Занятия в процессе ознакомления старших дошкольников с животными Красной книги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически доказать и практически подтвердить положительную роль занятий в процессе ознакомления дошкольников с животными Красной книги.
Задачи исследования:
1.Обобщить теоретические данные по проблеме ознакомления дошкольников с животными Красной книги.
2.Составить характеристику дошкольников с общим недоразвитием речи.
3.Разработать и апробировать серию конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с ОНР с животными Красной книги.

Файлы: 1 файл

Диплом!!!.docx

— 108.19 Кб (Скачать файл)

Процесс формирования на занятия  знаний, навыков и умений длительный. Он включает ряд этапов. На одних  занятиях идет формирование первичных  знаний о природе. С этой целью  воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, просмотр диафильмов и кинофильмов. На других занятиях идут углубление, расширение, конкретизация знаний. Для этого используются рассказ воспитателя, чтение художественного произведения, повторные наблюдения.

Занятия, связанные с обобщением и систематизацией знаний детей  о природе. С этой целью проводят беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения.

Для закрепления знаний используются труд и игра.

Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется  содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные  общим содержанием и методикой, а именно: начало, ход занятия (процесс) и окончание.

Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать  интерес к ней, создать соответствующий  эмоциональный настрой, раскрыть учебную  задачу. На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется  элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой  последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться. Собрав детей, педагог проверяет  их готовность к занятию: внешний  вид, правильность посадки, собранность  внимания.

Ход (процесс) занятия - это  самостоятельная умственная или  практическая деятельность детей, заключающаяся  в усвоении знаний и умений, которые  определенный учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого  ребенка. Обращения ко всем детям  необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как  следствие нечеткого объяснения педагога.

Минимальная помощь оказывается  тем, кто быстро и легко запоминает, внимательные, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего  вопроса. Педагог дает возможность  каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения. Педагог должен стремиться к тому, чтобы у каждого ребенка  получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился.

Окончание занятия посвящено  подведению итогов и оценке результатов  учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит  от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.

В зависимости от раздела  обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия  может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог  анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и  намечает перспективу деятельности.

В структуре занятий в  детском саду отсутствует проверка усвоения знаний, навыков и умений. Эта проверка осуществляется в процессе наблюдения за деятельностью детей  на занятии, анализа продуктов детской  деятельности, а также в повседневной жизни и в ходе специального изучения достижений детей с помощью различных  научных методик.

Анализ программ.

Одной из первых в 90-х годах  появилась программа С. Николаевой "Юный эколог" , созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников . «Юный эколог» включает две подпрограммы - программу экологического воспитания дошкольников программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей, т. е. одновременно решается вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей). Программа имеет обстоятельное теоретическое и экспериментальное обоснование, сориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие.

Программа экологического воспитания детей содержит шесть разделов. Первый - это объекты неживой природы, которые рассматриваются и сами себе, и как компоненты среды жизни  живых существ. Показано, что без  воды, воздуха, почвы невозможна жизнь  растений, животных и человека, что  планета Земля, в отличие от других планет Солнечной системы, имеет  весь комплекс необходимых условий  для жизни во всех ее формах. Последний  раздел посвящен человеку - он рассматривает  в трех аспектах как живое существо, нуждающееся в благоприятных условиях, как пользователь природы и как ее хранитель. Разделы со второго по пятый - это познание собственно экологических законов (жизнь растений и животных в своей среде обитания и в сообществе) эти законы можно интересно познавать уже в дошкольном возрасте, чтобы их понять , приобщиться к ним в своем поведении и жить по ним на Земле. Экологические знания - это не самоцель, это лишь средство формирования отношения к природе, которое строится на эмоционально-чувственной основе, проявляемой ребенком в разных видах деятельности.

 Дети узнают, что человек  охраняет природу. Человек создает  заповедники, охраняет памятники  природы, заносит редкие растения  и животные в Красную книгу.  В каждом крае есть заповедные  места.

Программа В. И. и С. Г. Ашиковых « Семицветик» нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы «Природа» и «Человек». Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек) , но и выходит за пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.

Детям даются новые знания о том, как влияет на жизнь природы  грубое и безответственное отношения  к ней человека, о «Красной книге» природы, о роли животных в природе.

Программа Н.Н. Кондратьевой, Т.А. Виноградовой и др. «Мы» предназначена  для дошкольных учреждений, работающих по проблеме экологического образования  детей. Она может рассматриваться как парциальная, если в учреждении используется комплексная программа, не имеющая экологического компонента. Настоящая программа дополняет содержание раздела «Ребенок открывает мир природы», программы «Детство». Содержание программы не разделено по возрастам. Это позволяет педагогу использовать ее в любой группе детского сада, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей: особенности их познавательного развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего.

