Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 12:42, дипломная работа
Динамичный рост парка автомобилей во всех развитых странах приводит к постоянному накоплению изношенных автомобильных шин.
Объем их переработки методом измельчения не превышает 10%. Большая часть собираемых шин (20%) используется как топливо.
В настоящее время такие линии наиболее распространены, т.е. имеются во многих странах. Назовем некоторые из фирм, занимавшихся или занимающиеся разработкой, изготовлением и эксплуатацией линий этого типа: “SIMP” (Франция), “Hot-Lap” (Германия), “Granutech-Saturn Systems Corporation” (США), “Sin Sheng Kuang Electric & Machinery Industrial Co., Ltd” (Тайвань), “Hyndai Motors” (Южная Корея), “Salvadori” (Италия), ОДО “Астека” (Болгария), “Konings Rubber Ttchnology BY” (Голландия), ГУП НИИШП и ОАО “Тушинский машиностроительный завод” (Москва, Россия), ГНПП “КОРД-ЭКС” (Пермь, Россия), “Ermafa Kunststofftechnik Chemnitz GmbH&Co” (Германия) и многие другие. Переработки автопокрышек на таких линиях обычно состоят из:
Для этого на первом этапе используют шредеры, ножевые или фрезерные дробилки; на втором (для отслоения корда) – молотковые или валковые дробилки, а также сепараторы, и на третьем этапе – мельницы тонкого помола. Обращает внимание, что на линии фирмы “Konings Rubber Ttchnology BY” (Голландия), а также линии тайваньской фирмы “Sin Sheng Kuang ” , которая, по-видимому, создавалась при непосредственном участии Голландской фирмы, шредер и роторная установка для отслоения корда размещены в одном блоке, что создает определенные удобства при эксплуатации. Интересную конструкцию имеют роторы, используемые на этих линиях для отслоения корда и подвергающиеся в процессе переработки шиной резины наиболее сильному абразивному износу. Во время работы преимущественно стачиваются расположенные на поверхности ротора выступы. Каждый такой выступ выполнен в форме сменной накладки, что существенно облегчает ремонт роторов.
Производственная мощность рассматриваемых линий составляет 6000 – 10000 тонн/год, стоимость – от 1,2 до 2,0 млн. дол. США. Конечным продуктом является резиновая крошка с размером 0,3 – 5 мм с монолитной структурой частиц. Удельные энергозатраты на получение такой крошки составляют 450 – 800 кВт.ч./т. К наиболее часто встречающимся недостаткам линий следует отнести недостаточно эффективные системы охлаждения блоков переработки. Например, на линии фирмы “Konings Rubber Ttchnology BY” для увеличения отвода тепла из блока грубого измельчения и сдвигового отслоения резины от корда применяют введение определенного количества воды непосредственно внутрь блока. Естественно, что это приводит к образованию интенсивного парового выброса с примесями токсичных веществ. Неэффективный отвод тепла от перерабатываемого материала характерен и для многих других линий переработки изношенных автопокрышек. Например, на линии Тушинского машиностроительного завода основной причиной, затрудняющей работу линии в непрерывном режиме, является перегрев резины на стадии отслоения ее от корда и на стадии тонкого измельчения резины в экструдерах “ЭИ-4” и “ЭИ-5”.
Относительно низкой стоимостью отличается
линия по переработке автопокрышек,
разработанная российско-
Для первой стадии процесса переработки предлагается поставка участка со следующим набором оборудования: а) станок для шероховки шин, с помощью которого осуществляют отделение и измельчение протекторной резины до первого слоя корда; б) две борторезки (для шин размером менее 18 дюймов и от 18 и 22 дюймов) для разделения шины на два бортовых кольца, две боковины и центральную, протекторную часть и в) гильотина, обеспечивающая разрезание боковин и протекторной части на мелкие сегменты. Оборудование этого участка может быть установлено либо в стационарном помещении, либо на автомобильном шасси. В последнем случае оно может быть использовано без подключения ко внешней электросети. В зависимости от конструкции гильотины на данном оборудовании можно получать куски покрышек размером либо 10 × 10 см, либо 2,5 × 2,5 см, либо еще более мелкие куски. Стоимость такого участка при производительности до 1 тонны в час, включая вибросита с магнитосепаратором и циклоном, не превышает 100 тыс. дол. США.
