучения учащимися дисциплины «Человек и мир».
Предмет исследования: организация индивидуальной работы учащихся на уроках «Человек и мир».
Гипотеза исследования: усвоение учащимися материала по предмету «Человек и мир» будет более эффективным, если на уроках организовывать индивидуальную работу.
Задачи исследования:
Методы исследования: аналитический и педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующий, формирующий и итоговый.
Методики: тестирование, анкетирование, опрос наблюдения, математическая обработка и интерпретация результатов.
База исследования: ГУО «СОШ №» г.Минска, ученики 2-го класса, в количестве 17 человек. Опытно-экспериментальная работа проводилась с полного согласия родителей и в период с 18 февраля по 23 марта 2013 года.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ И УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА
1.1.Образовательный компонент «Человек и мир» в современной четырехлетней начальной школе
Важнейшей составляющей образовательного процесса становится личностно ориентированное взаимодействие учителя с учащимися. Главными ценностями личностно ориентированного образования являются не только знания, но и личностные смыслы учения в жизни ребёнка; не отдельные предметные умения и навыки, а индивидуальные особенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности; не педагогические требования, а педагогическая поддержка и забота, сотрудничество и диалог учащегося и учителя; не количество усвоенной информации, а целостное развитие, саморазвитие и личностный рост ученика.
Эти процессы характеризуют ценностное отношение к ученику как субъекту и требуют соответствующего содержательного наполнения и методического оснащения. Содержание личностно ориентированного образования должно включать всё, что нужно человеку для развития собственной личности. Когнитивный компонент содержания обеспечивает учащихся научными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре и др. Деятельностно-творческий компонент способствует формированию и развитию у учащихся разнообразных способов деятельности, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в познании и других видах деятельности. Личностный компонент обеспечивает познание себя, развитие рефлексивной способности, овладение способами самосовершенствования, жизненного самоопределения.
Приоритетом в развитии отечественного образования является формирование национальных и общечеловеческих ценностей, развитие личности, которая ответственно, с уважением и гордостью относится к культурному и историческому наследию своей страны.
С учётом целей и задач и был введен курс «Человек и мир».
Основная функция учебного предмета “Человек и мир” – научить ребёнка добывать знания, необходимые для ценностно-ориентированного и действенного отношения к окружающей природной и социальной среде, создать условия для формирования этих отношений. Главным условием реализации названной функции является создание соответствующей образовательной среды.
Цель учебного предмета “Человек и мир” – воспитание и развитие качеств и способностей личности учащегося, которые необходимы для гармоничного и ответственного взаимодействия с природной и социальной средой, формирование основ экологической культуры.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
– сформировать элементарные представления и понятия об объектах и явлениях природы и общественной жизни, подвести учащихся к пониманию связей в системе “природа – человек – общество” и осознанию своего места в окружающем мире;
– обеспечить усвоение учащимися элементарных знаний об особенностях строения организма человека, компонентах здорового образа жизни, выработать на их основе необходимые умения и навыки ЗОЖ (здорового образа жизни), убеждения в том, что ЗОЖ – необходимое условие существования человека в современных условиях окружающей среды;
– способствовать воспитанию гуманного отношения школьников ко всему живому, развивать потребность в познании природы и бережном отношении к ней;
– сформировать первоначальные представления и элементарные понятия об историческом пути белорусского народа на основе знакомства учащихся с личностями и важнейшими событиями отечественной истории, содействовать воспитанию патриотизма, национального самосознания;
– содействовать формированию нравственных качеств личности на основе усвоения знаний о нормах и правилах человеческого общежития;
– сформировать представление о том, что человек – часть природы и его здоровье и жизнь в значительной степени зависят от состояния окружающей среды; создать условия для выработки необходимых умений и навыков здорового образа жизни;
– формировать опыт интеллектуальной и творческой деятельности, развивать познавательный интерес к изучению предмета и учебной деятельности, общеучебные и предметные умения, необходимые для дальнейшего овладения систематическими знаниями по биологии, географии, физике, химии, астрономии, обществоведению и истории.
В основу отбора содержания и систематизации учебного материала, методов и приёмов формирования основ экологической культуры учащихся I—V классов на уроках по учебному предмету “Человек и мир” должны быть положены следующие ведущие принципы: научности, доступности, систематичности и последовательности, культуросообразности, краеведческий и родиноведческий, сезонности, экологического экоцентризма, культурно-исторической среды, а также принцип учёта особенностей познавательных способностей школьников, начинающих обучение с шести лет.[2, 131 - 132]
При отборе содержания предмета необходимо учитывать исторически сложившуюся систему природоведческих и обществоведческих знаний и их значение для становления личности учащегося, развития его интеллектуальной, эмоционально-волевой и мотивационной сфер.
Информация о работе Организации индивидуальной работы на уроках "Человек и мир"