Васпитательное значение участка детского сада в развитии детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 07:10, контрольная работа

Описание работы

Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами, — воспитать любовь к родине, а значит, и бережное отношение к родной природе.Достичь этого можно в том случае, если знакомить ребенка с ее тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, красотой цветка, пейзажами родных мест.Восприятие природы помогает развить такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Содержание работы

Введение………………………………………………….……………………….2
Значение участка и его организация…………………….………………………3
Организация участка на территории детского сада…………………………….3
Традиционный огород и фруктовый сад………….……………………………..5
Озеленение участка детского сада……………………………………………….6
Площадка природы………………………………………………………………..8
Экологическая тропа……………………………….……………………………..8
Уголок нетронутой природы……………………………………………………12
Альпийская горка………………………………………………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

кйЛ жйЁГЕйоНЁ Л Е нйГ  юй бжйойЬ∙∙.docx

— 35.80 Кб (Скачать файл)

надписями. Картосхема —  обязательный атрибут экологической  тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми.

Вдоль тропы или вблизи от нее можно:

Посадить типичные для  данной местности деревья и кусты, что поможет показать детям многообразие растительного мира.

 Возле хвойных деревьев, если такие имеются на участке,  посадить новые виды — в  комплексе дети смогут увидеть  и сравнить обычную и голубую  ели, обычную и сибирскую сосны,  кедр, пихту.

Особый интерес для  дошкольников представляет лиственница, имеющая сходство и с лиственными, и с хвойными деревьями. Можно  посадить 2—3 дерева

Посадить экзотическое (не характерное для данной местности) древесное растение: каштан, белую  акацию, пирамидальный тополь, тую  и т.д.

При необходимости спилить  старый тополь, нужно оставить пень высотой 40—50см, а рядом на земле  положить часть ствола (1—1,5м), тогда  может появиться молодая поросль. Если же остатки дерева будут разрушаться, то они станут местом обитания новых  организмов (насекомых, грибов, мхов, лишайников) — оба явления интересны детям  для наблюдения.

Устроить фитоогород — посадить, лекарственные ценные травы (зверобой, чистотел, мяту, подорожник, календулу, мать-и-мачеху и др.).

Посадить редкие, исчезающие растения, занесенные в Красную книгу  или охраняемые.

 Под старой елью (если  такая есть) устроить «барометр»: на пересечении с нижней веткой  укрепить в земле стойку с  условными делениями — место  пересечения ветки и стойки  в момент средней! влажности  воздуха отмечается как нулевое  деление; вверх идут деления,  показывающие сухость воздуха,  вниз — его насыщенность влагой, всякий раз, когда стоит сырая,  дождливая погода, ветка насыщается  влагой и под ее тяжестью  опускается вниз, и наоборот, в сухую погоду поднимается выше нулевой отметки. Это свойство ели и дает повод сделать такой «барометр».

8. Спланировать рябиновую  аллею: неприхотливое, красивое  во все времена дерево полезно  для зрения ребенка (особенно  если в детском саду имеются  слабо видящие дети) — пестрота дерева создает расчлененный фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.

Хорошо, когда на экологической  тропе наряду с растениями есть еще  и объекты животного мира. Необходимо выявлять и учитывать, кто. где и когда появляется на участке детского сада. Это могут быть различные объекты, например:

Под березой или сосной в земле может быть муравейник. Отсутствие наземной части муравейника  делает его незаметным. Необходимо оградить это место и пометить его на картосхеме.

На лужайке или клумбе в теплое время года будут разнообразные  насекомые (пчелы, осы, бабочки, шмели  и др.) — это тоже объект для  наблюдения детей. Один-два больших  камня станут прибежищем для жуков. Отвернув камень, можно увидеть большую  черную жужелицу или другого жука.

В почве живут дождевые черви. Их норки под приподнятыми кусочками земли можно обнаружить на лугу, среди посадок деревьев. Эти места можно пометить на картосхеме.

Хорошим объектом экологической  тропы являются места, посещаемые птицами: деревья, на которых птицы свили  гнезда или заселили скворечники: просматриваемые  участки зданий, где устраивают гнезда И выводят птенцов голуби и воробьи. «Птичий столб» привлекает птиц круглый год: в зимнее время птицы подкармливаются на его кормушках, прячутся в домике от непогоды, летом посещают водопой, который сделан у его основания.

Иногда участок посещают белки, на огороде живет жаба. встречаются следы мышей — все эти явления, если они постоянны. могут быть включены в экологическую тропу. Это же относится и к домашним животным, если они есть на участке детского сада.