Дальнейшая переработка
На технологической линии, разработанной фирмой ГНПП “ЭКОРД-ЭКС” (г.Пермь, Россия), переработку изношенных автопокрышек осуществляют с использованием бародеструкционной (БД) технологии. Эта технология, защищенная несколькими патентами РФ [3], основана на явлении “псевдоожижения” резин в условиях интенсивного объемного сжатия. В состав линии входит 3 модуля: модуль отслоения металлокорда и получения грубой резино-тканиевой крошки, модуль измельчения и модуль фракционирования и упаковки полученного порошка. Автопокрышки от легковых автомобилей весом до 20 кг перерабатываются по БД технологии целиком без предварительного разрезания на части. Шины от грузовых автомобилей предварительно режутся с помощью гильотинного пресса на доли (части) весом до 20 кг, которые далее помещают в цилиндрическую камеру пресса и с помощью плунжера подвергают интенсивному сжатию. При этом значительная часть резины вместе с синтетическим кордом выдавливается из камеры в виде резино-тканиевой крошки через небольшие отверстия в днище камеры. Крошку подвергают доизмельчению, а корд отслаивают от резины и затем отделяют с помощью вибросепаратора. Образовавшийся в камере пресса брикет из металлической проволоки и остатков резины подвергают переработке в двух аппаратах, которые отделяют проволоку от остатков резины. Полученную резиновую крошку разделяют на вибросите на несколько фракций размером 0,3 – 1,0 мм; 1,0 – 3,0 мм и 3 – 10 мм. Для доизмельчения грубой фракции и превращения ее в активный дискретно девулканизованный порошок используется роторный диспергатор “ЭКОРД-230 АР2М”.
В настоящее время в России
находятся в эксплуатации две
такие линии. Они используются
для переработки покрышек
Следует упомянуть еще об одной технологии переработки автопокрышек при нормально температуре – технологии озонного разрушения, разработанной Троицкой технологической лабораторией (г.Троицк, Московская обл.) и Институтом химической физики им.Н.Н.Семенова РАН. При ее разработке был использован хорошо известный эффект растрескивания резины в газовом потоке, содержащем озон. Для реализации технологии созданы специальные установки, в которых автопокрышки или их фрагменты подвергают одновременно воздействию озона и деформированию. При этом происходит эффективное отслаивание резины от корда и ее разрушение на отдельные частицы размером 1 – 10 мм. Более подробно технология рассмотрена в работе [4].
Под высокими температурами понимают в данном случае те специфические для каждого типа резины температуры, при которых в резинах начинается термоактивированный распад полисульфидных или других межмолекулярных связей. Например, для изопреновых резин высокими температурами следует считать температуры выше 140°С, для резин на основе этиленпропилендиенового каучука – температуры выше 200°С и т.д. Интерес к столь высоким температурам определяется, прежде всего, тем, что термоактивированный распад межмолекулярных связей облегчает механическое разрушение резины и, тем самым, приводит к снижению удельных энергозатрат на измельчение. Однако, большинство существующих методов измельчения не удается применять при столь высоких температурах из-за постепенного налипания перерабатываемой резины на режущие лезвия, на применяемые для ударного разрушения молотки и на стенки камеры измельчения. Пожалуй, единственным исключением является метод сдвигового измельчения, который в случае изопреновой резины применяют даже при 180–190°С, а в случае этиленпропилендиеновой резины при 240 – 250°С. Именно поэтому в данном разделе рассмотрены линии переработки покрышек с использованием технологии сдвигового измельчения, именно, реализуемой при достаточно высокой температуре.
