Занятия в процессе ознакомления старших дошкольников с животными Красной книги

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 13:05, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: теоретически доказать и практически подтвердить положительную роль занятий в процессе ознакомления дошкольников с животными Красной книги.
Задачи исследования:
1.Обобщить теоретические данные по проблеме ознакомления дошкольников с животными Красной книги.
2.Составить характеристику дошкольников с общим недоразвитием речи.
3.Разработать и апробировать серию конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с ОНР с животными Красной книги.

Файлы: 1 файл

Диплом!!!.docx

— 108.19 Кб (Скачать файл)

Систематическая работа в  повседневной жизни по ознакомлению детей с различными явлениями  и объектами природы ближайшего окружения позволяет им накопить большое количество конкретных знаний, основанных на чувственном обследовании и восприятии. На протяжении ряда лет  дети младшего и среднего возраста обстоятельно знакомятся с овощами, фруктами, деревьями, комнатными и травянистыми растениями, домашними животными, зимующими  птицами, сезонными явлениями природы. Это позволяет в старшем дошкольном возрасте сформировать обобщенные представления  об однородных объектах и явлениях природы, что и происходит на занятии  обобщающего типа, когда ставится цель – выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для  группы знакомых объектов – и на их основе формируется обобщенное представление.

В отличии от понятий из области ботаники, зоологии, которыми оперируют в школе и которые строятся только на существенных признаках растений и животных, обобщенные представления опираются на любые значимые, но обязательно наглядные признаки объектов природы. Это связано с преобладающим в этом возрасте  наглядно – образным мышлением детей и недостаточным развитием у них понятийной формы мышления. Сформированные обобщенные представления имеют большое значение для умственного развития: они позволяют самостоятельно оперировать новыми знаниями, новыми фактами о природе.

Формирование обобщенных представлений осуществляется в  процессе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика состоит в следующем: формулировки носит общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных явлений; содержание вопросов направлено на выявление тех  существенных и характерных признаков, на основе которых строится обобщенное представление; каждому признаку соответствует  специальный вопрос. Важное место  в беседе занимает также формулировка выводов (заключений), т.е. собственно построение обобщений: частных по каждому значимому  признаку и затем общего, которое  соответствует обобщенному представлению.

Рассмотрим этот процесс  на примере формирования у детей  обобщенного представления о  домашних животных (такое занятие  может быть проведено в конце  учебного года  в старшей группе). За предыдущий период  дошкольники  накопили достаточное количество конкретных знаний о корове, свинье, лошади, собаке и других животных – это важное исходное условие. Комплекс признаков, на основе которых осуществляется формирование обобщенного представления, включает в себя следующие:

1)живут вместе с человеком  (в одном доме или дворе);

2)не боятся человека, подпускают  его к себе и позволяют производить  разные операции (доить, стричь, мыть, чесать и пр.);

3) приносят человеку пользу (дают  молоко, шерсть и пр.);

4) человек заботится о  домашних животных и создает  для их жизни все необходимые  условия: строит теплое жилище (коровник, сарай и др.), кормит, поит, запасает корм впрок. Охраняет, выхаживает молодняк;

5) выпущенные на волю  в естественные природные условия,  домашние животные могут погибнуть,  так как они утратили многие  приспособительные особенности  и привыкли к заботе человека.

Последний признак (достаточно сложный) воспитатель использует, если у него «сильная» группа: дети усвоили  много конкретных знаний не только о домашних, но и о диких животных, знают, что такое приспособленность  к среде обитания. Во всех остальных  случаях воспитатель опирается  на первые четыре признака.

Формирование обобщенного  представления происходит на примере 2-3 хорошо знакомых животных. Воспитатель  вывешивает картины с изображением, например, коровы и собаки, затем  строит беседу следующим образом: просит детей назвать животных, спрашивает, к каким – домашним или диким  – их можно отнести. Сообщает: «Мы  сегодня с вами узнаем, какие животные называются домашними. Потом вы сами  сумеете разобраться  в разных примерах». Задает вопрос, который соответствует  первому признаку обобщенного представления: «С кем живут корова и собака? (Ответы.) Они живут вместе с человеком:– в квартире). Корова и собака – домашние животные , потому что они живут вместе с человеком.

