Зарубежный опыт управления охраной окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

Главные экологические проблемы современности, среди которых изменение климата, истощение озонового слоя, опустынивание, снижение биологического разнообразия, загрязнение вод Мирового океана не имеют государственных границ и должны решаться всем мировым сообществом. Для борьбы со сложившейся экологической ситуацией созданы и эффективно функционируют так называемые "зеленые" организации, наиболее известными среди которых являются, "Всемирный фонд дикой природы", разного рода государственные или общественные природоохранные инициативы ("Красная книга").
Среди наиболее эффективных путей решения экологических проблем необходимо выделить внедрение экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, сырья, продукции и оборудования, рациональное использование природных ресурсов.

Содержание работы

Введение
1. Экологическая проблема как одна из основных проблем современности
1.1 Сущность экологических проблем
1.2 Нормативно правовое регулирование охраны окружающей среды
2. Международный опыт и сотрудничество в решении экологических проблем
2.1 Формирование системы международного экологического сотрудничества
2.2 Международные организации в области охраны окружающей среды
2.3 ОНН в области решения глобальных экологических проблем
3. Решение экологических проблем на современном уровне
3.1 Экологическое стимулирование экономики сырьевых и материальных ресурсов
3.2 Плата за природные ресурсы, сущность, стимулирующая функция
4. Оценка вариантов повышения экологической безопасности эксплуатации автомобильного транспорта
4.1 Задание
4.2 Определение экономичности природоохранных мероприятий
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Полож.опыт международ.опыт.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

Базовые нормативы определяются определяются по каждому виду загрязнителя ввиду  вредного воздействия (шум, электромагнитные излучения) с учётом степениих опасности  для окружающей среды и здоровья населения. Базовые нормативы представлены в двух видах: за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных нормативов; сверх установленных лимитов или временно согласованных выбросов. Дифференцированные нормативы исчисляются МПР России на основе базовых, но с поправкой на экологическую ситуацию и экологические факторы соответствующих регионов. К последним относятся природно-климатическое, экономические особенности территорий, значимость охраняемых природных объектов. Дифференцированная ставка платежей Дифференцированный платеж -это способ погашения кредита, при котором основная сумма займа выплачивается равными долями, а проценты начисляются на остаток. для конкретных регионов, бассейнов рек и морей определяется умножением коэффициента, отражающего экологические особенности региона, на базовую ставку платежей. Конкретные размеры платежей за загрязнение для предприятий-загрязнителей определяются исполнительными органами власти города, района с участием органом охраны окружающей среды, санэпиднадзора и предприятия. Порядок определения размера такой платы для отдельного хозяйствующего субъекта даётся в постановлении Правительства РФ. При отсутствии у природопользователя разрешения на выброс вредных веществ плата за загрязнение устанавливается как за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. Причём с учётом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости. Так, в крупных городах и промышленности центрах такое повышение разрешается до 20%, в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых, в том числе заповедных территориях, эколого-курортных регионах, - в 2 раза. Платежи за выбросы и размещение отходов производятся за счёт себестоимости продукции, а платежи за превышение лимитных загрязнений - за счёт прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия-загрязнителя. Перечисление средств производится предприятием в сроки, которые согласовываются с территориальными органами охраны окружающей среды. Из общей суммы 10% платежей подлежит перечислению в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов МПР России, а остальные 90% - в экологические фонды согласно установленному проценту зачисления. Очень важно отметить, следующие два обстоятельства. Во-первых, постановлением Правительства Российская Федерация так разъясняется вытекающий из действующего законодательства факт: если платежи предприятия равны или превышают размер прибыли, которая остаётся в распоряжении предприятия, то местными органами охраны окружающей среды или органами санэпидемнадзора рассматривается вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего субъекта. В систему платежей за использование природных ресурсов включаются три их вида: платежи за использование природных ресурсов универсального назначения; платежи за воспроизводство специализированных природных ресурсов; рентные платежи за использование относительно более благоприятных ресурсов.

Рассмотренные платежи за использование природных ресурсов нельзя осуществлять со штрафными платежами за нарушение установленных нормативов и лимитов природопользования.

Платежи предприятий  за использование природных ресурсов, должны рассматриваться как экономические  нормативы долговременного действия, характеризующие доход, получаемый предприятием на основе использования им природных богатств находящихся в государственной собственности.

Стимулирующая функция введения платы за пользование, в том числе на охрану и восстановление природных ресурсов посредством изъятия у предприятий рентных доходов через систему платежей за природопользование реализуется государственная форма собственности на природные ресурсы и своевременно обеспечивается выравнивание условий хозяйствования предприятий, использующих природные ресурсы разного богатства и местоположения.

