Организации индивидуальной работы на уроках "Человек и мир"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Изменения, произошедшие за последние десятилетия в жизни страны, ставят перед образованием новые цели, а именно индивидуализация, ориентация на повышение качества знаний, развитие личности и учет индивидуальных особенностей в обучении. Обновление всех сфер общественной жизни со всей определённостью выявило потребность изменения форм индивидуального обучения подрастающего поколения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..…..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР» КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ И УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА…….…….6
Образовательный компонент «Человек и мир» в современной четырехлетней начальной школе………………………………………..6
Индивидуальная работа как форма организации работы на уроке «Человек и мир»………………………………………………………….9
Требования к индивидуальной работе………………………….......15
Виды индивидуальной работы……………………………................16
Учет психолого-педагогических особенностей младших школьников………………………………………………………...........20
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР»…….……………………………………………………..........26
2.1. Методы, этапы и методики экспериментальной работы……………..26
2.2 Результаты экспериментальной работы…………………………….....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по чел. и миру Маша.doc

— 274.50 Кб (Скачать файл)

2) индивидуальная работа в обучении - это создание разнообразных условий обучения с целью учета особенностей их контингента. Она является комплексом методологических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в однородных группах. Реализация индивидуального подхода в процессе обучения помогает оптимизировать процесс обучения в разнородных группах и добиться как можно более высокого раскрытия потенциала каждого младшего школьника или отдельно взятой группы.

3) учитель всегда имеет дело с конкретной развивающейся личностью, которая обладает целым рядом индивидуально-психологических особенностей. Этим и объясняется, что меры, с успехом примененные к одному младшему школьнику, могут не дать ожидаемого эффекта, когда они применяются по отношению к другому. Поэтому общие мероприятия должны дополняться учетом психолого-педагогических особенностей младших школьников.

     Работу с младшими школьниками необходимо начинать с тщательного изучения их индивидуально-психологических особенностей, стараясь понять, причины отрицательного отношения к школе и учению. Если учитель не знает или не понимает этих причин, то ему трудно бороться и со следствиями, с результатами.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ЕЁ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК И МИР»

     2.1. Основные методы, этапы и методики экспериментальной работы.

     Особое место в курсе «Человек и мир» занимает процесс формирования и развития самостоятельности школьников в познавательной деятельности.

     Успешное протекание этого процесса возможно при условии включения учащихся в индивидуальную работу с учетом формирования у них рациональных приемов умственных действий.

     В процессе выполнения индивидуальной работы школьники приобретают более конкретные, осознанные знания, умения и навыки; учатся наблюдать, логически мыслить, сравнивать, делать первичные обобщения и самостоятельные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

     Актуальность  и значимость вопроса организации индивидуальной работы на уроках «Человек и мир», проанализированное в первой главе, позволили определить направление собственного исследования:

  • Проверить степень усвоения учебного материала с помощью индивидуальной работы на уроках «Человек и мир»;
  • Повысить интерес детей к предмету «Человек и мир».

     Экспериментальная работа проводилась в ГУО «СОШ №201» г.Минска. В экспериментальном исследовании приняли участие 17 детей, обучающихся в    3 «В» классе.

     В ходе  работы над теоретической частью была сформулирована следующая гипотеза : усвоение учащимися материала по предмету «Человек и мир» будет более эффективным, если на уроках организовывать индивидуальную работу.    

     Исходя из гипотезы, я выдвинула следующие задачи исследования:

  • Выявить степень интереса к предмету «Человек и мир», к индивидуальной работе;

  • Проанализировать уроки учителя по предмету «Человек и мир»;

  • Подготовить и провести несколько уроков с организацией индивидуальной работы;

  • Выявить результаты своей работы.

Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:

  1. Констатирующий(подготовительный)
  2. Формирующий
  3. Контрольный

     Цель констатирующего(подготовительного) этапа: диагностика исходного состояния организации индивидуальной работы учащихся на уроках «Человек и мир» и интереса к предмету.

     В ходе подготовительного этапа экспериментальной работы было сделано следующие:

  1. Проанализирована программа по предмету «Человек и мир» для 3 класса.

  1. Проанализированы уроки учителя по организации индивидуальной работы на уроках «Человек и мир».

     По анализу уроков  можно судить о том, что учитель  практически не проводит индивидуальную  работу на уроках «Человек  и мир»; учащимся не предоставляется  возможность для проявления своей  самостоятельности. А если и  проводится индивидуальная работа, то задания даются всем одинаковые и недостаточно времени для их выполнения.  Отсюда вытекает вывод, что при организации индивидуальной работы необходимо использовать  задания разной сложности для слабых и успевающих младших школьников. Естественно слабым младшим школьникам тяжело справляться со сложными элементами в задании, поэтому у них отсутствует интерес к предмету и отсюда низкая успеваемость и отсутствие интереса к предмету.

