Зарубежный опыт управления охраной окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Главные экологические проблемы современности, среди которых изменение климата, истощение озонового слоя, опустынивание, снижение биологического разнообразия, загрязнение вод Мирового океана не имеют государственных границ и должны решаться всем мировым сообществом. Для борьбы со сложившейся экологической ситуацией созданы и эффективно функционируют так называемые "зеленые" организации, наиболее известными среди которых являются, "Всемирный фонд дикой природы", разного рода государственные или общественные природоохранные инициативы ("Красная книга").
Среди наиболее эффективных путей решения экологических проблем необходимо выделить внедрение экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, сырья, продукции и оборудования, рациональное использование природных ресурсов.

Содержание работы

Введение
1. Экологическая проблема как одна из основных проблем современности
1.1 Сущность экологических проблем
1.2 Нормативно правовое регулирование охраны окружающей среды
2. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем
2.1 Формирование системы международного экологического сотрудничества
2.2 Международные организации в области охраны окружающей среды
2.3 ОНН в области решения глобальных экологических проблем
3. Решение экологических проблем на современном уровне
3.1 Экологическое стимулирование экономики сырьевых и материальных ресурсов
3.2 Плата за природные ресурсы, сущность, стимулирующая функция
4. Оценка вариантов повышения экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта
4.1 Задание
4.2 Определение экономичности природоохранных мероприятий
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Полож.опыт международ.опыт.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

3. Внедрение новых технологий, осуществление  программ мелиорации земель и  повышения плодородия почв запрещаются  в случае их несоответствия  предусмотренным законодательством экологическим, санитарно-гигиеническим.

4. При проведении связанных с  нарушением почвенного слоя строительных  работ и работ по добыче  полезных ископаемых плодородный  слой почвы снимается и используется  для улучшения малопродуктивных земель.

5. Для оценки состояния почвы  в целях охраны здоровья человека  и окружающей среды Правительством  Российской Федерации устанавливаются  нормативы предельно допустимых  концентраций вредных веществ,  вредных микроорганизмов и других  загрязняющих почву биологических веществ.

Для проведения проверки соответствия почвы экологическим нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические и иные обследования.

6. В целях предотвращения деградации  земель, восстановления плодородия  почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

7. Охрана земель, занятых оленьими  пастбищами в районах Крайнего  Севера, отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

8. В целях повышения заинтересованности  собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков в сохранении и восстановлении плодородия почв, защите земель от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности может осуществляться экономическое стимулирование охраны и использования земель в порядке, установленном бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах.

Статья 14. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению.

1. Земли, которые подверглись  радиоактивному и химическому  загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

2. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и  химическому загрязнению, установления  охранных зон, сохранения находящихся  на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культур технических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия.

3. Лица, в результате деятельности  которых произошло радиоактивное  и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность  их использования по целевому  назначению или ухудшение  их качества, полностью возмещают убытки и потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в соответствии с положениями статей 57 и 58 настоящего Кодекса, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

Меры экономического стимулирования охраны окружающей среды регулируются налоговым законодательством (Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций», с изменениями и дополнениями от 31 декабря 1995 г.; Законом РФ от 20 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с предприятий», другими законами).

2. Международный опыт и сотрудничество  в решении экологических проблем

2.1 Формирование системы международного  экологического сотрудничества

Основная особенность глобальных проблем состоит в том, что ни одна страна самостоятельно не может с ними справиться. Наша природная среда является составной частью планетарной экологической системы, и решение таких глобальных проблем, как охрана озонового слоя, борьба с трансграничным переносом загрязняющих веществ, предотвращение антропогенного изменения климата, сохранение биоразнообразия, лесовосстановление и других, в государственном масштабе нереально без объединения усилий всего мирового сообщества.

В ходе становления и развития международное  сотрудничество в области охраны окружающей среды претерпело существенные изменения. Выделяют следующие периоды формирования современной системы международного экологического сотрудничества:

-Первый(1913-1948) этап связан с попытками  объединения усилий различных  стран в целях защиты природы в рамках международных конференций. Впервые конференция такого рода, собравшая ученых из 18-ти стран, состоялась в 1913 г. в Берне (Швейцария). В 1923 г. в Париже прошел I Международный конгресс по охране природы. В 1928 г. в Брюсселе было открыто Международное бюро защиты природы.

