Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:13, отчет по практике
Цель – изучить роль органов государственной власти в осуществлении контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения и предложить рекомендации по его совершенствованию на примере деятельности территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Локтевском районе, г. Змеиногорске, Змеиногорском и Третьяковском районах.
Введение 3
1. Характеристика санитарно-эпидемиологической обстановки в Локтевском районе, г. Змеиногорске, Змеиногорском и Третьяковском районах 5
2. Анализ деятельности территориального отдела Управления Роспотребнадзора по осуществлению контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения 16
3. Проблемы санитарно-эпидемиологического благополучия населения в г. Змеиногорске, Змеиногорском, Локтевском и Третьяковском районах 36
Заключение 42
Список нормативных источников и литературы 43
Приложение 1 49
Приложение 2 50
Представленные в таблице 2.5. данные позволяют сделать следующие выводы:
- план надзорных мероприятий выполнен на 100%;
- увеличение незапланированных мероприятий по контролю в связи с высоким обращением населения.
Соотношение плановых, внеплановых
и незапланированных
Рис. 2.3 Соотношение плановых,
внеплановых и
Рассмотрим деятельность ТО Роспотребнадзора по осуществлению надзора по отдельным направлениям.
Остается стабильным качество воды
источников централизованного
Удельный вес нестандартных проб воды из источников по санитарно-химическим показателям составил в 2010 г. -3,7%, 2011г. -14%, 2012 г- 9 % водопроводной сети по санитарно-химическим показателям составил в 2010 г. -1,3%, 2011г.- 8,6%, 2012 г- 5%. Нестандартность воды по санитарно-химическим показателям объясняется высоким содержанием в природных подземных водах сульфатов, хлоридов, нитратов, общей жесткостью; введением санитарно-гигиенического мониторинга, увеличением количества мониторинговых точек на сельских водопроводах, за счет увеличения лабораторных исследований (в 2010 г. вода исследовалась по 15 показателям, 2011 г. по 20 показателям, в 2012 г по 26 показателям).
Загрязнение атмосферного воздуха является одним из главных факторов риска для здоровья населения. ТО Роспотребнадзора осуществляет систематический контроль за состоянием атмосферного воздуха на поднадзорной территории.
Так, в 2011 г. отобрано и исследовано 1200 проб атмосферного воздуха, что в 3,4 раза больше, чем в 2010 г. При этом удельный вес проб воздуха, не соответствующих гигиеническим нормативам составил 2,1% . Эти данные свидетельствуют о том, что усиление контроля со стороны ТО Роспотребнадзора (увеличение числа проб) повлекло улучшение состояния атмосферного воздуха (уменьшилось число проб воздуха, не соответствующих гигиеническим нормативам).
Состояние почвенного покрова на поднадзорной территории – это еще одно важное направление контроля. В 2011 г. на 14% больше, чем в 2010 г. увеличилось количество отобранных и исследованных проб почвы. При этом удельный вес проб почвы, не соответствующих гигиеническим нормативам уменьшился (2010 г. - 5%, 2011 г. – 0%). Это еще один показатель эффективной контрольной деятельности ТО Роспотребнадзора.
Следует отметить, что
источниками загрязнения
ТО осуществляет контроль за использованием пестицидов. В курируемых районах пестициды используются в течение вегетационного периода, без организации их дальнейшего хранения.
Важным фактором, влияющим на уровень заболеваемости населения, является качество продовольственного сырья и продуктов питания.
В 2012 г. снизилось количество отобранных и исследованных проб пищевой продукции, по санитарно-химическим показателям, что на 19,6 % меньше, чем в 2011 г., при этом удельный вес проб пищевой продукции, не соответствующих гигиеническим нормативам уменьшился, и составил 3,2%. Санитарно-гигиеническая характеристика водоснабжения, атмосферного воздуха, почвы, продовольственного сырья и пищевых продуктов на курируемых территориях в 2010-2012 гг. представлена в Приложение 2.
ТО проведена значительная работа по профилактике алиментарно-зависимых неинфекционных заболеваний населения, в т.ч. связанных с дефицитом йода и других микронутриентов. В Локтевском районе, г. Змеиногорске, Змеиногорском и Третьяковском районах на предприятиях хлебопекарной промышленности организовано производство хлеба, обогащенного пищевой добавкой «Йодказеин». Реализация этого хлеба осуществляется в детские дошкольные, школьные образовательные, оздоровительные учреждения, среди населения. Школьники получают витаминизированные и поливитаминные напитки, фиточаи. Проводится С-витаминизация третьих блюд. Организован и проводится лабораторный контроль за наличием в пищевых продуктах микронутриентов.
С 2007 г. усилен надзор за производством и оборотом алкогольной продукции, минеральных вод.
В результате проводимых профилактических мероприятий в Локтевском районе, г. Змеиногорске, Змеиногорском и Третьяковском районах в 2010-2012 гг. не зарегистрировано массовых отравлений, связанных с употреблением спиртосодержащих непищевых жидкостей.
