Труд в природе как метод экологического воспитания детей среднего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Содержание работы

1.Введение

2. Теоретическая часть

2.1. Содержание знаний о труде людей в природе для детей среднего дошкольного возраста , их значение . методика формирования

2.2. Педагогические и гигиенические требования к организации труда детей в природе

2.3. Содержание труда по уходу за животными , выращиванию растений , природоохранительного труда в средней группе

2.4. Обучение детей среднего дошкольного возраста труду в природе, методика работы в средних группах

2.5. Организация и методика руководства самостоятельной трудовой деятельностью детей 4-5 года жизни в природе

3.Заключение

4. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Кон. раб по экологии 2013.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ ФГБОУ  ВПО 

             «Елецкий государственный университет  им. И.А. Бунина»

Факультет педагогики и психологии (дошкольной)

Кафедра дошкольной и коррекционной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по «Теории  и методике экологического образования детей»

Труд в природе  как метод экологического воспитания детей среднего возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 Студентки 3-го курса

(группы ДП-31) ОЗО 

Колесниковой  Светланы Ивановны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Елец-2013

План:

 

1.Введение

 

2. Теоретическая  часть

 

2.1. Содержание знаний  о труде людей  в природе  для детей среднего дошкольного  возраста , их значение . методика  формирования

 

2.2. Педагогические и  гигиенические требования  к организации  труда детей в природе

 

2.3. Содержание труда   по уходу за животными , выращиванию растений , природоохранительного труда в средней группе

 

2.4. Обучение детей  среднего дошкольного возраста  труду  в природе, методика  работы в средних группах

 

2.5. Организация и методика  руководства самостоятельной трудовой  деятельностью детей 4-5 года жизни в природе

 

3.Заключение

 

4. Список используемой литературы

 

5. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

     Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

 На формирование  личности ребенка положительное,  влияние оказывает труд в природе.  Это наиболее доступный для  детей вид труда, имеющий ощутимый и значимый результат. Ухаживая за растениями и животными, ребенок проявляет заботу о природе. В труде идет активный процесс познания и применения полученных знаний. В процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики. При этом очень важна роль педагога — его умение создать условия, обеспечивающие активность и самостоятельность каждого воспитанника" при знакомстве природой.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Теоретическая  часть

2.1. Содержание  знаний о труде людей  в  природе для детей среднего дошкольного возраста , их значение . методика  формирования

   Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов. Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний. Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними. Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения.

 С усвоением системы  знаний связано развитие у  детей познавательного отношения  к природе. Оно проявляется  в любознательности, стремлении  узнать как можно больше.

 Велика роль знаний  в формировании трудовых навыков  и умений. Зная о потребностях  растений и животных, о том, что это — живые организмы, о которых нужно заботиться, ребенок будет стремиться овладеть различными способами ухода за растениями и животными и правильно выбрать их в том или ином случае.

 Знания о природе  побуждают детей бережно относиться к ней. Добрые дела и поступки подкрепляются осознанием правильности и необходимости такого поведения в целях охраны природы. Однако бережное отношение к природе невозможно сформировать только на основе знаний. Труд в природе является проявлением активной заботы о ней.

 Отсюда вторая задача  — формирование у детей трудовых  навыков и умений. Понимание детьми  необходимости создания тех или  иных благоприятных условий, основанное  на знаниях и подкрепленное  прочными трудовыми навыками  и умениями, создает основу для подлинной любви к природе. Трудовые навыки и умения, приобретенные в детстве, не разрушаются — в дальнейшем они совершенствуются, превращаясь в более сложные виды труда. Труд детей в природе дает реальные результаты. Этим он и привлекает к себе детей, вызывает радость и желание ухаживать за растениями и животными.

 Третья задача —  формирование у детей любви  к природе. Эта задача вытекает  из гуманистической направленности  воспитания в нашем обществе  и необходимости охраны природы  — насущной заботы всего человечества. Бережное отношение к природе предполагает проявление добрых дел и поступков в тех случаях, когда это необходимо, а для этого дети должны знать, как ухаживать за растениями и животными, какие условия создавать для их благоприятного роста и развития. Особое значение для формирования бережного отношения к природе имеют знания о живом организме, умение отличать его от объектов неживой природы.

