Занятия в процессе ознакомления старших дошкольников с животными Красной книги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически доказать и практически подтвердить положительную роль занятий в процессе ознакомления дошкольников с животными Красной книги.
Задачи исследования:
1.Обобщить теоретические данные по проблеме ознакомления дошкольников с животными Красной книги.
2.Составить характеристику дошкольников с общим недоразвитием речи.
3.Разработать и апробировать серию конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с ОНР с животными Красной книги.

Файлы: 1 файл

Диплом!!!.docx

— 108.19 Кб (Скачать файл)

Введение.

Тема данной работы актуальна, так как современная экологическая  ситуация в нашей стране определяет  острую необходимость формирования нового экологического мышления у дошкольников. Природа окружает ребенка с ранних лет. Мы считаем, что это – источник новых знаний различных природных  явлений. Экологическое воспитание дошкольников предполагает прежде всего воспитание гуманного отношения к природе,  к животному миру. Гуманное отношение к природе формируется: через сострадание, сопереживание.  Необходимо формировать представления детей о количестве  животных находящихся на грани вымирания, о необходимости создавать условия для выживания редких видов. В настоящее время в Красную книгу входят 414 видов редких исчезающих животных. Общение с животными формирует у дошкольников положительные нравственные качества личности. Процесс ознакомления с животными вызывает интерес у детей. Дошкольники любят слушать литературные произведения о животных, с интересом рассматривают иллюстрации, фильмы, включаются в игры, содержанием которых являются представления о животных. Экологическое образование, воспитание и просвещение населения является насущной потребностью дальнейшего развития и процветания человечества. По мнению ученых, оно должно быть непрерывным и всеобщим. В ряде работ в качестве первой ступени системы непрерывного экологического образования рассматривается начальная школа. Но там оно не может заметить дошкольную ступень. Они дополняют, но не взаимоисключают друг друга. Дошкольный возраст отличается особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребенка, его знаний, мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.

Наличие познавательного  интереса к миру животных подтверждается рядом психолого – педагогических исследований (С.Н. Николаева, М.М. Морковская, Н.А. Рыжовой, Л.М. Маневцовой, В.И. и С.Г. Ашиковых.).

 Вместе с тем анализ современной образовательной практики показал, что педагоги уделяют недостаточное внимание проблеме ознакомления дошкольников с исчезающими и вымирающими видами животных. Таким образом на основании данного противоречия была сформулирована следующая проблема:  какова роль занятий в процессе ознакомления дошкольников с животными Красной книги.

Объектом исследования являются формы ознакомления дошкольников с  животными Красной книги.

Предметом исследования является занятие как форма ознакомления дошкольников с ОНР с животными  Красной книги.

Цель исследования теоретически доказать и практически подтвердить  положительную роль занятий в  процессе ознакомления дошкольников с  животными Красной книги.

Задачи исследования:

1.Обобщить  теоретические  данные по проблеме ознакомления  дошкольников с животными Красной  книги.

2.Составитьхарактеристику  дошкольников с общим недоразвитием  речи.

3.Разработать и апробировать  серию конспектов занятий   по ознакомлению дошкольников  с ОНР с животными Красной  книги.

Гипотеза: если в процессе ознакомления дошкольников с животными  Красной книги использовать специально организованные занятия, то возможно повысить уровневые показатели знаний детей  о животных Красной книги.

Методы исследования: анализ литературных источников, беседа с  воспитателем ДОУ, анализ планов воспитательно  – образовательной работы ДОУ, педагогическая диагностика, анализ условий, созданных  в ДОУ для реализации раздела  «Животные Красной книги».

 

 

 

 

 

1.Занятие как основная  форма ознакомления детей с  природой.

Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок  процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические  задачи, содержание, методы и средства обучения).

Занятия являются ведущей  формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Воспитатель  проводит занятия со всей группой  детей в строго отведенное время. Занятия позволяют педагогу формировать  знания о природе в системе  и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

Под руководством воспитателя  на занятиях у детей формируется  система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов  и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными  способами познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать  личный опыт детей, который накапливается  у них вовремя наблюдений, игр  и труда в повседневной жизни.

Как ведущая основная форма  обучения, занятия занимают особое место в системе воспитательной работы в детском саду. Занятиям отводится строго фиксированное  время в режиме жизни детей. Как  правило, это утренние часы, когда  умственная и физическая работоспособность  детей наиболее высокая. С характером умственной и физической нагрузки на занятии согласуется содержание и структура прогулки (отбор и  чередование наблюдений, игр и  труда, сочетание организованной фронтальной  или групповой деятельности с самостоятельной, индивидуальной).

Занятие предполагает определенную организацию.

Занятие проводится со всеми  детьми фронтально. Это требует особого  внимания к его организации и  руководству деятельностью детей. Занятия проводятся в чистом, хорошо проветренном помещении, оборудованном  мебелью в соответствии с ростом детей.

Обстановка, организуемая для  каждого конкретного занятия, должна соответствовать характеру предстоящей  учебной деятельности.

Обучение на занятиях независимо от формы его организации отличается прежде всего программой. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе занятия.

Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется  содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные  общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Типы занятия

Можно выделить несколько  типов занятий, которые принципиально  отличаются друг от друга  дидактическими задачами, логикой построения, ходом  организации и проведения.

