Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:13, отчет по практике
Цель – изучить роль органов государственной власти в осуществлении контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения и предложить рекомендации по его совершенствованию на примере деятельности территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Локтевском районе, г. Змеиногорске, Змеиногорском и Третьяковском районах.
Введение 3
1. Характеристика санитарно-эпидемиологической обстановки в Локтевском районе, г. Змеиногорске, Змеиногорском и Третьяковском районах 5
2. Анализ деятельности территориального отдела Управления Роспотребнадзора по осуществлению контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения 16
3. Проблемы санитарно-эпидемиологического благополучия населения в г. Змеиногорске, Змеиногорском, Локтевском и Третьяковском районах 36
Заключение 42
Список нормативных источников и литературы 43
Приложение 1 49
Приложение 2 50
В системе здравоохранения города Змеиногорска функционирует муниципальное учреждение здравоохранения МУЗ «Змеиногорская ЦРБ», в его составе: больница, поликлиника, фельдшерско-акушерский пункт, детская консультация.
На территории города и района сложились достаточно благоприятные условия для развития потребительского рынка. Торговля осуществляется в стационарных магазинах и на ярмарках.
Город располагает достаточными запасами питьевой воды. Ресурсы поверхностных и подземных промышленных вод целиком покрывают нужды населения и предприятий, и при соответствующих капиталовложениях, обеспечивают технические условия интенсивного развития экономики и социальной сферы на длительную перспективу.
В таблице 2.2 представлены основные показатели социально-экономического развития Змеиногорского района за 2010-2012 гг.
Современная демографическая ситуация в районе и городе характеризуется сокращением продолжительности жизни, ростом смертности, снижением рождаемости, ухудшением здоровья населения, особенно детей. Высокий уровень смертности в значительной мере обусловлен старением населения. Основными причинами смертности в городе остаются заболевания системы кровообращения.
Таблица 2.2
Основные показатели социально-экономического развития Змеиногорского района за 2010-2012 гг.
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя | |||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Темпы роста, % 2012/2010 | |||
1. Демография, уровень жизни | ||||||
1.1 |
Среднегодовая численность населения |
человек |
21038 |
20930 |
20722 |
99 |
1.2 |
Общий коэффициент рождаемости |
на 1000 нас. |
13,8 |
14,5 |
14,3 |
103,6 |
1.3 |
Общий коэффициент смертности |
на 1000 нас. |
15,6 |
14,5 |
14,3 |
98 |
2. Экономика | ||||||
2.1 |
Объем отгруженных товаров |
Тыс. рублей |
1205476,8 |
1174899,2 |
1412694,2 |
117,2 |
2.2 |
Индекс физического объема промышленного производства |
в % к предыдущему |
86,5 |
86,9 |
90,8 |
109 |
2.3 |
Валовый сбор зерновых и зернобобовых культур |
центнер |
1415646 |
1068950 |
1387724 |
110 |
2.4 |
Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств |
голова |
21820 |
22002 |
21454 |
100,2 |
2.5 |
Производство скота и птицы на убой |
тонна |
4668 |
4730 |
4615 |
106,8 |
3. Инвестиции | ||||||
3.1 |
Ввод нового жилья за счет всех источников финансирования |
Кв.м общей площади |
8515 |
7373 |
5364,4 |
63 |
4.Труд и занятость | ||||||
4.1 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы |
в % к трудоспособному населению |
3,5 |
4,4 |
4,8 |
137 |
4.2 |
Среднемесячная начисленная |
рублей |
9376 |
14073,5 |
16845,8 |
113 |
5.Местный бюджет | ||||||
5.1 |
Доходы бюджета, всего |
рублей |
360670 |
478185 |
384258 |
132,6 |
5.2 |
Расходы бюджета, всего |
рублей |
353755 |
449521 |
405978 |
114,6 |
Основными направлениями производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий района являются выращивание зерновых и зернобобовых культур, производство молока и мяса крупного рогатого скота и свиней. По темпам роста поголовья КРС в хозяйствах всех категорий район занял 9-ое место в крае, а по дойным коровам - 2-ое место.