Технологическая линия, разработанную Институтом химической физики им.Н.Н.Семенова РАН, ЗАО “РОДАН” и ОАО”Вибротехника” (Москва) для переработки изношенных автопокрышек и получения из них активного резинового порошка, порошковых композитных модификаторов и других коммерчески ценных материалов. На этой линии высокотемпературное сдвиговое воздействие применено на двух основных этапах переработки: при отслоении шинной резины от корда и при тонком измельчении резины.
В процессе работы над этим проектом
специалисты указанных
Отметим основные особенности переработки
изношенных автопокрышек с помощью
рассматриваемой
Однако, основное количество активного порошка получают при переработке резины в диспергаторе “ЭКОРД-230 АРМ”. В этом устройстве образование порошка происходит при температуре 160-180оС, а содержание активного шинного порошка (левый максимум на кривой распределения порошковых частиц по размерам, рис.8) достигает в этом случае 80-85 вес.%. Общие удельные энергозатраты на этой стадии не превышают 200 кВт.ч./т.
Для увеличения скорости отвода тепла от перерабатываемого материала и обеспечения длительной эксплуатации диспергаторов “ЭКОРД-230 АРМ” и “ЭКОРД-9,0 ОМ”, на внутренней поверхности камер измельчения и на внешней поверхности шнеков (роторов) размещают несколько съемных гильз, каждая из которых имеет внутренние каналы для циркуляции жидкого хладоагента. Такое конструктивное решение позволяет при диаметре ротора 230 мм и температуре используемой в камере хладоагента воды +20°С увеличить производительность при измельчении резины до 200 – 230 кг/час и поддерживать температуру выгружаемого порошка не выше 40°С.
Особый интерес представляет, так
называемый, процесс соизмельчения
шинной резины с другими полимерными
или низкомолекулярными материалами,
кода в диспергатор “ЭКОРД-230 АРМ”
одновременно загружают куски шинной
резины и куски (или гранулы других
веществ. Для этого на рассматриваемой
линии предусмотрена система
двойной дозированной подачи в диспергатор
предназначенных для
При переработке покрышек на линии фирмы “Berstorff GmbH” (Ганновер, Германия) отслоение резины от корда осуществляют с помощью дробильных вальцев. Затем, после сепарации корда резину подвергают высокотемпературному сдвиговому измельчению в двухшнековом экструдере. Впервые измельчение резины в экструдере ZE-типа было осуществлено еще в 1986 году [7] специалистами НПО “Норпласт” (Москва) и фирмы “Berstorff GmbH”. Как выяснилось с самого начала, измельчение в этом и в некоторых других двухшнековых экструдерах позволяет получать очень тонкие порошки резины и других полимеров. Однако, у двухшнековых экструдеров наблюдаются существенные затруднения с отводом тепла из зоны измельчения.Измельчение в экструдере происходит только в тех микроучастках, где осуществляется зацепление шнеков друг за друга, т.е. в зонах расположения кулачковых элементов. Такое случайно-статистическое измельчение вдоль шнеков с неизбежностью приводит к тому, что часть уже измельченного материала в следующих зонах снова монолитизируется и снова измельчается. В результате, увеличиваются удельные энергозатраты на получение порошка и увеличивается количество выделяющегося тепла. Кроме того, система охлаждения шнеков не слишком эффективна. По приведенным в работе [8] данным, система охлаждения шнеков экструдера почти в 3 раза менее эффективна, чем система охлаждения корпуса. Поэтому специалисты фирмы “Berstorff” провели большую работу с целью увеличения скорости отвода тепла из зоны измельчения экструдера. Сначала они предложили выводить из экструдера перерабатываемый материал, когда его температура достигает 130 – 150°С, охлаждать его воздушным потоком в специальных теплообменниках на 40 – 60°С и снова вводить в экструдер для доизмельчения [9]. Созданная для этого установка оказалась слишком дорогой, а удельные энергозатраты дополнительно возросли из-за необходимости неоднократного нагрева перерабатываемого материала.
Информация о работе Совершенствование методов переработки автомобильных шин