     Работа первого этапа на этом была закончена и я приступили ко второму этапу:

  1. Подготовить и провести уроки по предмету «Человек и мир» в 3 классе с организацией на уроке индивидуальной работы по темам: «Растительный мир экваториальных лесов»; «Животный мир экваториальных лесов»; и выявить уровень усвоения материала и повышения интереса к предмету. 

     В 3 «В» классе ГУО «СОШ №201» г.Минска были разработаны и проведены уроки по предмету «Человек и мир» с использованием индивидуальной работы по темам: «Растительный мир экваториальных лесов»; «Животный мир экваториальных лесов». (Приложение 1, 2) При этом учитывались индивидуальные особенности учащихся. Для каждого этапа урока были разработаны индивидуальные задания. Каждый ребенок получал отдельную карточку.

    После урока подводился итог проделанной работе.

     На этом моя работа на втором этапе была завершена и я приступила к третьему этапу – контрольному.(выявлению результатов и написанию выводов)

     2.2. Результаты экспериментальной работы

     Цель контрольного этапа: убедиться, что индивидуальная работа действительно является необходимой частью урока «Человек и мир» и повышает интерес детей к предмету, а также улучшает уровень усвоения материала.

     На данном этапе были сделаны анализы проводимых уроков с использованием индивидуальной работы.

     Организация индивидуальной работы на уроке «Человек и мир» показала следующие результаты.

     В анализируемых уроках были принципы научности, наглядности, последовательности и связи с практикой.

     До начала уроков подготавливается класс: заранее готовятся группы детей по успеваемости, чтобы учитель знал кому какое задание положить на парту.

     Большая часть индивидуальных заданий учениками выполнялась самостоятельно, но задавались вопросы к учителю. На уроке была обратная связь: ученики задавали интересующие их вопросы учителю; учитель в свою очередь спрашивал, всё ли из изложенного материала им понятно. В ходе урока учитель наблюдал за работой учеников, оценивал их. Критерии оценок учащимся известны.

     Использование на уроках индивидуальных заданий, помогло развитию у младших школьников интереса к предмету и повысила уровень усвоения нового материала.

     Работа на уроке строилась следующим образом:

     Первый этап урока включал в себя индивидуальную работу по карточкам, которая способствовала актуализации ранее полученных знаний на предыдущем уроке(проверка домашнего задания). Эту работу выполняла часть детей, несколько человек работало у доски(письменно), остальные отвечали устно. Уже на этом этапе важно включать внимание всех учеников, заинтересовать их, активизировать мыслительную деятельность, подготовив тем самым к предстоящей теме и индивидуальной работе на протяжении урока.

     Следующим этапом уроков было выполнение индивидуальных заданий самостоятельно и в парах. Система работы в парах заключалась в том, чтобы дети работали индивидуально, но после обменивались информацией. При этом учитель объяснял, что такая организация работы необходима для того, чтобы они получили на уроке  как можно больше знаний, чтобы лучше запомнили и усвоили материал.

     Младшим школьникам объяснялось, что получая задания, они сначала работают самостоятельно, выполняя каждый часть общей работы. После идет обмен мнениями и информацией.

    Задания разрабатывались следующим образом:

  • С учетом индивидуальных особенностей ученика; чтобы каждый ребенок мог получить нужную информацию и проявить себя.

     Уроки «Человек и  мир» с организацией индивидуальной работы представляют наибольшую трудность, так как необходимо, чтобы дети полученные знания адресовали себе и своим одноклассникам, а не учителю.

     Подводя итог уроков могу сказать, что все дети остались довольны, каждый смог поработать индивидуально в меру своих сил, каждый был выслушан. А  материал урока усвоен на высоком уровне.

     Поэтому, можно сказать, что систематическое организация индивидуальной работы на уроках «Человек и мир» повышает интерес у учащихся к предмету и уровень усвоения материала.

     Таким образом, в ходе анализа методической литературы было выявлено, что:

  1. Применение индивидуальной работы на уроках «Человек и мир» способствует развитию самостоятельности, познавательной активности и помогает формировать знания младших школьников в единую систему;
  2. Индивидуальная работа помогает ребенку научиться ставить перед собой определенные цели и находить пути их достижения, а также повышать уровень знаний по предмету, работать над заданиями без помощи учителя.

     Опытно-экспериментальная работа подтвердила теоретические основы данной проблемы. Исследование показало, что организация индивидуальной работы на уроках «Человек и мир» повышает знания учащихся по предмету и интерес к самому предмету.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Теоретическое и экспериментальное исследование по проблеме «Организация индивидуальной работы учащихся на уроках «человек и мир» позволяет сделать следующие выводы.