Численность безработных увеличилась, что связано с оптимизацией численности работников бюджетных учреждений, сокращением численности работающих на предприятиях и у индивидуальных предпринимателей. Среднемесячная заработная плата в 2012 году увеличилась, по этому показателю район занял 9 место в крае. Самый большой удельный вес в доходах по-прежнему занимает заработная плата, пенсии и пособия.
Наиболее социально-значимыми видами деятельности для района являются сельское хозяйство и обрабатывающие производства, т.к. они позволяют производить, перерабатывать сельскохозяйственную продукцию и обеспечивать товарами местного производства потребительский рынок района.
Третьяковский район расположен в южной части Алтайского края, в предгорной зоне. Территория района в современных границах занимает площадь 2002 кв. км.
Район граничит с республикой Казахстан (протяженность границы 108 км), а также со Змеиногорским и Локтевским районами.
Административный центр: село Староалейское. Население села - 6 тысяч человек. На территории района расположены 23 населённых пункта. В состав муниципального образования Третьяковский район входит 9 сельских поселений. В 2010 году Михайловский и Первомайский сельсоветы объединены с Третьяковским сельсоветом
В 2012 г. на территории района зарегистрировано 139 юридических лиц, 268 предпринимателей. Из них 9 сельскохозяйственных производственных кооперативов, племсовхоз, 15 крестьянских хозяйств, предприятия - ЗАО «Третьяковский элеватор», ООО «Третьяковский маслосырзавод» и ООО «Корболихинский пивзавод».
Общая численность населения составляет 13 533 человек.
По данным 2012 г. в районе действуют 12 пекарен, 9 мельниц, крупоцех. Торговля в районе представлена сетью магазинов потребительского общества, частными предпринимателями. Торговых стационарных магазинов в районе - 110, точек общепита - 15.
В селе Староалейском находятся предприятия по производству и переработке сельхозпродукции, общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, медучреждения, библиотеки.
Медицинское обслуживание жителей Третьяковского района осуществляется центральной районной больницей на 107 коек и поликлиникой на 250 посещений, сельской врачебной амбулаторией на ст. Третьяково, общей врачебной практикой в с. Новоалейское и 15 фельдшерско-акушерских пунктах.
На территории Третьяковского района 111 магазинов, из них 16 продовольственных магазинов, где представлен широкий ассортимент продуктов питания, 68 смешанных магазинов и 27 промышленных.
Развита в районе и сфера общественного питания. В районе функционирует 7 столовых на 232 посадочных места, закусочная на 8 посадочных мест, бар и 6 кафе на 224 посадочных места. Уровень обеспеченности посадочными местами – 28 посадочных мест на 1000 жителей.
В таблице 2.3 представлены основные показатели социально-экономического развития Третьяковского района за 2011-2012 гг.
Из таблицы 2.3. видно что, в Третьяковском районе продолжается процесс старения населения рождающееся поколение не восполняет поколения своих родителей, происходит интенсивный процесс старения, уменьшается численность трудоспособного и детского населения Тенденция ухудшения демографической ситуации в районе связана со снижением рождаемости и ростом преждевременной смертности, падением средней продолжительности жизни.
Таблица 2.3
Основные показатели социально-экономического развития Третьяковского района за 2010-2012 гг.
