Труд в природе как метод экологического воспитания детей среднего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

Содержание работы

1.Введение

2. Теоретическая часть

2.1. Содержание знаний о труде людей в природе для детей среднего дошкольного возраста , их значение . методика формирования

2.2. Педагогические и гигиенические требования к организации труда детей в природе

2.3. Содержание труда по уходу за животными , выращиванию растений , природоохранительного труда в средней группе

2.4. Обучение детей среднего дошкольного возраста труду в природе, методика работы в средних группах

2.5. Организация и методика руководства самостоятельной трудовой деятельностью детей 4-5 года жизни в природе

3.Заключение

4. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Кон. раб по экологии 2013.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

3.Заключение

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что труд дошкольников в природе является средством воспитания экологически направленной личности и всестороннего развития детей:

-- разнообразный труд  в природе доставляет детям  много радости, удовольствия и  содействует их всестороннему  гармоничному развитию;

--   в процессе  труда у детей воспитываются любовь к природе, бережное, ценностное отношение к ней, уважение к труду взрослых;

--   развиваются  интерес к трудовой деятельности, умение доводить начатую работу  до конца, трудиться сообща, помогать  друг другу, развиваются чувства  коллективизма, взаимопомощи, формируются практические навыки ухода за растениями и животными;

--   труд в природе  расширяет кругозор детей, учит  осознанно-правильному отношению  к объектам природы, создаёт  благоприятные условия для решения  задач умственного и сенсорного воспитания;

-- развиваются интеллектуальные  умения: планировать работу, самостоятельно  подбирать материалы и инструменты,  намечать последовательность операций, распределять их по времени  и между участниками труда,  оценивать результаты работы;

--   в процессе труда развивается двигательная активность детей. Труд закаляет детей физически, делает их более выносливыми, укрепляются мышечная, опорно-двигательная, дыхательная системы организма;

--   в труде удовлетворяются  эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет удовольствие, результаты работы – эстетическое наслаждение, а это основа для воспитания в дальнейшем желания трудиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список используемой литературы

 

1. Вересов Н.Н. Основы  гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников[текст]/ Дошкольное воспитание - 1993. - № 7. - С. 39- 43.

 

2. Детство. Программа развития и воспитания детей  в детском саду  [текст]/В.И. Логинова, Т.И.Бабаева и др.;под ред. Т.И.Бабаевой – СПб., 2002.-203

3. Зацепина В. Планета  Земля - наш общий Дом (из опыта работы) [текст]/ Дошкольное воспитание. - 1996. - № 7. - С. 29-36.

 

4. Мир природы и  ребенок (Методика экологического  воспитания дошкольников) / Под ред.  Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб.: «Детство - пресс», 2000. - 319 с.

 

5. «МЫ». Программа экологического  образования детей [текст]//Н.Н. Кондратьева и др. - 2-е изд., испр. и доп.- СПб: «Детство-пресс», 2001. - 240 с.

 

6. Николаева С.Н. Место  игры в экологическом воспитании  дошкольников. [текст]/ - М.: Новая школа. - 1996. - 48 с.

 

7. Николаева С.Н. Методика  экологического воспитания дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 184 с.

 

8. Смирнова В.В., Балуева  Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в  природу. Экологическое образование  в детском саду: Программа и конспекты занятий[текст]/. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. - 208 с.

 

9. Саморукова П.Г.. Как  знакомить дошкольников с природой[текст]/. М. «Просвещение», 1983 - 208с.

 

10. Васильева М.А., Гербова  В.В., Комарова Т.С. Порграмма воспитания и обучения в детском саду[текст]; под редакцией М.В.Васильевой- М., Мозаика-Синтез, 2007-230с.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №1

Конспект совместной деятельности по организации труда  детей среднего дошкольного возраста в природе - «Уход за комнатными растениями» с использованием пооперационных карт.

 

Задачи:

 

*способствовать закреплению  знаний детей о комнатных растениях  группы: их названиях, отличительных  особенностях внешнего вида и  приемах ухода за ними используя условные обозначения;

 

* способствовать развитию  умения ухаживать за растениями, используя для этого модель  трудового процесса: ставить цель (помочь растению, чтобы оно снова  себя хорошо чувствовало) ; выбирать  предмет труда (растение с опущенными листьями, земля сухая, серая, отбирать инструменты и материал; выполнять трудовые действия в правильной последовательности (лейку держать двумя руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне) ; получать результат (политое растение, которое вскоре будет чувствовать себя хорошо) ;

 

* способствовать воспитанию  желания заботиться о комнатных  растениях, понимания необходимости  помощи живому существу.

