Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:42, дипломная работа
Динамичный рост парка автомобилей во всех развитых странах приводит к постоянному накоплению изношенных автомобильных шин.
Объем их переработки методом измельчения не превышает 10%. Большая часть собираемых шин (20%) используется как топливо.
Динамичный рост парка автомобилей во всех развитых странах приводит к постоянному накоплению изношенных автомобильных шин.
Объем их переработки методом измельчения не превышает 10%. Большая часть собираемых шин (20%) используется как топливо. Вышедшие из эксплуатации изношенные шины являются источником длительного загрязнения окружающей среды:
Вместе с тем, амортизированные автошины содержат в себе ценное сырье: каучук, металл и текстильный корд.
Проблема переработки
изношенных автомобильных шин и
вышедших из эксплуатации резинотехнических
изделий имеет большое
В настоящее время, все известные методы переработки шин можно разделить на две группы:
Физические методы переработки отличаются способами измельчения, которые можно представить в виде схемы на рис. 1.
Рис.1. Классификация способов измельчения шин и резинотехнических изделий.
В настоящее
время все большее значение приобретает
направление использования
Установление взаимосвязи
между размерами частиц материала,
их физико-химическими и
Процесс измельчения, несмотря на кажущуюся простоту, очень сложный не только по определению характера, величины и направления нагрузок, но и по трудности количественного учета результатов разрушения.
1.1.1 Низкотемпературная технология утилизации шин
При низкотемпературной обработке изношенных шин дробление производится при температурах – 60 ºС … – 90 ºС, когда резина находится в псевдохрупком состоянии. Результаты экспериментов показали, что дробление при низких температурах значительно уменьшает энергозатраты на дробление, улучшает отделение металла и текстиля от резины, повышает выход резины. Во всех известных установках для охлаждения резины используется жидкий азот. Но сложность его доставки, хранения, высокая стоимость и высокие энергозатраты на его производство являются основными причинами, сдерживающими в настоящее время внедрение низкотемпературной технологии. Для получения температур в диапазоне – 80 ºС ... – 120 ºС более эффективными являются турбохолодильные машины. В этом диапазоне температур применение турбохолодильных машин позволяет снизить себестоимость получения холода в 3-4 раза, а удельные энергозатраты в 2-3 раза по сравнению с применением жидкого азота. Технология не внедрена.
Рис. 2 Низкотемпературная технологическая линия переработки шин.
Изношенные автомобильные шины подаются в машину для удаления бортовых колец. После этого шины поступают в шинорез и далее в ножевую роторную дробилку. Затем следует магнитный сепаратор и аэросепаратор. Для охлаждения порезанные и предварительно очищенные куски резины подаются в холодильную камеру, где охлаждаются до температуры – 50 ºС...– 90 ºС. Холодный воздух для охлаждения резины подается от генератора холода воздушной турбохолодильной машины. Далее охлажденная резина попадает в роторно-лопаточный измельчитель, откуда она направляется на повторную очистку в магнитный сепаратор и аэросепаратор.
Технология основана на явлении "псевдосжижения" резины при высоких давлениях и истечении её через отверстия специальной камеры. Резина и текстильный корд при этом отделяются от металлического корда и бортовых колец, измельчаются и выходят из отверстий в виде первичной резино-тканевой крошки, которая подвергается дальнейшей переработке: доизмельчению и сепарации. Металлокорд извлекается из камеры в виде спрессованного брикета.
Рис. 3. Бародеструкционная технологическая линия переработки шин.
Автопокрышка подаётся под пресс для резки шин, где режется на фрагменты массой не более 20 кг. Далее куски подаются в установку высокого давления. В установке высокого давления шина загружается в рабочую камеру, где происходит экструзия резины в виде кусков размерами 20-80 мм и отделение металлокорда.
После установки высокого давления резинотканевая крошка и металл подаются в аппарат очистки брикетов для отделения металлокорда (поступает в контейнер) от резины и текстильного корда, выделение бортовых колец. Далее остальная масса подаётся в магнитный сепаратор, где улавливается основная часть брекерного металлокорда. Оставшаяся масса подаётся в роторную дробилку, где резина измельчается до 10 мм.
Далее вновь в кордоотделитель, где происходит отделение резины от текстильного корда и разделение резиновой крошки на две фракции:
менее 3 мм;
от 3 до 10 мм.
Отделившийся от резины текстильный корд поступает в контейнер.
В случае если резиновая крошка фракцией более 3 мм интересует потребителя как товарная продукция, то она фасуется в бумажные мешки, если нет, то она попадает в экструдер-измельчитель.
После измельчения вновь в кордоотделитель, текстильный корд – в контейнер, а резиновая крошка – в вибросито, где происходит дальнейшее её разделение на три фракции:
I – от 0,3 до 1,0 мм;
II – от 1,0 до 3,0 мм;
III – свыше 3,0 мм.