Знания о  труде взрослых в природе

 Воспитатель рассказывает  детям о способах выращивания  растений и ухода за животными, об охране природы и использовании ее человеком. Ребята узнают об условиях, необходимых для роста и развития растений, о способах обработки почвы, о том, как производятся посев, посадка, прополка, подкормка и хлебных, овощных и других культур.

 В единстве с  накоплением знаний о труде  взрослых происходит формирование  трудовых навыков и умений  у детей. Дошкольники учатся  ухаживать за растениями и  животными в уголке природы,  на участке.

Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при  условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон). Ребята должны знать последовательность времен года.

Все эти знания постепенно усваиваются детьми к концу дошкольного  возраста.

 Бережное отношение  к природе связано с развитием  наблюдательности, т. е воспитывая  у ребенка чувство любви к природе, нужно стремиться к тому, чтобы малыш не проходил мимо того или иного явления, вызывающего тревогу, чтобы он на деле проявлял заботу о природе.

 Формирование бережного-  отношения к природе зависит  и от способности эстетически  воспринимать ее, т. е. уметь видеть и переживать красоту природы. Эстетическое восприятие обеспечивается непосредственным «живым» общением детей с природой. Наблюдение красоты природных явлений — неисчерпаемый источник эстетических впечатлений. Важно показать детям эстетические качества природных явлений, научить их чувствовать прекрасное, высказывать оценочные суждения, связанные с переживанием красоты наблюдаемых явлений.

 Все перечисленные  задачи, стоящие перед воспитателем, тесно взаимосвязаны — необходимо  рассматривать и решать их в комплексе. Сложность и многообразие этих задач требуют от педагога умения использовать разнообразные методы работы с детьми (наблюдение, игра, труд, чтение и рассказывание, организация опытов, беседа и т. д.) в их взаимосвязи.

       Воспитывать трудолюбие и бережное отношение детей к природе -- одна из важных задач общей работы по охране окружающей среды.

      Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

     Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

   Ознакомление дошкольников с природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

     Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей.

    Труд как метод воспитательно-образовательной работы в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растении и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развития мышления, создает основу для материалистического миропонимания.

    Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

   Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, способствует развитию функций анализаторов, и в первую очередь двигательного.

   Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Педагогические и гигиенические требования  к организации труда детей в природе

Для успешного решения  задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. А. С. Макаренко  говорил, что только при хорошей  организации ребенок испытывает радость от труда.

Оборудование для хозяйственно-бытового труда детей. Для того чтобы дети могли принимать посильное участие  в уходе за помещением и вещами, которые имеются в группе и  на участке, а также дежурить по столовой, готовить материалы и пособия для занятий, необходим разнообразный инвентарь.

 Педагогические требования к организации труда в природе. Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

 Важнейшим педагогическим  требованием является организация  разнообразного по содержанию  труда: уход за животными (птицами,  рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание  растений в уголке природы,  труд на участке (в цветнике, на огороде в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

 В процессе труда  необходимо формировать практические  навыки и умения в единстве  со знаниями. Так, например, при  пересадке цветущих растений осенью из грунта в старшей группе воспитатель закрепляет умения различать и правильно называть их (астра, 132 георгина и т. д.). Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растений, формирует навыки пересадки растений (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). При посадке цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их рассмотреть, выделить цвет, величину, форму и т. д., соотнести с изображением цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а затем начать посадку. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

 Важным педагогическим  требованием является осознанность  труда, что предполагает раскрытие  перед ребенком его цели, результатов  и способов их достижения.

 Трудовая деятельность  детей в природе должна систематически  усложняться. Усложняются навыки ухода за растениями и животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

 Трудовая деятельность  должна быть регулярной. Воспитателю  важно приобщить к ней каждого  ребенка.

 Гигиенические требования к организации труда в природе. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Информация о работе Труд в природе как метод экологического воспитания детей среднего возраста