Помимо объектов растительного  и животного мира на тропе могут  быть места, предназначенные для  какой-либо деятельности детей и  взрослых:

 Избушка Айболита (станция  «скорой помощи») — место хранения  инвентаря и материалов, с помощью  которых ухаживают за растениями  участка (лейки, секатор, вар  и др.).

Площадка для отдыха —  последний объект тропы, оборудованная  таким образом, чтобы дети могли  посидеть под навесами за столами. Здесь  они не только отдыхают, делятся  впечатлениями, пьют воду, но и могут  заняться изготовлением поделок  из природного материала, изодеятельностью.

Информационные шиты, которые, как правило. сопровождают учебную тропу, на территории детского сада необязательны. Намного важнее иметь паспорт: описание тропы и каждого объекта, а также экскурсоводов из числа педагогов и старших дошкольников, которые могут провести но тропе гостей детского сада.

Уголок нетронутой природы.

«Уголок нетронутой природы» — это еще одно «экологическое пространство», которое может быть создано на участке любого детского сада.Это — небольшая озелененная территория, которая не подвергается никакому воздействию со стороны человека: на ней не делают построек и посадок, не косят траву и не убирают опавшие листья, не вытаптывают слишком частыми прогулками с детьми. На таком уголке участка будет складываться естественный биоценоз — станут произрастать те растения, которые сами посеялись и нашли благоприятные условия. Велел за растениями поселятся насекомые, птицы, В таком месте обязательно

вырастет много дикорастущих трав, с которыми детям интересно  познакомиться (мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, разные злаковые травы, цикорий, крапива, пустырник, пижма и многое другое). Со временем прорастут опавшие семена ближайших деревьев, кустарников. Эта территория будет контрастом, декоративно оформленным газонам (клумбам, рабаткам, которые преобладают в каждом детском саду Она особенно ценна для городского детского сада, удаленного от естественной природы, парков, скверов.

Итак, opганизация в ДОУ различных экологических пространств» — это второе важное условие успешной работы по программе «Юный эколог». Детский сад может выбрать любое из перечисленных «пространств», чтобы наилучшим образом организовать и использовать в деятельности с детьми свою зеленую зону.

Альпийская горка.

Альпийская горка может  стать одной из видовых точек  вашей экологической тропы. В то же время альпинарии самых разных размеров могут рассматриваться и как самостоятельные объекты для наблюдений: они имеют познавательное и эстетическое значение. Растения альпийских горок, как правило, неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке. На примере особенностей этих растений можно рассмотреть их приспособленность к различным условиям окружающей среды, научить детей ухаживать за растениями. Необычность альпийской горки вызывает особый интерес у ребят. Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают. На альпийской горке обычно удачно сочетаются объекты живой и неживой природы, поэтому она может быть использована для проведения занятий по любому блоку программы. И наконец общий вид альпинария, красота растений, сочетание различных красок — все это способствует развитию эстетического вкуса у детей и родителей. Альпийская горка сделает ваш участок оригинальным, неповторимым, при ее оформлении вы сможете совместно с детьми проявить фантазию, творчество, это будет именно ваша альпийская горка, не похожая на другие.

Надо отметить, что сооружения подобного рода стали популярными  не так давно. Однако их количество быстро растет, вероятно, потому, что  альпинарий дает возможность человеку соприкоснуться с «настоящей» природой, не выходя за пределы городов, среда  которых отличается однообразием и  бесцветностью. Поэтому альпийские горки рекомендуются, прежде всего, городским дошкольным учреждениям.

Важной особенностью альпийских горок является то, что они позволяют  разместить на сравнительно небольшом  участке множество разнообразных  растений. Если растения подобраны  правильно, альпинарий будет выглядеть  привлекательно в любой сезон  года — с ранней весны до поздней  осени. К тому же, время от времени  вы можете изменять видовой состав растительности, создавать различные  композиции растений на горке.

Какие же условия требуются  для создания альпийских горок? Безусловно, вы должны заранее правильно выбрать  место для этого сооружения с  учетом экологических условий, сочетания  этого объекта с ландшафтом вашего участка в целом, его сохранности  и т.д. Из экологических факторов следует принять во внимание:

Свет. На вашей горке наверняка  будут растения, по-разному относящиеся  к свету. Светолюбивые виды вы высадите на наиболее освещенных (открытых) участках, теневыносливые — в тени больших камней. Важно также учесть влияние близко расположенных деревьев: они не должны постоянно затенять всю горку. В противном случае на ней сможет расти лишь небольшое число теневыносливых растений.