Но усилия общественности на этом этапе не пользовались поддержкой правительств, носили информационный, дискуссионный  характер и не привели к выработке  каких-либо практических мер по охране природной среды.

-Второй (1948-1968) этап начался с  созданием ООН, которой в настоящее  время принадлежит ведущая роль  в международном экологическом  сотрудничестве. Можно сказать без  преувеличения, что все органы  ООН наряду с политическими,  экономическими, социальными и иными проблемами занимаются вопросами охраны окружающей среды.

-Третий (1968-1992) этап характеризуется  чрезвычайной активизацией многостороннего  международного экологического  сотрудничества, что было обусловлено  негативными последствиями научно-технической  революции. В 60-е годы воздействие человека на окружающую среду приобретает глобальный характер и все чаще превышает естественные возможности экосистем к самовосстановлению. В 1968 г. сессия Генассамблеи ООН приняла резолюцию, установившую роль благоприятной окружающей среды для соблюдения основных прав человека. Важнейшим этапом в экологической политике государств и всего международного сообщества принято считать состоявшуюся в Стокгольме (1972) Международную конференцию по окружающей человека среде. В соответствии с ее решением и был учрежден постоянно действующий орган ООН по охране окружающей среды -- ЮНЕП.

Стокгольмская конференция создала  прецедент рассмотрения экологических  проблем в контексте человеческого  развития. Последующие международные  конференции по различным социально-экономическим проблемам, проводимые под эгидой ООН, так или иначе затрагивали вопросы охраны среды обитания человека.

Четвертый этап (с 1992 г.) знаменует  состоявшаяся 3-14 июня 1992 г. в Рио-де-Жанейро  Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Она подвела итоги международной деятельности по охране окружающей среды за двадцать лет, прошедших после Стокгольмской конференции, приняла целый ряд программных документов, разработала концепцию устойчивого человеческого развития, открыла для подписания международные конвенции об охране климатических ресурсов и о биологическом разнообразии. Конференция в Рио задала программу дальнейшего международного сотрудничества в области природоохранной деятельности принятием "Повестки дня на XXI век" и других итоговых документов.

2.2 Международные организации в  области охраны окружающей среды  http://www.bibliofond.ru.

Международное сотрудничество в области  охраны окружающей среды насчитывает  пока лишь 30-летнюю историю. К настоящему времени в мире существует многочисленное количество организаций по защите окружающей среды. В своей курсовой работе я приведу лишь некоторые, наиболее известных организации, деятельность которых в той или иной мере связана с охраной окружающей среды. Их вклад в охрану окружающей природы очень велик.

ЮНСЕД - Конференция ООН по окружающей среде и развитию (КОСР) - United Nations Conferenceon Environmentand Development (UNCED). Главной целью является взаимодействие государств по ключевым проблемам (защита атмосферы, охрана земельных и водных ресурсов, использование новых методов биотехнологии, приостановка деградации окружающей среды). Основная деятельность это, подготовка национальных отчетов и рабочих программ.

ПРООН - Программа ООН по развитию - UnitedNationsDevelopmentProgramme (UNDP). Главной целью является помощь развивающимся странам в построении более эффективной экономики и рационального использования природных ресурсов. Занимается проведением исследований природных ресурсов, созданием на местах учебных учреждений и материально-технической базы для проведения прикладных исследований.

КУР - Комиссия ООН по устойчивому развитию - United Nations Commission on Sustainable Development (CSD). Главной целью является содействие процессу устойчивого развития на национальном и международном уровнях. Привлекаетвнимание к проблемам охраны окружающей среды; помогает в улучшении деятельности ООН в области охраны окружающей среды и развития; поощряет проведения семинаров и конференций

ВОЗ - Всемирная организация ООН  по вопросам здравоохранения WorldHealth Organisation (WHO) - Всемирная организация здравоохранения. Главной целью является охрана и улучшение здоровья человека посредством контроля и управления негативным воздействием на окружающую среду. Проводит мероприятия по оздоровлению окружающей среды, в том числе обеспечивает безопасность использования химических препаратов, оценку и контроль уровня загрязнения, защиту от радиоактивного облучения, оценку влияния изменений климата на здоровье человека; разработку Глобальной стратегии охраны здоровья и окружающей среды.