 

Материалы используемые на занятии:

 

Демонстрационный- схематические  модели – карточки с условными  обозначениями приемов ухода  за растениями, пооперационные карты.

 

Раздаточный – Фартуки  на каждого ребенка, орудия труда: тряпочки на каждого ребенка, таз с водой, лейки с водой, палочки для рыхления почвы, клеёнки, опрыскиватель.

 

 Обогатить словарь  словами: уход за растениями, полив,  поддон, отстоявшаяся вода, ком земли;  закрепить названия растений: кливия, бальзамин. 

 

Предварительная работа.  Наблюдение за растением (знакомство с  особенностями внешнего вида, строением, наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги, серия опытов на выявление потребности растений во влаге, наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы (знакомство с моделью трудового процесса) .

 

Методические приемы:

 

1. Проблемная ситуация  с использованием игрового персонажа. 

 

2. Беседа с детьми  об основных потребностях комнатных  растений.

 

3. Обследование растений  для выявления отличительных  особенностей внешнего вида и  приемов ухода за ними, с использованием условных обозначений.

 

4. Организация трудового  процесса с использованием моделей  – пооперационных карт.

 

5. Совместный труд  детей, помощь воспитателя. 

 

6. Подведение итога  совместной деятельности.

 

Ход совместной деятельности с детьми.

 

1 часть

 

 Приходит игровой  персонаж Карлсона, грустный (он  влетел в открытое окно при  проветривании во время сончаса). Здоровается с каж-дым ребенком.

 

Воспитатель.  Что-то наш  Карлсон грустный. Давайте спросим, что у него случилось.

 

Карлсон.  Рассказывает свою историю, как он пролетал мимо д/сада и увидел за окнами на подоконниках такие красивые и ухоженные цветы. С ним на крыше живет его единственный цветок, который ему подарил его друг Малыш, но с ним что-то случилось, наверное, он заболел.

 

 Мое любимое растение  было таким красивым, как на  картинке (показывает модель)

 

 

 а теперь стало  вот каким (показывает растение)

 

 

 Не знаю, что с  ним случилось, жалко мне растение, поэтому я и плачу. 

 

Воспитатель. Дети, а вам  жалко растение? Давайте его пожалеем, скажем ему ласковые слова: хорошее, не плачь, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым.

 

Воспитатель. Почему растение Карлсона стало таким? Что нужно  растениям чтобы они чувствовали  себя хорошо? Послушайте, о чем просит растение. Карлсон, за твоим растением нужно ухаживать и оно поправится.

 

Карлсон. А я не умею ухаживать за растениями, и теперь, наверное, мое растение погибнет.

 

Воспитатель.  А мы можем помочь Карлсону? Как? (Можем  научить его ухаживать за растениями.) Будем учить Карлсона правильно ухаживать за растениями? (Будем;)

 

2 часть

 

Воспитатель.  Мы хотим, чтобы растение как себя чувствовало? (Хорошо.) Чтобы оно стало каким? (С детьми проговаривается: чтобы  растение себя чувствовало хорошо, чтобы листики смотрели вверх, чтобы стебелек смотрел вверх, чтобы земля была влажной.) Чтобы не забыть об этом, поставим картинку (модель — растение в хорошем состоянии)

 

 

Воспитатель.  Какое  растение сейчас? (Проводится обследование растения: состояние листьев, стебля, земли.) Чтобы не забыть, какое растение сейчас, поставим картинку (модель растение в неблагоприятном состоянии)

 

 

 Растению нужно  скорее помогать. Что же нам  для этого ещё нужно? Для  этого надо правильно выбрать  инструменты, или предметы-помошники. 

 

Карлсон.  Я знаю, что нужно. (Приносит пустую лейку. Пустая лейка обследуется, обсуждается, почему ее нельзя использовать для полива.)

 

Воспитатель.  Какую  лейку нужно взять? В лейку  вода набирается заранее, чтобы вода отстоялась и была комнатной температуры. А какие ещё предметы- помощники нам нужны, чтобы помочь нашим растениям? Дети называют остальные предметы. Чтобы не забыть, что нам нужно, поставим картинку (модель - средства труда: лейка с водой, клеенка, таз с водой, тряпочки, палочка для рыхления почвы, опрыскиватель)

 

 

 А теперь что  будем делать?