Важную роль в формировании обобщенных представлений выполняет  вторая часть занятия, на котором  воспитатель учит детей применять  новое знание в новых ситуациях. Убирает картины с изображением коровы и собаки, ставит другую, например с изображением лошади: «Мы сейчас с вами уточним: лошадь домашнее животное или нет». Задает вопросы в той же последовательности, выслушивает детей, по каждому признаку делает обобщение, т.е. учит их делать вывод, заключение, а потом они вместе подводят общий итог: «Лошадь – домашнее животное, потому что живет в конюшне в одном дворе с хозяином; не боится его, подпускает и дает себя запрягать, чистить, подковывать; приносит хозяину большую пользу – перевозит тяжести и т.д.

В заключение занятия воспитатель  предлагает дошкольникам проанализировать проблемную ситуацию: показывать игрушечную мышку и просит их определить, какое  животное мышь, которое живет под  полом сельского пола, - домашнее или дикое. По первому признаку (живет  вместе с человеком) – вроде бы домашнее. По всем остальным признакам (человека боится, убегает, приносит вред, о ней не только никто не заботится, но, наоборот с ней борются, ее изгоняют) она относится к категории «диких животных». Общий вывод: домовая мышь – вовсе не домашнее, а дикое животное, которое хорошо приспособилось жить возле человека, в его доме. Этот пример интересен тем, что показывает детям: общий вывод в каждом конкретном случае можно делать лишь при рассмотрении всех значимых признаков. В дальнейшем воспитатель еще не один раз воспользуется сформированным у детей обобщенным представлением о домашних животных – при ознакомлении с их новыми видами (ослом, оленем, верблюдом), при обсуждении обитателей уголка природы или диких животных. Воспитатель сам может придумать дидактическую игру на эту тему и упражнять детей в свободное время.

В целом обобщающие занятия  позволяют интенсивно  развивать  интеллект детей – умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения, развивают речь и абстрактное  мышление дошкольников, т.е. осуществляют глубокую интеллектуальную подготовку их к школе.

Экскурсия

Экскурсия – один из основных видов занятий и особая форма  организации работы по ознакомлению детей с природой, одна из очень  трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного  учреждения. Это своего рода занятия  под открытым небом.

Преимущество экскурсий  в том, что они позволяют в  естественной обстановке познакомить  детей с объектами и явлениями  природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это  способствует образованию первичных  представлений о взаимосвязях в  природе, воспитанию у детей материалистического  мировоззрения. Экскурсии способствуют в развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий  в эстетическом воспитании детей. Красота  природы, окружающая их вызывает глубокие переживания, способствуют развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны  с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует  укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный  природный материал для последующих  наблюдений и работ в группе, в  уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т.д.)

По содержанию экскурсию  подразделяют (условно) на два вида. К первому относятся экскурсии в лес, парк, на луг, водоем, ко второму – на сельскохозяйственные объекты: на огород, в сад, оранжерею, поле, на скотный двор. Во время природоведческих экскурсий дети часто наблюдают труд людей, направленный на охрану и преобразование окружающей среды.

Содержание экскурсий  в природу определено программой воспитания и обучения в детском  саду. В соответствии с ней дошкольники  должны усвоить разносторонние знания о животном мире, растительности, явлениях неживой природы. В программе подчеркивается, что в процессе непосредственного ознакомления детей с природой  необходимо развивать  у них наблюдательность, умение обнаруживать ближайшие причины наблюдаемых явлений, делать выводы.

Планирование экскурсий  осуществляется с учетом сезонных изменений  и местных условий. Воспитатель  должен обеспечить ознакомление детей  с наиболее яркими и интересными  объектами растительного и животного  мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного  труда, характерными для данной местности. Учет краеведческого принципа и принципа сезонности при разработке содержания экскурсий обеспечивает наглядность  и повторность восприятия материала, постепенное усложнение знаний в  соответствии с особенностями детского мышления, создает благоприятные  условия для развития у дошкольников познавательных интересов.

Несоблюдение краеведческого принципа снижает роль экскурсий  в умственном развитии детей, приводит к превращению их в средство словесного обучения: дошкольников побуждают лишь запомнить то, что рассказывает воспитатель, не учат наблюдать, сравнивать, объяснять  то, что они видят. Отсюда снижение интереса, познавательной активности и как следствие нарушения  дисциплины.