Первично – ознакомительный  тип занятий

На протяжении дошкольного  периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека в ней передается детям  на занятиях первично – ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются  ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и  обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении  и не могут быть познаны через  наблюдения. Главным компонентом  таких занятий становятся  различные  демонстрационные и учебные пособия, т.е. наглядность, позволяющая формировать  у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут  быть домашние и дикие животные, обитатели леса и Севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а  также деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области  природопользования и охраны природы. На занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и  растений, учатся их распознавать, узнают об их среде обитания, о приспособленности  к ней, о сезонной жизни, о различных  особенностях поведения.

Обучение детей на таких  занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом  становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ  воспитателя. Во всех вариантах занятий  этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод  экологического воспитания – от слова  воспитателя (его вопросов, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядно, а также понимание связи событий, связи объектов. Продуманное и спланированное слова воспитателя организует содержание занятия, обеспечивает успешный результат обучения.

Занятия первично – ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель  с помощью картин  знакомит с  домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с  несложным сюжетом. Воспитатель  задает детям вопросы типа «кто»  и «что», с помощью которых  обозначает крупные объекты, создает  их образ, просит показать на картине. Затем обращает внимание детей на события, на действия животных (с помощью  вопросов «что делают», «что происходит»). В этой возрастной группе речь воспитателя  – пояснение, короткий эмоциональный  рассказ – преобладает над  речью детей. Педагог дает четкие определения, названия предметов, действий – эти слова и словосочетания он вводит в активный словарь малышей, поэтому постоянно предлагает им повторять то, что произносит сам. В этом возрасте слово воспитателя  хорошо дополнять разными движениями, игровыми действиями («угостить петуха зерном», «дать корове сена» и  др.), звукоподражанием, подвижными играми, в которых дети изображают животных.

В средней группе воспитатель  активизирует речь детей: просит подробнее  отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы  типа «какой», «сколько», «как», предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи. Так же как и в младшей  группе, разнообразить занятия игровыми приемами, включает их в стихи. загадки. На занятиях этого типа большую помощь оказывают знакомые  игровые персонажи – на фоне игры  они побуждают детей к разговору.

Со старшими дошкольниками  занятия первично – ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ним можно рассматривать  картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного  сюжета, рассматривать одновременно несколько картин – этому способствуют и некоторый, уже имеющийся у  детей опыт и круг представлений.

На занятиях  первично – ознакомительного типа можно рассматривать  живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались  в детском саду случайно, поселились ненадолго. Например, кто-то из родителей весной принес ежа, педагог решил отнести животное в ближайший лес (откуда, видимо, он и был взят), но сначала показать его детям. В этом случае во всех группах проводится занятие, на котором дети наблюдают за ежом, кормят, делают несложные опыты, чтобы показать, как он передвигается, как сворачивается, как шипит и подпрыгивает, демонстрирует маскировочную окраску и пр. Потом старшие дети делают доброе дело – относят ежа в лес. Если же еж долго живет в учреждении, то для знакомства с ним планируются циклы наблюдений, которые помогут детям постепенно накопить интересные знания.

В середине занятия воспитатель  планирует физкультминутку или  смену деятельности: разговор с детьми, беседа, являющиеся ведущим компонентом  занятия. утомляют их – необходима разрядка в движении.

Углубленно – познавательный тип занятия

Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях,

полученных детьми во время  наблюдений в повседневной жизни  за объектами природы из непосредственного  окружения, и на которых воспитатель  дополняет знания новыми сведениями, углубляет их демонстрацией приспособительных  зависимостей, экологических связей в природном сообществе. Например, с детьми младшей группы проведен цикл наблюдений за золотой рыбкой. Вслед за этим воспитатель планирует занятие на сравнение живой и игрушечной рыбок, на котором показывает отличие предмета от живого существа, т.е. формирует первоначальное, но достаточно глубокое знание о специфике живого. При этом воспитатель показывает детям существенные признаки живой рыбки, о которых мы уже говорили раньше (сама плавает, сама ест корм, открывает рот, смотрит глазами, живет в воде, из которой ее нельзя вынимать), и допустимую деятельность с ней – за ней интересно наблюдать, ее можно кормить. Игрушечная рыбка сама ничего не может делать (это предмет), но ее можно брать в руки и по-разному с ней играть.

На занятиях этого типа педагог использует картины, модели, муляжи, делает яркие сообщения, читает дошкольникам познавательную литературу. На базе одних и тех же конкретных чувственных знаний воспитатель  может спланировать разные по содержанию  занятия углубленно-познавательного  типа. Например, со старшими дошкольниками в конце зимы, когда дети получили много конкретных знаний о птицах (были проведены циклы наблюдений за декоративными пернатыми  уголка природы и за зимующими обитателями участка), можно провести занятия, углубляющие их познания в этой области, на темы: 1) «Как птицы летают?»; 2) «Жизнь зимующих птиц  в холодное и теплое время года»; 3) «Сравнение зимующих и перелетных птиц»; 4) «Жизнь волнистых попугайчиков в неволе и природе»; 5) «Волнистые попугайчики – декоративные домашние птицы» и др.

Занятия углубленно – познавательного  типа строятся по-разному:  на них  можно использовать различный наглядный  материал, демонстрировать модели, включать рассказ воспитателя, проблемные ситуации и вопросы – важно, что  в своей основе они строятся на конкретных представлениях детей, расширяют  и углубляют их, позволяют устанавливать  приспособительные взаимосвязи  объектов в природе.

Обобщающий тип занятий

Информация о работе Занятия в процессе ознакомления старших дошкольников с животными Красной книги