Труд в природе как метод экологического воспитания детей среднего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Содержание работы

1.Введение

2. Теоретическая часть

2.1. Содержание знаний о труде людей в природе для детей среднего дошкольного возраста , их значение . методика формирования

2.2. Педагогические и гигиенические требования к организации труда детей в природе

2.3. Содержание труда по уходу за животными , выращиванию растений , природоохранительного труда в средней группе

2.4. Обучение детей среднего дошкольного возраста труду в природе, методика работы в средних группах

2.5. Организация и методика руководства самостоятельной трудовой деятельностью детей 4-5 года жизни в природе

3.Заключение

4. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Кон. раб по экологии 2013.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

 Необходимо обеспечить  правильную позу детей в труде.  Так, при переноске воды, лейки  или ведра нужно носить в  обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать  выпрямленным. Важно, чтобы дети  не находились долгое время  в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Для того чтобы труд не утомлял детей, нужно соблюдать  правила гигиены труда. Летом  рекомендуется работать в нежаркие часы дня -- утром и вечером. Во время  работы нужно следить, чтобы поза детей была правильной. Так, при рыхлении гряд граблями следует держать тело выпрямленным; при переноске воды лейки или ведра должны быть в обеих руках.

Нужно чередовать виды работы. Так, например, посадку и прополку можно чередовать с рыхлением  земли граблями и т. д. Инвентарь  должен соответствовать возрасту детей.

После всякой работы, независимо от того, где она производилась-- на земельном участке или в  уголке природы, дети должны тщательно  мыть руки с мылом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Содержание труда по уходу за животными, выращиванию растений, природоохранительного труда в средней группе

 

Для определения содержания труда детей в природе я  использовала действующую Программу  воспитания и обучения детей в  детском саду под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Трудовое воспитание в программе является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. Ставится задача постепенного развития у детей ( с учетом возрастных возможностей) интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

Эти задачи решаются через  ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие  детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особо подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.

Дошкольники средней  группы уже имеют некоторый опыт выполнения трудовых заданий в уголке природы. Задача педагога – воспитывать у детей настойчивость и привычку прилагать трудовые усилия для достижения цели, навыки несложной коллективной работы. Детей этого возраста необходимо постепенно готовить к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (определенная почва, солнечный свет, тепло, влага и т.д.). При этом надо заботиться о том, чтобы дети испытывали радость от труда.

Воспитанники средней  группы должны самостоятельно поливать комнатные растения, пользуясь меркой, установленной воспитателем, обтирать растения с кожистыми листьями, рыхлить землю в цветочных горшках. Дети приучаются самостоятельно кормить рыбок и птиц по установленной мерке, помогают воспитателю убирать клетки (моют поилки, кормушки, вместе с воспитателем чистят клетки). Дети принимают участие в уборке участка: сгребают листья, разгребают снег на дорожках и т. д.

На пятом году жизни  детей продолжают обучать технике  полива: поливать растения по мере необходимости; поливать водой комнатной температуры; увлажнять одинаково всю землю, наклонив лейку ближе к поверхности земли; при этом выясняют, какому растению необходимо больше воды — маленькому или большому. Дети делают вывод: чем больше растение, тем больше надо поливать. Следует также учить ребят определять потребность земли во влаге на ощупь. Дети должны знать, что сухая почва твердая, рассыпается, мокрая земля - темная. Накапливая соответствующий опыт, дети сами пытаются установить необходимость поливки, опираясь на внешний вид растений (упругость листьев, стеблей). Полезно побеседовать с детьми и о том, что растения весной усиленно растут, появляются новые побеги, листья, цветы, их надо больше поливать.

В уголке природы дети ухаживают за животными с помощью  воспитателя. Они должны знать, какой  корм необходим животным (белке, кролику, хомяку, черепахе), как он называется, где и как хранится.

Под контролем воспитателя  дети готовят корм: нарезают листья капусты, корнеплодов, рвут траву, по мерке  дети насыпают корм рыбкам, зерна птицам. Дети должны знать дозировку пищи и уметь распределять ее в течение суток. В средней группе увеличивается количество и разнообразие рыбок в аквариуме, помещают рыбок наших водоемов: серебрянку, карпа, линя и разновидности золотой рыбки.

В уголке природы можно  организовать общую уборку, распределить работу между детьми: помыть поилки, кормушки, горшки и поддоны, протереть листья растений, полить, порыхлить землю в горшках.

В средней группе формы  организации детей в процессе труда те же, что и в младшей. Большое место занимают индивидуальные поручения, но они носят более длительный характер. Дети могут выполнять поручения в течение 2—3 дней. Навыки детей средней группы еще очень несовершенны, поэтому необходимо постоянное внимание воспитателя к способам работы, чтобы не нанести ущерба растениям и животным.

Дети среднего дошкольного  возраста становятся все более самостоятельными в связи с приобретением навыков. Они охотно выполняют трудовые поручения, помогают взрослым; появляются зачатки  чувства ответственности за порученное дело, критическое отношение к результатам своей деятельности.

Все эти особенности  развития детей — основа для усложнения методики руководства их трудом. При  обучении новой трудовой операции воспитатель  в средней группе уже не дает дробного показа. Показывается и объясняется весь процесс целиком, а затем он делится на логические этапы (проложить бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Воспитатель проверяет выполнение каждого этапа. По ходу работы он напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, использует показ или пример других детей при оказании помощи нуждающимся детям. Меняется и характер оценки труда. Теперь не всегда оценка может быть положительной, так как оценивается качество выполнения трудовой операции. Оценку воспитатель дает по ходу труда детей и тут же предлагает исправить ошибки, если они имеются. Постепенно в средней группе педагог учит детей замечать необходимость труда. Он объясняет, почему нужно выполнять ту или иную трудовую операцию: осматривает вместе с детьми растения; проводит пальцем по крупным листьям, выясняя, сильно ли они запылились; находит растения, которые нужно полить. Если в клетке грязный песок, его надо сменить, в аквариуме мало воды — нужно долить и т. д.