1.  Требовать повышения качества обучения младших школьников с одной стороны и недостаточное использование форм, методов и средств, способствующих формированию у учащихся системы знаний, с другой, выдвинули необходимость использовать индивидуальную работу на каждом уроке «Человек и мир». Это поможет развить не только самостоятельность и познавательную деятельность младшего школьника, но и привести знания детей в систему, а также повысить интерес к предмету. Поскольку изучение проблемы индивидуальной работы в педагогической и методической литературе позволило выявить повышенное внимание к данной проблеме, в общем, но отсутствие специальных исследований, посвященным вопросам индивидуальной работы в курсе «Человек и мир» показало, что эффективное формирование системы знаний в дисциплине «Человек и мир» достигается систематическим проведением индивидуальной работы на каждом уроке. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности и интересы младших школьников, степень усвоения материала, уровень подготовки учащихся, построение учебного материала.

2.  Исследование подтвердило исходное положение о необходимости организации индивидуальной работы, которая способствует формированию системы знаний по предмету «Человек и мир», повышает уровень усвоения изучаемого и изученного материалов, а также интерес к предмету. Выявлена причина отсутствия интереса младших школьников к предмету «Человек и мир» и отношение детей к индивидуальной работе до начала исследования. Проблема заключается главным образом в том, что младшие школьники недостаточно хорошо владеют информацией по предмету «Человек и  мир», их знания не имеют определенной системы, а ограничиваются общими терминами.

3.  Установлено, что усвоение материала происходит более успешно, если применяются разнообразные виды индивидуальной работы на каждом уроке «Человек и мир».  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Берулава М.Н. Гуманизация образования. Проблемы и перспективы: Информационный бюллетень. Гуманизация образования. - М. – 2006. – 126 с.
  2. Бондаренко Г.И., Левкина Л.Ф. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения: 1 - 4 классы: Учебное издание // М.: Национальный институт образования. – 2009. – С.131-153
  3. Бударный, А.А. Индивидуальный подход в обучении// Советская педагогика.  - 1965 - №7 – С. 18-20.
  4. Вдовиченко В.М., Дурейко Л.И., Ковальчук Т.А.Человек и мир: учебное пособие для 3 класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, с русским языком обучения - М.: Народная асвета. – 2006. – 136 с.
  5. Виноградова, Н.Ф., Ивченкова Г.Г., Потапова И.В. Окружающий мир для четырёхлетней начальной школы// Начальная школа. - 1992. - №1. - С.24-27.
  6. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир для четырёхлетней начальной школы// Начальная школа.  – 2005. - №1.
  7. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы//М.: Вентана-Граф. - 2004. - 240с.
  8. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»:          3 класс. - М.: ВАКО. – 2004. – 368с.
  9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. -  2-ое издание. - М.: Лотос. - 2000. - 384с.
  10. Зинченко В.П. Психологический словарь//М.: Педагогика. – Пресс. – 2001. – 440 с.
  11. Ильченко Е.И. Индивидуальный подход к учащимся при организации домашней работы // М.: Просвещение. – 2004. – 213 с.
  12. Казанский Н.Г. Методы и формы организации учебной работы в младших классах // М.: Гардарики. – 2007. – 217 с.
  13. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблем.// М.: Казань. - 2002. – 185 с.
  14. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений//М.: Издательский центр «Академия» - 2004. - 496с.
  15. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника//М.: Просвещение. – 1976. – 208 с.
  16. Михайловская Л.Ф. Методика обучения предмету «Человек и мир» детей с нарушенным слухом: Учебное методическое пособие// – Мн.: БГПУ. – 2004. – 126 с.
  17. Монголина Л.И. Развитие познавательной активности учащихся на уроках природоведения// Начальная школа. – 2006. – №3. – С.12-15
  18. Морозова Н.Г. Формирование познавательного интереса у детей//              М.: Педагогика. – Пресс. – 2005. – 96 с.
  19. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития//М.: Академия - 2006. – 608 с.
  20. Постникова Е.А. Реализация индивидуального подхода в заданиях для самостоятельной работы по природоведению// Начальная школа. – 2004. – № 7. – С.8-10
  21. Рабужский Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников// М.: Гардарики. – 2006. – 115 с.
  22. Салеева Л.П. Учебные задания по изучению и охране природы в начальной школе// Начальная школа. – 2004. – №3. – С.12-13
  23. Синякевич Н.И. Выполни тестовые задания по предмету «Человек и мир»: 3 класс. – 2-е издание. – Мозырь: Белый Ветер. – 2012. – 36 с.: ил.
  24. Суворова Г.Ф. Особенности индивидуального подхода при обучении// Начальная школа. – 2005. – № 11. – С.8-9
  25. Умнова М.С. Нестандартные уроки в начальной школе: повторяем, исследуем, обобщаем, играем //М.: Глобус, Волгоград: Панорама. – 2008. –    215 с.
  26. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике// Начальная школа. – 2003. – № 6. – С. 10-11

Информация о работе Организации индивидуальной работы на уроках "Человек и мир"