Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:42, дипломная работа
Динамичный рост парка автомобилей во всех развитых странах приводит к постоянному накоплению изношенных автомобильных шин.
Объем их переработки методом измельчения не превышает 10%. Большая часть собираемых шин (20%) используется как топливо.
В дальнейшем было предложено более простое решение: использовать для охлаждения экструдера либо охлажденную до 5 – 10°С воду, либо тосол с температурой – 10°С. Это позволило снизить удельные энергозатраты при измельчении шинной резины в экструдерах “Berstorff” до 400 кВт.ч/т [10]. Полученный в этих условиях измельченный продукт содержит более 70 вес.% мелкого рыхлого порошка. Интересно отметить, что по данным электронной микроскопии структура такого мелкого порошка американской шинной резины практически не отличается от структуры активного порошка, полученного измельчением российской шинной резины в роторном диспергаторе. Аналогичными параметрами характеризуется измельчение резины в двухшнековых экструдерах ZSK-типа.
Измельчение шинной резины в некоторых других двухшнековых экструдерах, в частности в экструдерах с конусными шнеками, не позволяет получить высокодисперсный порошковый материал. При переработке кусков резины размером 10 – 20 мм в экструдерах-измельчителях “ЭИ-4” фирмы “Росполимер” (Москва) содержание высокодисперсных частиц (размером менее одного мм) также не превышает 10-12 вес.%. Однако, эти экструдеры и укомплектованные ими линии с успехом используют для грубого дробления, т.е. получения шинной крошки с размером частиц 1-5 мм.
3. РАЗРАБОТКА НЕПРЕРЫВНОГО
3.1. Технико-экологические
Известен технологический
К недостаткам известного способа
следует отнести наличие
Известен способ утилизации резиновых отходов в среде инертного теплоносителя - кварцевого песка (2). Способ включает пиролиз отходов резины в реакторе при температуре 500 – 700°С, отделение твердой фазы, разделение жидкой и газообразной фаз путем конденсации и сжигание последней для поддержания процесса пиролиза.
Недостатком этого способа является высокая энергоемкость и низкая производительность вследствие цикличности процессов загрузки-выгрузки в реактор и неизбежных при этом потерях тепловой энергии.
Известна также технология переработки
резиновых отходов методом
К недостаткам способа следует отнести высокую температуру разложения резиновых отходов, достигающую 1600°С и цикличность процесса переработки, что существенно увеличивает энергетические затраты.
Следующий способ – деструкция резиновых отходов методом разложения в реакторе в среде перегретого пара (4). Способ включает предварительную подготовку и пиролиз изношенных шин под избыточным давлением в среде перегретого водяного пара. При этом пар берут в количестве 18 – 110% от массы отходов, а полученную углеродистую твердую фазу измельчают до размера частиц 0,001 – 0,210 мм. Жидкую фазу отделяют вместе с паром и смешивают с 23,0 – 55,8 мас.% измельченной углеродистой фазы с получением жидкого топлива. Технологический процесс разложения включает периодическую загрузку резиновых отходов в реактор и выгрузку из него твердой углеродистой фазы через шлюзовые камеры. Термическую деструкцию проводят при температуре 400 – 500°С. Газы деструкции вместе с водяным паром конденсируют, а неконденсирующиеся газы направляют на сжигание в топку парогенератора для поддержания процесса пиролиза.
Жидкий конденсат после
Недостатком известного способа является цикличность процесса переработки резиновых отходов и, как следствие, низкая производительность и большие потери тепловой энергии, неизбежные при периодической загрузке сырья в реактор и выгрузке из него твердой фазы.
Известно устройство (5) для термического разложения углеводородного сырья, в том числе старых автомобильных шин. Устройство содержит пиролизную камеру - накопитель, который размещен в печи обращенным вниз открытым торцом. Печь содержит верхнюю часть в виде колпака с двойными стенками и нижнюю часть - днище, соединенное с верхней частью коническим разъемом с уплотнениями. Накопитель образует с боковыми стенками и потолком печи общий зазор, соединенный патрубками для подвода и отвода продуктов пиролиза.
Недостатком устройства является низкая производительность и эффективность, обусловленная цикличностью процесса разложения, связанная с периодической загрузкой сырья и выгрузкой твердой фазы из камеры - накопителя.
Известна также печь для пиролиза
автомобильных шин (6). Устройство содержит
верхнюю и нижнюю части, соединенные
посредством конического
Недостатком конструкции печи является цикличность работы и высокие энергопотери, связанные с необходимостью периодического нагрева печи до рабочей температуры после очередной загрузки шин и последующего охлаждения при выгрузке твердой фазы продуктов деструкции.
Наиболее близко к разрабатываемому устройству устройство для переработки резиновых отходов методом пиролиза под избыточным давлением в среде перегретого водяного пара, которое и взято за прототип (7). Устройство содержит вертикальный реактор с верхней шлюзовой камерой с люком (затвором) для загрузки шин и шнековый транспортер выгрузки твердой фазы. Посредством привода транспортер кинематически связан со шлюзовым люком нижней камерой разгрузки. Реактор через трубопровод с краном и расходомером функционально связан с парогенератором, а также с конденсатором и накопительной емкостью - отстойником жидкой фазы.
