Организации индивидуальной работы на уроках "Человек и мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Изменения, произошедшие за последние десятилетия в жизни страны, ставят перед образованием новые цели, а именно индивидуализация, ориентация на повышение качества знаний, развитие личности и учет индивидуальных особенностей в обучении. Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ И УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА…….…….6
Образовательный компонент «Человек и мир» в современной четырехлетней начальной школе………………………………………..6
Индивидуальная работа как форма организации работы на уроке «Человек и мир»………………………………………………………….9
Требования к индивидуальной работе………………………….......15
Виды индивидуальной работы……………………………................16
Учет психолого-педагогических особенностей младших школьников………………………………………………………...........20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР»…….……………………………………………………..........26
2.1. Методы, этапы и методики экспериментальной работы……………..26
2.2 Результаты экспериментальной работы…………………………….....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по чел. и миру Маша.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

     В 3 классе очень много интересного материала при изучении растительного и животного мира Беларуси. Учитель делит класс на группы и дает задания. Например, при изучении темы “Что такое природное сообщество? Что изучает наука экология?”

1) группа учащихся ищет ответ на вопрос «Докажите, что лес – природное сообщество».

2) группа учащихся  работает по вопросу «Почему нельзя вмешиваться в жизнь природы?».

3) группа учащихся  работает над вопросом «Что такое экология? Какое значение имеет она для человека».

     После работы с текстом учебника проводится беседа.[4, 43-47]

     При закреплении знаний о цепях питания учитель может дать самостоятельную работу с текстом учебника по заданию: прочтите текст о цепях питания и на его основе попробуй дополнить цепи питания.[4, 44-45]

     Органической частью учебника являются рисунки, которые способствуют раскрытию и усвоению учащимися основного содержания параграфа, дополняют текст, расширяют учебную информацию. Работа с иллюстрациями весьма разнообразна и включает умения составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы.

     Задания по работе с рисунками на первых этапах простые. Например, в 3 классе задание: рассмотреть соответствующие рисунки луга и водоёма и рассказать, как связаны между собой растения и животные.

     На уроке, посвященном изучению пищевая сеть учитель дает задание: рассмотреть рисунок учебника и ответить на вопрос, в каких цепях питания одним из звеньев является мышь. Что будет, если в лесу исчезнут хищники? [4, 45]

     Работу с учебником учитель проводит в сочетании с наблюдением натуральных объектов, таблиц и др., а также использует задания учебника для руководства самостоятельной работой учащихся по постановке опытов, как руководство к действию при выполнении практических работ.[18]

     Опыты

     Индивидуальная  работа, направленная на усвоение нового материала и связанные с наблюдением на уроках, проводятся в форме практических занятий. Они развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету и изучению живой(неживой) природы, активизируют познавательную деятельность школьников, способствуют лучшему усвоению учащимися биологических знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре труда.

     Опыты требуют тщательной и своевременной подготовки к их проведению. Учитель заранее составляет календарные планы проведения уроков, в которые включает проведение опытов. Наиболее целесообразно такое проведение работ, когда каждый учащийся имеет на руках натуральные объекты, текстовую карточку с заданием и немой рисунок.[20]

     Экскурсии

     Важной формой организации обучения предмету «Человек и мир» являются экскурсии, на которых устанавливаются связи теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям, которые мало доступны изучению в классе. Общение с природой на экскурсиях способствует эмоциональному восприятию знаний, убеждает в необходимости защиты растений и животных от вредных воздействий человека.

    Экскурсия состоит из нескольких этапов: подготовки, проведения, подведения итогов, использования результатов в дальнейшем обучении.

     Подготовка учащихся к экскурсии заключается в том, что учитель сообщает накануне тему и задачи экскурсии, распределяет по группам задания для самостоятельной работы. Проводит беседу о содержании и оформлении отчета, о правилах поведения на экскурсии. Для второго этапа экскурсии характерна вступительная беседа и самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. Третий этап включает заключительную беседу, составление школьниками отчета.