Содержание знаний о природе, изложенное в программе воспитания и обучения в детском саду, раскрывается на экскурсиях, на других занятиях, а  также  на прогулках. Поэтому цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии  проводятся для уточнения и обобщения  представлений, полученных ранее. Например, к усвоению знаний об условиях развития растений старшие дошкольники подводятся в процессе труда в уголке природы, цветнике, на огороде, а посещение  теплицы может быть использовано для обобщения представлений  о зависимости роста и развития растений от влаги, света, тепла. В других случаях экскурсии служат для  первоначального ознакомления с  природными явлениями, сельскохозяйственным трудом, а вся последующая воспитательно  – образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение полученных представлений. Например, весной воспитанники подготовительной к школе группы знакомятся с признаками пробуждения  жизни в пруду (появление на поверхности  водоема растений, насекомых, квакание лягушек), рассматривают водомерку, жука – плавунца, икру лягушек, водные растения. Благодаря несложным опытам дети убеждаются, что жук – плавунец хищник, а жук – водолюб питается растениями, поэтому живет на дне водоема.

Результаты  психолого  – педагогических исследований убеждают в том, что наиболее высокого уровня умственного развития детей можно  добиться в том случае, если дать не отрывочные сведения, а систематизированный  круг представлений, отражающих существенные связи и зависимости в той  или иной области действительности. Работы С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой, К Э. Фабри, Е. Ф. Терентьевой, И.А. Хайдуровой, выполненные в последние годы, выявили возможность разработки и систематизации знаний о природе на основе использования наиболее значимых связей и зависимостей:

- связь растений с условиями  существования;

-связь животных с условиями  существования;

-приспособление животных  и растений к меняющимся условиям.

В процессе экскурсий дошкольники  подводят постепенно к обнаружению  и пониманию наиболее важных связей и зависимостей в живой и неживой  природе. При этом активизируется их мыслительная и практическая деятельность, углубляются и упрочиваются познавательные интересы. Осознание взаимообусловленности  явлений природы влияет на формирование предпосылок материалистического  мировоззрения.

Результативность экскурсий  во многом определяется тем, насколько  четко разработана ее структура, определены цель, методика организации  и проведения каждого этапа.

Первый этап – подготовительный. Как показывает само название, воспитательно – образовательная работа в этот период направлена на то, чтобы организовать детей, выявить их опыт, поставить перед ними цель предстоящего наблюдения, создать эмоциональный настрой, возбудить интерес. Подготовительная работа начинается за несколько дней до экскурсии, а завершается непосредственно перед ее началом, когда педагог напоминает воспитанникам о правилах поведения.

Второй этап – организация  познавательной и практической деятельности детей. Его результативность зависит  от методов и приемов воспитания и обучения, которые использует воспитатель. Основной из применяемых методов – это  наблюдение объектов и явлений природы, сопровождаемое пояснениями и направляемое вопросами воспитателя, которые условно можно разделить на три типа:

-  нацеливающее внимание, требующие констатаций фактов (название предмета, его частей, качеств, свойств, действий)4

-  активизирующие, требующие  сравнения, сопоставления, различения, общения;

- стимулирующие творческое воображение, побуждающие к самостоятельным выводам, рассуждениям.

Значительное место  занимает в ходе экскурсии в природу  выполнение детьми разнообразных практических заданий, которые вытекают из ее содержания и обеспечивают действенное познание тех предметов, явлений, которые  дети наблюдали ранее. Чаще всего  это сбор природного материала, предназначенного для дальнейших наблюдений в уголке природы. Для поделок, оснащения  занятий (например, шишки и желуди для занятий по математике).

В конце экскурсий целесообразно  организовать дидактические игры, которые  в занимательной форме закрепляют усвоенные знания.

Третий этап экскурсии  – заключительный. Он охватывает всю  после экскурсионную воспитательно - образовательную работу, направленную на углубление, систематизацию и обобщение  знаний, приобретенных детьми, на упрочение  и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки  впечатлений, полученных от общения  с родной природой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Красная книга как  форма защиты животных.

Животный мир представляет собой важную часть биосферы нашей  планеты. Вместе с растениями животные играют исключительную роль в миграции химических элементов, которая лежит  в основе существующих в природе взаимосвязей. Животные - потребители органического вещества, создаваемого растениями из неорганического за счет солнечной энергии. Питаясь растениями и друг другом, животные участвуют в биологическом круговороте веществ, а также в круговороте веществ планеты. В результате этого роль их в развитии и жизни природы велика и разнообразна.

Информация о работе Занятия в процессе ознакомления старших дошкольников с животными Красной книги