 

Тепло. Многие растения альпийских горок в природных условиях выдерживают  довольно большие колебания температуры, как правило, они морозоустойчивы. Однако желательно, чтобы зимой горка  была укрыта снегом, что защитит  ее от больших морозов. В летнее время  камни, особенно крупные, сильно нагреваются и затем отдают тепло в окружающую среду. Поэтому возле них температура будет повышенной по сравнению с окружающей территорией. Следовательно, в жаркую погоду растения горки нужно чаще поливать и опрыскивать, чтобы они не перегрелись.

Вода. Многие растения, которые  выращиваются в альпинариях, в природе  довольно долго могут существовать без воды. Это растения с сочными, мясистыми листьями, запасающими  влагу, часто с белым восковым налетом. Их называют суккулентами. Например, молодило, хорошо известное у нас  как «заячья капуста». Такие растения не требуют постоянного полива, более  того, он для них вреден. Поэтому  при высадке растений следует  выделить на горке наиболее сухие (обычно возвышенные) места и наиболее влажные  участки, куда стекает и где скапливается влага, и в соответствии с этим размещать растения. Точно так  же следует учитывать отношение  растений к воде и при поливе. Какие-то растения вы будете поливать чаще, какие-то реже. Отношение растений к воде, как и другие их требования к экологическим условиям, послужит основой для наблюдений, для бесед  с детьми. Необходимо отметить, что  альпийскую горку лучше поливать рассеянным потоком (например, из лейки), а не направленным (из шланга), так  как мощная струя воды может смыть  почву и растения, разрушив экосистему горки.

Почва. Почва для альпинария создается искусственно. Для этих целей может быть использована естественная почва, характерная для вашего региона. Можно добавить в нее выбросы кротов, торф, перегной из листьев, немного песка, дробленый кирпич и каменную крошку (последние увеличивают проницаемость почвы в отношении воздуха и влаги). Специалисты советуют использовать такую смесь: верхний слой естественной почвы + песок + торф в сочетании 2:1:1.

Создание альпийской горки. Выбрав участок, перекопайте поглубже землю, уберите весь мусор, корни растений. Затем разместите на участке почву и камни по своему усмотрению. Подберите камни разного размера, желательно, чтобы преобладали крупные. Хорошо, когда камни немного отличаются и по цвету, и по характеру поверхности. Однако важно не переусердствовать: слишком большое разнообразие камней выглядит как безвкусное нагромождение.

Обычно для альпийских горок подбирают такие растения, как различные виды очитков, луков, гвоздик (особенно стелющиеся формы), молодило, низкорослые астры, кошачья лапка, живучка ползучая, копытень европейский, камнеломки. Среди раннецветущих можно отметить адонис (горицвет) весенний, сон-траву (прострел), гиацинт мышиный, первоцвет обыкновенный, пролеску сибирскую, виды хохлаток, ветрениц (анемон), чистяк весенний и др.

Кроме дикорастущих на альпийской горке можно высадить и некоторые культурные формы растений. Помимо этого, может быть выделен участок с растениями, подлежащими охране в вашем регионе (однако в этом случае нельзя собирать экземпляры растений в естественных условиях, можно обратиться на опытные участки, в ботанические сады, питомники).

Составьте краткое описание растений вашей альпийской горки, указав название каждого, места, где оно  растет в естественных условиях, как  используется человеком, подлежит ли охране, какие требования предъявляет с  точки зрения экологических факторов. Всю информацию занесите в специальный  альбом, куда вы поместите фотографии горки в разное время года, фотографии различных растений, детские рисунки  с натуры. Постарайтесь также сфотографировать насекомых, посещающих растения вашей  горки, детей, которые ухаживают  за ней. Интересно также отснять  «историю» создания альпийской горки, начиная с фотографии места, где создавалась горка, и кончая уже оформленным альпинарием. Это поможет наглядно увидеть плоды вашего труда не только вам и детям, но и родителям, гостям детского сада.

Мини-альпинарий можно создать  и в помещениях детского сада. Мини-альпинарии — это сооружения в поддонах, крупных бетонированных емкостях. На дно емкости поместите слой дробленого щебня, кирпича, черепицы. Этот слой засыпьте торфом, на него выложите почву. Разместите камни, размер которых зависит от размера емкости. Высадите в землю низкорослые растения.

 

Заключение.

Изучив литературу и проанализировав  программы по экологическому воспитанию детей по данной теме, я пришла к  выводу: что большое значение в  обучении ребенка имеет среда, в  которой он проводит длительное время. Она должна быть экологически чистой и безопасной. Дети должны почувствовать  природу, увидеть уникальность флоры  и фауны на примере зеленой  зоны детского сада.

Информация о работе Васпитательное значение участка детского сада в развитии детей