     После экскурсии учащиеся вместе с учителем обобщают увиденное и готовя отчеты(3-4 класс).[18]

     Домашнее задание

     Проверка домашнего задания может быть разнообразной: фронтально, выборочно, при помощи письменного опроса, дидактических карточек- заданий, пересказа, тестирования, диктанта.

     После проведения теста учащиеся часто дают себе самооценку. Для этого на доску учитель вывешивает таблицу, по которой они сами себя оценивают. Это очень важно, когда ребенок может сам оценить свои знания.[11, 205]

     Доклады

     Формируя у школьников навыки работы с учебником, огромное значение придается дополнительной литературе. Учитель рекомендует учащимся чтение популярной и художественной литературы о растениях, о животных, об организме человека.

     Привлекает их внимание к научно-популярным журналам. На основе научно – популярной литературы учащиеся делают доклады. Тем самым они самостоятельно учатся добывать знания из дополнительной литературы. Находят нужный материал, в классе, в школьной и сельской библиотеках. Иного пути нет. Ведь жизнь постоянно ставит нас перед фактом: объем необходимых знаний быстро растет и уже невозможно делать ставку лишь на усвоение определенной суммы положений и фактов. И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.[18]

     1.5. Учет психолого-педагогических особенностей младших школьников

     «Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются» так Н. С. Лейтес характеризует этот возраст в работе «Умственные способности и возраст» [19, 68].

     Формирование умений индивидуально работать и самостоятельно приобретать и пополнять знания - одна из главных задач обучения. Индивидуальная самостоятельная работа школьников при этом интенсифицирует процесс учения.

     Когда мы говорим «младший школьник», то в это понятие включаем ребенка 6-10 лет. От 6 до 10 лет на протяжении того времени, которое занимает обучение в начальных классах, у ребенка складывается новая для него деятельность - учебная. [9, 248].

     Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Вместе с тем авторитет взрослого, его мнение еще во многом определяет характер поведения младшего школьника. Все это непосредственно влияет на взаимодействие ребенка с окружающим миром. Однако ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объёму материал [15, 348].

     Учитывая данную особенность, учитель вполне может использовать в обучении младшего школьника индивидуальную работу, которая поможет ребенку запомнить необходимый ему объём материала.

     Отличительная черта любого младшего школьника — интерес к окружающему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о предметах, которые его непосредственно окружают, но и о достаточно абстрактных. Поэтому учителю важно приучить ребенка к самостоятельному овладению новыми знаниями. Помощью в этом ему будут служить разнообразные формы индивидуальной работы, которые помогут ребенку поэтапно изучать окружающий мир.

     Особенно важно подчеркнуть такую психологическую особенность младшего школьника, как целостное восприятие мира.

     Познание окружающего мира связано с такими психологическими особенностями ребенка младшего школьного возраста, как доброжелательность, открытость, позитивная рефлексия. У младшего школьника при определенных условиях могут быть сформированы способности к эмпатии.

    У ребенка младшего школьного возраста уже появляются элементы рефлексии: он может объективно оценить себя, учится считаться с мнением других и принимать его во внимание в совместной деятельности. Вместе с тем это не является его типологической особенностью, то есть не присуще всем без исключения, хотя наличие этих феноменов у некоторых детей говорит о возможности их формирования у всех. Это нужно учитывать в учебно-воспитательном процессе [24, 8-9].

     Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры, что, например, довольно типично для подростка. Они доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, в интонациях. Если задание дано на уроке, значит, это нужно, и дети тщательно выполняют его, не задумываясь над назначением свой работы.

     В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Все новое (книжка с картинками, которую принес учитель, интересный пример, шутка учителя, наглядный материал) вызывает немедленную реакцию. Повышенная реактивность, готовность к действию проявляется на уроках и в том, как ребята быстро поднимают руку, нетерпеливо выслушивают ответ товарища, стремятся сами отвечать. Для того чтобы выявить возможности каждого ребенка учителю необходимо систематически проводить самостоятельные работы. В результате чего он сможет следить за успеваемостью детей.

     Очень сильна направленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события, детали оставляют у него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на его деталях. Дети с удовольствием рассказывают об увиденном, упоминая много подробностей, мало понятных постороннему, но очень, видимо, значительных для них самих.