В основе формирования платежей за воспроизводство природных  ресурсов лежат следующие принципиальные положения: следует обеспечить максимально  возможный полный возврат на воспроизводство  важнейших видов природных ресурсов при определении сумм платежей по видам ресурсов, в том числе необходимо ввести также платежи при использовании сельскохозяйственных земель (исходя из различных бюджетных ассигнований на их качественное улучшение и охрану); источником возмещения затрат на воспроизводство природных ресурсов является приносимая ими дифференциальная рента. В условиях рынка, когда работа предприятия оценивается по показателям прибыльности и рентабельности, бесплатность природных ресурсов очень часто порождает бесхозяйственное отношение к ним. Плата за природные ресурсы должна соответствовать величине экономического эффекта, получаемого от эксплуатированного природного ресурса на народнохозяйственном уровне.

Плата за ресурсы  предназначена для регулирования  взаимоотношений государства и хозрасчетного предприятия по поводу конкретного природного фактора. Цель ее введения заключается в создании экономических условий для функционирования отдельных предприятий природоэксплуатирующих отраслей и стимулирование рационального использования природных ресурсов, т. е. создание такого механизма экономического стимулирования их использования, который обеспечит повышение эффективности всего общественного производства путем перехода на интенсивный путь развития и снижения дохода.

Для обеспечения функционирования такого механизма, во-первых, необходимо начинать определение платежей за воспроизводство природных ресурсов с сопоставления расчетной выручки от реализации данного вида минерально-сырьевых ресурсов в разрабатываемых ценах с суммой нормативных затрат на добычу и включаемых в систему нормативных накоплений. Во-вторых, необходимо ввести платежи за природные ресурсы универсального назначения, используемые при его добыче, платежи за воспроизводство данного специализированного ресурса, нормативные накопления, учитываемые в цене.

4. Оценка вариантов  повышения экологической безопасности  эксплуатации автомобильного транспорта

4.1 Задание

1. Оценить суммарную  токсичность выбросов за год  автомобилями с бензиновыми и  дизельными двигателями по двум вариантам природоохранных мероприятий.

2. Определить  вклад основных компонентов отработавших  газов в суммарную токсичность  выбросов.

3. По результатам  расчетов построить гистограммы,  проанализировать экологическую  эффективность предлагаемых мероприятий.

4. Сопоставить  экономичность предлагаемых вариантов  природоохранных мероприятий, сделать  вывод о большей целесообразности  одного из них.

Исходные данные

Средний пробег автомобиля за год, L ……………………..10 000 км

Средний расход топлива на 100 км:

- для бензиновых двигателей ……………………………....10 л

- для дизельных  двигателей……………………………..…..30 л

Средняя стоимость  используемых топлив:

- бензинов…………………………………………………….15 руб/л

- дизельных  топлив………………………………………..…15 руб/л

Стоимость одного каталитического

Нейтрализатора  для автомобиля с бензиновым двигателем………………………………………….….…………...10 000 руб.

Стоимость комбинированной  системы фильтр-нейтрализатор для  автомобиля с дизельным двигателем.... .12 000 руб.

Срок службы каталитического нейтрализатора ………….….3 года

Срок службы комбинированной системы фильтр нейтрализатор…………………………………………………...……3 года

Стоимость многофункциональной  присадки:

- для бензинов………………………………………………..…2  коп/л

- для дизельных  топлив……………………………………….6 коп/л

Природоохранные мероприятия для предприятия, в  автопарке которого имеются автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями, предлагаются с учетом того, что автомобили с бензиновыми двигателями оборудованы системой впрыска топлива и используют только неэтилированный бензин. Применение каталитических нейтрализаторов и системы фильтр-нейтрализатор увеличивает расход топлива на 10 %. Для снижения токсичных выбросов, производимых автомобилями предприятия, предложены 2 альтернативных природоохранных мероприятия:

- применение  трехкомпонентных каталитических  нейтрализаторов для автомобилей с бензиновыми двигателями и комбинированной системы фильтр-нейтрализатор для автомобилей с дизельными двигателями (природоохранное мероприятие 1);

- применение  многофункциональной присадки к  бензинам и дизельным топливам (природоохранное мероприятие 2).

Данные о  выбросах загрязняющих веществ одним  автомобилем на единицу пробега  представлены в табл. 1.1.