ТО Роспотребнадзора осуществляет контроль за состоянием условий труда работающих. Специалисты ТО согласовывают с работодателями списки работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам. Осуществляется контроль за прохождением периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. В 2010 г. медицинскому осмотру подлежало 4410 человек, фактически осмотрено 4405 человек, что составило 90,8%, в результате проведенной работы выявлен 1 больной с профессиональным заболеванием.
В 2011 году медицинскому осмотру подлежало 3106 человек, было осмотрено 2921 человек, что составило 94%, выявлено 2 больных с профессиональным заболеванием.
В 2012 году медицинскому осмотру подлежало 3205 человек, было осмотрено 3200 человек, что составило 99,8 % выявлено 2 больных с профессиональным заболеванием.
Для проведения Роспотребнадзором проверок Минздравсоцразвития России приказом от 16.07.2012 г № 764 утвердило новый Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства.
Административные процедуры осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора включают в себя надзор за выполнением требований санитарного законодательства (Приложение 2 к Регламенту), санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 7 Регламента).
В соответствии со ст. 50 Закона № 52-ФЗ при выявлении нарушений санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) руководитель проверяющего органа в течение 24 часов дает гражданам и юридическим лицам предписания (п. 7.14 Регламента):
- об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
- о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции (в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов);
- о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
- о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами;
- о выполнении работ
по дезинфекции, дезинсекции и
дератизации в очагах
В предписании устанавливаются сроки его исполнения, обязательные для выполнения проверяемым лицом.
Виды нарушений и меры административной ответственности за них представлены в Приложении 3.
В 2010-2012 годах территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в Локтевском районе, г. Змеиногорске, Змеиногорском и Третьяковском районах проведена работа по применению мер административного принуждения за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В таблице 2.6 отражены меры административного воздействия за санитарно-эпидемиологические нарушения в 2010-2012 гг.
Таблица 2.6
Показатели мер
Меры административной ответственности |
2010 |
2011 |
2012 |
Темпы роста, % | |
2011/2010 |
2012/2011 | ||||
Число наложенных штрафов, всего (ед) |
142 |
280 |
291 |
197 |
103 |
Число взысканных штрафов, всего (ед) |
144 |
279 |
283 |
194 |
101 |
Сумма наложенных штрафов, всего (руб) |
298300 |
611600 |
693600 |
205 |
113 |
Сумма взысканных штрафов, всего (руб) |
322885 |
619600 |
686100 |
189 |
110 |
Улучшение показателей исполнения мер административного воздействия достигнуто за счет постоянного проведения планомерной работы по повышению знаний должностных лиц ТО Роспотребнадзора в области юридического обеспечения.
На рис. 2.4. показано количество штрафов наложенных на юридические лица.
Рис. 2.4. Количество наложенных штрафов на юридические лица за 2010-2012 гг.
Из рисунка 2.4 видно, что за 2010-2012 гг. произошло увеличение наложенных штрафов на юридических лиц. Этот факт объясняется изменениями в законодательстве об административной ответственности, а также активизацией контролирующей и надзорной функции специалистов ТО Роспотребнадзора
ТО Роспотребнадзора в 2012 г. применялись санкции по 33 статьям КоАП РФ, что составило 58,9% от делегированных 56-ти (в 2011 г. – 18 из 46 – 39,1%).
Одной из мер административного воздействия на нарушителей санитарного законодательства является передача материалов для судебного рассмотрения.
В рассматриваемом периоде данная мера использовалась должностными лицами ТО Роспотребнадзора при проведении контрольных мероприятий (табл. 2.7).
Таблица 2.7
Деятельность ТО Роспотребнадзора по передаче материалов для судебного рассмотрения в 2010-2012 гг.
Меры ответственности |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Итого за период |
Дела, переданные на рассмотрение в суд (ед.) |
4 |
4 |
6 |
14 |
Как следует из представленных в таблице 2.7 данных, передача материалов контрольных мероприятий для судебного рассмотрения не является широко распространенной мерой административного воздействия на нарушителей санитарно-эпидемиологического законодательства.
Как было отмечено выше, на территории, подведомственной ТО Роспотребнадзора, имеются два санитарно-карантинных пункта пропуска, расположенных на Международном автомобильном пункте пропуска (МАПП) через государственную границу РФ.
Согласно Административному
регламенту по осуществлению санитарно-
Санитарно-карантинный контроль при въезде на территорию РФ включает: опрос членов экипажа, пассажиров о наличии жалоб на состояние здоровья; проверку документов в части, касающейся санитарно-карантинного контроля; термометрию (при наличии подозрения на инфекционное заболевание) членов экипажа и пассажиров; принятие решения об отказе на ввоз товаров, грузов, въезд людей; введение плана оперативных мероприятий на случай выявления больного, подозрительных на заражение особо опасными инфекционными заболеваниями.