Фракция резиновой крошки более 3 мм возвращается в экструдер-измельчитель, а резиновая крошка I и II фракции отгружается покупателю.
1.1.3. Механическая переработка шин.
В основу технологии переработки заложено механическое измельчение шин до небольших кусков с последующим механическим отделением металлического и текстильного корда, основанном на принципе "повышения хрупкости" резины при высоких скоростях соударений, и получение тонкодисперсных резиновых порошков размером до 0,2 мм путем экструзионного измельчения полученной резиновой крошки.
Рис. 4. Механическая технологическая линия по переработке шин.
Технологический процесс включает в себя три этапа:
На первом этапе технологического процесса поступающие со склада шины подаются на участок подготовки шин, где они моются и очищаются от посторонних включений.
После мойки шины поступают в блок предварительного измельчения - агрегаты трехкаскадной ножевой дробилки, в которых происходит последовательное измельчение шин до кусков резины, размеры которых не превышают 30х50 мм.
На втором этапе предварительно измельченные куски шин подаются в молотковую дробилку, где происходит их дробление до размеров 10х20 мм. При дроблении кусков обрабатываемая в молотковой дробилке масса разделяется на резину, металлический корд, бортовую проволоку и текстильное волокно.
Резиновая крошка с
выделенным металлом поступает на транспортер,
с которого свободный металл удаляется
с помощью магнитных
На третьем этапе
куски резины подаются в экструдер-измельчитель.
На этой стадии обработки происходит
параллельное отделение остатков текстильного
волокна и отделение его с
помощью гравитационного
По выходу из экструдера - в вибросито, и где осуществляется рассев порошка на три фракции:
I – от 0,5 до 0,8 мм;
II – от 0,8 до 1,6 мм;
III – дополнительная фракция - 0,2...0,45 мм (поставка по заказу).
1.2. Химические методы переработки автомобильных шин
Химические методы переработки – это методы, приводящих к глубоким необратимым изменениям структуры полимеров. Как правило, эти методы осуществляются при высоких температурах и заключаются в термическом разложении (деструкции) полимеров в той или иной среде и получению продуктов различной молекулярной массы.
Классификация химических методов представлена на рис. 5.
Рис. 5. Химические методы переработки шин и резиносодержащих изделий.
1.2.1. Сжигание
При прямом сжигании шины, грубоизмельченные или целиком, сжигают в избытке кислорода. Иногда грубоизмельченные шины добавляют к другому сжигаемому материалу для повышения его теплотворной способности.
Сжигание шин производится в
первую очередь в цементной
Ряд недостатков сжигания шин лежит
в самой природе данного
С точки зрения экологии использование изношенных шин для получения энергии оценивается неоднозначно. При сгорании резины покрышек генерируется широкая гамма чрезвычайно токсичных соединений, кроме того, образуются гидроксильные окислы серы, углерода, и азота, которые являются инициаторами кислотных дождей, а также сажа, которая, хотя и не является токсичным элементом, но из-за высокой сорбционной способности, поглощает вредные соединения, и становится весьма токсичной.
Метод сжигания шин неперспективен также с энергетической точки зрения: с учетом КПД при сжигании легковой шины количество энергии примерно равно получаемой от сжигания 3 л. нефти, а энергия, накопленная в шине, равна энергии, получаемой при сжигании 27-30 литров нефти (21 литр расходуется на изготовление сырья и 6 литров на процесс переработки). Кроме того сжигание шин в печах осложняется тем, что в состав шин входят металлические элементы – бортовые кольца, металлокорд, шипы противоскольжения.
Одним из главных недостатков переработки сжиганием является тот факт, что при сжигании изношенных шин, как и при сжигании нефти, уничтожаются химически ценные вещества, содержащиеся в материале изношенных шин.
Косвенный метод сжигания основан на том, что для процесса сжигания поступает газ, полученный в процессах переработки изношенных шин. Энергия горючего газа используется для получения горячей воды или водяного пара при помощи теплообменников.
1.2.2. Пиролиз
Пиролиз – технология переработки, альтернативная сжиганию. В наиболее развитых странах (США, Японии, Германии, Швейцарии и др.) уже довольно длительное время эксплуатируются опытно-промышленные установки по пиролизу шин мощностью 7 – 15 тыс. т. в год по сырью.
Пиролиз кусков шин и резиновой крошки осуществляется в среде с недостатком кислорода, в вакууме, в атмосфере водорода в присутствии катализаторов и без них, в реакторах периодического и непрерывного действия, в псевдокипящем слое при различных температурах.
Так при термообработке целых
и измельченных шин наиболее высокий
выход масел наблюдается при 500
°С, при 900 °С отмечается наибольший выход
газа. При этом выход продуктов
определяется только температурой, а
не размерами кусков шин. Из тонны
резиновых отходов можно
Информация о работе Совершенствование методов переработки автомобильных шин