Труд в природе как метод экологического воспитания детей среднего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Содержание работы

1.Введение

2. Теоретическая часть

2.1. Содержание знаний о труде людей в природе для детей среднего дошкольного возраста , их значение . методика формирования

2.2. Педагогические и гигиенические требования к организации труда детей в природе

2.3. Содержание труда по уходу за животными , выращиванию растений , природоохранительного труда в средней группе

2.4. Обучение детей среднего дошкольного возраста труду в природе, методика работы в средних группах

2.5. Организация и методика руководства самостоятельной трудовой деятельностью детей 4-5 года жизни в природе

3.Заключение

4. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Кон. раб по экологии 2013.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

 

Цель: вызывать интерес  к окружающему миру.

 

Задачи:

 

- расширять знания  о зимующих птицах (учить узнавать  по следу, какой птице он  принадлежит);

 

- обогащать словарный  запас загадками о пернатых;

 

- воспитывать заботливое отношение к птицам, желание заботиться о них.

 

Предварительная работа с детьми:

 

- беседа о зимующих  птицах, наблюдения в природе,  изготовление кормушек, чтение художественной  литературы, рассматривание иллюстраций,  отгадывание загадок, пальчиковая гимнастика.

 

Предварительная работа воспитателя:

 

- на свободном участке  разместить на ветках деревьев  и кустарников плоскостные изображения  птиц (воробей, ворона, сорока, снегирь,  синичка);

 

- рисование следов  птиц около птичьей столовой.

 

Ход прогулки:

 

Ход наблюдения:

 

Ребятки, сегодня мы с  вами пойдем в парк. В парке очень  много птиц, которые остаются у  нас зимовать. Однако, это не простой  парк, здесь птички вырезаны из картона  и разукрашены как настоящие. Поэтому мы не сможем их услышать, и  сами будем имитировать их голоса, распознав их.

 

Послушайте загадки  и попробуйте их разгадать.

 

Эта хищница болтлива,

 

Воровата, суетлива,

 

Стрекотунья белобока,

 

А зовут ее ... (сорока)

 

Какие звуки издает сорока?

 

Окраской – сероватая,

 

Повадкой – вороватая,

 

Крикунья хрипловатая –

 

Известная персона.

 

Кто она? (ворона)

 

Как кричит ворона?

 

 

 

Любит прыгать и летать,

 

Хлеб и зёрнышки клевать,

 

Вместо «Здравствуйте» привык

 

Говорить всем «Чик-Чирик». (воробей)

 

Какие звуки издает воробей?

 

Хоть поменьше воробья,

 

Не боюсь зимы и я,

 

Всем известная вам  птичка.

 

А зовут меня…     (синичка).

 

Какие звуки издает синичка?

 

На берёзу птички сели.

 

И на белом заалели

 

Словно капельки зари

 

Чудо -  птички ... ! (Снегири)

 

Найдите плоские изображения  этих птиц на ветке дерева или кустарника и назовите, на каком дереве они сидят (дети находят этих птиц после отгадки загадок и называют деревья и кустарники, на которых они сидели)

 

Ребятки, обратите внимание на нашу птичью столовую. Сегодня мы будем следопытами: определим, какой птице, какие следы принадлежат. Посмотрите, на снегу множество следов: маленькие, средние, большие.

 

Как вы думаете, кто мог  оставить на снегу самые маленькие  следы? Конечно, они принадлежат  самым маленьким птицам - воробью  и синичке. А эти побольше. Как вы думаете, кому они принадлежат? Ну, конечно же, они принадлежат сороке-белобоке. А кто мог оставить вот эти большие следы? Наверное, здесь ходила крупная птица, потому что снег под ней немного провалился. Интересно, что это за птица? Правильно, ворона.

 

А это зимующие или  перелетные птицы?

 

Есть ли у них враги?

 

Вот так вот, даже не увидев птичек, мы смогли определить по следам, кто прилетал в птичью столовую. А нам пора возвращаться в детский  сад, на участок.

 

Трудовая деятельность.

 

Расчистка снежных построек от снега.

 

Цель: воспитывать любовь к труду и дружеские взаимоотношения.

 

Подвижные игры.

 

«Вороны»

 

Цель игры: Развивать  у детей слуховое внимание, умение двигаться в соответствии со словами  стихотворения, упражнять в правильном произношении звука [р], учить говорить то громко, то тихо.

 

Xод игры: Дети изображают  ворон, они стоят посреди участка  и выполняют движения в соответствии  с текстом, который говорит  нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар»  произносят все дети.

 

 

 

Приложение  №3

Стрекоза

 

Материал: семена (крылатки) ясеня, клена; семена яблока; сухая веточка любого дерева; пластилин.

Ход работы.

Взрослый загадывает детям загадку о стрекозе и  показывает изготовленную им игрушку - стрекозу. Затем предлагает внимательно  рассмотреть ее и сказать, из чего она сделана. Обращает внимание детей на то, что у стрекозы продолговатое брюшко, тонкие прозрачные крылья, большие выпуклые глаза.