МСОП-Международный союз охраны природы - Всемирный союз охраны природы - International Union for Nature Conservation (IUCN) - The World Conservation Union.

ИМО - Международная морская организация.

ЮНИДО - Программа ООН по промышленному развитию - United Nations Industrial Development Organisation (UNIDO).

Однако все вышеперечисленные  организации не всегда имеют возможность  следить за всеми изменениями  происходящими в окружающей среде  и тут им на помощь приходят системы  мониторинга и наблюдения.

Самые известные среди них: Всемирный  центр мониторинга охраны природы - World Conservation Monitoring Centre (WCMC). Главной целью  является поддержка программ охраны природы и устойчивости развития посредством предоставления полной и новейшей информации, основанной на результатах научных исследований и анализа. Основной деятельностью является формирование баз данных по видам растений и животных, находящихся под угрозой исчезновения; по место обитанию особого значения; по охраняемым территориям и участкам международного значения, оказание помощи в создании национальных информационных центров; предоставление доступа к данным через международные электронные сети и т.д.

2.3 ОНН в области решения глобальных  экологических проблем

При решении глобальных экологических проблем особую роль играет Организация Объединенных Наций (ООН). Она призвана разработать стратегию в области экологии и охраны природы и стать при этом координатором ее исполнения.

Одним из самых главных результатов  ее работы стал вывод: нынешняя рыночно-потребительская модель, действующая в ряде развитых стран, стремительно ведет к гибели всего человечества.

Переход к новому партнерскому типу международных взаимоотношений, к  новому характеру производства материальных благ и их потребления человечество может осуществить только в том случае, если все слои общества во всех странах осознают жизненную необходимость такого перехода и будут ему содействовать.

Промышленное и сельскохозяйственное развитие является, как известно, основой подъема социально-экономического уровня жизни населения любой страны. Однако во всем мире промышленность, да и сельское хозяйство развивались без учета исчерпаемости многих видов невозобновляемых ресурсов и понимания того обстоятельства, что восстановительные способности живой ограничены.

Ныне пришло понимание, что угроза выживанию человеческой цивилизации -- окружающая природная среда, которая  быстро деградирует под натиском человеческой деятельности, в том  числе и военной, и превращается во враждебную.

Конференция в Рио-де-Жанейро В июне 1992 г. проходила на уровне глав государств и представительств Конференция ООН по окружающей среде и развитию, ставшая переломным этапом в международном экологическом движении, она должна была предложить новую модель развития, которая бы способствовала в перспективе сочетанию благополучия всех живущих и сохранения природной среды. Но при этом исходная посылка была сформулирована четко: обеспечить экологическую безопасность планеты в социально несправедливом мире невозможно.

В качестве других центральных проблем  были названы:

не отвечающий глобальному экологическому кризису характер производства и  потребления в промышленно развитой части мира, подрывающий природные  системы, которые поддерживают саму жизнь на планете;

взрывоопасный рост населения (преимущественно в развивающейся части мира), в результате чего ежегодно добавляется более 200 тыс. человек;

углубляющееся неравенство между  богатыми и бедными странами, из за чего в борьбу за выживание ввергается 75% человечества;

исчерпавшая себя господствующая экономическая система, которая не учитывает экологические ценности и ущерб и рассматривает неограниченный рост производства как прогресс.

Опасный сам по себе дисбаланс между  преобладающим приростом населения  в развивающихся странах и неуклонным экономическим ростом (естественно связанным с ростом потребления природных ресурсов) в промышленно развитых странах увеличивается. Так, с 1972 г. население Земли выросло более чем на 2 млрд человек. Этот прирост больше численности всего человечества в начале XX столетия, вследствие этого признано необходимым как можно быстрее стабилизировать численность населения, иначе это сделает природа, причем значительно более жестко, с возможным ударом по генофонду человечества.

Информация о работе Зарубежный опыт управления охраной окружающей среды