 

Дети: А теперь мы будем  ухаживать за растениями.

 

Воспитатель: Правильно, но для начала, мы должны рассмотреть  выбранные нами для ухода растения (Кливия и Бальзамин) и определить, что любят наши растения и какой  именно для каждого нужен уход. А помогут нам в это схемы-карточки которые приклеены к каждому горшку комнатного растения. (Рассматриваются растения, вспоминают название растения, отличительные особенности внешнего вида, определяются приемы ухода за ними используя условные обозначения.)

 

Карлсон: Ну, а теперь можно начать ухаживать за растениями?

 

 Воспитатель: Да, но  только для этого, нам нужно  вспомнить с чего мы начнем, ведь уход за растением это  не только его полив. 

 

 Дети: Сначала мы  ухаживаем за листьями у кливии мы протираем листья, а у бальзамина опрыскиваем, затем мы протираем горшки, потом моем поддоны, после этого рыхлим почву в горшках и только в последнюю очередь поливаем растения. (Если дети затрудняются в определении последовательности способов ухода за растениями или что то забыли, обратить внимание детей на пооперационные карты)

 

 

 

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо вспомнили все действия по уходу за растениями, теперь можно  приступать к работе, только сначала  нужно всем надеть фартуки и закатать рукава. Сейчас мы распределим кто, какую работу будет выполнять, я буду вам, помогать. (После распределения обязанностей, дети походят к столу с орудиями труда и выбирают себе предмет-помошник) А ты, Карлсон внимательно смотри и запоминай, что делают ребята.

 

Дети выполняют задания  под наблюдением воспитателя, выполнение действий доходит до полива.

 

Карлсон.  Я вспомнил, как поливать, можно я покажу? (Держит лейку одной рукой, льет воду на листья, под корень, хочет вылить сразу всю воду из лейки.)

 

Воспитатель.  Почему нельзя поливать листья? Почему нужно  поливать землю? (Дети объясняют и  показывают, как нужно поливать правильно.)

 

Воспитатель.  Сколько  будем лить воды?

 

Карлсон. Пока вся не кончится! (Дети объясняют, лейку держать двумя  руками, поставить носик на край горшка, лить по всей земле, понемногу, ждать, пока вода впитается и появится на поддоне. Дети, ориентируясь на модель трудового процесса, самостоятельно выполняют полив растений

 

 

 Карлсон вместе  с воспитателем наблюдает за  трудом детей, задает уточняющие вопросы, В случае затруднений педагог приходит детям на помощь. В конце занятия воспитатель с игровым персонажем проверяют, как дети полили растения.)

 

Воспитатель.  Каким  станет растение, если мы за ним правильно  ухаживали? (Дети объясняют.) Чтобы не забыть, поставим картинку (модель - растение в хорошем со

 

 

 тоянии) .

 

3 часть

 

Воспитатель.  Карлсон, твоему растению мы помогли, научили  тебя, как нужно ухаживать за комнатными растениями, теперь оно поправится. Мы показали тебе на некоторых растениях в нашей группы, как нужно ухаживать за растениями, какие условия требуются для разных растений и какой уход, чтобы они стали, как: на картинке. (Показывает модель - растение в хорошем состоянии.) Воспитатель.  Скоро наши растения станут такими же красивыми, здоровыми, как на картинке. (Показывает модель растение в благоприятном состоянии.) Они будут хорошо себя чувствовать. Мы сегодня с вами сделали два добрых дела: помогли растениям (послушайте, что они вам говорят) и научили Карлсона ухаживать за его растением.

 

Карлсон. Спасибо вам, ребята, теперь моё растение всегда будут чувствовать себя хорошо. Я  очень этому рад.

 

 Воспитатель. Ребята, а вы рады, что помогли растениям? (Эмоционально разделить радость  детей.)  Давайте подарим Карлсону в память о нас вот это цветок – Кливию, чтобы его цветку было веселее, чтобы он был не один. А ты, Карлсон, не забывай ухаживать за своими растениями и прилетай к нам ещё! Досвидания! .

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №2

Конспект прогулки в средней группе

«Наблюдение за птичьими следами на снегу»

Информация о работе Труд в природе как метод экологического воспитания детей среднего возраста