Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:28, реферат
Опасность - центральное понятие как сферы безопасности жизнедеятельности, так и промышленной безопасности. Под опасностью понимаются явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить вред здоровью человека, ущерб окружающей природной среде и социально - экономической инфраструктуре, т.е. вызывать нежелательные последствия непосредственно или косвенно. Другими словами, опасность - следствие действия некоторых негативных (вредных и опасных)факторов на определенный объект (предмет) воздействия.
Оценка состояния технической безопасности ряда объектов угольной, горнометаллургической промышленности показала, что большая часть производств не соответствует надлежащему уровню безопасности.
Кроме того, предприниматели и руководители предприятий в сложных экономических условиях вынуждены сокращать расходы. При отсутствии правовых ограничений они делают это в первую очередь за счет расходов на безопасность.
Ухудшение положения в области промышленной безопасности также обусловлено слабым механизмом ответственности предприятия за нарушения требований безопасности. Нормы, содержащиеся в КЗОТе, административном и уголовном кодексах, явно недостаточны и ориентированы на административно-командную систему управления. Например, в них не предусмотрена ответственность опасных предприятий за нарушение требований лицензии, несвоевременное предоставление декларации безопасности, непредоставление соответствующей информации и за многие другие нарушения.
Поскольку промышленная безопасность как самостоятельная область права появилась недавно, то и контроль в этой области российским законодательством почти не регулируется.
Однако, учитывая мировую практику в части правового обеспечения промышленной безопасности, в Российской Федерации введен с 1996 года принципиально новый подход в части обеспечения безопасности людей и защиты окружающей среды, основанный на процедуре декларирования безопасности промышленных объектов.
Для обоснования безопасности
проекта особо опасного промышленного
объекта или действующего особо
опасного промышленного объекта, определения
характера и масштабов
В настоящее время действуют следующие документы, регламентирующие процедуру декларирования безопасности:
1. Положение о декларации
безопасности промышленного
2. Временное руководство
по организации работы
3. Временное требование
к идентификации объектов, связанных
с повышенной опасностью (утверждены
14.09.95 министром РФ по делам
чрезвычайных ситуаций и
Кроме того, необходимо учитывать действующие в смежной области регулирования вопросов обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций и промышленной безопасности нормативные акты:
1. Указ Президента РФ
от 19 августа 1993 г. № 1267 “Об
особенностях приватизации и
дополнительных мерах
2. Постановление Правительства
РФ от 21 марта 1994 г. № 223 “О
сертификации безопасности
3. Систему сертификации
безопасности взрывоопасных
Порядок разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации был подготовлен с учетом замечаний заинтересованных министерств и ведомств (Госкомсанэпиднадзора России, Роскомнефтехимпрома, Минтопэнерго России, Роскомметаллургии, Госкомоборонпрома России, Госстроя России, Госстандарта России и др.) и утвержден приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. № 222/59.
Рассмотренные нами в п. 11.1-11.13 элементы регулирования промышленной безопасности в виде отдельных фрагментов также присутствуют в российских законах, относящихся к смежным отраслям права, таким как природоохранная, санитарная, законодательство об охране труда, а также в законах профилирующих и специальных отраслей права.
Важное значение для проведения оценки опасности и прогнозирования возникновения возможных аварий и их последствий имеет наличие систематизированной информации по учету и расследованию аварий. Предприятия обязаны давать информацию только по категорийным авариям в соответствии с Инструкцией по расследованию аварий. В Основах законодательства об охране труда впервые появилось требование об учете аварий. Правда, это касается аварий, повлекших за собой несчастные случаи (статьи 3, 9). Статья 6 Федерального Закона “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” предусматривает в обязательном порядке гласность и информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Наиболее полно в
Правовые основы обязательной сертификации продукции и услуг с целью обеспечения контроля безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества установлены в Законе о сертификации. В ст. 7 указано, что обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ.
Достаточно ново для российского
законодательства — введение разрешительной
системы для регулирования
Проведение обязательной
экспертизы включено в Законы “Об
охране окружающей природной среды”
и “О местном самоуправлении в
РСФСР”. Соответствующими статьями регулируется
необходимость обязательного
Большое внимание в законодательстве любого демократического государства уделяется информированию и участию населения и органов местного самоуправления в вопросах управления экологической и промышленной безопасностью. Почти все законы, имеющие отношение к вопросам промышленной безопасности и принятые в России после 1991 г., включают статьи, обязывающие информировать государственные органы и общественность по вопросам, которые регулируются тем или иным законом.
Особое место в российском законодательстве занял принятый 20 июня 1997 года Государственной думой Федеральный Закон “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” [68]. Таким образом Россия ликвидировала пробел в этой отрасли права, отстав на 15 лет от стран Европейского сообщества.
Настоящий Федеральный Закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО) и направлен на предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих ОПО, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Федеральный Закон позволит повысить уровень обеспечения безопасности проектируемых и действующих промышленных объектов, эффективно использовать новые, апробированные мировым сообществом методы регулирования промышленной безопасности, улучшить информирование властей, специально уполномоченных органов, населения и общественности об опасностях промышленных объектов, способствовать предотвращению крупных промышленных аварий.
Федеральный Закон предусматривает, определяет и устанавливает:
лицензирование опасных видов деятельности в области промышленной безопасности;
сертификацию технических устройств, применяемых на ОПО;
требования промышленной безопасности к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию ОПО;
требования промышленной безопасности к эксплуатации ОПО;
требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО;
производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
техническое расследование причин аварии;
экспертизу промышленной безопасности;
разработку декларации промышленной безопасности;
обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО;
федеральный надзор в области промышленной безопасности в целях проверки выполнения требований промышленной безопасности;
ответственность лиц, виновных в нарушении законодательства в области промышленной безопасности.