Загрязнение воздуха  городов токсичными веществами, выбрасываемыми автотранспортом, обусловливает во многих случаях концентрации токсичных веществ в воздухе в зоне дыхания, во много раз превышающие безвредные для здоровья человека. Выбросы токсичных веществ автомобилями зависят как от технического совершенства автомобилей и их двигателей, так и от экологических свойств моторных топлив. При сгорании моторных топлив в бензиновых и дизельных двигателях при стехиометрическом (.=1) или сверхстехиометрическом (.>1) соотношении кислород воздуха/топливо помимо основных продуктов полного окисления - воды и диоксида углерода - образуются и выбрасываются с отработавшими газами в воздух токсичные вещества: оксиды углерода, азота, органические кислородосодержащие соединения, несгоревшие углеводороды, сажа, а при использовании свинцовых антидетонаторов (этилированных бензинов) свинец (в виде бромидов и хлоридов). Образование токсичных веществ в бензиновых и дизельных двигателях имеет свои особенности и отличия, ввиду этого и состав отработавших газов отличается. Основные токсичные продукты отработавших газов бензиновых двигателей (в современных бензиновых двигателях соотношение воздух/топливо автоматически поддерживается в пределах 1,00 . 1,02 относительно стехиометрического) - продукты неполного горения топлива: оксид углерода (CO) и недогоревшие углеводороды (CmHn). Дизельный двигатель работает со значительным избытком воздуха, и микродиффузионный режим сгорания топлива создает условия образования токсичных веществ, значительно отличающиеся от условий в бензиновых двигателях.

Таблица 1.1 Исходные данные для решения

 

№ варианта

Выбросы токсичных  веществ автомобилем с бензиновым двигателем , г/км

Выбросы токсичных  веществ автомобилем с дизельным  двигателем , г/км

 

9

CO

NO2

CmHn

CO

NO2

CmHn

Сажа

 
 

0*

1**

2***

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

0

1

2

 
 

3,00

0,30

2,10

0,20

0,08

0,35

0,30

0,03

0,19

1,50

0,20

1,28

5,40

5,40

4,20

1,00

0,10

0,65

0,14

0,07

0,07

 
                                             

* -Выбросы до  проведения природоохранного мероприятия.

** - Выбросы после  природоохранного мероприятия 1.

*** - Выбросы  после природоохранного мероприятия  2

В результате в  дизельных двигателях образование оксидов азота значительно выше, чем в бензиновых двигателях, а образование оксида углерода - много меньше. В то же время значительно выше степень полного и неполного окисления углеводородов, и, следовательно, значительно меньше выбросы суммы углеводородов и их оксипроизводных (но доля выбросов альдегидов в 1,5 . 4 раза выше), чем в бензиновых двигателях. Кроме того, в выбросах дизельных двигателей всегда содержится сажа, ввиду особенностей диффузионного горения.

Для оценки суммарной токсичности отработавших газов необходимо знание ПДК токсичных компонентов выбросов. Обычно при оценке токсичности веществ, выбрасываемых в воздух автотранспортом, исходили из значений максимальной разовой ПДК.

Однако, в настоящее  время города настолько насыщены автомобилями, что правильнее пользоваться среднесуточными ПДК. При этом существует большая неопределенность в величине ПДК для группы токсичных веществ CmHn, так как определяется сумма горючих, кроме СО, включающая в себя как малотоксичные, так и чрезвычайно токсичные вещества.

Предельно допустимые концентрации некоторых веществ, входящих в группу CmHn отработавших газов АТС

Поскольку усреднение ПДК в данном случае проблематично, мы принимаем для группы CmHn ПДК, равным ПДК NO2 (в нормах ПДВ стран ЕС до 2000 г. CmHn и NO2, определяемые в виде NO2, лимитировались суммарно). Ниже приведены среднесуточные ПДК основных токсичных компонентов отработавших газов:

Вещество ПДКСС, мг/м3

NO2……………………………0,04

CO……………………………...3

CmHn ……………………..…..0,04

Твердые частицы

(сажа)…………………..……...0,05

Если при  сжигании 1 кг топлива выделяется GA г токсичного вещества А и предельно  допустимая среднесуточная концентрация его равна ПДКА, то концентрация А в воздухе будет равна  ПДК А. Тогда объем воздуха, в  котором разбавлены продукты сгорания (коэффициент разбавления - Кр(А), м3), равен

Рассчитываем  Кр с учетом выбросов токсичных веществ  автомобилем с бензиновым двигателем, г/см:

Вычисляем коэффициент  разбавления вещества А (СО):

2

Вычисляем коэффициент  разбавления вещества В (NO2):

2

Вычисляем коэффициент  разбавления вещества С (CmHn)

2

Рассчитываем  Кр с учетом выбросов токсичных веществ  автомобилем с дизельным двигателем, г/см:

Вычисляем коэффициент  разбавления вещества А(СО):

Вычисляем коэффициент  разбавления вещества В(NO2):

Вычисляем коэффициент разбавления вещества С(CmHn):

Вычисляем коэффициент  разбавления вещества D (сажа):

Информация о работе Зарубежный опыт управления охраной окружающей среды