     В то же время в младшем школьном возрасте стремление проникнуть в сущность явлений, вскрыть их причину заметно не проявляется. Младшего школьника затрудняет выделение существенного, главного. Например, пересказывая тексты или отвечая на вопросы по ним, учащиеся нередко почти дословно повторяют отдельные фразы, абзацы. Это происходит и тогда, когда от них требуют рассказать своими словами или кратко передать содержание прочитанного [15, 69 - 71].

     Наиболее удобное средство работы с дифференцированными заданиями уже давно известно — это карточки. С ними школьники успешно работают на уроках. В практике уроков «Человек и мир» они незаслуженно обойдены вниманием. А именно набор карточек по теме поможет осуществлению индивидуального подхода к ученику. Наиболее рационально компоновать варианты карточек к каждому уроку, к каждому понятию. Дифференцированные задания на карточках успешно используются, если нужно подвести ученика к формулированию какого-то положения, т. е. провести обобщение. Причем, учитывая, что часть учеников уже имеют обобщать, для других — это сложная, но вполне выполнимая задача, а третьи смогут ее выполнить только при определенной помощи, не только ход работы, но и окончательный вывод может иметь несколько различные формулировки.

     Таким образом, в течение урока учитель обычно использует фронтальную, групповую и индивидуальную формы работы. Принято считать, что индивидуальная работа может проводиться только при первичном закреплении, повторении, контроле знаний учеников. Однако, индивидуальная самостоятельная работа возможна и на этапе изучения нового в том случае, если новая информация основана на имеющимся у учеников жизненном опыте. Причем, в задание можно включить и какие-то небольшие выводы, суждения. Обычно в педагогической практике изучение нового материала проходит в форме фронтальной работы, при этом учитель обращается ко всему классу и имеет возможность включать лишь элементы для медленно работающих учеников, но способных, тем не менее, усвоить материал на этапе первичного восприятия, индивидуальная работа будет включать первое задание без слов для справок [12, 275-276].

     В младшем школьном возрасте самостоятельность на уроках окружающего мира проявляется уже в способности ученика вступать в инициативные отношения с учителем, учить себя с помощью учителя.

     Там, где индивидуальная работа не проводится или организуется очень редко, учащиеся, как правило, слабо проявляют познавательные интересы. Последние формируются при условии, если активизируется умственная деятельность школьников. Для этого необходимо сочетание моторно-практических действий с напряженной умственной работой. Если учащимся предоставляется возможность для самостоятельного наблюдения, сравнения, анализа, обобщения изучаемых объектов и явлений, то у них глубже и ярче проявляются интересы, стремление самостоятельно выяснить причину данного явления, установить взаимосвязь явлений [1, 275-276].

     Таким образом, изучив психолого - педагогическую характеристику младшего школьника можно сделать вывод, что возможности организации индивидуальной работы на уроках «Человек и мир» находятся на высоком уровне. Учитывая особенности младшего школьного возраста, учитель сможет достаточно правильно ввести в обучение индивидуальную работу. Предлагая разные задания для индивидуальной работы, учитель повысит у ребят интерес к данному виду деятельности. А поэтому учащийся сам того, не подозревая, в ходе выполнения индивидуальной работы повысит свой уровень знаний, а также самостоятельность.

     Вывод по 1 главе:

     Теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы:

1) «Человек и мир», это естествознание и обществознание на уровне начального звена, предметы, которые объединены в один образовательный компонент. Преподавание курса «Человек и мир» основывается на Государственном образовательном стандартом начального общего образования по окружающему миру. Принципиальной особенностью стандарта является его ориентация на сохранение и развитие вариативности в системе изучения «Человек и мир». Учебный материал служит основой для разработки вариативных программ, создает широкие возможности для использования в учебном процессе различных новаторских методологических подходов, для применения разноуровневого содержания образования, ориентирующего учителя на индивидуальные задания, индивидуальный подход и учет индивидуальных особенностей младших школьников;

Информация о работе Организации индивидуальной работы на уроках "Человек и мир"