Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:05, дипломная работа
Цель исследования: теоретически доказать и практически подтвердить положительную роль занятий в процессе ознакомления дошкольников с животными Красной книги.
Задачи исследования:
1.Обобщить теоретические данные по проблеме ознакомления дошкольников с животными Красной книги.
2.Составить характеристику дошкольников с общим недоразвитием речи.
3.Разработать и апробировать серию конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с ОНР с животными Красной книги.
7. Игра «Разложи по
группам», предложить детям разложить
картинки животных на две
8. Игра «Кто где живет».Детям предлагается набор иллюстраций с изображением животных и местом их обитания. Необходимо соотнести картинки.
Результаты педагогической диагностики представлены в таблице 1.
Таблица1-Уровень знаний детей о животных Красной книги
(констатирующий этап).
Ф.И. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Всего |
Уровень знаний |
Катя |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
16 |
Средний |
Захар |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
15 |
Средний |
Лера |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
3 |
2 |
1 |
13 |
Низкий |
Варя |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
19 |
Высокий |
Дана |
2 |
1 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
17 |
Средний |
Андрей С. |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
13 |
Низкий |
Руслан |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
3 |
2 |
2 |
15 |
Средний |
Вика |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
17 |
Средний |
Арина |
2 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
19 |
Высокий |
Андрей Ч. |
1 |
1 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
15 |
Средний |
Уровень знаний определялся по следующим критериям:
Ответ ребенка оценивался 1 баллом, если дошкольник затруднялся отвечать на вопрос самостоятельно, выделять существенные и обобщенные признаки в объектах, объем знаний был не полным.
Ответ ребенка оценивался 2 баллами, если дошкольник допускал незначительные ошибки. Называл некоторые существенные признаки, ответ требовал наводящих вопросов от педагога.
Ответ ребенка оценивался 3 баллами, если дошкольник в полном объеме выполнял задания, устанавливая закономерные связи и существенные особенности объектов.
-Высокий уровень(3 балла).
Ребенок самостоятельно
-Средний уровень(2 балла).
Ребенок допускает
-Низкий уровень(1 балл).Ребенок затрудняется называть разные виды и классификационные группы животных, занесенных в Красную книгу. Не всегда может назвать место обитания животных. Затрудняется называть способы ухода за животными, обращается за помощью педагога. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к животным.
В соответствии с данными критериями были определены следующие уровни:
8-13 баллов - низкий уровень;
14-18 баллов – средний уровень;
19-24 баллов – высокий уровень.
Таким образом по результатам диагностики:
Результаты педагогической диагностики представлены на диаграмме (рис.1).
Рисунок 1 – Уровень знаний детей о животных Красной книги
(констатирующий этап в %)
Таким образом, дети хорошо знают профессии, где люди работают с животными, хорошо знают как надо ухаживать за животными и как вести себя в природе. Дети проявили интерес к животным Красной книги, с интересом выполняли задания, задавали вопросы. Испытывали трудности в узнавании некоторых животных, в классификации животных, занесенных в Красную книгу России и Красную книгу Алтайского края, так же испытывали трудности при ответе на вопрос для чего нужна Красная книга.
По результатам
Занятия составлялись в соответствии
с содержанием программы «
Занятия были проведены в соответствии с требованиями: время занятий выдержано, в ходе занятия осуществлялась смена видов деятельности детей, использовался наглядный материал: иллюстрации с изображением животных, занесенных в Красную книгу и Красную книгу Алтайского края, иллюстрации с изображением места обитания животных, раздаточный материал для дидактических игр, слайды, диафильмы.
В ходе проведения занятий использовались разнообразные методы и приемы: дидактические и словесные игры. Например: «Птицы – рыбы – звери», «Один - много», «Назови ласково», «Назови лишнее» и т.д. Дети с удовольствием играли на занятии, отвечали на вопросы. Так же в ходе занятий были использованы следующие методы и приемы: беседа, рассказ воспитателя, художественное слово и т.д.
Для закрепления знаний детей на формирующем этапе мы создали свою Красную книгу, куда помещали рисунки животных, занесенных в Красную книгу России и Красную книгу Алтайского края, с которыми знакомились на занятиях. После каждого проведенного занятия дети зарисовывали животных, вырезали, раскрашивали, обводили по точкам, обводили по трафарету, рисовали недостающие части животного и наклеивали в Красную книгу (Приложение Б).
Для определения эффективности проведенной работы была организованна педагогическая диагностика, содержанием которой были те же вопросы и задания, что и на констатирующем этапе.
Результаты диагностики представлены в таблице 2.
Таблица 2-Уровень знаний детей о животных Красной книги
(контрольный этап)
Ф.И. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Всего |
Уровень знаний |
Катя |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
Высокий |
Захар |
3 |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
20 |
Высокий |
Лера |
2 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
16 |
Средний |
Варя |
3 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
23 |
Высокий |
Дана |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
Высокий |
Андрей С. |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
17 |
Средний |
Руслан |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
3 |
2 |
15 |
Средний |
Вика |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
20 |
Высокий |
Арина |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
21 |
Высокий |
Андрей Ч. |
2 |
2 |
3 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
18 |
Средний |
Показатель уровня знаний в баллах:
8-13 баллов – низкий уровень;
14-18 баллов – средний уровень;
19-24 баллов – высокий уровень.
Таким образом, по результатам диагностики:
Результаты педагогической диагностики представлены на диаграмме (рис.2).
Рисунок 2 – Уровень знаний о животных Красной книги
(контрольный этап в %)
Таким образом эффективность данной работы очевидна. В ходе формирующего этапа удалось повысить уровневые показатели по разделу «Животные Красной книги».
При повторной педагогической диагностике дети четко и развернуто давали ответы на вопросы, с интересом выполняли задания, рассказывали о повадках животных, месте их обитания. С интересом выполняли задания, рассматривали иллюстрации с изображением животных, занесенных в Красную книгу России и Красную книгу Алтайского края.
Заключение.
Таким образом, цель и задачи исследования реализованы. Апробированная нами работа позволяет сделать вывод о положительной роли занятий в процессе ознакомления дошкольников с животными Красной книги. Это возможно при условии, если воспитатель систематически, методически верно организует и проводит занятия. В ходе занятия необходимо использование различной наглядности: иллюстрации с изображением животных Красной книги, диафильмы, слайды, научные фильмы, которые в полном объеме показывают как ведут себя животные в дикой природе.
Роль занятий в процессе ознакомления дошкольников с животными Красной книги велика, т.к. под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Также занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни, что мы подтвердили на практике. После проведения серии занятий по ознакомлению детей с животными Красной книги, мы определили, что уровень знаний детей вырос.
Информация о работе Занятия в процессе ознакомления старших дошкольников с животными Красной книги