Детям даются знания об охране природы. Что в результате деятельности человека стали исчезать некоторые  животные. Дети узнают что в настоящее время под охраной находятся белый медведь, розовая чайка, морская выдра, снежный барс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

2.1Описание базы и методов  исследования.

Практическая часть данной работы проходила на базе МБДОУ № 224 «Здоровье» комбинированного вида  г. Барнаула в старшей группе. Детский сад основан 26 ноября 1986 года. В детском саду работают 37 педагогов, у 16 педагогов высшая квалификационная категория. ДОУ посещает 291 ребенок.

МБДОУ работает по аккредитованным  программам:

- «Программа воспитания  и обучения в детском саду»  под редакцией М.А.Васильевой.

- «Детство» под редакцией  В.И.Логиновой.

- «Программа воспитания  и обучения детей с ФФНР»  под редакцией Т.Б.Филичевой.

- «Подготовка к школе  детей с ОНР в условиях специального  детского сада» под редакцией  Т.Б.Филичевой.

Так же педагогами разработаны  программы дополнительных образовательных  и оздоровительных услуг:

- Программа по лечебной  физической культуре для детей  5-7 лет.

- Программа по обучению  плаванию «Дельфиненок» для детей  3-7 лет.

- Обучение дошкольников  элементов спортивной игры «Футбол».

- Программа нетрадиционного  рисования «Мозайка».

- Программа по коррекции  звукопроизношения 5-7 лет.

Данные программы реализуются  как с детьми, посещающие МБДОУ, так  и не с организованными детьми.

Практическая часть работы осуществлялась на базе старшей группы, которую посещают 12 дошкольников с  общим недоразвитием речи. Воспитательно- образовательную работу в данной возрастной группе осуществляют педагоги с высшей квалификационной категорией – два воспитателя и учитель-логопед.

Практическая часть проходила  в три этапа:

- констатирующий этап;

- формирующий этап;

- контрольный этап.

На контрольном этапе  был дан анализ условий, созданных  в ДОУ для реализации программного содержания раздела «Животные Красной  книги».

Так же был дан анализ планов воспитательно – образовательной  работы, где обращалось, планируется  ли работа по ознакомлению дошкольников с животными Красной книги.

Для определения уровня сформированности знаний детей о животных Красной  книги была проведена педагогическая диагностика. Вопросы и задания  диагностики составлены в соответствии с содержанием программы «Воспитание  и обучение в детском саду»  под редакцией М.А. Васильевой.

Результаты оценивались  по трех бальной системе, по критериям составленным в соответствии с содержанием программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

По результатам констатирующего  этапа был организован формирующий  этап, в ходе которого была проведена  серия занятий по ознакомлению дошкольников с животными Красной книги.

Для определения эффективности  формирующего этапа была проведена  педагогическая диагностика. Вопросы  и задания диагностики были те же, что и констатирующем этапе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2Анализ полученных результатов.

На констатирующем этапе  был дан анализ условий, созданных  в ДОУ для реализации программного содержания раздела «Животные Красной  книги». Результаты анализ показали, что  созданы не все условия для  ознакомления дошкольников с животными  Красной книги.

В первую очередь мы проанализировали планы воспитательно-образовательной  работы, где мы увидели, что работа по ознакомлению детей с животными  Красной книги не ведется в  полном объеме. Для ознакомления детей  с животными Красной книги  в группе находится картотека  дидактических игр, наглядный материал, где изображены животные занесенные в Красную книгу России и Красную книгу Алтайского края. Так же для демонстрации детям в группе находится Красная книга России и Красная книга Алтайского края. Для закрепления знаний детей о животных Красной книги так же подобрана художественная литература, которая способствует расширению знаний о повадках животных, о месте их обитания, о способах приспособления.

Так как мы не можем пронаблюдать за повадками животных занесенных в  Красную книгу, мы считаем, что необходимо показывать детям научные фильмы, диафильмы, слайды, которые в полном объеме показывают как ведут себя животные в дикой природе.

Для определения уровня знаний детей о животных Красной книги, детям предлагались следующие вопросы  и задания:

1.Для чего нужна Красная  книга? И почему она красного  цвета?

2 .Игра «Разложи». Детям  предлагается набор иллюстраций  с изображением животных. Необходимо  выбрать иллюстрации тех животных, которые занесены в Красную  книгу России и Красную книгу  Алтайского края, назвать их.

3.Зачем нужно знать  животных, занесенных в Красную  книгу? Почему многие виды животных  становятся редкими?

4 .Почему нужно оберегать  не только самих животных, но  и места, в которых они живут?

5. А как еще люди  оберегают животных? Как они за  ними ухаживают?

6.Какие вы знаете профессии,  где люди работают с животными?  Как нужно вести себя в природе,  чтобы не причинять животным  вред?

Информация о работе Занятия в процессе ознакомления старших дошкольников с животными Красной книги