Платежи за загрязнение окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2014 в 15:42, контрольная работа

Описание работы

Платность природопользования является одним из принципов природопользования, составной частью экономического механизма охраны окружающей природной среды и одним из источников финансирования экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды.
Актуальность темы данной работы связана с необходимостью, в условиях коренного преобразования всей эколого-экономической системы в нашей стране, корректировки нормативно правовых документов, обеспечивающих расчет, сбор и поступление платежей за загрязнение окружающей среды в федеральный и региональные бюджеты.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Механизм взимания платежей за загрязнение окружающей среды в РФ
1.1. Система платежей за загрязнение окружающей среды……………………………..4
1.2. Ставки экологических платежей……………………………………………………..7
1.3. Показатели измерения массы загрязняющих веществ……………………………..11
1.4. Расчёт платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от
стационарных источников………………………………………………………………..13
1.5. Уменьшение размеров платежей …………………………………………………...15
Заключение………………………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Экономика регионального природопользования.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

   Органы охраны окружающей  среды в данном случае должны предъявить не иск о возмещение ущерба, а произвести расчёт и предъявить плату за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды или в пределах установленных лимитов.

   Иски о возмещении ущерба, причиненного государству загрязнением  окружающей природной среды предъявляются органами Госкомэкологии России в случае аварийного (залпового) сброса загрязняющих веществ в водоём.

    Кроме платы в пределах  установленных лимитов, штрафных  санкций на руководителей предприятий  и должностных лиц, ст.84 Закона «Об охране окружающей природной среды» предусматривает наложение штрафа в административном порядке на предприятие в суммах от 50 до 500 рублей.

    Платежи за загрязнение  окружающей природной среды, размещение  отходов, осуществляемые в пределах  лимита, финансируются за счёт себестоимости продукции (работ, услуг), сверхлимитные – за счёт прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей.

    Расчёт платежей за  предусмотренные законодательством  виды вредного воздействия на  природную среду производится организацией исходя из объемов загрязнения, связанных с её деятельностью. В данном случае не имеет значения, находятся ли различные стационарные и передвижные источники загрязнения природной среды в личной собственности (владении) этой организации, привлечены ли на условиях аренды или получены каким-либо иным способом. Указанные организации должны получить в установленном порядке разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов. При этом плата вносится как за сверхнормативные, так и за нормативные выбросы загрязняющих веществ.

 

 

 

1.2. Ставки экологических платежей.

 

  Постановлением Правительства  Российской Федерации от 28 августа 1992 года № 632 предусмотрено два  вида нормативов платежей (ставок  платы) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов:

 

   - базовые  нормативы платы  и 

 

   - дифференцированные нормативы  платы, учитывающие экологическую  ситуацию в соответствующем регионе. 

 

 

   Базовые нормативы платы  устанавливаются по каждому ингредиенту  загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учётом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения и уровня цен, действующих на момент установки базовых нормативов.

   Под базовыми нормативами  платы за загрязнение окружающей  среды и размещение отходов понимаются ставки платежей, определенные для:

 

  - каждого из загрязняющих  веществ на основе их показателей  относительной агрессивности и  удельных ущербов от загрязнения  окружающей среды (атмосферы или  водного объекта) условными загрязняющими веществами  и

 

  - каждого из классов опасности  отходов и помещенные в нормативный  документ для последующего расчета  природопользователями дифференцированных  ставок, учитывающих экологическую  ситуацию в конкретном регионе.

 

 

   Действующие в настоящее время базовые нормативы платы (ставки платежей) за загрязнение окружающей среды и размещение отходов содержатся в Постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления».

    В Постановлении Правительства  РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах  платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объеты, размещение отходов производства и потребления» содержатся два вида базовых нормативов платы по каждому веществу и отходам каждого класса опасности:

 

   - нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, другие  виды вредного воздействия в  пределах (допустимых) установленных  нормативов лн i баз; 

 

   - нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов) лл i баз.

 

    В связи с отсутствием  действующих нормативов предельно  допустимых объемов размещения  отходов, нормативы платы за размещение отходов устанавливаются только за объёмы размещения в пределах установленных лимитов.

    Ставки платежей за  загрязнение окружающей среды  в пределах лимита в целях  стимулирования уменьшения воздействий  на окружающую среду сформированы  как пятикратные в ставки платы в пределах норматива лл iбаз.  = 5*   лн iбаз. (1).  

 

   Нормативы платы за сверхлимитное  загрязнение окружающей среды  и сверхлимитное размещение отходов  не установлены. Введены нормативы  санкций за загрязнение окружающей  среды и размещение отходов сверх установленных лимитов, которые рассчитываются природопользователем на основании базовых нормативов платы как пятикратный норматив платы за сбросы, выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов в пределах лимита лсл iбаз = 5 * лл iбаз (или лсл iбаз = 25 * лн iбаз. (2). для загрязнения атмосферы и водных объектов). 

   В связи с изменением  уровня цен на природоохранное  строительство и по другим  направлениям природоохранной деятельности  к нормативам платы за загрязнение  окружающей природной среды применяются коэффициенты индексации платы. Ставки экологических платежей будут изменяться ежегодно путём последовательного умножения базовых ставок 2003 года на коэффициенты инфляции, установленные Законами о государственном бюджете.

