Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:05, дипломная работа
Цель исследования: теоретически доказать и практически подтвердить положительную роль занятий в процессе ознакомления дошкольников с животными Красной книги.
Задачи исследования:
1.Обобщить теоретические данные по проблеме ознакомления дошкольников с животными Красной книги.
2.Составить характеристику дошкольников с общим недоразвитием речи.
3.Разработать и апробировать серию конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с ОНР с животными Красной книги.
Введение.
Тема данной работы актуальна,
так как современная
Наличие познавательного
интереса к миру животных подтверждается
рядом психолого –
Вместе с тем анализ современной образовательной практики показал, что педагоги уделяют недостаточное внимание проблеме ознакомления дошкольников с исчезающими и вымирающими видами животных. Таким образом на основании данного противоречия была сформулирована следующая проблема: какова роль занятий в процессе ознакомления дошкольников с животными Красной книги.
Объектом исследования являются формы ознакомления дошкольников с животными Красной книги.
Предметом исследования является занятие как форма ознакомления дошкольников с ОНР с животными Красной книги.
Цель исследования теоретически доказать и практически подтвердить положительную роль занятий в процессе ознакомления дошкольников с животными Красной книги.
Задачи исследования:
1.Обобщить теоретические
данные по проблеме
2.Составитьхарактеристику
дошкольников с общим
3.Разработать и апробировать серию конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с ОНР с животными Красной книги.
Гипотеза: если в процессе ознакомления дошкольников с животными Красной книги использовать специально организованные занятия, то возможно повысить уровневые показатели знаний детей о животных Красной книги.
Методы исследования: анализ литературных источников, беседа с воспитателем ДОУ, анализ планов воспитательно – образовательной работы ДОУ, педагогическая диагностика, анализ условий, созданных в ДОУ для реализации раздела «Животные Красной книги».
1.Занятие как основная форма ознакомления детей с природой.
Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его структурные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).
Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Воспитатель проводит занятия со всей группой детей в строго отведенное время. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.
Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными способами познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них вовремя наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.
Как ведущая основная форма обучения, занятия занимают особое место в системе воспитательной работы в детском саду. Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. С характером умственной и физической нагрузки на занятии согласуется содержание и структура прогулки (отбор и чередование наблюдений, игр и труда, сочетание организованной фронтальной или групповой деятельности с самостоятельной, индивидуальной).
Занятие предполагает определенную организацию.
Занятие проводится со всеми
детьми фронтально. Это требует особого
внимания к его организации и
руководству деятельностью
Обстановка, организуемая для
каждого конкретного занятия, должна
соответствовать характеру
Обучение на занятиях независимо
от формы его организации
Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.
Типы занятия
Можно выделить несколько типов занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения.
Первично – ознакомительный тип занятий
На протяжении дошкольного
периода значительная доля первоначальных
экологических сведений о разных
сторонах жизни природы и деятельности
человека в ней передается детям
на занятиях первично – ознакомительного
типа. Чаще всего эти занятия посвящаются
ознакомлению детей с видами животных,
растений, условиями их жизни и
обитания, которые не представлены
в ближайшем природном
Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентом становятся чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя. Во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания – от слова воспитателя (его вопросов, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядно, а также понимание связи событий, связи объектов. Продуманное и спланированное слова воспитателя организует содержание занятия, обеспечивает успешный результат обучения.
Занятия первично – ознакомительного типа имеют место во всех возрастных группах. Младших дошкольников воспитатель с помощью картин знакомит с домашними животными, при этом используются картины «портретного» типа, с несложным сюжетом. Воспитатель задает детям вопросы типа «кто» и «что», с помощью которых обозначает крупные объекты, создает их образ, просит показать на картине. Затем обращает внимание детей на события, на действия животных (с помощью вопросов «что делают», «что происходит»). В этой возрастной группе речь воспитателя – пояснение, короткий эмоциональный рассказ – преобладает над речью детей. Педагог дает четкие определения, названия предметов, действий – эти слова и словосочетания он вводит в активный словарь малышей, поэтому постоянно предлагает им повторять то, что произносит сам. В этом возрасте слово воспитателя хорошо дополнять разными движениями, игровыми действиями («угостить петуха зерном», «дать корове сена» и др.), звукоподражанием, подвижными играми, в которых дети изображают животных.
В средней группе воспитатель активизирует речь детей: просит подробнее отвечать на разные вопросы, в беседу включает вопросы типа «какой», «сколько», «как», предлагает говорить простыми фразами, учит замечать соотношение предметов, их связи. Так же как и в младшей группе, разнообразить занятия игровыми приемами, включает их в стихи. загадки. На занятиях этого типа большую помощь оказывают знакомые игровые персонажи – на фоне игры они побуждают детей к разговору.
Со старшими дошкольниками занятия первично – ознакомительного типа, как правило, значительно сложнее. С ним можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, «выходить» за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин – этому способствуют и некоторый, уже имеющийся у детей опыт и круг представлений.
На занятиях первично – ознакомительного типа можно рассматривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в детском саду случайно, поселились ненадолго. Например, кто-то из родителей весной принес ежа, педагог решил отнести животное в ближайший лес (откуда, видимо, он и был взят), но сначала показать его детям. В этом случае во всех группах проводится занятие, на котором дети наблюдают за ежом, кормят, делают несложные опыты, чтобы показать, как он передвигается, как сворачивается, как шипит и подпрыгивает, демонстрирует маскировочную окраску и пр. Потом старшие дети делают доброе дело – относят ежа в лес. Если же еж долго живет в учреждении, то для знакомства с ним планируются циклы наблюдений, которые помогут детям постепенно накопить интересные знания.
В середине занятия воспитатель планирует физкультминутку или смену деятельности: разговор с детьми, беседа, являющиеся ведущим компонентом занятия. утомляют их – необходима разрядка в движении.
Углубленно – познавательный тип занятия
Это занятия, которые строятся на разнообразных конкретных знаниях,
полученных детьми во время
наблюдений в повседневной жизни
за объектами природы из непосредственного
окружения, и на которых воспитатель
дополняет знания новыми сведениями,
углубляет их демонстрацией
На занятиях этого типа
педагог использует картины, модели,
муляжи, делает яркие сообщения, читает
дошкольникам познавательную литературу.
На базе одних и тех же конкретных
чувственных знаний воспитатель
может спланировать разные по содержанию
занятия углубленно-
Занятия углубленно – познавательного типа строятся по-разному: на них можно использовать различный наглядный материал, демонстрировать модели, включать рассказ воспитателя, проблемные ситуации и вопросы – важно, что в своей основе они строятся на конкретных представлениях детей, расширяют и углубляют их, позволяют устанавливать приспособительные взаимосвязи объектов в природе.
Обобщающий тип занятий
Информация о работе Занятия в процессе ознакомления старших дошкольников с животными Красной книги