Занятия в процессе ознакомления старших дошкольников с животными Красной книги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически доказать и практически подтвердить положительную роль занятий в процессе ознакомления дошкольников с животными Красной книги.
Задачи исследования:
1.Обобщить теоретические данные по проблеме ознакомления дошкольников с животными Красной книги.
2.Составить характеристику дошкольников с общим недоразвитием речи.
3.Разработать и апробировать серию конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с ОНР с животными Красной книги.

Файлы: 1 файл

Диплом!!!.docx

— 108.19 Кб (Скачать файл)

7. Игра «Разложи по  группам», предложить детям разложить  картинки животных на две группы. Первая группа животные, занесенные  в Красную книгу, вторая –  животные, не занесенные в Красную  книгу.

8. Игра «Кто где живет».Детям предлагается набор иллюстраций с изображением животных и местом их обитания. Необходимо соотнести картинки.

Результаты педагогической диагностики представлены в таблице 1.

                                                                                                        

Таблица1-Уровень знаний детей о животных Красной книги

(констатирующий этап).

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

Уровень знаний

 Катя

1

1

3

1

3

3

2

2

16

Средний

Захар

2

1

1

1

3

3

2

2

15

Средний

Лера

1

1

1

1

3

3

2

1

13

Низкий

 Варя

2

1

2

2

3

3

3

3

19

Высокий

 Дана

2

1

3

1

3

2

2

3

17

Средний

Андрей С.

1

1

2

1

3

2

1

2

13

Низкий

Руслан

1

1

2

1

3

3

2

2

15

Средний

Вика

1

1

2

2

3

3

2

3

17

Средний

 Арина

2

1

2

2

3

3

3

3

19

Высокий

 Андрей Ч.

1

1

2

1

3

2

2

3

15

Средний


 

Уровень знаний определялся  по следующим критериям:

  1. Полнота (или объем знаний) – многообразие объектов и сторон познаваемого объекта.
  2. Существенность знаний – выделение существенного в объекте.
  3. Обобщенность знаний –  выявление сущности целого класса объектов, объективных связей внутри класса (отражается в обобщенных представлениях, элементарных понятиях).
  4. Системность знаний – познание совокупности объективных существенных связей, целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

Ответ ребенка оценивался 1 баллом, если дошкольник затруднялся  отвечать на вопрос самостоятельно, выделять существенные и обобщенные признаки в объектах, объем знаний был не полным.

Ответ ребенка оценивался 2 баллами, если дошкольник допускал незначительные ошибки. Называл некоторые существенные признаки, ответ требовал наводящих  вопросов от педагога.

Ответ ребенка оценивался 3 баллами, если дошкольник в полном объеме выполнял задания, устанавливая закономерные связи и существенные особенности объектов.

-Высокий уровень(3 балла). Ребенок самостоятельно называет  разные виды и классификационные  группы животных, занесенных а Красную книгу. Без помои взрослого называет места обитания животных. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным.

-Средний уровень(2 балла). Ребенок допускает незначительные  ошибки в названии видов и  классификационных групп животных, занесенных в Красную книгу.  Рассказывает, как правильно за  ними ухаживать, частично упуская  важные моменты. Проявляет интерес  и эмоционально выражает свое  отношение к животным.

-Низкий уровень(1 балл).Ребенок затрудняется называть разные виды и классификационные группы животных, занесенных в Красную книгу. Не всегда может назвать место обитания животных. Затрудняется называть способы ухода за животными, обращается за помощью педагога. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к животным.

В соответствии с данными  критериями были определены следующие  уровни:

8-13 баллов - низкий уровень;

14-18 баллов – средний  уровень;

19-24 баллов – высокий  уровень.

Таким образом по результатам диагностики:

  • Знания 2 детей – соответствуют низкому уровню знаний;
  • Знания 6 детей – соответствуют среднему уровню знаний;
  • Знания 2 детей –  соответствуют высокому уровню знаний.

Результаты педагогической диагностики представлены на диаграмме (рис.1).

 

 

 

 

Рисунок 1 – Уровень знаний детей о животных Красной книги

(констатирующий этап  в %)

Таким образом, дети хорошо знают профессии, где люди работают с животными, хорошо знают как надо ухаживать за животными и как вести себя в природе. Дети проявили интерес к животным Красной книги, с интересом выполняли задания, задавали вопросы. Испытывали трудности в узнавании некоторых животных, в классификации животных, занесенных в Красную книгу России и Красную книгу Алтайского края, так же испытывали трудности при ответе на вопрос для чего нужна Красная книга.