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя | |||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Темпы роста, % 2012/2010 | |||
1. Демография, уровень жизни | ||||||
1.1 |
Среднегодовая численность населения |
человек |
14293 |
14140 |
13819 |
98 |
1.2 |
Общий коэффициент рождаемости |
на 1000 нас. |
16 |
17,1 |
16,7 |
101 |
1.3 |
Общий коэффициент смертности |
на 1000 нас. |
16,2 |
16,5 |
16,1 |
99 |
2. Экономика | ||||||
2.1 |
Объем отгруженных товаров |
Тыс. рублей |
640470 |
786287,7 |
827055,7 |
128 |
2.2 |
Валовый сбор зерновых и зернобобовых культур |
центнер |
152692 |
1225206 |
1199406,8 |
74 |
2.3 |
Поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств |
голова |
38266 |
39110 |
41376 |
108 |
2.4 |
Производство скота и птицы на убой |
тонна |
6229 |
8632 |
9448 |
152 |
3. Инвестиции | ||||||
3.1 |
Ввод нового жилья за счет всех источников финансирования |
Кв.м общей площади |
2004 |
2049 |
1920 |
96 |
4.Труд и занятость | ||||||
4.1 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы |
в % к трудоспособному населению |
3,3 |
3,8 |
4,1 |
124 |
4.2 |
Среднемесячная начисленная |
рублей |
8152 |
8454 |
8528 |
105 |
5.Местный бюджет | ||||||
5.1 |
Доходы бюджета, всего |
рублей |
152289 |
244045 |
208643 |
137 |
5.2 |
Расходы бюджета, всего |
рублей |
150986 |
232546 |
217913 |
144 |
На территории района
находятся два крупных
Основное направление экономики района – сельское хозяйство. Развито производство зерна, молока. Из 8 сельхозпредприятий района 7 работают с прибылью.
В целом на поднадзорной территории объекты медицинской и фармацевтической деятельности в 95% случаев имеют санитарно-эпидемиологические заключения, объекты водоснабжения - в 69,8% имеют санитарно-эпидемиологическое заключение на использование подземных вод для питьевых целей, ни один объект водоснабжения не имеет санитарно-эпидемиологическое заключения на проект зон санитарной охраны.
Особенности социально-экономического развития города Змеиногорска, Змеиногорского, Локтевского и Третьяковского районов, которые влияют на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, можно свести к следующему перечню:
- близость государственной
границы с Казахстаном (
- низкий уровень жизни населения;
- дотационность районных бюджетов, недостаточное финансирование мероприятий по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки;
- увеличение числа больных туберкулезом, зараженных ВИЧ-инфекцией;
- наличие большого
числа коммунальных объектов, на
которых изношенное
Таким образом, санитарно-эпидемиологическая обстановка на рассматриваемой территории в целом удовлетворительная, но перечисленные выше специфические особенности требуют постоянного надзора со стороны контролирующих органов.
Сохранение здоровья работающего населения, как важнейшей производительной силы общества, определяющей национальную безопасность страны, экономическое развитие, является одной из важнейших функций государства, основой его социальной политики.
Перед органами государственной власти в настоящее время поставлена стратегическая задача сохранения здоровья нации, снижения уровня смертности, увеличения продолжительности жизни и преодоления демографического спада в стране.
Как было отмечено в предыдущей
главе, в последние годы система
органов санитарно-
Территориальный отдел
создается и ликвидируется
Численность сотрудников отдела в настоящее время - 12 человек: начальник, заместитель начальника, главный специалист (3 чел.), ведущие специалисты (6 чел.), специалисты-эксперты (1 чел).
Организационная структура ТО представлена в Приложении 1, она является линейно-функциональной.
Начальник отдела на принципах единоличия осуществляет непосредственное руководство специалистами, находящимися у него в подчинении, осуществляет контроль за выполнением ими своих функций, должностных регламентов.
Начальник ТО Управления является заместителем главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю.
Обслуживаемая территория - город Змеиногорск и 3 района - Локтевский, Змеиногорский, Третьяковский, два санитарно-карантинных пункта пропуска (СКП) через государственную границу, расположенных на международных автомобильных пунктах пропуска (МАПП) «Горняк-Жезкент», «Михайловка-Уба».
Основными задачами территориального отдела на поднадзорной территории являются:
- осуществление
- предупреждение вредного
воздействия на человека
- профилактика инфекционных
и массовых неинфекционных
Структура отдела может меняться в зависимости от поставленных задач по осуществлению государственного надзора и контроля в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Деятельность территориального отдела базируется на Положении об осуществлении в Российской Федерации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. № 569 .
Должностные лица отдела,
осуществляющие государственный санитарно-
- получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;