    Так, если Законом о государственном бюджете на 2004 год установлена инфляция 12 %, то базовую ставку следует умножать на коэффициент инфляции равный 1,12. В 2005 году базовую ставку платежей необходимо умножить на 1,12 и на коэффициент инфляции, который установлен соответствующим федеральным законом на 2005 год и т.д.

   Дифференцированные ставки  платы за загрязнение определяются  умножением базовых нормативов  платы на коэффициенты, учитывающие  экологические факторы по территориям  и бассейнам рек – лi = лi диф = лi баз* Кэс  (3).  

    Для стимулирования снижения  уровня загрязнения окружающей  среды увеличиваются:

 

   1) Коэффициенты экологической  ситуации и экологической значимости атмосферного воздуха, водных объектов и почвы в 2 раза для природопользователей, расположенных: 

 

   - в зонах экологического  бедствия,

 

   - районах Крайнего Севера  и местностях, приравненных к  районам Крайнего Севера,

 

   - на территории национальных  парков, особо охраняемых и заповедных  территориях, эколого-курортных регионах, а  также 

 

   - на территориях, по которым  заключены международные конвенции.

 

   2) Коэффициенты экологической  ситуации и экологической значимости  атмосферного воздуха в 1,2 раза  для природопользователей, осуществляющих  выбросы загрязняющих веществ в атмосферу городов и крупных промышленных центров.

 

 

   Действующими нормативными  актами предусмотрена уплата  нескольких видов экологических  платежей. К ним относятся: 

 

   - плата за выбросы в  атмосферу загрязняющих веществ  от стационарных и передвижных источников;

 

  - плата за сбросы загрязняющиз  веществ в поверхностные и  подземные водные объекты; 

 

  - плата за размещение отходов;

 

  - плата за другие виды  вредного воздействия на окружающую  среду (шум, вибрация, электромагнитные  и радиационные воздействия).

 

 

  Определение конкретных размеров указанных платежей зависит от объёма выброса (сброса) загрязняющего вещества и объёма размещенных отходов (далее по тексту – загрязнение). При этом следует иметь в виду, что базовые нормативы платы и конкретные ставки платы, устанавливаемые на их основании в регионах, определены не только по видам загрязняющих веществ, но и в зависимости  от того, произошло загрязнение в пределах установленных норм или с их превышением. Соответственно в последнем случае размер ставок значительно выше. 

   Иными словами, установлены  два вида базовых нормативов  платы по каждому виду загрязняющего  вещества (отхода) с учётом степени  вредного воздействия и опасности  для окружающей природной среды  и здоровья населения:

 

    а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

 

   б) за выбросы, сбросы загрязняющих  веществ, размещение отходов, другие  виды вредного воздействия в  пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

 

   Базовые нормативы платы  устанавливаются по каждому ингредиенту  загрязняющего вещества (отхода), ввиду  вредного воздействия с учётом  степени опасности их для окружающей  природной среды и здоровья  населения.

   Для отдельных регионов  и бассейнов рек устанавливаются  коэффициенты к базовым нормативам  платы, учитывающие экологические  факторы – природно-климатические  особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

    Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

    Плата за загрязнение  окружающей природной среды в  размерах, не превышающих установленные  природопользователб предельно  допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объёмы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путём умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

    Плата за загрязнение  окружающей природной среды в  пределах установленных лимитов  определяется путём умножения  соответствующих ставок платы  на разницу между лимитными  и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объёмами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. 

    Плата за сверхлимитное  загрязнение окружающей природной  среды определяется путём умножения  соответствующих ставок платы  за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы  выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объёмов размещения отходов, уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

    Платежи за предельно  допустимые выбросы, сбросы загрязняющих  веществ, размещение отходов, уровни  вредного воздействия осуществляются  за счёт себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их – за счёт прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

   Предельные размеры платы  за загрязнение окружающей природной  среды сверх предельно допустимых  нормативов устанавливаются в  процентах от прибыли, остающейся  в распоряжении природопользователя, дифференцированно по отдельным отраслям народного хозяйства с учётом их экономических особенностей. 

    Если указанные платежи, определенные расчетно в соответствии  с «Порядком определения платы  и её предельных размеров за  загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия», равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, органами санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предприятия, учреждения, организации.

 

 

 

1.3. Показатели измерения массы загрязняющих веществ.

 

  При определении размеров  платежей за загрязнение атмосферы  стационарными источниками:

 

  - в качестве нормативов выбросов  выступают нормативы предельно  допустимых выбросов загрязняющих  веществ в атмосферу по каждому  веществу по предприятию в целом (ПДВi) в т/г;

 

   - в качестве лимитов выбросов  выступают временно согласованные  выбросы загрязняющих веществ  в атмосферу по каждому веществу  по предприятию в целом (ВСВi) в т/г. 

 

 

   При определении размеров  платежей за сброс загрязняющих веществ в водные объекты:

 

  - в качестве нормативов сбросов  выступают нормативы предельно  допустимых сбросов загрязняющих  веществ в водный объект по  каждому веществу по предприятию  в целом (ПДСi) в т/г; 

Информация о работе Платежи за загрязнение окружающей среды