По результатам констатирующего  этапа был проведен формирующий  этап, в ходе которого мы провели  серию занятий. Содержание занятий  определялось направлением на ознакомление дошкольников с животными Красной  книги по следующим темам: «Красная книга – сигнал тревоги», «Белый медведь», «Амурский тигр», «Снежный барс», «Северный олень», «Красный волк», «Дальневосточный леопард», «Зубр», «Что я знаю о животных Красной книги?», «Животные Красной книги Алтайского края».(Приложение

Занятия составлялись в соответствии с содержанием программы «Воспитание  и обучение в детском саду»  под редакцией М.А.Васильевой, так  же учитывались особенности детей  с общим недоразвитием речи, а  именно в ходе занятий использовались приемы, активизирующие проговаривания отдельных, сложных слов хором и  индивидуально и др.

Занятия были проведены в  соответствии с требованиями: время  занятий выдержано, в ходе занятия  осуществлялась смена видов деятельности детей, использовался наглядный  материал: иллюстрации с изображением животных, занесенных в Красную книгу  и Красную книгу Алтайского края, иллюстрации с изображением места  обитания животных, раздаточный материал для дидактических игр, слайды, диафильмы.

В ходе проведения занятий  использовались разнообразные методы и приемы: дидактические и словесные  игры. Например: «Птицы – рыбы – звери», «Один - много», «Назови ласково», «Назови лишнее» и т.д. Дети с удовольствием играли на занятии, отвечали на вопросы. Так же в ходе занятий были использованы следующие методы и приемы: беседа, рассказ воспитателя, художественное слово и т.д.

Для закрепления знаний детей  на формирующем этапе мы создали  свою Красную книгу, куда помещали рисунки  животных, занесенных в Красную книгу  России и Красную книгу Алтайского края, с которыми знакомились на занятиях. После каждого проведенного занятия дети зарисовывали животных, вырезали, раскрашивали, обводили по точкам, обводили по трафарету, рисовали недостающие  части животного и наклеивали в Красную книгу (Приложение Б).

Для определения эффективности  проведенной работы была организованна  педагогическая диагностика, содержанием  которой были те же вопросы и задания, что и на констатирующем этапе.

Результаты диагностики  представлены в таблице 2.

                                                                                                             

Таблица 2-Уровень знаний детей о животных Красной книги

(контрольный этап)

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

Уровень знаний

 Катя

2

2

3

2

3

3

3

3

21

Высокий

 Захар

3

2

1

2

3

3

3

3

20

Высокий

Лера

2

1

1

2

3

3

2

2

16

Средний

Варя

3

3

2

3

3

3

3

3

23

Высокий

 Дана

2

2

3

2

3

3

3

3

21

Высокий

Андрей С.

2

2

2

2

3

2

2

2

17

Средний

Руслан

2

2

2

1

2

3

3

2

15

Средний

Вика

2

2

2

3

3

3

2

3

20

Высокий

 Арина

2

2

3

2

3

3

3

3

21

Высокий

Андрей     Ч.

2

2

3

1

3

2

2

3

18

Средний


 

Показатель уровня знаний в баллах:

8-13 баллов – низкий  уровень;

14-18 баллов – средний  уровень;

19-24 баллов – высокий  уровень.

Таким образом, по результатам  диагностики:

  • Знания 4 детей – соответствует среднему уровню знаний;
  • Знания 6 детей – соответствует высокому уровню знаний;
  • Низкого уровня не выявлено.

Результаты педагогической диагностики представлены на диаграмме (рис.2).

Рисунок 2 – Уровень знаний о животных Красной книги

(контрольный этап в %)

Таким образом эффективность данной работы очевидна. В ходе формирующего этапа удалось повысить уровневые показатели по разделу «Животные Красной книги».

  • У 4 детей  уровень знаний увеличился до высокого;
  • У 2 детей  уровень знаний увеличился с низкого до среднего;
  • У 4 детей уровень знаний о животных Красной книги не изменился: 2 детей остались на среднем уровне и 2 детей на высоком уровне.

При повторной педагогической диагностике дети четко и развернуто давали ответы на вопросы, с интересом  выполняли задания, рассказывали о  повадках животных, месте их обитания. С интересом выполняли задания, рассматривали иллюстрации с  изображением животных, занесенных в  Красную книгу России и Красную  книгу Алтайского края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, цель и задачи исследования реализованы.  Апробированная нами работа позволяет сделать вывод  о положительной роли занятий  в процессе ознакомления дошкольников с животными Красной книги. Это  возможно при условии, если воспитатель  систематически, методически верно  организует и проводит занятия. В  ходе занятия необходимо использование  различной наглядности: иллюстрации  с изображением животных Красной  книги, диафильмы, слайды, научные фильмы, которые в полном объеме показывают как ведут себя животные в дикой природе.

Роль занятий в процессе ознакомления дошкольников с животными  Красной книги велика, т.к. под  руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система  элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов  и способностей. Также занятия  дают возможность уточнить и систематизировать  личный опыт детей, который накапливается  у них во время наблюдений, игр  и труда в повседневной жизни, что мы подтвердили на практике. После проведения серии занятий  по ознакомлению детей с животными  Красной книги, мы определили, что  уровень знаний детей вырос.

Информация о работе Занятия в процессе ознакомления старших дошкольников с животными Красной книги