 

 

 

 

Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность. Необходимо так организовать труд детей, чтобы он активизировал физические силы и умственную деятельность детей, доставляя им радость, позволял ощущать себя значимым и компетентным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Обучение детей среднего дошкольного возраста труду  в природе, методика работы в средних группах

Осуществляя обучение детей среднего дошкольного возраста труду  в природе, воспитатель сознательно выбирает те приемы и методы, которые способствуют непосредственному восприятию детьми природы и активному овладению навыками.

Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, которые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся и наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя, — рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.

Методы и приемы, используемые педагогом  в работе, соединяются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя  с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.

Применяя тот или иной метод, воспитатель использует множество  различных приемов. Так, например, при  проведении беседы в сочетании с  наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже  известным, вводит элементы игры, применяет пословицы, поговорки и т. п.

Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение  применяется во время наблюдений, в дидактических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др. .

Наблюдение как форму занятия  используют в средней, старшей и  подготовительной группах. Для каждой наблюдения определяют программное  содержание, обязательное для усвоения всеми детьми.

Дидактическая игра

Игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие  дети знакомятся с окружающим их миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется  как метод образовательно-воспитательной работы с ними.

В средней группе, играя, дети узнают предметы (овощи, фрукты) на ощупь. К таким играм относятся «Угадай, что в мешочке?», «Узнай, что в руках?».

Словесные дидактические игры, например «Узнай предмет по описанию», «Угадай, что это?» или «Кто это?», организуют на знакомом детям материале; с их помощью активизируется мышление детей, развивается речь.

Труд как метод воспитательно-образовательной  работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие мышления детей, создает основу для материалистического миропонимания.

Систематический труд на огороде, в  саду, цветнике и уголке природы повышает интерес детей к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию высоких нравственных качеств.

Посильный физический труд оказывает  полезное воздействие на общее развитие детей, совершенствует функции их анализаторов, и в первую очередь двигательного.

К основным приемам, применяемым в  трудовом обучении детей, относятся  ознакомление с трудом взрослых, пример самого воспитателя, поручение детям  различных трудовых операций и проверка их выполнения, оценка проделанной работы воспитателем и всей группой

Труд на земельном участке. Подготавливают участок к выращиванию растений работники детского сада и родители. Они вскапывают землю под огород и цветник, готовят грядки. Дети участвуют в очистке участка и в работах по выращиванию растений.

Дети средней и старшей групп принимают более активное участие в работе. Они сгребают мусор граблями и переносят его в кучу на носилках. С помощью воспитателя они сеют крупные семена гороха, фасоли, свеклы, овса, настурции и других растений, поливают клумбы и грядки, рыхлят землю, наблюдают прополку, собирают спелые овощи.

Формами организации  деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Организация  и методика руководства самостоятельной трудовой деятельностью детей 4-5 года жизни в природе

 

Дети средней группы в труде более самостоятельны. Обучая их новой трудовой операции, воспитатель показывает и объясняет  все задание, а затем делит  его на последовательные этапы (провести бороздку, положить семена, засыпать землей, полить). Следя за выполнением каждого этапа, напоминает о последовательности действий, способах использования оборудования, используя показ, объяснение.

Постепенно дети приучаются к разнообразной самостоятельной работе. Осенью они собирают овощи, крупные зрелые семена цветущих растений, раскладывают их по видам, усваивают обобщенные понятия: «овощи», «фрукты»,― выделяя характерные свойства плодов: цвет, форму, особенности поверхности.

В плодовом саду дети могут участвовать в сборе фруктов (подносят корзины, собирают опавшие плоды), учатся отличать зрелые плоды от незрелых по величине, цвету, плотности. В уходе за садом они помогают воспитателю окучивать деревья, поливают молодые яблони, ягодные кустарники.

Зимой после снегопада  дети расчищают дорожки, очищают  от снега свой участок, сгребают снег для построек и игр.

Уточняются представления  детей о зимующих птицах, их повадках, питании. Воспитанники наблюдают, какие  птицы постоянно прилетают, какие  редко, какой корм больше любят, сколько съедают. Вновь прилетающих птиц дети сравнивают с уже известными, рассказывают о характерных признаках внешнего вида (синица, снегирь, свиристель), готовят для них любимый корм (несоленое сало для синицы, крупу для голубей, косточки с мясом для вороны и т.д.). Дети должны разметать от снега кормовой столик, в начале весны продолжать подкормку птиц.

Характер оценки меняется: воспитатель дает оценку по ходу труда  детей и тут же при необходимости  предлагает исправить ошибку. Он учит ребят понимать необходимость труда, показывает, почему надо выполнить ту или иную трудовую операцию. Осматривает вместе с детьми растения, проводит рукой по крупным листьям, выявляет, что они запылились, нужно вымыть; указывает растение, которое необходимо полить (подчеркивает -- земля серая, сухая); напоминает, что в клетке у животного грязный песок, надо его сменить, в аквариуме мало воды -- нужно долить.

Информация о работе Труд в природе как метод экологического воспитания детей среднего возраста