После рассмотрения игрушки-образца  воспитатель показывает, как создается  игрушка, вместе с детьми уточняет последовательность работы. Из пластилина (или глины) нужно вылепить продолговатое брюшко и округлую голову, из семян яблока сделать глаза и расположить их в верхней час-ти головы. Хвост стрекозы сделать из сухой веточки и прикрепить к брюшку сзади. Крылья стрекозы - крылатки ясеня (или клена) вставить попарно в боковые части брюшка; усы и лапки сделать из тонкой проволоки.

Затем, ребята сами выполняют  поделку. Взрослый подсказывает им.

В итоге проводятся анализ выполненной работы.

 

 Бабочка

 

Материал: желудь (желательно небольшого размера, овальной формы), листья деревьев, ягоды шиповника, веточки или проволока, пластилин или клей.

Ход работы. Все детали бабочки

 

делают из определенного  природного материала: для туловища используют желудь, отсоединенный от шляпки; в качестве крыльев - листья, но при этом следует соизмерять величину желудя (туловища) и крыльев (листьев).

Уложив листья в виде крыльев бабочки, их плотно сжимают  у основания и присоединяют к  туловищу, для чего на боковые края желудя (места соединения крыльев с туловищем) накладывают тонкий слой пластилина или клея. Головку бабочки делают из свежей ягоды шиповника. В нее вставляют усики из веток или проволочки и соединяют с туловищем.

В заключение надо обязательно  рассмотреть бабочку, поговорить с  ней и поставить на полочку, чтобы сделать маленькую выставку.

 

 Олень

Цель. Учить детей использовать различный природный материал (желуди, шишки, мох, веточки и др.) для изготовления оленя; познакомить с новым типом  образца - моделью игрушки и способом наглядной фиксации этапов работы над поделкой в виде схемы последовательности действий; развивать умение соединять части игрушек при помощи заостренных веточек (или спичек); продолжать закреплять навыки работы с шилом; воспитывать внимательность и старание в работе.

Материал и инструменты: желудь, еловые шишки, спички, веточки, сосновая хвоя, мох, клей, краски, картон, деревянная дощечка, шило, нож (для воспитателя), кисти, листы бумаги, карандаши.

Подготовка к работе. Воспитатель ножом заостряет  с обоих концов спички для ног и хвоста игрушки, для соединения ее частей, мелко режет сосновую хвою. Затем все это раскладывает на столах вместе с другими природными материалами.

Ход работы. Работа над  поделкой начинается с анализа рисунка  игрушки, выделения отдельных ее частей. Затем воспитатель рисует на доске модель игрушки и предлагает детям нарисовать такую же модель у себя на листках бумаги.

 

Дети рассматривают  модель и выделяют части игрушки. Педагог предлагает им рассказать о  последовательности работы. Сообщает, что теперь он не будет показывать, каким образом изготавливается игрушка, а чтобы запомнить порядок действий, они будут рисовать схему поэтапного изготовления игрушки; объясняет и показывает, как создается на бумаге такая схема: для обозначения частей поделки используют геометрические формы, каждый этап работы обозначают рамкой, а стрелками указывают, с какого этапа надо начинать и каким заканчивать работу. По ходу обсуждения последовательности работы над игрушкой на доске вычерчивают наглядное изображение процесса работы, дети у себя на листках бумаги рисуют такую же схему, которую впоследствии используют как план (см. схему к рис. 20), затем приступают к созданию игрушки.

Для головы оленя берут  желудь, делают в нем шилом три  отверстия: два сверху, в них вставляют  разветвленные веточки - это рога, и одно снизу, в которое вставляют спичку, заостренную с обоих концов для соединения головы с шеей. Затем выбирают две еловые шишки: одну большую для туловища, другую меньшего размера и короче для шеи. Сделав в них шилом по отверстию, вставляют в Отверстие большой шишки спичку, на нее плотно насаживают маленькую шишку, соединяя таким образом туловище с шеей. После этого в шишке-туловище делают еще пять таких же отверстий - четыре для ног и одно для хвоста - и вставляют в них спички. В верхней части шишки-шеи также делают одно отверстие и соединяют спичкой с головой оленя. Мордочку можно нарисовать красками или цветными карандашами.

 

 

 

 

 

 

Приложение  №4

 

 

МЫ ОЧИЩАЛИ  СТАРЫЙ САД

 

Мы очищали старый сад

От вредных насекомых.

В саду увидели отряд

Мальчишек незнакомых.

Они пришли не просто так --

На грядках выпололи мак.

А через час явился в сад

Другой мальчишеский отряд.

Отряд пришел не просто так --

Ребята вытоптали мак.

Мы удивились: как же так?

А на осине два дрозда

Нам объяснили:-- Да, да, да!

Разделение труда.

Так у людей бывает:

Один отряд сажает сад,

Другой его ломает.

 




Информация о работе Труд в природе как метод экологического воспитания детей среднего возраста