В реактор через шлюзовую камеру
периодически загружают шины, закрывают
люк-затвор. Одновременно от парогенератора
через кран и расходомер подают перегретый
водяной пар под избыточным давлением
и осуществляют термолиз по заданному
режиму. Газообразные продукты пиролиза
в смеси с водяным паром
конденсируют в конденсаторе. Неконденсирующиеся
газы через кран и расходомер направляют
на сжигание в топку парогенератора.
Образующийся конденсат из конденсатора
сливают в накопительную
3.2. Описание способа и устройства-
В качестве прототипа разрабатываемого
способа был выбран способ переработки
изношенных шин, осуществляющий пиролиз
под давлением в среде
Пиролиз проходит при отрицательном давлении в реакторе в интервале 0,01 – 0,1 атм. в режиме непрерывной загрузки шин и выгрузки твердой фазы. Шлюзовые камеры заполняют водой с возможностью загрузки (6) и выгрузки (7) реактора (3), заполняют водой с образованием водяного затвора. Парогазообразную фазу дополнительно подвергают каталитическому крекингу. Жидкую фазу в количестве 25-30% сжигают в реакторе для поддержания процесса пиролиза. Устройство для переработки изношенных шин содержит вертикальный реактор со шлюзовой камерой для загрузки шин, средство выгрузки твердой фазы и функционально связанные с реактором конденсатор парогазовой фазы и накопительную емкость-отстойник жидкой фазы с краном и расходомером. Устройство снабжено шлюзовой камерой выгрузки. Шлюзовые камеры загрузки и выгрузки выполнены с водяными затворами с возможностью герметизации реактора. Шлюзовая камера загрузки снабжена транспортером загрузки, который на входе и выходе водяного затвора оборудован прижимными вальцами. Реактор дополнительно снабжен патроном каталитического крекинга и оборудован печью с горелками. Корпус печи выполнен коническим в виде направляющей для нанизывания шин на вершину конуса с транспортера загрузки. В основании конуса печи смонтирован кольцевой инфракрасный излучатель из жаропрочной стали. Изобретение позволяет повысить производительность процесса переработки изношенных шин и снизить удельные энергозатраты.
Шины при подготовке рассекают в поперечном кольцевом сечении в радиальном направлении, а в процессе пиролиза перемещают в реакторе сверху вниз и разгибают в ленту при выгрузке на выходе из реактора.
На рис. 7. приведена принципиальная схема устройства-прототипа для осуществления способа.
Рис. 7. Схема устройства-прототипа
Устройство содержит участок 1 для подготовки шин 2, реактор 3 с теплоизоляционной стенкой 4 и патроном каталитического крекинга 5, шлюзовые камеры загрузки 6 и разгрузки 7 с водяными затворами 8, цепной загрузочный транспортер 9 с крюками захвата 10 и прижимными вальцами 11, ленточный разгрузочный транспортер 12 с магнитным сепаратором 13 для отделения металлических включений 14 и бункер 15 складирования углеродистой фазы 16. Функционально с реактором 3 связан конденсатор 17 с вытяжным вентилятором 18, емкость-отстойник 19 с кранами 20, 21 и промежуточным баком 22, трубопроводом 23. Печь 24 реактора 3 с вертикальной перегородкой 25, дымоходом 26, спиральным дымоходом 27, вытяжной трубой 28, кольцевым инфракрасным излучателем 29 и горелками 30.
Указанный способ и устройство позволяют вести процесс парового термолиза резины в непрерывном режиме, исключив циклическую остановку реактора на период загрузки исходного сырья и выгрузки твердых продуктов разложения из рабочей зоны. Непрерывность процесса деструкции достигают посредством отсечения рабочей зоны реактора от внешней среды посредством водяных затворов в шлюзовых камерах загрузки и выгрузки, что позволяет вести процесс термолиза в стационарном режиме, не останавливая реактор разложения. При этом смачивание шин водой, при прохождении водяного затвора камеры загрузки, благоприятно влияет на кинетику последующего разогрева отходов резины до температуры разложения (280-500°С). Рабочую температуру в зоне разложения реактора, после выхода на режим, поддерживают за счет собственного источника энергии - сжигания газовых и части жидких продуктов разложения отходов. При этом жидкую фазу деструкции резины, для целей энергообеспечения процесса разложения, используют в количестве 25-30% от полученного объема, а газовую составляющую продуктов разложения полностью сжигают в печи реактора. Таким образом, достигается высокая экологическая безопасность и экономичность процесса утилизации резиновых отходов.
Существенно, что паровой термолиз
ведут при отрицательном
В процессе деструкции резины вместе с летучей парогазовой фазой выделяется мелкодисперсная сажа, улавливаемая посредством сменного цеолитового патрона, которым дополнительно оборудован реактор. При этом патрон пропитан солями металлов с переменной валентностью (Ni, Co, Сr, Сu и т.п.), что обеспечивает каталитический крекинг органической составляющей парогазовой фазы и повышает экологическую безопасность процесса утилизации изношенных шин.
Информация о работе Совершенствование методов переработки автомобильных шин